«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

1 июля 2021 года

Война и армия Богородск-Ногинск

От испытания авиационных  вооружений к созданию автоматизированных систем управления ВВС. Часть 5

« предыдущая следующая »

2.3. Испытания отечественных и трофейных авиабомб

Е.Маслов

Здесь самое время напомнить о легендарном советском конструкторе авиабомб. Алексей Федорович Турахин (1896–1970), поручик царской армии, в 1917 году перешел на сторону новой власти, участвовал в Гражданской войне. Окончил Артиллерийскую академию в Ленинграде, а в 1926 году – Высшие академические авиационные курсы. Уже в 1930 году были приняты на вооружение разработанные им бомбы – ФАБ-50, ФАБ-100 и ФАБ-200. Начинает работать на заводе «Мас­тяжарт», а с 1932 года он конструктор Научно-испытательного отдела № 67. Именно этот отдел и работал на окраине города Ногинска, этот же номер был присвоен расположенному здесь военному городку. В 1933 году Алексей Федорович за окончание разработки первой серии фугасных бомб был награжден только что ­учрежденным орденом Красной Звезды. С 1938 года и до последних дней жизни работал в ГСКБ-47, ему принадлежит авторство советских сварных авиабомб, многих зажигательных, бронебойных, противолодочных бомб.

На Полигоне осуществлялись испытания всех модификаций отечественных авиабомб – осколочных, фугасных, бронебойных, бетонобойных, кумулятивных противотанковых, кассетных, зажигательных… Управляемые, самонаводящиеся бомбы появились уже после войны и также испытывались на Полигоне. Существует легенда об испытании на Полигоне и атомной бомбы – конечно, без ядерного заряда – ее, можно сказать, камуфляжа по габаритам, весу, оперению – для баллистических расчетов ее траектории.

С января 1935 года старший техник-лейтенант С.П. Мосягин отрабатывал бомбометание последовательно на таких самолетах, как Р-5, ТБ-1, Тб-3, СБ, Ар-2, ­Ил-4, Пе-2, ряде опытных и иностранных самолетах. Во время войны испытывал синхронные прицелы П-1 и СПБ-11 («Вымпел»), П-9 Деренковского, авиационные взрыватели АВМ-2, АВД, АПУВ-1. Отрабатывал методику бомбометания ПТАБ с самолета Ил-4. В мае 1944 года он был награжден орденом Красной Звезды.

Авиационные бомбы разных  модификаций на выставке

Авиационные бомбы разных модификаций на выставке

Бомбометание по прибору «ВМШ» отрабатывал с 1935 года старший техник одного из звеньев испытательного авиационного полка Полигона техник-лейтенант А.Ф. Непогодин – участник войны с белофиннами, в июле-августе 1941 года на фронте Великой Отечественной. Он участвовал в испытании ПТАБ (противотанковой бомбы), испытывал прицелы П-8, ПБП-2, взрыватели при пикировании на больших скоростях. В мае 1944 года был награжден орденом Красной Звезды.

При бомбометании летчик и штурман по условиям технической осна­щен­ности того времени могли рассчитывать только на собственное зрение – надо было видеть цель. Кроме того, требовалась фотофиксация поражения цели. Вот почему на Полигоне огромное внимание уделялось отработке бомбометания при пикировании под наибольшим углом и при максимальных скоростях, что повышало точность бомбометания и снижало угрозу поражения от зенитного огня противника. В феврале 1941 года на Полигон на должность командира звена опытной эскадрильи пикирующих бомбардировщиков пришел В.А. Евсеев. Под руководством Василия Алексеевича успели к началу войны выработать методику бомбометания при пикировании и выдать в строевые летные части инструкции по применению пикирующих бомбардировщиков. В первые месяцы войны он сам воевал в составе 410-го авиаполка пикирующих бомбардировщиков и был награжден орденом Красного Знамени. Был возвращен к испытательной работе и 23 апреля 1943 года при испытаниях погиб.

