«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

27 сентября 2021 года

Война и армия Богородск-Ногинск

От испытания авиационных  вооружений к созданию автоматизированных систем управления ВВС. Часть 18

« предыдущая следующая »

5.1. К истории научной школы автоматизированных систем управления ВВС

Е.Маслов

Создателями и руководителями этой школы научных исследований являлись: А.С. Гладилин, И.Н. Найденов, В.Д. Гришин, В.П. Михин, Б.Г. Щербина, В.А. Максимов, В.Н. Петухов.

Опытные работы по внедрению вычислительной техники в деятельность авиационных штабов и пунктов управления были главным направлением в череде исследований Научного Центра. Соответственно этим задачам по всей стране подбирались выпускники лучших высших учебных заведений, учитывались при этом и уровень знаний, и способность к научным исследованиям. В Научном Центре были определены основные направления автоматизации процессов управления авиацией и, как высшая цель – создание на базе новейших ЭВМ системы взаимодействия всех родов войск, включая все виды ВВС.

Вспоминает кандидат технических наук, старший научный сотрудник Олег Георгиевич Хомутов: «… в 1971 году в возрасте 23 лет в качестве „пиджака”, в воинском звании лейтенанта, я прибыл в войсковую часть 19161. Этот день остался в памяти не только потому, что он в полной мере являл собой красоту местной природы, но еще и потому, что я испытал большую робость после представления командованию части – командиру, генерал-майору А.С. Гладилину и его заместителю полковнику В.Е. Виноходову, после беседы с которыми меня обуяла паника. В процессе этих бесед мне были учинены экзамены по широкому спектру вопросов с одновременным „привитием” принципов отношения к науке. В итоге я был на грани побега в любую строевую часть, даже не подходя к подножию „сияющих вершин Науки”. В результате я был назначен на должность младшего научного сотрудника в отдел, который занимался вопросами создания бортовых вычислительных машин…».

На первом этапе своей деятельности (1956–1962 годы) Научный Центр решал первоочередные задачи: подготовка и повышение квалификации собственных кадров, изучение аналоговых ЭВМ типа МН-8, МПТ-9 и «Электрон», цифровой машины М-20, освоение программирования.

Мария Сергеевна Клюенкова, проработавшая на испытательном Полигоне, а затем в Центре более 50 лет, вспоминает: «… в первые годы выручал арифмометр „Феликс”, но затем стали появляться электронные вычислительные машины „Урал”, „Мерседес” и др. Я за эти годы изучила несколько языков программирования…».

В конце 1959 года в СССР была создана цифровая ЭВМ М-20 с быстродействием 20 000 операций в секунду. Машина была установлена в Научном центре, в Ногинск для знакомства с ней и её применением приезжали такие крупные военные деятели, как К.К. Рокоссовский, А.А. Гречко, И.Х. Баграмян.

Полковник А.Г. Титов воспоминает: «В первые годы многим офицерам приходилось работать в Москве. Программисты работали на ЭВМ „Стрела” в 27 ЦНИИ МО и Московском университете, поэтому в Москву из Ногинска ходил свой рейсовый автобус… Офицеры 12-го отдела (4–5 человек) стажировались в Пензе и в 1957 году привезли и установили в Центре ЭВМ „Урал-1“ с быстродействием 100 операций в секунду…».

Вот что дальше пишет А.Г. Титов: «… вернемся к судьбе ЭВМ М-20. Для ее перевозки, установки, доработки и отладки потребовалось 2 года – с ноября 1957-го. по ноябрь 1959-го. Имея подготовленных специалистов, мы решили взять с завода машину, недоработанную, и уже на месте в параллель с образцом ЭВМ ИТМиВТ дорабатывать её. Это наше решение поддержал академик С.А. Лебедев… В пуске ЭВМ мы намного опередили институт И.В. Курчатова и Отделение прикладной математики АН СССР М.В. Келдыша, хотя на заводе наши ЭВМ строились одновременно… Конструктивно машина очень громоздкая и к тому же сложная по логике. Электронные стойки двухметровой высоты во весь 12-метровый зал, тысячи съемных радиоламповых ячеек, одно- и двухслойный монтаж плат. В центре зала – пульт управления и устройства ввода-вывода на перфокартах. По периферии – устройства памяти на магнитных лентах и барабанах, источники электропитания. Под полом – система воздуховодов, энергокабели и технологические жгуты. В отдельном зале (2 этаж) – устройства подготовки перфокарт, распечатки материалов счета, репродукция… Особенностью эксплуатации М-20 было то, что даже рядовой инженер электронных устройств был обязан знать все конкретные схемы и логику их работы, а ведущие инженеры – логику работы всех устройств и схем ЭВМ в целом. Это было посильно только энтузиастам…». И еще, почти поэтическое описание старшего научного сотрудника Г.Ф. Веревкина: «… зима, мороз, девственный лес за нашим зданием, где установлены ЭВМ, тусклая лампочка и горячий душ в градирнях… ну не сказка ли?».

