«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

24 июня 2021 года

Война и армия Богородск-Ногинск

От испытания авиационных  вооружений к созданию автоматизированных систем управления ВВС. Часть 3

« предыдущая следующая »

2.1. Испытания стрелково-пушечного вооружения

Е.Маслов

Первые установки пулемета на самолетах относятся к 1911–1912 годам, первое боевое применение пушки: ею была 37-мм пушка Гочкиса, установленная на 4-моторном самолете «Илья Муромец» в конце 1914 года.

НИП АВ (далее – Полигон) в 1935 году по заданию командующего ВВС Я. Алксниса провел совместно с ВВИА большую научно-исследовательскую работу с натурными экспериментами по расчету вероятности поражения цели с одноместного самолета. Эти исследования положили начало многолетним исследованиям использования различного вооружения самолетов – осколочного, реактивного и других.

Пулемет ПВ-1 – модернизированный Надашкевичем пулемет «Максим» – был на вооружении Красной Армии с 1929 по 1940 год, последние его модификации устанавливались на истребителях И-14 и И-15, а также на разведчике Р-5 и штурмовике Р-5ш. На Р-5 устанавливалось два пулемета – один синхронный и один на турель, на Р-5ш – четыре крыльевых пулемета ПВ-1.

Скоростной 7,62-мм пулемет Шпитального–Комарицкого (ШКАС) был принят на вооружение ВВС КА в 1932 году, постоянно испытывался на Полигоне, как вооружение разных типов самолетов; один из недостатков – неудовлетворительная подача пулеметных лент – был устранен на Полигоне; в 1941 году был разработан и испытан полуавтомат снаряжения лент.

Темп стрельбы ШКАСа достигал 1800 выстрелов в минуту, что было рекордом в мировой практике. А. Широкорад приводит послевоенные воспоминания Б.Г. Шпитального:

«Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказались, на первый взгляд, необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и лист бумаги с личной подписью Гитлера.

Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС-7,62 и находящийся при нем личный приказ Гитлера, гласящий о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать».

Пулемет ШКАС в носовой части самолета Ар-2

Пулемет ШКАС в носовой части самолета Ар-2

Турельный вариант пулемета ШКАС устанавливался на самолетах ­Ил-4, Пе-8, ТБ-3 и ТБ-4, Ер-2, ДБ-3, СБ, У-2, Р-5 и других. Крыльевой вариант – на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2, синхронный – на истребителях И-16, И-153, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и других.

Нижняя люковая установка ШКАС

Нижняя люковая установка ШКАС

12,7-мм пулемет Шпитального–Владимирова ШВАК стал первым советским крупнокалиберным пулеметом и был принят на вооружение ВВС КА в 1934 году. Испытывался также и на Полигоне, но примерно в 1936 году был снят с производства, взамен появилась 20-мм пушка ШВАК.

Самолет «Харрикейн» с двумя пулеметами ШВАК,  двумя пулеметами УБ и шестью РС

Самолет «Харрикейн» с двумя пулеметами ШВАК, двумя пулеметами УБ и шестью РС

В октябре 1938 года начались полигонные испытания 12,7-мм пулемета Березина. Это была первая работа техника-лейтенанта Н.В. Громова, который занялся баллистическими испытаниями пулемета. Еще до окончания испытаний в апреле 1939 года пулемет Березина – БС (Березин синхронный) – постановлением Комитета Обороны был запущен в производство. Несмотря на значительные положительные качества, он был неудобен для летчика, требовал от него больших физических усилий для перезаряжения, что сковывало действия летчика в условиях боя.

М.Е. Березин разработал универсальный пулемет УБ (универсальный Березина) – турельный, крыльевой и синхронный. Было осуществлено дистанционное управление перезарядкой пулемета. Пулемет прошел испытания на Полигоне на многих типах самолетов. Во время испытаний младший техник-лейтенант Полигона А.В. Залетов применил шестишлейфовый осциллограф (ХЗТИ), освоил качественную расшифровку его показаний. Он же собрал тогда несколько сложных приборов для испытаний вооружений: мощный селекторный выпрямитель и центральный пульт управления испытаниями. 22 апреля 1941 года пулемет УБ был принят на вооружении ВВС КА. На Полигоне по время войны базировались разные самолеты, из них Пе-2 и ЛаГГ-3 были оснащены пулеметом УБ.

