«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

24 июня 2025 года

Богородск-Ногинск

Из настоящего в прошлое. Юбилей церкви.

Мартишина (Лобачёва) Л.Н.

«Благословите, Батюшка, на творчество и труд,
И все души прекрасные порывы.
Молитвы к миру и добру ведут.
Спасибо, что мы все здоровы, живы».

И. Журавлёва «Духовному отцу» 30.07.11.

В 2026 году каменной Христорождественской церкви в селе Ямкино исполнится 200 лет.

Уже сейчас прихожане и клир активно готовятся поздравлять с двухвековым юбилеем свою красавицу церковь.

Предтечей каменной церкви была деревянная церковь Рождества Христова, которую в 1826 году переосвятили во имя Всех Святых и она стала кладбищенской. На погосте возле деревянной церкви похоронены многие и многие поколения жителей села и приходских деревень, священники и церковнослужители.

О селе и об истории двух церквей села написано подробно и интересно в нескольких публикациях на сайте «Богородское краеведение».

Мы попытались собрать и немного дополнить уже имеющуюся информацию о священнослужителях и церковнослужителях деревянной и каменной церкви Рождества Христова.

 

Деревянная церковь Рождества Христова.

 

1680 год

священник Никифор Анциферов

1703 год — 1719 год

священник Тихон Никифоров [1]

 

1719 год -1741? год

священник Никифор Никифоров

«В 1719 году в результате пожара церковь в Ямкино сгорела. Комиссия Священного Синода нашла в этом вину священника Тихона Никифорова, и он был отстранён. А настоятелем был назначен рукоположенный в священника брат о. Тихона Никифор, ранее служивший в этом храме диаконом.»[2]

 

1741 год Исповедная ведомость

«духовные и их домашние

  1. той церкви иерей Никифор Никифоров 60 - ти лет
    у него жена Матрона Васильева 58 лет и их дочь Анна 16 лет.
  2. той церкви дьячек Иаков Савин 12 лет
    при нём находится его мать Федосья Игнатьева 34 года и её дети -дочь Ирина 10 лет и сын Герасим 8 лет, а также бабушка дьячка - вдова Акилина Федотьева.
  3. той церкви пономарь Фёдор Никифоров 19 -ти лет, жена его Анна Фёдорова 19 лет.» [3]

 

1771 год Исповедная ведомость

  1. Иаков Савин 50 лет (?) - диакон
    жена его Марфа Степанова 55 лет, «взятая в замужество оной же десятины села ...евлева? Рождественской церкви священника Степана Андреева дочь.»
    У них сын Ермолай 13 лет.
  2. дьячек Дмитрий Иванов 34 года
    жена его Татьяна Фёдорова 29 лет,
    дети их: Сидор 10 лет, Иван 7 лет, Кондрат 4 года, Алексей 1 год.
  3. вдова попадья Дарья Иванова 38 лет, сын её Никита Герасимов 14 лет. [4]

 

1777 год

Иаков Савин — священник.

В этом сане он прослужил до 1792 года. В 1793 году умерла его жена Марфа Степанова, а «оный священник определён в число братства в берлюковой пустыни.» [5]

51 год! Иаков Савин был при деревянной церкви. Начинал с дьячка и дослужился до священника.

При нём служили:

В 1777-1783 году пономарь Никита Герасимов

у пономаря жена Евфимия Ананьева [6]

В 1792 год пономарь Пётр Иванов [7]

 

1793 год

священник - Стефан Иванов, служил до 1811 года.

«Священник Стефан Иоаннов обучался в Московской Академии до синтаксима, оттуда, в котором году не упомнить, Преосвящённейшим Митрополитом Платоном был произведён во дьячка в Ивановский Московский монастырь. 1788 года мая 3 дня тем же митрополитом Платоном посвящён во Священника Богородской округи в село Ямкино ко храму Рождества Христова. 1812-го года апреля 18 дня Преосвящённейшим Августином переведён Московской округи в село Канаево ко храму Грузинской Божьей Матери, а с 1813-го года по 1821-й год сентября по 13-е число находился у старообрядцев.1822 года мая 19-го дня Высокопреосвященнейшим Архиепископом Филаретом определён на настоящее место.

