«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

18 октября 2021 года

Война и армия Богородск-Ногинск

От испытания авиационных  вооружений к созданию автоматизированных систем управления ВВС. Часть 21

« предыдущая следующая »

5.4. Воспоминания об Экспериментальном исследовательском командном пункте

М.Ф. Адигамов, В.С. Касаткин, подполковники в отставке, ветераны в/ч 40808, г. Ногинск

Напомним, что ЭИКП (более точное название – ­155-й ЭИКП, условное название – войсковая часть № 40808) был создан в 1974 году. Он был первенцем в проведении экспериментальных исследований и проведении испытаний автоматизированных систем боевого управления ВВС.

Основные задачи, решаемые тогда ЭИКП: проведение экспериментальных исследований по оценке работы комплекса средств автоматики (КСА) командных пунктов (КП) ВВС с применением АСУ; обоснование требований к разрабатываемым АСУ ВВС; проведение практического обучения специалистов строевых частей, слушателей военных академий и военных училищ боевому управлению и эксплуатации АСУ объектов ВВС. Были развернуты средства автоматизации приема-передачи и отображения информации («ЭТАП-1» и «Кольцо-К»); экспериментальный КСА КП Военно-транспортной авиации на базе ЭВМ ЕС-1030 и М-225, абонентских пунктов и аппаратуры приема-передачи информации (научно-исследовательская работа «Воструха»). Был реконструирован машинный корпус. В нем разместили экспериментальный КСА командной системы боевого управления (КСБУ), была установлена и запущена в эксплуатацию ЭВМ ЕС-1030, что позволило решать задачи создания комплексов АСУ для всех видов формирований ВВС, а в последующие годы – на всем предполагаемом театре боевых действий.

В разные годы подразделение возглавляли: полковники Л.А. Петров (1974–1978), А.Г. Петров (1978–1981), С.П. Шувалов (1981–1989), В.А. Галушка (1989–1998), заместители начальника, полковники: С.П. Шувалов (1974–1981), Л.Г. Еремеев (1981–1982), Л.И. Булгаков (1982–1989), Ушаков (1989–1998); начальники отделов А.Г. Петров, Л.И. Булгаков, М.Х. Садеков, Ю.Г. Колегаев, В.И. Черёмушкин, Г.И. Чистяков, А.Н. Губский, Ю.А. Кулик, С.Ф. Булавчик, Ю.С. Першенков, Б.Н. Мартышевский, Б.М. Григорьев; их заместители, начальники групп, старшие инженеры и инженеры-исследователи: А.М. Неронский, В.Н. Гладышев, С.М. Бузурный, В.Н. Горелов, В.С. Касаткин, М.Ф. Адигамов, В.Б. Воробьёв, Б.М. Григорьев, С.А. Зубков, И.А. Клименко, Е.В. Микалин, А.И. Перегудов, В.И. Павлов, С.Н. Перфильев, Н.Ф. Топчий, С.К. Чистяков, Д.П. Кляус, Ю.Ф. Решетов, А.В. Серёжин и др.

Петров Лев Алексеевич, полковник, первый командир 155 ЭИКП АУ, родился 15 марта 1921 года в селе Тарханы Первомайского района Чувашии. С первых дней участвовал в Великой Отечественной войне на технических должностях – обслуживал самолеты на разных фронтах. Был награжден орденом Красной Звезды и многими медалями. В 1944 году окончил ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского. В марте 1955 года он в составе «инициативной группы», куда входила часть сотрудников факультета авиавооружения и выпускников академии, составили костяк будущего ВЦ-3 Министерства обороны страны, который с 1956 года обоснуется в Ногинске. Сразу же Лев Алексеевич начал заниматься освоением ЭВМ и в 1957 году был назначен заместителем начальника отдела больших ЭВМ – М-20. Когда в 1961 году был создан 30-й ЦНИИ МО, в Ногинске было образовано 5-е управление института, ориентированное на создание автоматизированных систем управления (АСУ). В 1964 году Лев Алексеевич назначается начальником 34-го отдела управления и занимается установкой и вводом в строй ЭВМ «Весна». Когда возникла идея создать Экспериментальный исследовательский командный пункт для решения задач создания, испытания и внедрения сложных АСУ в войска, на должность начальника нового подразделения был назначен Лев Алексеевич, как большой специалист по внедрению ЭВМ в практику. С 3 мая 1974 года и по 1978 год Лев Алексеевич находился на командном посту. За это время личный состав ЭИКП решил следующие задачи: были развернуты средства автоматизации приема-передачи и отображения информации – ­«Этап-1» и «Кольцо-АК»; установлена и запущена в эксплуатацию ЭВМ ЕС-1030, на базе которой создана комплексная система автоматизации командного пункта военно-транспортной авиации; была введена КСБУ дальней авиации. После увольнения из армии Лев Алексеевич продолжал работать в коллективе части, используя свой богатый опыт на благо военно-воздушных сил страны.