Продолжим цитирование воспоминаний А.Г. Титова: «С самого начала, еще в период отладки ЭВМ М-20, стали насущными и первоочередными вопросы военного применения ЭВМ… Опыт наших специалистов позволял за это взяться самим… было создано устройство преобразования – УП „Нептуний-1”, которое обеспечивало обмен информацией между цифровой и аналоговыми ЭВМ… Идея применения аналого-цифрового комплекса (АЦК) в моделировании – это область заместителя ВЦ-3 по научно-исследовательским работам В.М. Семенова… занимался этим отдел, возглавляемый В.Е. Виноходовым… Инженерная часть велась рабочей сменой Л.Н. Шевнина».

Когда Казанский завод освоил уже серийный выпуск ЭВМ М-20, и Научный Центр получил две М-20, специалисты Центра объединили их, со­здали единую службу электромеханических устройств и проверки элементов. А.Г. Титов вспоминает: «Наш солидный опыт позволил впоследствии без особых проблем последовательно установить ЭВМ М-20 №3 и М-222 в 1967 году и на годы стать вычислительной базой для всех управлений института [­30-го ЦНИИ МО СССР]».

Вот что пишет в своих воспоминаниях А.Н. Хватов: «По мере овладения научными сотрудниками работы на ЭВМ „Урал-1“ стало катастрофически не хватать машинного времени. На обсуждение был поставлен вопрос о развитии машинной базы и целесообразности установки в ВЦ-3 поступившей в серийное производство ЭВМ М-20 с быстродействием 20 000 операций в секунду. Как курьез, нельзя не вспомнить в связи с этим, что начальник отдела программирования доктор технических наук, полковник Л.И. Шатровский доказывал руководству ВЦ-3 нецелесообразность приобретения ЭВМ М-20 с ее „чудовищным“ быстродействием, так как, по его расчетам, при сопоставлении быстродействия ЭВМ „Урал-1“ и М-20 выходило, что М-20 будет загружена счетом только 5 минут в сутки, а остальное время будет простаивать. Однако этот прогноз не оправдался, и в скором времени, буквально через месяц-полтора после установки М-20 и ввода ее в строй, машинного времени и на ней стало не хватать, что привело к необходимости установки второй М-20, а затем и третьей машины…».

Уже в самом начале 1960-х годов Научный Центр стал единственной в Военно-Воздушных силах научной организацией, в которой имелись работоспособные вычислительные машины, аналоговые машины для полунатурного моделирования, хорошо подготовленные инженеры-математики-программисты и инженеры-электронщики.

В эти годы была начата разработка макета первой в стране бортовой (для установки на борту самолета, космического корабля) вычислительной машины, на основе которой появилась система «Пламя». Занимался этим 29-й отдел Научного Центра, до 1974 года отделом была разработана и изготовлена бортовая вычислительная машина «Спутник». До 1974 отделом, который занимался этой работой, руководил инженер-полковник В.И. Кибкало. О.Г. Хомутов вспоминает о нем: «...В.И. Кибкало являл собой облик „классического ученого” из кинофильмов той поры. Он был нервным интеллигентом, творческой, высокоинтеллектуальной, преданной делу личностью и одновременно отличался рассеянностью, забывчивостью и своеобразным отношением к житейским проблемам. Отдел имел весьма высокий научный потенциал…».

В отделе успешно работали кандидаты технических наук: С.М. Соловьев, А.П. Красильщиков, Б.И. Кулаков, А.М. Бикмухаметов, А.П. Игнатов; майор Е.О. Найденко, старший лейтенант Н.А. Рябенков и другие. В создании бортовой ЭВМ активное участие принимали сотрудники опытно-конструкторского отдела и опытного завода.

В это же время был создан макет ЭВМ с элементами искусственного интеллекта. Эта работа, к сожалению, не получила тогда дальнейшего развития.

Работы Научного Центра подтвердили необходимость внедрения кибернетики в Министерстве обороны. Среди пионеров этой работы – В.М. Семенов, Н.Д. Самсонов, В.Е. Виноходов, А.П. Гришин, Ю.П. Мельников, Л.А. Петров, Ю.С. Першенков, А.Г. Титов, И.М. Гатилов, Л.А. Дроздов, А.М. Огасян, Ю.Г. Чугаев…

Из воспоминаний кандидата технических наук, старшего научного сотрудника А.Д. Толмачева: «В феврале 1958 года по распределению молодых специалистов мы (нас было трое) прибыли в Вычислительный центр ВВС (ВЦ-3) на практику и подготовку дипломной работы. В начале августа 1958 года мы были приняты в отдел А.П. Гришина. С высоты прожитых лет я с уверенностью могу сказать, что нам очень повезло… нам было у кого поучиться… Впоследствии все сотрудники отдела – военные и гражданские – защитили диссертации на соискание ученой степени кандидатов технических наук, а двое из них (П.Д. Крутько и А.Т. Коваленко) стали известными учеными – докторами технических наук… самым запомнившимся моментом было участие нашей смены и всего коллектива ВЦ-3 в подготовке первого полета человека в космос – Ю.А. Гагарина. В течение всего времени этого полета и посадки корабля ЭВМ М-20 работала безотказно и без сбоев…».