В семействе у него жена Устинья Иванова. Дочь их не способная по болезни к замужеству Дарья.»

 

В ревизской сказке «1795 года февраля 23 дня» (5-я ревизия) написано:

«Московской губернии Богородской округи Радонежской десятины села Ямкина одноприходной церкви Рождества Христова священник Стефан Иванов, дьяк Дмитрий Иванов и пономарь Пётр Иванов по силе состоявшегося 1794 года июня 23 дня ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и в народ публикованного указа дали сию сказку … писанных по последней 1782 года ревизии и … на лицо при оной Рождественской церкви состоящих сейчасно и церковнослужителей с жёнами и детьми обоего пола … или по свидетельству найдено, что кого либо утаили, то повинны положенному по указам штрафу без всякого милосердия».

 

«Ныне на лицо:

  1. священник Стефан Иванов 35 лет, в последнюю ревизию (1782г) был написан в Москве при Ивановском дворе, мытарь
    у него жена Устинья Иванова, 34 года, взятая в замужество Дмитровской округи села Куров... ? Николаевской церкви умершего пономаря Ивана ... дочь
    у них дети после последней ревизии рождённые:
    Елена 13 лет, Дарья 4 года, Пётр 2 года.
  2. дьячек Дмитрий Иванов 44 года
    у него жена Татьяна Фёдорова 46 лет, взятая в замужество оной же Рождественской церкви умершего священника Фёдора Никифорова дочь
    у них дети в последнюю ревизию (1782 г) написаны:
    Иван 17 лет был в 1784 году; отослан в Губернское правление по разбору …
    Кондрат14 лет был в 788 году; обучающийся в лавре в семинарии, уволен в св ...ное правление и … находился в московском университете
    Алексей 11 лет был в 790 году; произведён в московском Казанском соборе во священника и обучавшийся в ... семинарии
    Авдотья 4 года (1782); была в 792 году выдана в замужество оного села Ямкина за крестьянина Савву Митрофанова.
    Дарья 3 года (1782г), 16 лет (1795г)
    после ревизии рождения Акилина 1 год (1782г).
  3. пономарь Никита Герасимов 24 года
    у него жена Афимья Антонова 23 года, взятая в замужество оной же десятины села Благовещенья, благовещенской церкви умершего священника Антона Иванова дочь
    у них дети в последнюю ревизию написаны:
    Анна. Феофилакт 1 год, умре в 786 году.
    Оный пономарь Герасимов определён в Московскому большому Успенскому собору в сторожа, где и … с семейством своим и объявлен буде.
  4. пономарь Пётр Иванов 29 лет, (умер в 1813 году), в последнюю ревизию написан оной же радонежской десятины Ильинской церкви, что на Муравьищах при диаконе Иване Григорьеве.
    у него жена Наталья Никитина 28 лет, взятая в замужество суздальской епархии … округи села Филиповского дьячка Никиты Петрова дочь
    у них сын, после ревизии рождённый, Михайла 4 года.» [8]

 

1811 год -1851 год

священник Герасим Георгиев Митропольский

 

В 1826 году начались службы в новой каменной церкви Рождества Христова.

 

священник Герасим Егоров, с 1816 года стали писать Герасим Георгиев, с 1842 года — Герасим Георгиев Митропольский. Прослужил при деревянной, а затем каменной церкви 40 лет!

«Из семьи дьячка, в 1810 году закончил Московскую духовную семинарию, был рукоположен в священника и направлен служить в Знаменскую церковь села Лобанова Серпуховского уезда. В 1811 году назначен настоятелем храма Рождества Христова в Ямкино. С 1816 года о. Герасим был вдов. В 1818 году был награждён в силу Высочайшего Манифеста бронзовым крестом на Владимирской ленте с памятной надписью 1812 года. В 1827 году он был награждён набедренником, а в 1838 г. - скуфьей. С 1830 по 1833 год священник Герасим Митропольский был благочинным. В Богородском Духовном Правлении отец Герасим занимал должность Присутствующего.» [9]

 

Ревизская сказка 1816 года (7-я ревизия)

«Московской епархии, Богородской округи, Радонежской десятины одноприходной церкви Рождества Христова, что в селе Ямкине, о состоящих при оной церкви мужеска и женска пола духовных людях.