Специалисты ЭИКП принимали участие в сборе, обработке и анализе статистики отказов КСА на объектах КСБУ ВВС подсистемы А-5 ВВС. Проводили оценку надежности и эффективности функционирования объектов КСБУ ВВС и выдавали рекомендации по постановке КСБУ ВВС на боевое дежурство.

Специалисты подразделения занимались отработкой КСБУ непосредственно в войсках, для чего находились в командировках до 8–9 месяцев в году, «мотаясь по просторам великой Родины».

Географию командировок можно представить по следующему пере­чню городов и населённых пунктов, куда приходилось выезжать нашим сотрудникам, и не по одному разу: Костино и Воспушка (вблизи Петушков), гарнизоны дальней авиации в Иркутске, Завитинске, Спасске–Дальнем, Хабаровске, Смоленске, Сольцах, Куйбышеве, Энгельсе и на Украине, в Эстонии и Белоруссии…

Ногинск, 1974 год. Первый состав 155 ЭИКП АУ.

Ногинск, 1974 год. Первый состав 155 ЭИКП АУ. Слева направо: А.Г. Петров, В.П. Бурлаков, Г.И. Чистяков, В.Н. Горелов, Перевертайло, Н.Е. Костюкевич, Б.Н. Мартышевский, Г. Зуев, генерал-майор А.С. Гладилин, A.M. Неронский, Л.А. Петров, Ю. Жердев, С.П. Шувалов, А.Ф. Левченко, Ю.С. Першенков, Ю.Г. Колегаев, А.Н. Губский, С.Ф. Булавчик, Н.И. Гуленко

Работы начинались практически с нуля. Проводились заводские (ЗИ), полевые (ПИ) и Государственные (ГИ) испытания, после чего комплексы автоматизированного управления ставились на опытную эксплуатацию и боевое дежурство. В частности, ЭИКП совместно с несколькими сотрудниками в/ч 19161 составили в 1979 году костяк большой испытательной бригады для внедрения командной системы боевого управления (КСБУ) в частях и соединениях дальней авиации.

Заключительная комплексная проверка опытного образца КСБУ ВВС была проведена в декабре 1979 года в ходе двухсуточного прогона и командно-штабных тренировок. С учётом успешной работы и последующего принятия системы на вооружение ВВС руководитель испытательной бригады командир в/ч 19161 генерал-майор-инженер А.С. Гладилин был награжден орденом Трудового Красного Знамени и удостоен Государственной премии СССР. 22 офицера в/ч 19161 и 40808 были награждены орденами и медалями, в том числе офицеры ЭИКП АУ: С.П. Шувалов, А.И. Булгаков, Н.И. Гуленко, В.Н. Горелов, а сам головной институт – 30-й ЦНИИ МО РФ, был награжден орденом Красной Звезды.

Группа сотрудников ЭИКП

Группа сотрудников ЭИКП, слева направо – в первом ряду: И.А. Клименко, В.А. Костырев, В.Н. Горелов, В.П. Могильников, Е.Н. Засядкин; во втором ряду: А.В. Козлов, А.В. Червятин, В.И. Разумов, В.С. Касаткин

В конце 80-х – начале 90-х годов было принято решение о проведении Государственных испытаний новых систем управления на специально разработанном стенде в ЕрНИИ математических машин имени С. Мергеляна в Ереване. Один из сотрудников ЭИКП вспоминал: «… машины с оборудованием стояли в глубине заднего двора, переплетённые проводами и виноградной лозой. Полевые ходовые испытания проводили специалисты ГЛИЦа, нещадно гоняя автомобили по приволжским и казахским степям и предгорьям». Испытания прошли с положительным результатом, но объект в серию не пошёл. После испытаний «Двин» передали в 30-й ЦНИИ, где он благополучно и сгнил во дворе лабораторного корпуса.