В разработке методик и инструкций по применению пикирующих бомбардировщиков Ар-2 и Пе-2 активно участвовал летчик-испытатель Полигона М.В. Чернышенко. Михаил Васильевич на летной работе был уже с 1931 года, начал службу на Полигоне с 1937 года. Воевал в составе 410-го авиаполка, где командовал пикирующей эскадрильей и применил свои знания в боевых условиях. На фронте он, в частности, провел испытание боевого применения пикирования на самолете Ту-2. В 1943 году был награжден орденом Красного Знамени. Вернулся к испытательной работе, командовал опытной пикирующей эскадрильей, 6 июня 1944 года погиб при испытательном полете на Ту-2.

Отозванный с фронта в августе 1941 года старший техник-лейтенант Н.И. Соснов, состоя техником авиационного звена из 5–8 самолетов, обес­печивал возможность испытания бомбометания на больших высотах и при пикировании на максимальных скоростях. Им же испытывались прицелы СПБ-11 и П-9 Деренковского.

Нельзя не отметить, что в довоенное время конструирование самолетов часто осуществлялось под присмотром органов НКВД–ГПУ и, можно сказать, в закрытом режиме. В связи с этим при испытаниях на Полигоне часто выявлялось несоответствие различных деталей, параметров – прицелов, бомбодержателей, габаритов – летным качествам самолетов, часто использование того или иного вооружения резко изменяло летные качества самолета или его жизнеспособность. Нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как страх перед жестким наказанием за малейший промах в испытаниях. Летчики и технический персонал Полигона часто оказывались заложниками борьбы конкурирующих между собой, отдельных конструкторов, конструкторских бюро, заводов, проектирующих и производящих авиавооружение.

Сошлемся на прямого свидетеля тех лет – уже цитированного нами Василия Васильевича Решетникова: «… более коварной области деяний, чем вооруженческая, тут, пожалуй, не встретишь. В сложных переплетениях корпоративных эгоистических связей терялись ориентиры и исчезали иллюзии удачных решений, вспыхивали мелочные амбиции и претензии… Заседания госкомиссии порою превращались в поля сражений, где высшим приоритетом в поисках истины были ведомственные и личные интересы, но уж никак не оборонные».

С 1937 года авиационные вооружения начал испытывать командир истребительной испытательной авиаэскадрильи капитан А. Кусакин. В совершенстве владея всеми отечественными и рядом иностранных самолетов (Ме-109, «Харрикейн», «Аэрокобра»), он в основном сосредоточился на бомбометании в режиме пикирования на самолетах истребительной авиации и штурмовике «Ил-2». Он постоянно выезжал на фронт для обучения летчиков использованию на самолетах «Ил-2» прицелов ВМШ-2. Испытывал ПТАБы, прицел ПБП-1(б), пушки ОКБ-16. С 22 июня по 20 октября 1941 года – на фронте, сбил четыре вражеских самолета сам и несколько в групповом бою.

С октября 1937 года старшим летчиком, затем военным комиссаром эскадрильи, заместителем командира авиаполка Полигона служил майор С.И. Лябихов. С первых дней войны – военком эскадрильи. Его боевые награды: ордена Красного Знамени (1943, 1953), Красной Звезды (1947), Отечественной войны II степени (1945).

С 1937 года работал на Полигоне мотористом старшина А.С. Шалагинов, затем – авиатехником самолетов истребительного типа. Материальная часть самолетов АЭ, У-2, И-15, И-16, И-153, МИГ-1, МИГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-гб, Як-9, Ла-5, «Харрикейн–П» была изучена им, как отмечалось, досконально, что необходимо для успешного испытания вооружений. В июле-сентябре 1941 года он воевал в составе 401-го истребительного авиаполка под командованием Степана Супруна. В сентябре того же года вернулся к испытательной работе. Особо отмечена его работа над методикой бомбометания с Ил-2 и борьбы с танками противника. В мае 1944 года он был награжден медалью «За отвагу»

Капитан П.И. Толузаров – участник войны с белофиннами – с февраля по июнь 1941 года отрабатывал на Полигоне инструкции и методики применения пикирующих бомбардировщиков Ар-2 и Пе-2. Затем воевал на Западном фронте. С августа 1941 года был возвращен на испытательную работу и испытывал прицелы ПБП-2, ПБЛ-1, П-1, а также авиабомбы ФАБ-500, ФАБ-1000, ПТАБ, взрыватели АВ–П… Награжден в 1940 году орденом Красной Звезды, в июне 1944-го – орденом Отечественной войны II степени.

