«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

3 июня 2021 года

Война и армия Богородск-Ногинск

От испытания авиационных  вооружений к созданию автоматизированных систем управления ВВС

Без малого сто лет на окраине подмосковного города Ногинск зарождалась мощь отечественных Военно-воздушных сил – испытывались авиационные вооружения и осуществлялись научные исследования в этой области; в первые годы Великой Отечественной войны здесь базировались боевые летные подразделения; с появлением первых электронных вычислительных машин здесь началась научно-исследовательская и прикладная работа по созданию на их основе автоматизированных систем управления и связи ВВС. Созданные научными сотрудниками и сотрудниками экспериментального завода тренажеры служили для подготовки космонавтов и летного состава боевых частей авиации. Именно здесь были запущены в работу первые отечественные ЭВМ Института точной механики и вычислительной техники (ИТМ и ВТ, г. Москва), Ереванского НИИ математических машин и Минского НИИ, составившие славу советской электронной техники. Перед авторами стояла задача отдать дань уважения людям, посвятившим свою жизнь отечественной авиации.

 

Содержание

Публикуется с продолжением

 

Авторский коллектив:

Предисловие

Первые научные исследования в области авиации начались в близком от нас подмосковном Кучино, когда в 1904 году в своем имении промышленник и банкир Дмитрий Павлович Рябушинский (1882–1962) основал научно-исследовательское учреждение для исследований по теоретической и экспериментальной аэродинамике. Проект был разработан и осуществлен под руководством и при непосредственном участии Николая Егоровича Жуковского (1847–1921) и его учеников: Л.С. Лейбензона (1879–1951), С.С. Неждановского (1850–1940), В.Б. Кузнецова и других. Позднее, уже после революции 1917 года, к ним присоединился С.А. Чаплыгин (1869–1942). Основным оборудованием являлась аэродинамическая труба длиной 14,5 м и диаметром 1,2 м.

10 ноября (28 октября по старому стилю) 1917 года, на третий день после Революции, по указанию В.И. Ленина началось формирование авиационных частей – первых социалистических авиаотрядов.

21 сентября 1920 года приказом Реввоенсовета РСФСР «Летучая лаборатория» – так называлась со­зданная в марте 1918 года первая исследовательская авиационная организация – была преобразована в Опытный аэродром при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного воздушного флота (ГУ РККВФ). На опытном аэродроме, располагавшемся на Ходынском поле в Москве, тогда же приступили к испытаниям самолетов, преимущественно иностранного производства.

Именно от 21 сентября 1920 года отсчитывает свой «возраст» летный, технический и научный личный состав Государственного летно-испытательного Центра (ГЛИЦ) имени Валерия Чкалова МО РФ, который сегодня территориально расположен в городах Ахтубинск, Щёлково, Знаменск, Вольск, Нальчик, Ключи Камчатские, Феодосия.

Степан Анастасович Микоян – летчик-испытатель, ученый, долгое время работавший заместителем начальника ГЛИЦа в Ахтубинске, – обращал внимание на то, что еще Николай II в апреле 1916 года поддержал решение Военного совета России о формировании Главного аэродрома с испытательной станцией и мастерскими для контроля качества самолетов. Удалось ли тогда, в условиях Первой мировой войны, сделать что-то практическое – неизвестно, но Степан Микоян призывал не забывать этой даты.

В июле 1922 года в связи с общим сокращением армии (Гражданская война закончилась) опытный аэродром объединили с созданной 7 октября 1920 года аэрофотографической частью Красной Армии. Так был образован Научно-опытный аэродром при ГУ РККВФ.

В 1923–1926 годах здесь провели испытания первых советских самолетов ИЛ-400 (И-1), АНТ-2, Р-1, Р-3, ТБ-1, а также самолетов иностранного производства. Тогда же были начаты испытания новых систем авиационных вооружений.

12 октября 1926 года Приказом Реввоенсовета СССР Научно-опытный аэродром (НОА) был преобразован в Научно-исследовательский институт ВВС РККА. Во главе НИИ стоял начальник, подчиненный командованию ВВС РККА, и он пользовался правами командира дивизии. Только за первые четыре года в НИИ ВВС было испытано 960 образцов авиационной техники и вооружений. Летчики НИИ осуществили ряд дальних перелетов на самолетах «Страна Советов» (ТБ-1) и «Крылья Советов» (АНТ-9).

В июне 1929 года испытательную базу института было решено перевести с Ходынского поля столицы на другой аэродром, и его начали строить вблизи г. Щёлково, недалеко от платформы, которая ныне имеет название Чкаловская. Место было выбрано на возвышенности между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово. Были построены: взлетно-посадочная полоса – самая большая на то время в стране; аэродинамические трубы, барокамеры, самолетные весы, опытный завод.

10 ноября 1932 года Я.И. Алкснис (1897–1938), с 1931 года команду­ющий ВВС РККА, подписал документ о приемке объекта в эксплуатацию и о перебазировании сюда авиаторов из Москвы. Здесь на многие годы начались испытания самих самолетов, а также различных специальных систем – связь, радиолокация и т.д.

Перелет самолетов с Ходынки в Щёлково вылился в грандиозный праздник: «… на следующий день, 11 ноября, состоялся перелет испытательной авиабригады с Ходынского поля на Щёлковский аэродром, Этот перелет знаменателен тем, что все 67 самолетов прошли в праздничной колонне над Красной площадью, – перелет стал Первым воздушным парадом в истории СССР. Ведущим в колонне и первым совершил посадку на новом аэродроме тяжелый ТБ-3 № 311, пилотируемый В.П. Чкаловым».

Полное перебазирование всех испытательных подразделений было завершено в 1935 году. Именно отсюда в свои легендарные полеты отправлялись Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Михаил Громов, Михаил Водопьянов, наш земляк Александр Беляков…

Первые сведения о Ногинском полигоне относятся к 1920-м годам, когда по решению Реввоенсовета страны на московском заводе «Мастяж­арт» («Мастерская тяжелой артиллерии»), известном еще с 1916 года, был организован научно-исследовательский отдел по разработке и испытанию авиабомб. Надо сказать, что завод занимался, в частности, и новым для тех лет делом – планеризмом. В 1925 году, в частности на выставке Московского общества друзей воздушного флота, им был представлен двухместный учебно-тренировочный планер «Мастяжарт-3» конструкции И. Толстых и С. Люшина, а построен он был на заводе по рекомендации знаменитого С.В. Ильюшина, который постоянно с заводом сотрудничал. Известно, что на этом планере тренировалась первая группа летчиков-планеристов Центрального Совета Осоавиахима СССР.

В составе научно-исследовательского отдела (НИО) этого завода в шести километрах от Ногинска была создана испытательная станция с мастерскими для изготовления и испытания опытных образцов снарядов, здесь работали и некоторые жители окрестных деревень. У жителей деревни Соколово, например, место расположения мастерских называлось «Мастяжарка». Именно это место, которое имело официальное название – военный городок № 67 или Ногинск-2, – было определено командармом второго ранга Я.И. Алкснисом для размещения полигона испытаний авиационных вооружений ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.