  1. священник Герасим Егоров (Георгиев) 28 лет
    его жена Ольга Семёнова 23 года (в исповедной ведомости 1826 года он записан уже как вдовец)
    священника мать вдовая дьячиха Анна Иванова 48 лет
    его же сестра девица Ирина Егорова 13 лет
  2. дьячек Стефан Васильев 38 лет
    его жена Настасья Иванова 30 лет
    его дети: Василий 16 лет, обучается в Московском уездном училище
    Илья 15 лет, обучается в Московском уездном училище
    Александр 11 лет, Семён 9 лет, Пётр 7 лет; - при отце
    его дочь Анисья 4 года
  3. пономарь Яков Николаев 23 года, переведён той же десятины села Комягина из пономарей же в 1814 году
    его жена Елена Михайлова 19 лет
    по последней ревизии состояли:
    пономарь Пётр Иванов 45 лет, умре в 1813 году
    его сын Максим 14 лет, обучается в Московском уездном училище
    умершего пономаря жена вдова Наталья Никитина 49 лет
    оной же церкви после умершего дьячка Семёна Иванова жена вдова Анна Иванова 31 год, её дочь девица Стефанида Семёнова 8 лет

 

«Оная Рождественская церковь одноприходная деревянная в твёрдости, утварию церковною довольна, при ней приходских дворов 120, в том к сей ревизской сказке числом 3 священно - церковно служительских, в них мужеска пола 449, женска 527 душ; церковной пахотной и сенокосной земли 33 десятины. На оную землю хотя из межевой канцелярии особенного плана и книг нет, а значится в общем тоя же церкви с прихожаны план, которую землёю священно - церковно служители сами пользуются.

Церкви священник Герасим Георгиев руку приложил». [10]

 

священник Герасим Георгиев Митропольский служил 40 лет.

За годы его службы в клире храма состояли:

 

1851 год -1865 год

священник Александр Иоаннов Петропавловский

 

Ревизская сказка 1857 года (10 -я ревизия)

«Христорождественской однокомплектной, что в селе Ямкино церкви, о Священноцерковнослужителях, жёнах и детях их»

 

  1. священник Александр Иоаннов Петропавловский 30 лет
    жена его Елисавета Иванова 25 лет
    его сыновья: Аркадий 5 лет, Григорий 3 года, находятся при отце
    дочь их Анна 1 год
  2. диакон Василий Григорьев Скворцов 39 лет
    жена его Елисавета Ферапонтова 36 лет
  1. дьячек Максим Петров Рождественский 55 лет
    жена его Надежда Антонова 50 лет
    его сын Александр Рождественский 16 лет, исключён 1856 года из 2-го приходского класса Донского училища
    дочь их Вера 11 лет
  2. пономарь Яков Семёнов Алфеев 32 года
    жена его Татьяна Петрова 34 года
    его сыновья: Симеон 5 лет, Алексей 1 год, находятся при отце
    дочери их: Праскева 10 лет, Елена 8 лет, Елисавета 6 лет, Александра 5 недель

заштатные:

  1. уволенный от должности вышеупомянутой Христорождественской церкви дьячек Пётр Егоров Списковский? 63 года; проживает при зяте - пономаре настоящей церкви
    его жена Аграфена Сергеева 60 лет
    дочь их Марья 18 лет
  2. умершего диакона Звенигородской округи Христорождественской, в селе Подумкино? церкви Ферапонта Сергеева Попова дочери:
    Пелагея 19 лет, Прасковья 16 лет; проживают в доме диакона настоящей приходской церкви.

К сей ревизской сказки Христорождественской, села Ямкина церкви, священник Александр Иоаннов Петропавловский руку приложил.» [11]

 

священник Михаил Максимов Архангельский (1839 -1906)

протоиерей

прослужил с 1866 до 25 ноября 1906 г

«Родился в Московской губернии в 1839 году в семье священника, в 1864 году закончил Московскую духовную семинарию с аттестатом 2 -го разряда. 27 июля 1866 года Преосвещенным Леонидом епископом Дмитровским был рукоположен в священники и с утверждением Митрополитом Московским Филаретом направлен на настоящее место.