На 1960-е годы, когда Научным Центром, напомним, командовал полковник Н.Д. Самсонов, приходятся активные работы по внедрению вычислительной техники уже в деятельность авиационных штабов и пунктов управления. В 1968 году на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР эта задача была расширена до автоматизированных Командных Систем Боевого Управления (КСБУ) всех родов войск, в состав которых входила и подсистема управления дальней авиацией. Специалистами Научного центра были разработаны тактико-технические требования к КСБУ дальней авиации и выданы на предприятия промышленности исходные данные для её создания. Эту работу выполнял 28-й отдел, сформированный в 1-м управлении 30-го ЦНИИ (начальник отдела Геннадий Петрович Воронович), а общее руководство этой темой научных исследований возложили на генерала А.С. Гладилина.

Созданные в 1960-е годы автоматизированные системы управления (АСУ) войсками фронта «Маневр», АСУ фронтовой авиации «Эталон», АСУ вооруженными дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами «Пламя», а также разведывательного комплекса «Прорыв», полевой АСУ войсками государств Варшавского договора «Монолит», АСУ ВВС и ПВО Группы советских войск в Германии, внесли огромный вклад в противостояние двух систем времен «холодной войны».

Тогда, в 1963–1969 годах, Центром были разработаны расчетные оперативно-тактические задачи, которые стали использоваться во время командно-штабных учений ВВС.

Машины, установленные и освоенные в Ногинске, стали базой для исследований сотрудников головного 30-го ЦНИИ, они были вынуждены едва ли не ежедневно ездить, как они говорили, «от львов» (каменные львы и сейчас украшают главный вход в здание 30-го ЦНИИ) в Ногинск, чтобы там для них выкроили 10–15 минут машинного времени ЭВМ.

Научный сотрудник одного из отделов Института Геннадий Федорович Веревкин вспоминает: «… в начале своей научной деятельности, с сентября 1961 по 1968 год, я много считал (моделировал) на почти всех типах ЭВМ в Ногинске, работая над проблемой обнаружения низколетящих целей самолетными радиолокационными станциями (РЛС)». И еще одно его воспоминание о том времени, когда он под руководством Геннадия Петровича Вороновича принимал участие в разработке одной из подсистем командных систем боевого управления всех родов войск – это то, что сейчас называется «ядерный чемоданчик»: «… подсистема создавалась 18 лет. На одном из совещаний у начальника Генштаба ВВС я на вопрос командующего дальней авиацией (ДА) генерал-полковника Решетникова о готовности подсистемы ответил: „… самолет не только улетит [после команды], если летчика нет в кабине; но если летчик и успеет «вскочить» в самолет, то управлять самолетом он сможет только когда ему позволит автоматика, т.е. штурвал «включится» тогда, когда в районе цели от самолета отделится последний ядерный боеприпас”…». Это говорилось в 1982 году, а через много лет на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «О7 меняет курс» (2007 год), где подобная ситуация стала главным сюжетом.

О развитии электронно-вычислительных технологий в эти годы вспоминает полковник А.Г. Титов: «… Объем вычислительных работ … возрастал. Для того, чтобы быть на уровне времени и для сохранения личного состава, … Н.Д. Самсоновым было принято решение согласиться с предложением Министерства обороны на установку в войсковой части 19161 ЭВС „Весна“… ЭВС „Весна“ представляла собой громадное сооружение. По габаритам она занимала все северное крыло Главного корпуса (два зала первого этажа и один зал второго). Машинное время перестало быть дефицитом, возникла новая задача – на базе ЭВС „Весна“ создать новый аналого-цифровой комплекс, а значит, и новое устройство преобразования „Нептуний“… Вслед за „Весной“, из Ленинграда с завода „Сигнал“, поступил машинный комплект аппаратуры сопряжения… в обиходе „Кольцо“, который позволял ЭВС „Весна“ обмениваться информацией с терминалами или другой ЭВС на расстоянии до 12 тысяч километров одновременно по 35–40 каналам связи…».

Обратимся еще к космической теме. Отработка системы приземления, поиска и спасения космонавтов в месте приземления – главнейшая, по существу, задача, и вот как она решалась в том числе в Научном Центре. Обратимся к воспоминаниям Б.Д. Байдемирова, который в 1966 году, после окончания Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе, был направлен на работу в 34-й отдел вычислительной техники (начальник полковник Л.А. Петров), под начало «начальника машины» Анатолия Дмитриевича Толмачева: «… машина – ЭВМ „Весна” самая большая в стране. Она занимала площадь более 100 квадратных метров, построена на ламповых элементах, огромные магнитные барабаны – накопители. Машина, требующая мощных специальных систем охлаждения [градирни возвышались рядом с машинным зданием Научного центра] и немалого числа обслуживающего персонала разных специализаций».