Пулеметы, как оборонительное вооружение самолетов, устанавливались на турелях. Первые советские турельные установки Тур-2, Тур-5 и Тур-6 располагались в верхней части фюзеляжа самолета и обеспечивали обстрел верхней полусферы и даже стрельбу вниз. Все турели проходили испытания на Полигоне. В частности, отличился в этих испытаниях на самолетах Пе-2, Ар-2, СБ, Ер-2 и «Бостон» стрелок-радист, старшина С.М. Уваркин. Отметим, что он воевал в составе 410-го авиаполка, 21-го июля 1941 года сбил Хе-113. В августе 1943 года он был награжден орденом Красного Знамени.

Первую экранированную турельную установку предложил и довел в процессе испытаний до внедрения в промышленность инженер-подполковник С.П. Мохов. В 1944 году он был награжден орденом Красной Звезды.

В КБ И.И. Торопова было создано семейство турельных установок ВУБ (под пулемет УБ-12, 7мм). ВУБ-1 и ВУБ-2 являлись основным оборонительным вооружением самолетов Пе-2 и Ту-2. Штурмовик Ил-2, имевший мощное наступательное оружие и вооруженный установкой ВУБ-3, превратился в одну из самых лучших боевых машин Великой Отечественной.

Самолеты Ер-2 в 1942–1945 годах оснащались турельными установками ТУМ-5 и ТУМ-5М с одиночными 20-мм пушками ШВАК.

Пулемет у штурмана без турели

Пулемет у штурмана без турели

В испытаниях задних турельных установок на самолетах Ил-2, ­Пе-2, Ер-2 и СБ (скоростной бомбардировщик) отличился стрелок-радист, старшина С.М. Григорьев, участник трех войн, в 1938–39 годах он воевал в Китае. Воевал в составе 410-го авиаполка, в июле 1941 года сбил Ме-109.
В августе 1943 года он был награжден вторым орденом Красного Знамени. 6 июня 1944 года Сергей Михайлович погиб при испытании самолета Ту-2.

Отмечались успешные испытания в воздухе турельных и задних установок на самолетах Пе-2, Ар-2, СБ, Ер-2, «Бостон», проведенные стрелком-радистом-испытателем старшиной С.М. Уваркиным. Серафим Митрофанович Уваркин (1914–1996), в Красной Армии с 1936 года, начал службу на Полигоне в 1939 году, прошел путь до присвоения ему звания полковника. Участвовал в боевых действиях на Западном фронте в составе ­­­
410-го авиаполка пикирующих бомбардировщиков, за подвиги в которых был награжден орденом Отечественной войны II степени (1943). За время службы на Полигоне был награжден орденом Красного Знамени (1956), двумя орденами Красной Звезды (1951, 1957). В 1959 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный штурман СССР». Сослуживцы как-то преподнесли ему стихотворное поздравление:

Вы испытали много ИЛов,

Вы поднимали МИГ и ЯК,

В Кремле Вам лично Ворошилов

Вручил «заслуженного» знак.

Легли погоны в два просвета,

И голубой, как небо, кант.

Стал депутатом Горсовета

Полковник, бывший лейтенант.

Пушка ШВАК  в развале двигателя

Пушка ШВАК в развале двигателя

Позже, в 1946–1947 годах, с началом производства в СССР собственной «летающей крепости» – четырехмоторного бомбардировщика Ту-4 – его вооружили пятью установками с двумя 12,7-мм пулеметами УБ в каждой, затем пушками Б-20Э, затем пушками НС-23 по схеме «Звезда». Туполевым предполагалось оснастить этим вооружением стратегический бомбардировщик Ту-80. Но с эрой реактивных бомбардировщиков эта тема была закрыта. Испытания нового вооружения на новых типах самолетов проходили уже в Ахтубинске и других испытательных аэродромах СССР.

Вернемся к пушке ШВАК. Питание у пушки ленточное, и это являлось одним из ее больших недостатков. В ходе испытания пушки на Полигоне старший техник-лейтенант С.С. Чуканов устранил этот недостаток и был награжден знаком «Отличник РККА».

Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК устанавливались на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-3. Их также установили на импортных «Харрикейн» взамен пулеметов «Браунинг».

Самолет Ла-5, вооруженный пушками ШВАК, становился победителем в воздушных боях. И.Н. Кожедуб на таком самолете славился асом с мировым именем уже с 1943 года. И все-таки эта пушка была тяжеловата – ей искали замену.

