«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

3 июня 2021 года

Война и армия Богородск-Ногинск

От испытания авиационных  вооружений к созданию автоматизированных систем управления ВВС

Без малого сто лет на окраине подмосковного города Ногинск зарождалась мощь отечественных Военно-воздушных сил – испытывались авиационные вооружения и осуществлялись научные исследования в этой области; в первые годы Великой Отечественной войны здесь базировались боевые летные подразделения; с появлением первых электронных вычислительных машин здесь началась научно-исследовательская и прикладная работа по созданию на их основе автоматизированных систем управления и связи ВВС. Созданные научными сотрудниками и сотрудниками экспериментального завода тренажеры служили для подготовки космонавтов и летного состава боевых частей авиации. Именно здесь были запущены в работу первые отечественные ЭВМ Института точной механики и вычислительной техники (ИТМ и ВТ, г. Москва), Ереванского НИИ математических машин и Минского НИИ, составившие славу советской электронной техники. Перед авторами стояла задача отдать дань уважения людям, посвятившим свою жизнь отечественной авиации.

 

Авторский коллектив:

Авторский коллектив выражает огромную благодарность Григорию Чивиреву (г. Электросталь) и Спартаку Меликяну (г. Ереван), которые приняли на себя расходы по настоящему изданию.

Выражаем признательность за доброжелательную помощь следующим организациям и лицам:

Коллективам Ахтубинского и Ногинского краеведческих музеев.

Байдемирову Б. Д.

Бузурному С. М.

Бутенко В. Ю. 

Веревкину Г. Ф.

Гуськову Е. В.

 Золотареву М. В.

Зяблевой Р. С.

Зяблеву Ю. В.

Коротицкому В. И.

Мирскому Е. М.

Мирской Н. Г.

Паршенину Л. Г.

Плешкову П. Е. 

Тикареву Р.

 

Содержание

Публикуется с продолжением

Предисловие

Первые научные исследования в области авиации начались в близком от нас подмосковном Кучино, когда в 1904 году в своем имении промышленник и банкир Дмитрий Павлович Рябушинский (1882–1962) основал научно-исследовательское учреждение для исследований по теоретической и экспериментальной аэродинамике. Проект был разработан и осуществлен под руководством и при непосредственном участии Николая Егоровича Жуковского (1847–1921) и его учеников: Л.С. Лейбензона (1879–1951), С.С. Неждановского (1850–1940), В.Б. Кузнецова и других. Позднее, уже после революции 1917 года, к ним присоединился С.А. Чаплыгин (1869–1942). Основным оборудованием являлась аэродинамическая труба длиной 14,5 м и диаметром 1,2 м.

10 ноября (28 октября по старому стилю) 1917 года, на третий день после Революции, по указанию В.И. Ленина началось формирование авиационных частей – первых социалистических авиаотрядов.

21 сентября 1920 года приказом Реввоенсовета РСФСР «Летучая лаборатория» – так называлась со­зданная в марте 1918 года первая исследовательская авиационная организация – была преобразована в Опытный аэродром при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного воздушного флота (ГУ РККВФ). На опытном аэродроме, располагавшемся на Ходынском поле в Москве, тогда же приступили к испытаниям самолетов, преимущественно иностранного производства.

Именно от 21 сентября 1920 года отсчитывает свой «возраст» летный, технический и научный личный состав Государственного летно-испытательного Центра (ГЛИЦ) имени Валерия Чкалова МО РФ, который сегодня территориально расположен в городах Ахтубинск, Щёлково, Знаменск, Вольск, Нальчик, Ключи Камчатские, Феодосия.

Степан Анастасович Микоян – летчик-испытатель, ученый, долгое время работавший заместителем начальника ГЛИЦа в Ахтубинске, – обращал внимание на то, что еще Николай II в апреле 1916 года поддержал решение Военного совета России о формировании Главного аэродрома с испытательной станцией и мастерскими для контроля качества самолетов. Удалось ли тогда, в условиях Первой мировой войны, сделать что-то практическое – неизвестно, но Степан Микоян призывал не забывать этой даты.