Но вернемся к главному – вот что вспоминает Бию Дадиевич в связи с темой спасения космонавтов: «В конце 1960-х годов перед начальником нового, 26-го отдела (АСУ фронтовой авиации) полковником Николаем Ивановичем Поспеловым ставится задача разработать математическую модель автоматизации процесса поиска места приземления и спасения космонавта, чтобы оперативно прогнозировать место посадки аппарата с космонавтом. Была создана научная лаборатория, которую возглавил на первых порах прекрасный экспериментатор, участник Великой Отечественной войны, выпускник ВВИА им. Н.Е. Жуковского, кандидат технических наук, подполковник Игорь Михайлович Иконников, продолжил руководство лабораторией, ставшей отделом, полковник Борис Леонидович Щербина. Я в то время был направлен в лабораторию рядовым сотрудником. Нашей небольшой группе было поручено разработать специальное техническое устройство, способное принимать на расстоянии цифровую информацию (электронная модель траектории полета объекта на орбите, траектории его спуска на Землю). Задача рассчитывалась на базовой ЗВМ „Весна” в Ногинске и передавалась в реальном времени по стандартному телеграфному каналу в пункт оперативного управления службой поиска и спасения космонавтов (Служба ПСС) в Москве. Далее эта информация преобразовывалась в аналоговую форму, для того чтобы заставить двигаться физическую модель аппарата с космонавтом на борту вокруг физической модели Земли с последующим определением точек траектории спуска аппарата и прогнозирования предполага­емых координат посадки аппарата на Землю. Устройство приема информации (УПИ) – так называлась разработанная нами полунатурная модель, имитирующая процесс полёта запускаемого аппарата на орбиту с определением точки посадки его на Землю. УПИ было разработано с использованием новой в то время элементной базы (транзисторы, печатная плата). После изготовления экспериментального образца в заводских условиях наша разработка была установлена в Главном штабе ВВС, в Москве и эксплуатировалась в реальных условиях работы службы ПСС космонавтов. Это был серьёзный, достаточно заметный вклад нашей группы в дело развития космонавтики в нашей стране».

С 1969 по 1981 год, когда Научный Центр возглавлял генерал-майор авиации Андрей Семенович Гладилин, была создана автоматизированная система боевого управления дальней авиацией (ДА). Полковник В.Н. Петухов вспоминает по этому поводу: «… В 1979 году офицеры войсковой части 19161 составили основу испытательной бригады, которая совместно с Ереванским НИИ математических машин проводила испытания первой очереди автоматизированной системы боевого управления дальней авиацией». Именно за успешную работу испытательной бригады и последующее принятие системы на вооружение ВВС руководитель бригады, командир войсковой части 19161 генерал-майор авиации Андрей Семенович Гладилин был награжден орденом Трудового Красного Знамени и удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Двадцать два офицера Центра были награждены орденами и медалями, среди них: Л.И. Булгаков, Г.П. Воронович, В.Д. Гришин, Ю.И. Лавров, В.В. Потабенко, С.П. Шувалов… Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и начальник головного института – генерал-лейтенант авиации А.П. Молотков.

За это достижение в 1981 году орденом Красной Звезды был награжден и головной институт – 30-й ЦНИИ МО.

А.С. Гладилин в разговоре с Ю.А. Гагариным

А.С. Гладилин в разговоре с Ю.А. Гагариным

Гладилин Андрей Семенович (1920–2016) – ветеран Великой Отечественной войны, активный участник обороны Москвы, генерал-майор, родился в городе Короча Белгородской области. Студентом 3-го курса Ленинградского политехнического института ушел добровольцем на фронт и был зачислен во 2-й стрелковый полк Выборгской дивизии народного ополчения. Легенда рассказывает о том, что свое первое воинское звание получил за смелый поступок: по пути на боевые позиции на эшелон, в котором он ехал среди новобранцев, напали фашистские самолеты, рядовой Гладилин открыл стрельбу по самолетам из пушки, которая была закреплена на одной из платформ. Войну закончил в звании майора и в должности начальника связи дивизии. В 1949 году окончил с отличием Военную Академию связи им. С.М. Буденного и был направлен в ГК НИИ (г. Ахтубинск), с 1969 года в Ногинске. За службу Родине в военное и мирное время награжден тремя орденами Отечественной войны, двумя – Красной Звезды, двумя – Трудового Красного Знамени, орденом «За службу Родине» III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», всего – более 30 наград. Многие годы успешно возглавлял Совет ветеранов Щёлковского района, входил в Совет ветеранов 1-й Ударной армии.

Офицеры – научные работники, проводившие целые дни за кропотливыми исследовательскими работами, – выглядят на дошедших до нас фотоснимках такими же подтянутыми, как и лучшие строевые офицеры. Ветераны вспоминают: «… Энтузиазм первых лет нашей деятельности был заметен буквально во всем. Работали в те годы шесть дней в неделю. По вторникам, четвергам и субботам по приказу министра обороны с утра один час проводилась физическая подготовка. Основой физической подготовки был волейбол. Спортивные площадки никогда не пустовали: в любое время года – весной, летом, осенью, зимой – шли спортивные баталии. Подавляющая часть офицерского состава занималась спортом, причем не по принуждению, а по собственному желанию. В управлениях постоянно проводились соревнования между отделами, а в Институте – между управлениями. Офицеры имели подтянутый внешний вид и отличались хорошим здоровьем. Это, в свою очередь, способствовало хорошему настрою и в научной работе».