С 1939 года работал на Полигоне военный инженер В.А. Чернорез. Он руководил работой баллистической лаборатории – она стала лучшей в Союзе; затем являлся начальником научно-исследовательского отдела, с 1943 года – заместитель начальника Полигона по научно-исследовательской работе, был признан главным вдохновителем научной работы во всем НИИ ВВС.

На Полигоне испытывались и доводились до передачи в промышленность для серийного изготовления взрыватели авиабомб Ад, ДВ-1, АВД, АПУВ, АВ-1, упрощенный взрыватель ПВ3 к 20-мм и 23-мм снарядам. Взрыватель В-179, в частности, доведен до применения на фронтах войны инженером, старшим техник-лейтенантом Л.А. Гурьевым, пришедшим на Полигон в 1938 году. Им же, кстати, отработано питание 23-мм пушки «ВЯ» самолета Ил-2; рекомендованы для массового производства 20-мм осколочно-зажигательно-трассирующие снаряды, 23-мм осколочно-зажигательный снаряд с новым взрывателем В-179, электрический взрыватель к ракетным снарядам. Его заслуги отмечены наградами: знаком «Отличник РККА», двумя орденами Красной Звезды (1942 и 1950), медалями «За боевые заслуги» (1944) и «За победу над Германией…» (1945), орденом Красного Знамени (1954).

Успешно испытывал прицелы бомбометания ПБП-2, НКПБ-6, взрыватели АД, немецкие образцы, авиавооружение самолетов Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ил-4 летчик-испытатель, капитан В.И. Сироткин. В июле 1941 года на Западном фронте возглавлял эскадрилью пикирующих бомбардировщиков. На Ер-2 был сбит, благополучно приземлился, вернулся в строй. В августе 1943 года был награжден орденом Красного Знамени. В 1946 году за испытательную работу он награжден орденом Красной Звезды, в июне 1952 года – орденом Красного Знамени.

Отрабатывалось прицельное бомбометание с больших высот. С высоты 9000 метров на всех типах отечественных самолетов этим навыком овладел старший лейтенант, выпускник Академии командно-штурманского состава, штурман-испытатель, старший лейтенант В.А. Быхал.

Период кратковременной эвакуации Полигона под Свердловск и передислокация обратно на Полигон в Ногинске был, безусловно, тяжелым, требовалось сохранить оборудование, и командованием не снималась с личного состава ответственность за оперативное ведение испытаний ­воору­жений. Инженер-подполковник В. Прендовский, представляя к награждению орденом «Знак Почета» старшего техника-лейтенанта Д.С. Данченко, особо отмечал, что он «… в период эвакуации своей энергичной деятельностью сохранил уникальные объекты авиавооружения». Отметим здесь же, что Д.С. Данченко активно занимался наладкой прицела бомбометания ПБЛ-1–2 для самолетов Пе-2, отработкой новых методик бомбометания с самолетов Ил-2, отладкой оружия, пристрелкой и доводкой новых вооружений Пе-2 в формировавшихся новых авиачастях.

С марта 1943 года по июль 1944 года на Полигоне испытывал авиационные бомбы на самолетах Пе-2 и Ту-2 летчик-испытатель Б.В. Машковцев, полковник (1961), Герой Советского Союза (1966), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1972). 23 ноября 1973 года погиб при испытаниях сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22М2. На полигоне он, будучи еще младшим лейтенантом, по заказу фронта отработал на Пе-2 бомбометание связками бомб под максимальную загрузку, за что в мае 1944 года был награжден орденом Красной Звезды.

Старший техник, техник-лейтенант Д.Г. Винокуров провел испытания в частях дальней авиации прицела бомбометания НКПБ-7а, дав ценные указания по доводке прицела для ночного бомбометания. Высоко была оценена его работа по обучению фронтового летного состава бомбометанию с пикирующих Пе-2. В июне 1944 года он был награжден орденом «Знак Почета».