Решением комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПВ) в 1980 году и Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР в 1981 году было принято решение о создании объектов Воздушных пунктов Управления (ВзПУ), в частности – системы «Звено-А5».

Проводит политинформацию подполковник А.М. Неронский

Политинформация – дело святое. Проводит политинформацию подполковник А.М. Неронский, далее слева направо: В.И. Проневич, В.Н. Гладышев, С.К. Чистяков,В.С. Касаткин, Б.М. Григорьев

Офицерам ЭИКП АУ пришлось в срочном порядке переучиваться на воздушных операторов для проведения ГИ в воздухе. Костяк испытательной бригады по проведению испытаний составили специалисты в/ч 40808: В.Н. Горелов, В.Н. Гладышев, Б.М. Григорьев, В.В. Лысковец, А.И. Перегудов, М.Ф. Адигамов, В.А. Захаров, С.А. Зубков, С.Н. Перфильев, С.М. Бузурный и А.Н. Петров. Испытания проводились в два этапа. Полеты осуществлялись с аэродрома г. Жуковского с вылетом в районы барражирования. Одним из этих районов был район Рыбинского водохранилища. С самолётом ВзПУ ГК ВВС постоянно работал самолёт Ту-160. Объект ВзПУ ГК ВВС на разных этапах испытаний отрабатывал функции основного – Центрального командного пункта (ЦКП), подыгрывал основному ЦКП ГК ВВС. Общий налёт в составе испытательной бригады составил порядка 100 часов на каждого. Испытания были завершены с положительным результатом.

Одной из основных задач в/ч 40808 являлось практическое обучение офицеров боевого управления и специалистов по эксплуатации КСА КСБУ подсистемы А-5 ВВС, для чего на базе ЕС-1045 был создан экспериментально-исследовательский стенд полунатурного моделирования. Стенд позволял моделировать фрагменты боевого управления, вплоть до самых высших звеньев, принимающих решения в боевой обстановке. В январе 1982 года стенд был сдан в эксплуатацию, на нем осуществлялось обучение специалистов строевых частей. В дальнейшем ещё многие годы проводились практическое обучение и подготовка для строевых частей специалистов по эксплуатации технических и программных средств новейших систем управления, офицеров боевого управления, проводилась стажировка курсантов военных училищ и слушателей военных академий.

Группа выпускников очередного курса обучения вместе с преподавателями, сотрудниками ЭИКП

Группа выпускников очередного курса обучения вместе с преподавателями, сотрудниками ЭИКП – они в первом ряду, слева направо: В.Н. Гладышев, В.С. Касаткин, Л.И. Булгаков, В.Н. Горелов

Не был забыт и так называемый «человеческий фактор» – стенд и вся аппаратура КСБУ использовались также для проведения эргономических исследований при работе операторов на автоматизированных рабочих местах (АРМ). Проводили здесь свои исследования специалисты института космической медицины, в качестве операторов привлекались офицеры в/ч 40808.

В 1984 году офицеры ЭИКП А.М. Неронский, В.С. Касаткин, В.С. Богданов, Е.В. Микалин, А.В. Сережин, В.И. Павлов и Д.П. Кляус были привлечены к участию в разработке и государственных испытаниях больших автоматизированных систем управления (АСУ) ВВС и ПВО, в том числе и для Группы cоветских войск в Германии (ГСВГ).

На отдыхе

На отдыхе – пока жены решают свои проблемы. На снимке, слева направо: В.Н. Гладышев, Б.М. Григорьев, М.Х. Садеков, В.С. Касаткин

Многолетняя работа в области создания и внедрения систем автоматизированного управления в войсках (АСУВ), на основе разработанных в Ереване, Минске и Твери электронно-вычислительных машин, приносила все более ощутимые плоды: шаг за шагом личный состав ЭИКП добивался максимального сопряжения (взаимодействия) различных АСУ для решения задач боевого управления войсками. Но в девяностые годы СССР развалился, предприятия – разработчики АСУ оказались в разных государствах, и сами разработанные ими АСУВ перестали быть актуальными. В 1998 году ЭИКП перестал существовать, но его вклад в дело внедрения ЭВМ в системы управления Военно-воздушными силами страны высоко оценивается и сегодня.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.