Обратимся к воспоминаниям полковника в отставке, начальника лаборатории А.А. Ушакова: «… После окончания в 1978 году ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского и назначения меня младшим научным сотрудником… я прибыл в отдел кадров 30-го ЦНИИ… после собеседования с командованием на выходе „у львов” подполковник – дежурный по институту спросил: „Куда попал, капитан?”. Когда он узнал, что я направлен в г. Ногинск, он сказал, что мне не повезло – я попал „в дыру”… Сегодня, по истечении более трех десятков лет, я могу честно сказать, что я благодарен судьбе и моему начальнику курса академии полковнику Л.В. Иванову за эту „дыру”. На мой взгляд, Ногинск – один из красивейших городов Подмосковья. Здесь я нашел интересную работу и прекрасный досуг, здесь выросли мои дети, здесь я встретил много замечательных людей и приобрел настоящих друзей… К концу 1970-х годов исторически сложилось так, что в каждом виде Вооруженных сил АСУ строились независимыми по своим канонам, на „своей” информационно-логической платформе… Существующие системы АСУ работали на разных информационно-технических принципах и решениях. Все это, в конечном счете, должно понимать друг друга, работать совместно, т.е. информационно сопрягаться… Этими вопросами занимался 26-й отдел, где я начал работать под руководством кандидата технических наук, полковника Б.Г. Щербины. И сейчас, после того как у меня за время службы было много начальников, могу констатировать, что это был самый „сильный” начальник отдела, с которым мне пришлось служить и работать. Он обладал всеми качествами, необходимыми руководителю. Он был высококвалифицированным специалистом в области исследований по созданию автоматизированных систем управления ВВС, был строг и требователен, как офицер-начальник, что не всегда характерно для нестроевой части – НИИ, – но доброжелателен и тактичен, как ученый-воспитатель».

С 1982 по 1986 год Научным Центром командовал генерал-майор авиации, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Владимир Васильевич Алферов. При нем продолжилась разработка систем автоматизированного управления войсками – фронтовой авиацией, системами воздушной и наземной связи, радиотехнического обеспечения ВВС. Этому направлению развития авиационной техники придавалось в то время чрезвычайно важное значение.

Работа сотрудников Центра по совершенствованию АСУ дальней и военно-транспортной авиации успешно продолжалась все годы: разрабатывалось информационное, лингвистическое, специальное математическое обеспечение функционирования АСУ.

Один из математических отделов многие годы возглавлял Александр Павлович Заякин, сегодня он полковник ВВС в отставке. Александр Павлович называет среди «идеологов», генерировавших основные направления работы отдела, Андрея Семеновича Гладилина, Бориса Георгиевича Щербину (начальник 26-го, системного, отдела), Сергея Андреевича Мироненко, Александра Ивановича Ильина. От работников отдела зависела успешность работы всего Центра, и, как вспоминает А.П. Заякин, работали, «не считаясь со временем, спали по 6 часов в сутки». Назовем наиболее яркие личности в отделе: Н.Е. Черкасов, А.В. Смирнов, Н.И. Емельянов, А.С. Лебедев, Н.И. Коликов, А.С. Версекис, О.М. Харитонова, А.И. Донец, А.В. Тарабанов…

Вспоминает полковник В.Н. Петухов:

«В 1986 году под Минском состоялась демонстрация средств автоматизации управления войсками… разработка этих средств, в части ВВС, была выполнена сотрудниками войсковой части 1916.

Командованием Вооруженных Сил СССР было принято решение об использовании результатов работы в интересах Объединенных Вооруженных Сил государств – участников Варшавского договора. Проводившаяся под руководством Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами маршала В.А. Куликова демонстрация средств автоматизации, используемых в дружественных армиях, подтвердила правильность обоснованных в войсковой части 19161 подходов к автоматизации управления фронтовой авиацией… В октябре 1987 года в Праге было проведено совещание руководящего состава Главных штабов ВВС государств – участников Варшавского договора. Основные доклады на совещании были сделаны командиром войсковой части 19161 полковником В.В. Мартыновым, полковниками С.А. Мироненко и С.Ф. Булавчиком... совещание высказалось тогда за необходимость создания международной кооперации промышленных организаций для выпуска комплексов средств автоматизации различного уровня и назначения для фронтовой авиации».

Государственные испытания и постановка систем АСУ на опытно-боевую эксплуатацию подтвердили высокую компетентность сотрудников Научного центра. Разрабатывались системы АСУ для интегрирования задач взаимодействия ВВС и противовоздушной обороны сухопутных войск. Эта задача была реализована в управлении частями двух видов Вооруженных сил в Западной группе войск. Большой объем исследований выполнен в таких новых областях, как создание подсистем ВВС в составе Единой информационной системы ВС РФ, единых региональных систем государственного и военного управления, систем экологической безопасности государства; разработан системный проект единой АСУ ВВС.