Верхняя установка пушки ШВАК на Пе-2

Верхняя установка пушки ШВАК на Пе-2

В 1943 году ВВС заключили договоры с несколькими конструкторскими организациями на создание легкой 20-мм авиапушки взамен ШВАК и пулемета УБ. Д.И. Романов пишет:

«… На Государственные наземные, а затем и летные испытания в НИИ АВ ВВС были предъявлены авиапушки Б-20, конструкции М.Е. Березина; Ш-20, конструкции Б.Г. Шпитального и В-20, конструкции С.В. Владимирова. Конкурсные испытания выдержала только авиапушка Б-20 конструкции Михаила Евгеньевича [Березина], и вскоре она была принята на вооружение… Это дало возможность на истребителях Ла-7 вместо двух пушек ШВАК установить три авиапушки Б-20… Б-20 обеспечивала безусловное поражение любой воздушной цели…, что подтверждено сбитием в конце войны немецкого реактивного истребителя Ме-262 нашим асом И.Н. Кожедубом».

Испытания новой 20-мм пушки Березина Б-20 на самолетах Ил-2, ­Як-1, Як-3П, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 были выполнены на Полигоне. Позже, в 1946 году, такие же испытания здесь прошел электрифицированный вариант пушки, получивший название Б-20Э.

Довольно сложно шли испытания авиационной безоткатной пушки Кручевского. Надо сказать, что первые шаги к созданию безоткатного орудия начались еще в Кучинской аэроднамической лаборатории Д.П. Рябушинского.

Модификация истребителя И-153П

Модификация истребителя И-153П – разработана для проведения полигонных испытаний синхронной версии пушки ШВАК (СП-20)

Испытание пушки Курчевского производилось в основном на самолете И-зет в Переславле-Залесском, в Евпатории, хотя для этого был назначен Полигон. Испытания закончились безуспешно, так как конструкция самолета не выдерживала нагрузок – через 240 выстрелов расходились заклепочные швы, трещали кронштейны хвостового оперения. Испытания закончились тем, что все использованные при этом самолеты И-зет были приведены в негодное состояние.

В 1940 году конструкторами Александром Волковым и Сергеем Ярцевым была создана 23-мм автоматическая пушка ТБК-2011, позже получившая название ВЯ. Авторы стали кавалерами ордена Ленина.

С первых же дней ее появления пушка прибыла для испытаний на Полигон. Старший техник-лейтенант Н.В. Громов, принимавший участие в создании на Полигоне баллистической лаборатории, осуществил баллистические испытания пушки и составил таблицы стрельбы из нее для школ и частей ВВС КА. Пушка ВЯ была принята в мае 1941 года для установки на Ил-2. Авиапушка ВЯ была самой мощной из авиапушек в мире и провоевала всю войну на штурмовике Ил-2. На истребителях ее не пытались установить из-за большой величины отдачи.

За проведение всесторонних испытаний пулемета УБ и пушки ВЯ на Полигоне инженер-подполковник А.Я. Филиппов был награжден в 1944 году орденом Отечественной войны II степени.

В 1943 году была разработана пушка под патрон 23 мм НС-23 (Нудельман–Суранов).

Новой авиапушкой вооружили новый самолет истребитель Ла-9. Для этого инженер-конструктор А. Рихтер разработал оригинальный синхронный механизм, известный летчик В.К. Коккинаки и летчик Полигона лейтенант Н.И. Новиков провели рискованные эксперименты по прострелу воздушного винта в полете. Д.И. Романов пишет: «.. простреленные лопасти винта не отвалились… все прошло благополучно». К концу войны появились первые в мире самолеты-истребители с четырьмя синхронными авиапушками НС-23 – Ла-9 и Ла-11.

Синхронная турельная установка

Синхронная турельная установка

Затем появилась модифицированная пушка НС-37. Эта пушка удобно монтировалась в «развале» мотора истребителя ЛаГГ-3, Як-9т и в крыле штурмовика Ил-2. Разработчики пушки стали лауреатами Сталинской премии. Испытания пушки проходили на Полигоне и закончились в мае 1944 года. Д.И. Романов пишет: «Появление мощной авиапушки в переломный период войны сыграло большую роль в деле завоевания господства в воздухе и в уничтожении танков… Летчики на самолетах Як-9т с авиапушкой НС-37 получили возможность открывать огонь по самолетам врага на больших расстояниях».