Изготовленные ПТАБы в одном из цехов  завода №12 в г. Электросталь

Изготовленные ПТАБы в одном из цехов завода №12 в г. Электросталь

22 июля 1943 года при показательном – в присутствии высшего командования ВВС – испытании ПТАБ-1,5-0,8 погиб капитан, заместитель командира испытательной авиаэскадрильи В.М. Кравченко. Посмертно был награжден орденом Ленина. Похоронен на территории Полигона. Вяче­слав Михайлович воевал в Испании, затем в 401-м истребительном авиаполку под командованием Степана Супруна.


Специальные противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5, впервые применённые нашей авиацией в летних операциях 1943 года

Специальные противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5, впервые применённые нашей авиацией в летних операциях 1943 года

ПТАБ представляла собой довольно грозное оружие для того времени. Конструктор бомбы И.А. Ларионов за создание ПТАБ-2,5–1,5 в январе 1944 года был награжден орденом Ленина, а в 1946 году был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. На Курской дуге, 5 июля 1943 года, авиация впервые применила противотанковые авиабомбы кумулятивного действия ПТАБ-2,5–1,5 против немецких танков на участке ст. Малоархангельск, Ясная Поляна. Массовое применение ПТАБ имело ошеломляющий эффект тактической неожиданности и оказало сильное моральное воздействие на противника. Немецкие танкисты – впрочем, как и советские – к третьему году войны уже привыкли к относительно низкой эффективности бомбоштурмовых ударов авиации. Полоса же разлета ПТАБ перекрывала 2–3 танка, удаленных один от другого на 60–75 метров. Противнику пришлось менять схему передвижения танков и во время атак, и во время передвижения, что заметно снижало их взаимодействие и управляемость. Усовершенствовал детали взрывателя ПТАБ старший техник-лейтенант Н.М. Багров; он также разработал, с помощью сержанта Д.П. Утешева, способ крепления отечественного взрывателя на трофейных немецких авиабомбах, за что в мае 1944 года был награжден орденом «Знак Почета».

Танковое подразделение фашистов после попадания кумулятивных ПТАБ

Танковое подразделение фашистов после попадания кумулятивных ПТАБ

Вольнонаемный мастер авиавооружений А.С. Бидюк, работавший на Полигоне с 1933 года, предложил оригинальный способ укладки противотанковых бомб в кассеты самолета Ил-2, обеспечивающий безопасность и увеличение загрузки. Им также были изготовлены улучшенные легкосъемные пиропистолеты для замков бомбодержателей Пе-2, Ил-2 и Ил-4. В сентябре 1943 года он был награжден медалью «За боевые заслуги».

Бомбы конструкции Ванникова с 1943 года испытывал ведущий инженер по испытаниям авиабомб и взрывателей, инженер-капитан В.П. Федоров. Он также успешно испытывал все другие новейшие авиа­бомбы и взрыватели: ФАБ-250 с.ч., ФАБ-250М-43, ФАБ-500 М-43 конструкции ГСКБ-47, взрыватель АВ-1Ф в применении к трофейным авиабомбам. Василий Петрович Федоров был награжден тремя орденами Красной Звезды (январь и сентябрь 1941 года, май 1946). Б.Л. Ванников, чьим именем названа одна из авиационных бомб, – человек с выдающейся судьбой. С 20 июля 1941 года был возвращен из заключения, назначен заместителем наркома вооружений. В дальнейшем один из руководителей Атомного проекта, заместитель Л.П. Берии по инженерно-техническим работам.

Надо сказать, что к 1943 году перед бомбардировочной авиацией чаще стали ставить задачи уничтожения не только железнодорожных узлов, скоплений войск и техники, но в основном ликвидации мощных укреплений противника, сдерживающих продвижение на запад советских войск. Потребовались авиабомбы весом 1000 килограммов и более, мощные бетонобойные бомбы. А это уже другая техника бомбометания, другая выучка летного, штурманского состава. Бомбу весом с тонну можно было сбросить только с высоты не менее 1000 метров. Даже в этом случае самолет подвергался опасности разрушения. На Полигоне не только отрабатывались методики и инструкции бомбардировки тяжелыми бомбами, вплоть до 5-тонных, но летчики и штурманы Полигона часто бывали в строевых частях, принимали участие в боевых вылетах, отрабатывали с летчиками и штурманами действия при выполнении новых задач.