Являясь настоятелем храма, отец Михаил также с 1866 года был законоучителем в Ямкинской земской школе, а с 1873 года также и в Молзинской. «За усердное преподавание Закона Божия» о. Михаил имел письменные благодарности от Богородского уездного училищного совета в 1893г., 1895г., 1898г., 1899г., 1903г. За 25-летие преподавания Закона Божия в Ямкинской школе о. Михаил был награждён орденом Святой Анны 3-ей степени, а в 1897г. удостоен серебряной медали в память царствования императора Александра III, на Александровской ленте для ношения на груди. В 1899 г. от Святого Правительствующего Синода о. Михаил был награждён наперсным крестом.

Супруга о. Михаила Екатерина Васильевна родилась в 1846 г. в семье священника, имела домашнее образование.

У о. Михаила и Екатерины Васильевны было двое детей. Сын Павел, родившийся в 1873 году, пошёл по стопам отца, стал священником и служил сначала недалеко от своего родителя в Покровской церкви села Воскресенского, а впоследствии в сане протоиерея он служил в церкви Василия Исповедника в Москве. Дочь Анна, 1870 года рождения, была замужем за священником Казанского собора в Москве Николаем Рождественским.» [12]

При Михаиле Максимовиче Архангельском служили:

 

священник Архангельский Павел Михайлович (1873 - после 1932)

протоиерей

служил в Ямкинской церкви с 26 ноября 1906г до февраля 1907г

Родился в селе Ямкино Богородского уезда в семье священника.

В 1896 году рукоположен в сан священника, определён к Покровской церкви села Воскресенское Богородского уезда.

В 1909 году утверждён настоятелем Покровской церкви.

5 декабря 1912 г назначен на вакансию священника в храм преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы. В 1913г назначен законоучителем 2-го Андроньевского городского училища. Октябрь 1914г назначен законоучителем в младшем отделении церковно-приходской школы. 6 мая 1915г награждён камилавкой. В 1916 г и в 1918г был депутатом на Московском Епархиальном съезде. В 1917 -1918 гг состоял заместителем Благочиннического совета второго отделения Ивановского сорока, избран членом Совета объединённых приходов города Москвы. 7 апреля 1919г награждён наперсным крестом. 1921 г — П. Архангельский возведён в сан протоиерея.

В ноябре 1932 года арестован, осуждён по ст 58 УК РСФСР, отправлен в ссылку в Казахстан на 3 года. В качестве основного обвинения фигурировали антисоветские анекдоты. Из ссылки о. Павел не вернулся. [13]

Реабилитирован в 1990 году.

 

священник Нежданов Павел Андреевич (1862 - ?)

настоятель храма, протоиерей, с февраля 1907 года по 1917? год

«Он родился в семье псаломщика, в 1893 году закончил Вифанскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, в 1896 году был диаконом в Успенской церкви с. Богослово Богородского уезда. В священники рукоположен в феврале 1896 года.

Отец Павел являлся помощником благочинного 2-го округа Богородского уезда. Проживал он в своём доме на церковной земле.» [14]

Нежданов Павел Андреевич состоял членом Починковского с.-х. Общества в 1911 [15]

вместе с ним служили:

Отец Павел и его жена Анна Ильинична Нежданова

Воспоминания Руфины Васильевны Поляковой, 1940 гр, по рассказам её родственников и жителей села.

Происходили эти события в 1930 -м году.

«Брат священника Виктора Георгиевича Хавского, священник о. Евгений, дружил с дедом Руфины Васильевны - Левичевым Василием Петровичем. Когда о. Евгений приезжал в Ямкино, то бывал у них дома и рассказывал, что церковнослужителей стали сильно притеснять, даже не разрешают говорить проповеди, отбирают церковную утварь. Дед строго предупреждал своих домочадцев, чтобы никому не рассказывали о беседах.

28 февраля 1930 года Виктор Георгиевич Хавский принял не простое решение.

«В церковный стол Богородского района

Заявление

9 февраля 1930 г оставил должность священника с. Ямкина, Христорождественской церкви.

с. Ямкино Виктор Хавский

1930 г. 28 февраля».

После подачи заявления в «церковный стол» о. Виктор написал письмо своим прихожанам: «Братья и сёстры, простите меня! Я слагаю с себя полномочия».

Его никто не осуждал, все понимали, что он вынужден был так поступить.