Обратимся к воспоминаниям подполковника запаса Валентина Юрьевича Бутенко: «… в 1990 году, по прибытии в институт (30-й ЦНИИ), я, как прошедший подготовку в сфере автоматизированных систем управления, был направлен в 5-е управление института (так тогда назывался Научный Центр в Ногинске). Командование, после месячного знакомства и изучения моих склонностей и задатков, направило меня в математический отдел, занимавшийся проблемами информационного и лингвистического обеспечения АСУ ВВС. Научно-исследовательские работы отдела позволяли создавать новые программные продукты для создания и использования на практике программных и лингвистических средств особого назначения (СУБД)».

В 90-е годы командиром Центра назначается подполковник, ставший затем генерал-лейтенантом, Иван Николаевич Найденов. Вот как характеризуют 90-е годы работники Центра: «… наступили черные времена для отечественной радиоэлектроники, в том числе и для разработчиков бортового авиационного оборудования и, соответственно, систем наведения авиационного управляемого оружия. Практически развалилось министерство электронной промышленности, что обескровило отечественную комплектующую базу… В это время наши оппоненты из НАТО весьма энергично переходили на новое поколение радиоэлектронного оборудования, как на перспективных, так и на глубоко модернизированных авиационных комплексах…».

В условиях всеобщей «деморализации», разрыва творческих, экономических, хозяйственных связей новым командиром предпринимается реорганизация Научного Центра и создаются три научно-исследовательских управления: системное – 1-е НИУ, связное – 2-е НИУ и математическое – 3-е НИУ. Особое место было отведено функционированию «прорывного», как сейчас говорят, детища Центра – Экспериментально-исследовательского командного пункта (155-й ЭИКП, условное название: войсковая часть 40808). Подробнее история ЭИКП будет рассмотрена во второй части настоящей главы.

Нацеленные на будущее задачи ЭИКП потребовали максимального использования методов и средств полунатурного моделирования, что позволяло в наибольшем приближении к практике оценить и определить функционирование сложных человеко-машинных систем. Для этого было осуществлено нештатное объединение в/ч 19161 и ЭИКП в Центр автоматизации и связи (НИУ СУ ВВС), который был подчинен Управлению АСУ Генштаба ВВС. Когда «под нож перемен» в начале 90-х годов попало Управление АСУ Генштаба ВВС, «Знамя автоматизации» было символически передано нештатному НИЦ СУ ВВС.

Найденов Иван Николаевич – заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор, генерал-лейтенант авиации. В 1979 году с отличием окончил ВВА им. Ю.А. Гагарина, там же в 1982 году – адъюнктуру и защитил кандидатскую диссертацию. В 1982–1985 годах – преподаватель кафедры тактики разведывательной авиации ВВА им. Ю.А. Гагарина. В 1985–1990 годах – начальник отдела 1-го управления 30 ЦНИИ МО. В 1997 году – первый начальник НИЦ (СУ ВВС) в Ногинске. Под его руководством и при его непосредственном участии разрабатывалась методология создания единой АСУ ВВС, проводились работы по ее созданию. Проводились научные исследования по обоснованию структуры, содержания и требований к специальному математическому, программному, информационному и лингвистическому обеспечению (СМПО и ИЛО), разрабатывались прототипы СМПО и ИЛО проектируемых перспективных АСУ ВВС. В эти годы он защищает докторскую диссертацию; сотрудники Центра в этот период защитили более 20 кандидатских диссертаций. С 1997 года – заместитель начальника ВВА им. Ю.А. Гагарина по учебной и научной работе. Уволился из Вооруженных сил России в 2005 году.

Обратимся к воспоминаниям главного научного сотрудника, кандидата военных наук Сергея Петровича Бутова: «… основная нагрузка по обоснованию путей построения и направлений развития АСУ ВВС в начале 2000-х годов легла на плечи сотрудников 1-го НИУ „Строительство систем управления ВВС”, которое я возглавлял до 2009 года. Сменил меня Сергей Витальевич Рынсевич… Заместителями начальника управления были Николай Николаевич Костенко, Владимир Михайлович Гречуха, Вячеслав Геннадиевич Якимов, ведущими научными сотрудниками – Анатолий Евгень­евич Малашко, Сергей Алексеевич Ревин... К наиболее важным результатам исследований научного и практического характера в этот период следует отнести обоснование перспектив развития систем и средств автоматизированного управления в составе Единой АСУ ВВС на период до 2000 года… Однако АСУ без связи, радиотехнического обеспечения и Системы мониторинга протяженных объектов (СМПО) существовать не может. Много сил был приложено начальником 2-го НИУ Игорем Георгиевичем Бочковым и его заместителем Виталием Николаевичем Петуховым, а также начальником 3-го управления Александром Валентиновичем Смирновым и его заместителем Вячеславом Геннадиевичем Якимовым при проведении системотехнических исследований АСУ ВВС... Новый этап деятельности управления начался в 2007 году. При реорганизации 3-го НИУ часть оставшихся его отделов были присоединены к 1-му НИУ… Как результат, общее количество личного состава двух управлений уменьшилось, а объем проводимых исследований увеличился. Появление многофункциональных авиационных комплексов и полное отсутствие средств автоматизации управления армейской авиацией потребовали обеспечения управления ими с одних и тех же Пунктов управления (ПУ) и доработки или разработки новых автоматизированных ПУ авиацией. Решение этих проблем и стало главным в работе управления…».