На Полигоне были произведены испытания фугасной бомбы профессора Гальперина. Бомба имела небывало большой вес – около 5 тонн; забегая вперед, скажем: первая атомная бомба в СССР весила примерно столько же. Самой мощной по весу бомбой к 1942 году располагали немцы, но у них не было средств доставки. У американцев и англичан, так же как и в СССР, вес авиабомб не превышал 2 тонн. И вот Нисон Ильич Гальперин во дворе завода, в сарайчике вместе с рабочими вручную заливает взрывчатку. Перед этим остов бомбы наполнили песком и проверили ее баллистику. Для полигонных испытаний уже настоящей бомбы использовали Пе-8. Образовавшаяся воронка после бомбометания достигла в диаметре 100 метров. При длине бомбы в 5,2 метра и диаметре 1 метр створки бомболюков не могли закрыться. Первые серийные бомбы были сброшены на береговые укрепления Кенигсберга в апреле 1943 года. На фашистов бомба навела ужас, и Гитлер грозился в ответ применить химическое оружие. На полигоне испытанием этой бомбы занимался Исай Аронов – старший лейтенант, штурман звена бомбардировочной испытательной авиаэскадрильи. В июне 1944 года он был награжден орденом Красной Звезды за обучение летного состава непосредственно на фронте, в боевых условиях знаменитой Орловской операции, использованию этого типа авиабомб. Необходимо указать, что Н.И. Гальперин после войны прославился тем, что под его руководством было организовано промышленное производство антибиотиков.

В описании испытаний вооружений упоминаются летчики-испытатели, штурманы, авиатехники. Напомним, что на Полигоне обеспечивал испытания авиационный испытательный полк, в составе которого было две эскадрильи – испытательная истребительная и испытательная бомбардировочная. Дополним эти сведения рассказом о старшине Иване Ивановиче Дроздове, в 1933 году призванном в Красную Армию Орехово-Зуевским военкоматом. Тогда же он прибыл в НИП АВ и со временем стал одним из самых авторитетных авиамехаников. Он обслуживал испытательные полеты на самолетах У-2, И-15, И-16, И-153, И-14, ­МиГ-1, МиГ-3, ЛАГГ-3, Як-1, Як-7, Як-7б, Як-9т, Ил-2, Ме-109, «Харрикейн», «Томагаук»… Воевал в составе 401-го истребительного полка Степана Супруна. С сентября 1941 года был возвращен к испытательной работе и включен в состав испытательной истребительной авиаэскадрильи.

Наверное, стоит напомнить некоторые детали работы авиамеханика. Их рабочая одежда – комбинезон, любые застежки, только без пуговиц. Пуговицы отсутствовали – они могут оторваться и стать причиной катастрофы самолета. Инструмент хранился в индивидуальном переносном ящичке с углублениями для каждого инструмента, выкрашенными в красный цвет. После окончания обслуживания самолета ящичек с инструментарием показывался летчику, чтобы удостовериться, что какой-либо инструмент не остался в неподходящем узле самолета.

С 1933 года на Полигоне работал мастер по авиавооружениям В.А. Мыльцев. Он под руководством начальника боевого поля Ф.Я. Дорофеева занимался важным делом – откапывал и обезвреживал невзорвавшиеся авиабомбы (всего откопано около тысячи авиабомб). По его предложению была модернизирована хвостовая часть светящейся авиа­бомбы САБ-100–55, при испытании ПТАБ-2,5–1,5 им внесено предложение по улучшению стабилизатора. В сентябре 1943 года Мыльцев был награжден медалью «За боевые заслуги».

Строительство на Полигоне

Техническими руководителями строительства взлетных полей, дорог для перемещения мишеней, макетов, демонстрационных трибун и многого другого на Полигоне являлись:

Необходимо отметить, что все перечисленные офицеры-строители прошли боевой путь на фронте, имели ранения, награждены боевыми орденами и медалями.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.