 

В Ямкинском сельсовете в те годы работал секретарём Алексей Баннов и однажды к дочери о. Виктора, Лидии Викторовне, пришла мать Алексея и предупредила: «Пусть отец сегодня ночью уходит!»

На следующий день пришли его арестовывать, а его нет. Посмотрели дом, проверили чердак. Несколько дней о. Виктор скитался в лесу, в одну из ночей вернулся домой. Пришлось ему до самой смерти скрываться. Постучит кто-нибудь в окошко — он прячется в подпол».

Протоиерей Хавский Виктор Георгиевич

Священник Богоявленский Николай

 

Обстановка тех лет и давление властей вынуждали писать подобные заявления многих служителей церкви. И, как оказалось, эти заявления не были охранной грамотой, репрессивный аппарат не считался с такими мелочами и работал без сбоев.

«В отдел Церковного стола

Бывшего псаломщика

Церкви села Ямкино

Никанора Алексеева Веселовского

Заявление

Уведомляю отдел церковного стола, что я бывший псаломщик церкви села Ямкина Веселовский, нашёл нужным оставить должность псаломщика, поэтому 9-го сего февраля, мною подано заявление об отказе в местный церковный совет и Ямкинский сельский совет, что я не желаю более быть служителем культа, ввиду сего прошу от церковного стола выключить меня, Веселовского из регистрации служителей культа церкви села Ямкина.

Бывший псаломщик Н. Веселовский

12 февраля 1930 г»

На заседании сельсовета, состоявшегося 9 февраля 1930 года в присутствии членов сельсовета (13 чел) и представителя Рик тов. Лапшина по заявлениям Хавского и Веселовского была принята резолюция - «Принять к сведению».

Есть ещё одно аналогичное заявление, но, к сожалению, я не смогла понять о какой церкви шла речь. [16]

«В отдел Загса г. Богородска

Заявление священника Евфима Добронравова села Жилина Пригородной волости

Не желаю более продолжать службу священником в церкви д. Жилина. Подал заявление об отказе в Жилинский сельсовет от 8/II с/г. Поэтому прошу не считать меня служителем культа в Жилино.

Священник Добронравов Евфим 15/II с/г.

Тому свидетельствует предсельсовета д. Жилина (подпись)

 

«Не желание быть служителем культа», несомненно, имеет несколько причин и одна из них заключается в том, что Конституция РСФСР 1918 года определила семь категорий граждан ограниченных в избирательных правах. К одной из категорий были отнесены «монахи, духовные служители церквей и религиозных культов». После Конституции 1925 года отношение к «лишенцам» ужесточилось.

«Лишенцы» были лишены избирательных прав, не имели права быть членами профсоюза, не имели права получать пенсию, пособия, им не выдавали продуктовые карточки, их не обслуживали предприятия общественного питания, дети «лишенцев» не могли получить высшего образования, «лишенцев» и членов их семьи не принимали в колхоз, они не могли стать членами кооператива, артели. В 1933 году в РФ началась паспортизация, «лишенцев» не прописывали ни при каких условиях и выселяли из квартир.

Лишние люди, выживайте, как сможете - таков был приговор властей!

И только в Конституции РСФСР 1937 была отменена статья о лишении избирательных прав.

«Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство, в частности, … совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов рублей (а может быть, и в несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. …

Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий.» [17]

 

священник Строгов Иван Петрович (1884 -1931)

служил в Ямкинской церкви с 1930 по 1931 гг

«С 1928 г. отец Иоанн служил священником в храме села Никольского Московской области, а в 1930 г. был переведён в Ямкино. Отец Иоанн был арестован 27.02.1931г., при аресте у него были отобраны конспекты проповедей, которые были пришиты к делу. На момент ареста отец Иоанн имел 4-х детей в возрасте от 4-х до 17-ти лет. С 27.02. 1931г. до 04.06.1931г. он содержался в Бутырской тюрьме. 10.05.1931г. священник Иван Петрович Строгов был осуждён по ст. 58 п. 10-11 УК РСФСР за «участие в антисоветской группировке церковников» к высшей мере наказания. Место захоронения — Ваганьковское кладбище. Реабилитирован 25.02.1990г.» [18]

4 декабря 1930 года в «Анкета на служителя культа Христорождественской группы верующих села Ямкино» он писал:

«год рождения 1884 августа 20 дня, служит с 1914 года по настоящее время. Был псаломщиком в селе Ново-Никольском Селижаровского РИКа Западной обл., диаконом в пог. Кокоши Ржевского РИКа Западной обл., священником в пог. Никольском, что на Городище Ржевского РИКа Западной обл. Избран Ямкинской группой верующих и утверждён Епархиальным Архиереем. Получает вознаграждение добровольных деяний около 75 руб. в месяц. Адрес: село Ямкино, Украинская, д 39.