Такого положительного результата от пушки НС-37 на самолете Ил-2 не было. Самолет при стрельбе терял скорость и начинал «рыскать». Конструкторы впоследствии создали патроны для своих пушек с меньшим пороховым зарядом.

Новую, более мощную авиапушку калибром 45 мм представил на Полигон на Государственные наземные испытания ОКБ-16, затем была им же предъявлена пушка калибром 45/47 мм. Авиапушка МС-45 прошла наземные, а затем и летные испытания. Она была принята на вооружение и провоевала на Як-9т до конца войны.

Вторая пушка ОКБ-16 РШР-57 испытывалась на Полигоне более длительный период из-за технологических недоработок гильз патронов, и ко времени окончания их испытаний война закончилась.

Испытывал стрелково-пушечное вооружение на Полигоне Анатолий Губин, пришедший сюда еще в 1932 году красноармейцем по призыву и к 1943 году ставший инженер-капитаном. В событиях при Халхин-Голе он участвовал в группе Н.И. Звонарева; тогда впервые в боевых условиях были применены советские авиаракеты РС-82. В представлении его к ордену Красной Звезды от 8 января 1944 года отмечалось: «… хорошо знает боеприпасы стрелково-пушечного вооружения». Отмечалось: «особую важность представляют установленные на валовое производство 23-мм патроны с безкартузным снаряжением порохового заряда, которые экономят стране ежемесячно тысячи метров шелка; 23-мм снаряды с корпусами из стали марок 35 и автоматной 12, взамен дефицитной стали 50; 45-мм патроны с ОЗТ и БТ снарядами».

С 1940 года ведущим инженером, а с мая 1943 года в качестве начальника отделения стрелково-пушечного и ракетного вооружения инженер-капитан В.М. Монич помогал промышленности довести до боевого применения образцы современных видов вооружений. Среди таких новых образцов: синхронизатор под 3-лопастной винт, низкозастывающие смазки, разрывные пули МДЗ-3, стволы повышенной живучести, полуавтомат для снаряжения патронных лент, новые виды пушечного вооружения самолета Як-9т. В мае 1944 года награжден орденом Красной Звезды.

Начальником механической и экспериментальной мастерской с 1940-го начал работать капитан авиаслужбы Даниил Михайлович Гулин. Много раз командованием ВВС и наркомом обороны отмечались его изобретения. Его называли «народным умельцем», а его руки – «золотыми». Будучи во время войны уже старшим инженером НИИ АВ, он разработал станок для стрельбы по воздушным целям и полуавтоматические установщики трубок к зенитным орудиям, что высвободило одного человека из числа обслуги такого орудия. В июне 1944 года он был награжден орденом Красной Звезды.

Пушечные снаряды с более мощным взрывным веществом (ВВ) марки «А-IX-2», трассирующие снаряды, импортное вооружение самолетов ­Б-25, отечественное вооружение самолетов «Бостон», ракетные установки самолета Ил-2, штурманские установки для Пе-2 и У-2 успешно осваивал и доводил до применения во фронтовых условиях ведущий инженер Полигона, инженер-капитан Д.Ф. Смирнов. В мае 1944 года он был награжден орденом Красной Звезды.

Крупнокалиберное (37 и 45 мм) пушечное вооружение самолетов в 1943 году отработано инженером-подполковником А.Я. Филипповым. Им же испытаны для внедрения в производство новое стрелково-пушечное вооружение самолетов – пулеметы УБ, пушки ВЯ, ОКБ-16 и другие. В июне 1944 года он был награжден орденом Отечественной войны II степени.

Пушечное вооружение для самолета Як-9т и Ил-2 успешно испытывал сержант Сулейман Ярулин. В сентябре 1943 года его наградили медалью «За боевые заслуги».

Заключить информацию о пушечном авиавооружении можно словами Д.И. Романова: «… Финалом „Доктрины крупных калибров” [генерала М. Гуревича] стала опытная 100-мм авиапушка ЦАКБ весом 1000 кг и весом патрона 25 кг. Первый и последний выстрел этой пушки произведен автором этой рукописи в 1947 году [на Полигоне] на демонстрации новых авиационных пушек генералитету Вооруженных сил СССР. Выстрел произведен по самолету Ла-7, установленному на дальности 15 м от расчетной точки взрыва снаряда… от самолета осталась небольшая кучка металла».

