«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

29 июня 2021 года

Война и армия Богородск-Ногинск

От испытания авиационных  вооружений к созданию автоматизированных систем управления ВВС. Часть 4

« предыдущая следующая »

2.2. Испытания отечественных неуправляемых авиационных ракет

Е.Маслов

Ракеты, начиненные дымным порохом, применялись еще в дореволюционной России. С 1919 года конструктором Н.И. Тихомировым началось проектирование ракет, работающих на бездымном порохе. В конце ноября 1929 года были проведены первые стрельбы реактивными ракетами РС-82, а затем и ­РС-132. Впервые испытания таких снарядов прошли в 1932 году на истребителе И-15. Окончательно ­утвердилась идея внедрения авиационных ракет после успешных испытаний на Полигоне при стрельбах с самолетов И-15, И-16, СБ.

В первое время снаряды имели оперения, но это вызывало трудности с подвеской. Была применена пусковая установка «флейта», применялись дистанционные взрыватели АГДТ–И. В данном случае помогла установка на самолете автоматического установщика трубок (мы уже писали об их испытании на Полигоне). Максимальная дальность стрельбы РС-132 составляла 7100 метров. И РС-82, и РС-132 показали на фронте низкую эффективность. На испытаниях в условиях Полигона РС-132 ни разу не попали в цель. РОФС-132 обладал большей кучностью стрельбы, обеспечивал при прямом попадании сквозное пробитие брони среднего немецкого танка. При разрыве этого снаряда на расстоянии в один метр даже при угле места в 30 градусов кинетической энергии осколков было достаточно для пробития брони в 15 мм. При 60 градусах и расстоянии в два метра пробивалась броня в 30 мм. И все-таки наилучшие результаты снаряд давал при стрельбе по крупным площадным целям – мотомеханизированные колонны, железнодорожные составы, склады…

В 1939 году 20 августа на Халхин-Голе пятерка истребителей И-16, ведомая капитаном Н.И. Звонаревым (до этого на Полигоне он возглавлял авиаэскадрилью), впервые в мире применила в бою РС-82.

Установка на Полигоне в Ногинске для испытания РС-82

Установка на Полигоне в Ногинске для испытания РС-82

Звонарев также в конце сентября 1941 года демонстрировал Ил-2 с ­РС-82 английской военной миссии.

После 1939 года и РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение ВВС.

Появились бронебойные для борьбы с танками ракеты РБС-82 и РБС-132. Ими вооружали штурмовики Ил-2.

РОФС-132 (реактивный осколочно-фугасный снаряд) с кумулятивной боевой частью был разработан в 1942 году и поступил для испытаний на Полигон.

Пе-2 с подвеской десяти РС-132

Пе-2 с подвеской десяти РС-132

Особенно такие снаряды стали эффективными для подавления зенитной артиллерии противника – давая много осколков, они обладали мощным психологическим воздействием на расчеты зенитной артиллерии.

Конструированием и испытанием установки под РС для самолетов Пе-2, СБР-6, СБР-8 успешно занимался старший лейтенант, штурман-испытатель бомбардировочной эскадрильи Полигона Я.В. Шеколовский. В 1941 году он воевал в пикирующей эскадрилье 410-го авиаполка. До этого на Полигоне он как раз и разрабатывал методику и инструкции для строевых частей по применению пикирующих бомбардировщиков Ар-2 и Пе-2. За участие в боях был награжден орденом Красного Знамени. В 1943 году, как штурман-испытатель, награжден орденом Красной Звезды.

Самолеты И-16 тип 10 из 70-го истребительного авиаполка на одном из монгольских аэродромов

Самолеты И-16 тип 10 из 70-го истребительного авиаполка на одном из монгольских аэродромов

Надо сказать несколько слов о ракетных снарядах М-13, которые составили славу легендарных «Катюш». О том, что инженер-майор В.С. Полубиченко успешно провел испытания этого вооружения для самолетов, в результате чего появилась инструкция по боевому применению М-13 на самолетах Ил-2. Так вот, М-13 – это модернизированные РС-132 с увеличением дальности до 8. 5 километров, вместо 6 у РС-132. При этом увеличилась масса боевой части и улучшилась кучность поражения. И этот снаряд со временем изменялся – появился М-13УК (улучшенной кучности), к октябрю 1944 года на базе ракетного заряда М-13 был сдан на вооружение снаряд, у которого дальность стрельбы составила 11,8 километра, за счет установки на снаряде двух двигателей М-13. Его название – М-13 ДД (дальнего действия).

Реактивный снаряд РС-82 имел вес 6,82 кг, заряд топлива –1,06 кг, вес ВВ – 0,36 кг.  Максимальная скорость составляла 350 м/с, а дальность – 5200 м.  Для стрельбы по наземным целям снаряд снабжался ударным взрывателем. РС-132 имел в целом аналогичную конструкцию,  но был крупней. Общий вес ракеты составлял 23,1 кг, из них заряд топлива – 3,78 кг,  заряд ВВ – 1,9 кг. Максимальная дальность стрельбы достигала 7100 м.

Реактивный снаряд РС-82 имел вес 6,82 кг, заряд топлива –1,06 кг, вес ВВ – 0,36 кг. Максимальная скорость составляла 350 м/с, а дальность – 5200 м. Для стрельбы по наземным целям снаряд снабжался ударным взрывателем. РС-132 имел в целом аналогичную конструкцию, но был крупней. Общий вес ракеты составлял 23,1 кг, из них заряд топлива – 3,78 кг, заряд ВВ – 1,9 кг. Максимальная дальность стрельбы достигала 7100 м.

Создание в СССР нитроглицериновых баллиститных порохов, унификация ракетных зарядов – на базе одной конструкции ракетного заряда в короткое время появилась целая гамма реактивных снарядов, внедрение роторных технологий в массовом производстве – все это вывело страну на передовые позиции в вооружениях и предопределило победное окончание войны.

Появившиеся в середине 1950-х годов турбореактивные ракеты-снаряды ТРС-132, ТРС-85 и другие модификации ракет уже испытывались на других полигонах СССР.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.