Продолжали функционировать как отдельные подразделения: ЭИКП, отдел внедрения средств вычислительной техники в АСУ ВВС, службы материально-технического обеспечения, опытный завод, служба защиты государственной тайны, плановый отдел и отдел кадров, медсанчасть.

Структурные нововведения совпали с преобразованием ВВС и войск ПВО в один вид вооруженных сил – Военно-воздушные силы. Сотрудники Научного центра так вспоминают это время: «… на плечи научных коллективов Научного Центра впервые легла титаническая задача – осуществлять военно-научное сопровождение строительства системы управления нового вида Вооруженных сил России в области оперативно-тактических и оперативно-стратегических исследований, автоматизации управления, связи и радиотехнического обеспечения, специального математического, программного, информационного и лингвистического обеспечения АСУ… Эта работа позволила позже развернуть работы по созданию испытательно-моделирующего стенда единой АСУ ВВС…».

Авиационное научное сообщество отмечало: «… в сложившихся условиях коллектив Научного Центра оказался „одним в поле воином” – воином в поле проблем создания АСУ ВВС…».

Отметим главное: по инициативе войсковой части 19161 Главнокомандующий ВВС своим приказом от 23 мая 1994 года определил Научный Центр как головную организацию в деле разработки Единой АСУ ВВС, а в следующем году головная роль Научного Центра была определена и в специальном математическом и программном обеспечении АСУ ВВС.

В. Ю. Бутенко вспоминает об этом времени: «… я был переведен в отдел внедрения средств вычислительной техники в АСУ ВВС. По времени это совпало с широким внедрением персональной вычислительной техники во все сферы деятельности людей, в том числе и в технологии автоматизации процессов научно-производственной деятельности. А скорость вычислений, обработки данных достигла фантастических показателей, если сравнивать их с показателями ЭВМ десятилетней давности».

В эти же годы коллектив Научного Центра подвергся тяжелейшим моральным и материальным испытаниям. Сокращалась численность, старшие научные сотрудники переводились на должности младших, месяцами не выплачивалась заработная плата, безжалостно увольнялись люди, обладавшие весомым научным потенциалом.

Еремеев Леонид Георгиевич – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент, полковник. После окончания Военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е. Жуковского в 1958 году был направлен в истребительный полк ПВО Прибалтийского военного округа на должность инженера по авиационному оборудованию. С 1962 года в НИИ № 2 МО в г. Калинине (сейчас г. Тверь), где защитил кандидатскую диссертацию по тематике управления космическими аппаратами. В 1975 году возглавил кафедру пилотажно-навигационных комплексов и авиационных тренажеров во вновь созданном Военно-воздушном авиационном инженерном училище им. Я. Фабрициуса в г. Даугавпилсе (Латвийская ССР). С 1981 года – заместитель начальника научно-исследовательского управления в г. Ногинске. Ведущий специалист в области научного обоснования разработки, внедрения и развития информационного, лингвистического и эргономического обеспечения создания, испытаний и эксплуатации Автоматизированных систем управления ВВС. Владеет современными методами системных исследований сложных эргатических систем управления (систем, в которых в контур управления, в управляющую систему включен сам человек-оператор или коллектив людей-операторов). Профессор Академии военных наук.

 

Бутов Сергей Петрович – кандидат военных наук, старший научный сотрудник, полковник. После окончания в 1975 году Ленинградского высшего военного инженерного училища связи получил назначение в полк связи Военно-транспортной авиации. В 1985 году поступил и в 1988 году окончил с отличием ВВА им. Ю.А. Гагарина. В 1988–1990 годах – в штабе воздушной армии Забайкальского ВО. С 1990 года в 30-м ЦНИИ, где прошел путь от старшего научного сотрудника до начальника научно-исследовательского управления. С 2009 года – главный научный сотрудник 6-го управления, ставшего затем 4-м управлением, НИЦ АТиВ в г. Ногинске. Список его научных и научно-методических трудов насчитывает более 150 наименований. Профессор Академии военных наук.

 

Марамзин Леонид Николаевич – кандидат технических наук, полковник. Окончил с отличием Пермское ВАТУ и Рижское ВВАИУ. С 1979 года в научно-исследовательском Центре в г. Ногинск. Прошел путь от младшего научного сотрудника до начальника управления СМПО (специальное математическое и программное обес­печение) и ИЛО (информационно-лингвистическое обеспечение) АСУ ВВС. После окончания адъюнктуры в 30-м ЦНИИ защитил кандидатскую диссертацию. Автор методики выявления сложных объектов противника при автоматизированной обработке данных разведки в ЦОД (Центре обработки данных) ВВС фронта. Автор более 40 научных трудов. Принимал непосредственное участие в формировании облика перспективных систем управления ВВС.