1930 год. Декабря 4 дня. Священник села Ямкина Иоанн Петрович Строгов»

 

В этом же 1930-м году, в Христорождественской церкви служил диакон Воскресенский Владимир Владимирович.

«Анкета служителя культа религиозной общины села Ямкина Воскресенского Владимира Владимировича, 1894 год рождения. Служит с 1914 года по настоящее время. Был псаломщиком в Вологодской губернии по 1930 год, а с 6 июня сего года в означенном селе Ямкине на должности диакона.

Один из пунктов анкеты: Выполняет ли культовые обязанности по найму, по выбору или назначению.

Выбран приходом и утверждён Епархиальным начальством.

Размер получаемого вознаграждения:

Получаю добровольную плату за требы, около 50 руб. в месяц.

4 декабря 1930 года.»

 

священник Мамонтов Павел Иванович (1881-1937)

иеромонах, преподобномученик

служитель церкви в Ямкино с 1933 по 1937 годы.

Родился в Рязанской губернии, Зарайский уезд, с. Дединово.

Пострижен в монашество в 1912 году.

Рукоположен во иеромонаха в 1933 году.

«Анкета служителя культа Христорождественской общины верующих села Ямкина Ногинского района.

Мамонтов Павел Иванов, в монашестве иеромонах Пётр Мамонтов. Год рождения 1881, мая 24. С 1914 года служитель культа в Гуслицком монастыре Куровского района Моск. Обл. В 1930 году перешёл на должность диакона в Никитский погост Павлово -Посадского района, а в 1933 г 13 июля определён на должность священника в село Ямкино Ногинского района. Адрес: село Ямкино д 39.

1933 г. августа 29.»

«Паспорт на один год выдан Управлением милиции Павлово - Посадского горотдела №… «

18 ноября 1937 года о. Пётр был арестован, заключён в тюрьму г. Ногинска. 25 ноября тройка НКВД приговорила о. Петра к высшей мере наказания по ст. 58-10 УК РСФСР.

Расстрелян 2 декабря 1937 года и погребён в безвестной могиле на полигоне Бутово.

Реабилитирован в 1989 г.

иеромонах Пётр (Мамонтов Павел Иванович)

Иеромонах Пётр (Мамонтов Павел Иванович)

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной церкви 20.8.2000 г.

 

священник Покровский Николай Дмитриевич (1890 -1937)

протоиерей, священномученик

Настоятель Христорождественского храма с 1933года вплоть до второго ареста в 1937 году.

Родился 14.08.1890 г. в селе Архангельском Волоколамского уезда Московской губернии в семье диакона, в 1912 году закончил Вифанскую духовную семинарию.

В 1919 году рукоположен во священника. В 1930-м возведён в сан протоиерея.

В 1930 году о. Николай был арестован по подозрению в соучастии к подготовке «террористических действий … в отношении товарища Сталина».

Тройка ОГПУ приговорила протоиерея Николая Покровского к трём годам заключения в концлагерь. Срок заключения отбыл.

После отбытия наказания отец Николай стал служить в храме с. Ямкино.

Второй раз был арестован 27.11.1937 г. в селе Ямкино. 01.12.1937 г. тройкой при УНКВД СССР за «контрреволюционную деятельность» приговорён к высшей мере наказания. Приговор приведён в исполнение 10.12.1937 г. на Бутовском полигоне.

Реабилитирован 28.07.1989 г.

протоиерей Покровский Николай Дмитриевич

Протоиерей Покровский Николай Дмитриевич

Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной церкви 20.08.2000 г.

 

Церковь Рождества Христова закрыли в 1939 году.