В июле 1922 года в связи с общим сокращением армии (Гражданская война закончилась) опытный аэродром объединили с созданной 7 октября 1920 года аэрофотографической частью Красной Армии. Так был образован Научно-опытный аэродром при ГУ РККВФ.

В 1923–1926 годах здесь провели испытания первых советских самолетов ИЛ-400 (И-1), АНТ-2, Р-1, Р-3, ТБ-1, а также самолетов иностранного производства. Тогда же были начаты испытания новых систем авиационных вооружений.

12 октября 1926 года Приказом Реввоенсовета СССР Научно-опытный аэродром (НОА) был преобразован в Научно-исследовательский институт ВВС РККА. Во главе НИИ стоял начальник, подчиненный командованию ВВС РККА, и он пользовался правами командира дивизии. Только за первые четыре года в НИИ ВВС было испытано 960 образцов авиационной техники и вооружений. Летчики НИИ осуществили ряд дальних перелетов на самолетах «Страна Советов» (ТБ-1) и «Крылья Советов» (АНТ-9).

В июне 1929 года испытательную базу института было решено перевести с Ходынского поля столицы на другой аэродром, и его начали строить вблизи г. Щёлково, недалеко от платформы, которая ныне имеет название Чкаловская. Место было выбрано на возвышенности между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово. Были построены: взлетно-посадочная полоса – самая большая на то время в стране; аэродинамические трубы, барокамеры, самолетные весы, опытный завод.

10 ноября 1932 года Я.И. Алкснис (1897–1938), с 1931 года команду­ющий ВВС РККА, подписал документ о приемке объекта в эксплуатацию и о перебазировании сюда авиаторов из Москвы. Здесь на многие годы начались испытания самих самолетов, а также различных специальных систем – связь, радиолокация и т.д.

Перелет самолетов с Ходынки в Щёлково вылился в грандиозный праздник: «… на следующий день, 11 ноября, состоялся перелет испытательной авиабригады с Ходынского поля на Щёлковский аэродром, Этот перелет знаменателен тем, что все 67 самолетов прошли в праздничной колонне над Красной площадью, – перелет стал Первым воздушным парадом в истории СССР. Ведущим в колонне и первым совершил посадку на новом аэродроме тяжелый ТБ-3 № 311, пилотируемый В.П. Чкаловым».

Полное перебазирование всех испытательных подразделений было завершено в 1935 году. Именно отсюда в свои легендарные полеты отправлялись Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Михаил Громов, Михаил Водопьянов, наш земляк Александр Беляков…

Первые сведения о Ногинском полигоне относятся к 1920-м годам, когда по решению Реввоенсовета страны на московском заводе «Мастяж­арт» («Мастерская тяжелой артиллерии»), известном еще с 1916 года, был организован научно-исследовательский отдел по разработке и испытанию авиабомб. Надо сказать, что завод занимался, в частности, и новым для тех лет делом – планеризмом. В 1925 году, в частности на выставке Московского общества друзей воздушного флота, им был представлен двухместный учебно-тренировочный планер «Мастяжарт-3» конструкции И. Толстых и С. Люшина, а построен он был на заводе по рекомендации знаменитого С.В. Ильюшина, который постоянно с заводом сотрудничал. Известно, что на этом планере тренировалась первая группа летчиков-планеристов Центрального Совета Осоавиахима СССР.

В составе научно-исследовательского отдела (НИО) этого завода в шести километрах от Ногинска была создана испытательная станция с мастерскими для изготовления и испытания опытных образцов снарядов, здесь работали и некоторые жители окрестных деревень. У жителей деревни Соколово, например, место расположения мастерских называлось «Мастяжарка». Именно это место, которое имело официальное название – военный городок № 67 или Ногинск-2, – было определено командармом второго ранга Я.И. Алкснисом для размещения полигона испытаний авиационных вооружений ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.