«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

16 августа 2021 года

Война и армия

От испытания авиационных  вооружений к созданию автоматизированных систем управления ВВС. Часть 12

« предыдущая следующая »

4.4. 168-й истребительный авиаполк 

Е.Маслов

Время дислокации на Полигоне в Ногинске – с 29.11.1941 по 26.12.1941.

С 29 ноября полк под командованием подполковника Семена Дмитриевича Ярославцева был включен в состав дивизии, участвовал в боях под Москвой на Клинском, Солнечногорском, Волоколамском, Юхновском и Медынском направлениях. Первое применение полка севернее Москвы выявило слабую штурманскую подготовку летного состава и недостаточное освоение истребителя ЛаГГ-3. Накопление боевого опыта, учет тактики немецких истребителей, тщательная разведка расположения зенитных средств позволили сократить потери.

Экипажи полка часто выполняли по 5–6 вылетов за день, нередко им приходилось сопровождать самолеты Пе-2 бомбардировочных полков и вести разведку.

Личный состав эскадрильи «Москва» 168-го иап

Личный состав эскадрильи «Москва» 168-го иап

Наверное, надо сказать два слова о самолете ЛаГГ-3, конструкции С. Лавочкина, В. Горбунова и М. Гудкова. Самолет был изготовлен из дельта-древесины (древесно-полимерного композита). Сталин, как пишут, с недоверием отнесся к такому материалу и, прежде чем дать разрешение на его постройку, высыпал на материал горящий уголь из своей трубки. Ничего не случилось. Летчики называли самолет «рояль», бытовало и саркастическое – «Лакированный гарантированный гроб». А вот немцы за огневую мощь прозвали самолет «черной смертью». И все же самолет уже к 1942 году уступил место Ла-5, разным моделям Як’ов и другим новейшим самолетам.

Штурмовые действия истребители на своих ЛаГГ-3 выполняли пикированием с высот 1800–2000 метров до 100–200 метров. Высокие результаты давало в таком случае применение реактивных снарядов РС. После выстрелов РС немецкие истребители, как правило, боя не принимали. Известны действия лейтенанта Ф.Д. Межуева, который двумя снарядами РС сбил Хе-113, смелость и точность капитана Г.К. Плясунова, лейтенантов П.А. Бабочкина, Е.Г. Серебрякова, А.А. Павлова, В.В. Смирнова, Н.В. Селезнева и В.Г. Серегина.

Самолеты 168-го иап на аэродроме в Ногинске

Самолеты 168-го иап на аэродроме в Ногинске

30 ноября 1941 года погиб военный комиссар полка Филипп Наумович Кондаленко во время боевого вылета на самолете ЛаГГ-3. В тот же день не вернулся с боевого задания летчик, младший лейтенант Владимир Дмитриевич Кузнецов.

Имеются данные о судьбе летчиков из приведенного выше списка: Филипп Межуев 9 января 1942 года был сбит на самолете, попал в плен; Александр Павлов 18 января 1842 года подбит зенитной артиллерией и направил горящий самолет в скопление автоцистерн, погиб; Николай Селезнев 4 февраля 1942 года погиб в воздушном бою; Вадим Смирнов 17 апреля 1942 года погиб при катастрофе самолета ЛаГГ-3. Василий Серегин стал Героем Советского Союза.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.