Полную картину жизни причта церкви восстановить уже не получится, много документов утеряно. Но понемногу и по чуть-чуть будем вести битву с забвением.

 

 

Примечания

Причт церкви — штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей ( иподиаконы, чтецы) одного прихода (храма).

Протоиерей — старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея даётся в качестве награждения.

Диакон — в православии священнослужитель первой (младшей) степени, он помогает священникам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает.

Дьячок — служитель церкви, к духовенству не принадлежат, участвует в богослужении как чтец или певчий.

Пономарь — помощник священнослужителей при богослужении, созывает верующих колокольным звоном, возжигает свечи в храме, подаёт кадило, помогает псаломщикам при чтении и пении и так далее.

Псаломщик — в православии служитель церкви, не имеющий степени священства, основная обязанность - чтение текстов Священного писания и молитв во время богослужения.

Синтаксима — изучение в начальных классах славянской и греческой грамматики, латыни.

Ревизская сказка - «сказка» от слова «сказать», переписчики записывали сведения со слов опрошенных.

Камилавка — головной убор в православной церкви тёмно-синего, фиолетового или чёрного цветов, делается из бархата и представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды.

Священномученик — мученик из числа священнослужителей, то есть рукоположенных в сан епископа, священника или диакона.

Преподобномученник — монах, принявший мученическую смерть за свою веру.

Священник Касимов Алексей Сергеевич

Священник Касимов Алексей Сергеевич

У сына псаломщика Сергея Дмитриевича Касимова была трагическая судьба.

Алексей Сергеевич Касимов родился в 1880 г в селе Ямкино, в 1901 г. закончил Московскую духовную семинарию и служил в г. Кунцево Московской области в церкви Спаса на Сетуни.

7 Августа 1937 года священник Алексей Касимов был арестован, а 19 августа этого же года по обвинению в распространении «провокационных слухов и террористических настроений по адресу руководителей партии» тройкой при УНКВД Московской области приговорён к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор приведён в исполнение 20 августа 1937 г на Бутовском полигоне.

Реабилитирован 25.06.1960 г.

 

Священник Александр Иванович Петропавловский доводился дядей Михаилу Максимовичу Архангельскому.

Дочь Михаила Максимовича Анна вышла замуж за Николая Павловича Рождественского, протоиерея, служившего в Казанском соборе на Красной площади в Москве.

Дедушка Николая Рождественского Максим Петрович почти 40 лет служил сначала пономарём, затем дьячком в Ямкино при Александре Ивановиче Петропавловском. [19]

 

Искренне признательна:

Источники

[1] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI -XVIII вв. Вохонская десятина. Москва .1888. стр. 11.

[2] Симонов А. Ю. Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях. Альманах «Богородский край» № 2 (2002).

[3] ГБУ «ЦГА города Москвы» 203-747-51 стр.294.

[4] там же 203 -747 -412 стр 13.

[5] там же 203 -746 -489 стр. 542.

[6] там же 2127 -1 -459 стр. 164.

[7] там же 203 -745 -821 стр.324.

[8] там же 203 -746 -489 стр.542-543.

[9] Симонов А. Ю. Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях.

[10] ГБУ «ЦГА города Москвы» 707- 1- 3 стр. 42- 43.

[11] там же 707 1 583 стр.73

[12] Симонов А. Ю. Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях.

[13] Петровская Е. Л. Храм преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы. М. 2017 г. стр. 209-212

[14] Симонов А. Ю. Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях.

[15] Отчёт о деятельности Починковского с.-х. Общества «Богородск -Ногинск. Богородское краеведение» 10 ноября 2007 года.

[16] Богородское краеведение 31 августа 2005г. Список верующих на территории Богородского уезда. 1926г. «Алексеевская, д. Жилино, православного вероисповедания, договор заключён 12 июня 1926 г.»

[17] Письмо В. М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б). 19 марта 1922 г. В. И. Ленин. Электронная библиотека исторических документов.

[18] Симонов А. Ю. Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях.

[19] Петровская Е. Л. Храм преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы. М. 2017. стр. 215.

 

Интернет ресурсы

docs.historyrussia.org/ru

https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/10584/

Поделитесь с друзьями

Ещё по теме

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.