Лаборатория высокочастотной киносъемки, созданная на Полигоне в 1944 году, вывела баллистические испытания стрелково-пушечного вооружения на высокий уровень. Отмечена большая роль при ее создании старшего техника-испытателя, лейтенанта М.С. Сергеева. Им также была хорошо освоена методика определения силы отдачи стрелково-пушечного оружия. Им исследовалось время выстрела патрона с капсюлями и втулками ударного действия, и с электровтулками. Он также исследовал синхронное время пушек НС-23, изучал отдачу 30 образцов отечественного и зарубежного стрелково-пушечного вооружения. В 1941 году он воевал в составе 157-го авиаполка на Ленинградском фронте, в 1942 году – на Западном, в составе 42-го истребительного авиа­полка.

С 15 июня 1944 года начальником отделения испытания стрелковых прицелов Полигона была назначена Галина Михайловна Валова, до этого она в составе 125-го и 587-го авиаполков воевала на Западном, Сталинградском и Северо-Кавказском фронтах. Вот как ее характеризуют в наградном листе к ордену Отечественной войны I степени: «… Лично посетила все заводы, изготавливающие стрелковые прицелы, ознакомилась с организацией их производства, установила деловую связь с конструкторами заводов… она имеет ясное представление о возможных перспективах прицелостроения… одной из главных задач она поставила перед собой испытание экспериментальных стрелковых автоматических прицелов ГСП-1 и СПС. Ею были разработаны Тактико-Технические требования на разработку автоматических прицелов на 1945 год». Г.М. Валова была награждена двумя орденами Красной Звезды (1943, 1946), орденом Красного Знамени (1951), орденом Ленина (1956), медалями.

Уместно остановиться на вопросе бронирования самолетов. Частично бронирование в России было применено уже при строительстве самолетов И.М. – «Илья Муромец». В дальнейшем бронирование летных экипажей стало правилом. Д.И. Романов, на которого мы ссылались уже не раз, писал: «… Все самолеты выпуска 1938–1939 годов, за исключением Ме-110, до начала войны были не бронированы и вообще были слабо защищены…Защищенность отечественных самолетов предвоенной и военной постройки закладывалась в ходе их проектирования». Защищенность обеспечивалась и особыми свойствами советской броневой стали, заслуга в создании которой принадлежит в значительной степени Ивану Федоровичу Тевосяну. В СССР работало специальное научное учреждение – ЦНИИ-48, броневой институт.

Защищенный броней  штурмовик Ил-2 на Полигоне

Защищенный броней штурмовик Ил-2 на Полигоне

Ученые Сергей Кишкин и Николай Скляров получили в 1942 году Сталинскую премию за создание авиационной брони. В частности, на Полигоне во время испытания пулестойкости авиационной брони штурмовика Ил-2 было установлено, что она в 1,5 раза превосходит такую же броню немецкого производства. Надо сказать и о том, что вопрос защищенности летного состава постоянно поднимался И.В. Сталиным. Очевидцы часто вспоминают, что при докладах фронтовиков Сталин всегда обращал особое внимание больше на потери личного состава, чем на потери в технике.

В конце 1940 года на Полигоне на основании Постановления НКО было начато строительство первой в стране Высотной лаборатории (Термобарокамеры), с целью обеспечения высотных испытаний авиационного вооружения – стрелково-пушечное вооружение стало возможным испытывать, имитируя высоту полета в несколько километров. Контроль за строительством был поручен инженер-полковнику Н.И. Байдакову, но он не ограничился только контролем, а, по существу, возглавил все дело создания термобарокамеры. Эвакуация полигона 1941 года сказалась на сроках строительства, но с 22 декабря 1942 года камера начала работать – за словом «камера» скрывается довольно солидная по объему капитальная постройка, которая и сейчас сохранилась на территории Полигона. Николай Иванович Байдаков в Красной Армии с февраля 1918 года, в апреле 1943 года за «личную инициативу и настойчивость в деле строительства и оборудования объекта, имеющего важнейшее значение для научно-испытательных и исследовательских работ в области авиационного вооружения», он был награжден орденом Красной Звезды.

Автором Темпомера (применялся для испытаний пулеметно-пушечного вооружения) являлся старший техник-лейтенант В.П. Борисов. В мае 1945 года он был награжден орденом Красной Звезды.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.