С началом нового тысячелетия усилия коллектива Научного Центра «… были посвящены поиску своего места на пути вывода государственной авиации из системного кризиса, были выработаны направления ее развития в перспективе, применительно к новому геополитическому и геостратегическому положению России…». В преодоление создавшегося кризиса наибольший вклад внесли: А.Ю. Самарин, Г.Э. Кнауэр, А.И. Братченко, С.П. Бутов, И.Г. Бочков, А.В. Смирнов, В.Н. Петухов, К.В. Немчанинов, С.Я. Карпов, В.П. Соменко, Н.Е. Костюкевич, В.Ю. Кузьменков, О.В. Мотин, В.Г. Акимов, С.В. Парпулов, И.П. Максимов, Л.Г. Еремеев…

Внедрение вычислительной техники, всеохватывающая автоматизация поставили перед Центром задачу изучения и совершенствования взаимодействия т. н. «цепочки»: человек-оператор – ЭВМ командного пункта – человек-летчик-оператор бортовой ЭВМ самолета, либо корабля, сухопутной техники, либо другого приемного пункта.

Обратимся к дневниковым записям полковника в отставке Ю.С. Першенкова: «… Первые экспериментальные исследования по оценке психофизиологических характеристик деятельности офицеров-операторов боевого управления были проведены еще в 80-е годы специалистами Экспериментального исследовательского командного пункта совместно с Гос. НИИ авиационной и космической медицины … Экспериментальные исследования показали, что в эргономическом отношении Комплексная система бортового управления еще далека от совершенства. Многие задачи по обработке информации возлагались на операторов, что приводило к возрастанию напряженности в их деятельности в процессе решения функциональных задач».

Сотрудники Научного Центра отмечали: «… распределение функций между человеком-оператором и комплексом средств автоматизации явилось основной, острой проблемой… и эта задача решалась на основе достижений в области новых информационных технологий… под научным руководством кандидата технических наук, полковника Л.Г. Еремеева при самом активном участии ответственного исполнителя кандидата технических наук Ю.М. Ракитина, а также Л.Н. Марамзина».

Итогом этой работы стала Комплексная научно-исследовательская разработка (КНИР) «Родня-МО», выполненная на основе достижений новых информационных технологий, в частности систем искусственного интеллекта. Сотрудниками Научного Центра работа по изучению деятельности лиц боевого расчета АСУ ВВС при взаимодействии с комплексами средств автоматизации проводилась совместно с Государственным научно-исследовательским, испытательным институтом авиационной и космической медицины и военной эргономики. Была разработана система государственных стандартов информационного, лингвистического обеспечения, эргономических требований и эргономического обеспечения.

Хромин Валерий Алексеевич – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, полковник. Окончил Московский энергетический институт. В ногинском Научном Центре прошел путь от младшего научного сотрудника до заместителя начальника управления. Внес большой вклад в разработку специального математического и программного обеспечения АСУ В «Эталон», был активным разработчиком системного проекта Единой АСУ ВВС. Под его руководством разработана и внедрена математическая модель применения авиации в первом массированном авиационном ударе. Остался в памяти как прекрасный руководитель и воспитатель молодого поколения научных сотрудников.

 

Якимов Вячеслав Геннадиевич – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, полковник. В 1993 году с отличием окончил Рижское ВВАИУ им. Я. Алксниса. В 1993–2011 годах в 30-м ЦНИИ, в том числе и в городе Ногинске, на должностях от младшего научного сотрудника до начальника управления. В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию. Участвовал в боевых действиях Объединенной группировки войск в Северокавказском регионе в феврале-марте и ноябре-декабре 2000 года. Являлся передовым авиационным наводчиком, награжден медалью «За боевые заслуги» и Грамотой Верховного Главнокомандующего России. Является специалистом в области разработки специального математического и программного обеспечения АСУ дальней, фронтовой и армейской авиации. Имеет более 200 научных трудов.

На этапе создания АСУ ВВС ногинский Научный Центр работал в тесном научно-методическом взаимодействии со следующими организациями – соисполнителями: Институтом кибернетики УССР им. В.М. Глушкова, институтом кибернетики Грузинской ССР, Гос. НИИ авиационной и космической медицины, Ереванским НИИ математических машин им. Сергея Мергеляна (он был определен исполнителем подсистемы А5 АСУ «Центр»), ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, Киевским ВВАИУ.

За последние 10 лет своей работы в Ногинске коллектив Научного Центра принимал активное участие в разработке и военно-научном, информационно-лингвистическом сопровождении подсистем единой АСУ ВВС «Крыло», «Фазенда», «Дозор-В», «Бастион», «Палас-В». Эти исследования возглавляли последовательно В.А. Максимов, Л.Н. Марамзин, В.А. Хромин, А.В. Смирнов, В.Г. Якимов.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.