«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

9 сентября 2021 года

Богородский атлас Богородск-Ногинск

Этнографические зарисовки села Ямкино

Составила Яна Назарова.

Введение

Родина. Для каждого человека это слово имеет определенный смысл. Для нас это, прежде всего, наша страна, село, в котором мы родились и живем. Пройдет еще немного времени, и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия. Изучение истории родного края и своего народа для человека полезно и поучительно. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать».

В настоящее время можно отметить возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Знакомство с историей родной деревни позволяет лучше почувствовать родной край. Происходящие радикальные изменения во всех сферах жизни российского общества, заставляют людей повысить интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящие изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы больше внимание уделяют изучению своего края.

Основная часть. Краткие сведения из истории села Ямкино.

Первые обнаруженные источники о селе Ямкино, расположенном на древнем Троицком тракте, ведущем в Троице-Сергиеву Лавру, относятся к 1628 году. Согласно же писцовым книгам за 1631-1633 годы в селе насчитывалось 33 крестьянских двора и 245 жителей. Основной промысел - извоз и домашнее ткачество. Земледелие у селян из-за скудности почвы было не в почете.

В то время крестьянское надомное ткачество развивалось очень быстрыми темпами. Где-то доставали сырьё и ткали нехитрые ткани.

Указ Екатеринины Второй от 8 декабря 1769 года всё поставил на свои места: он разрешил «всем и каждому» заводить ткацкие станы с условием уплаты за работу на каждом стане по 2 рубля в Мануфактур-Коллегию, которая выдавала квитанцию – билет на право ткачества в течение года.

Первыми владельцами таких билетов в Ямкине стали девка Агафья Игнатьевна и Гаврила Филиппов, которые вырабатывали шелковые ленты, платки и атлас, каждый на шести станах.

Указ 1769 года узаконил ещё до него начавшееся промышленное ткачество крестьян по деревням и, тем самым, дал возможность более широкого развития текстильной крестьянской промышленности. С этим и вступило Ямкино в 19-й век, начало которого была омрачена вторжением французов в наш край и, в частности, в Ямкино.

С 1850-го года селом владел корнет Николай Иванович Иохемзин. За ним числилось 58 крестьянских дворов, жителей – 455 человек. За 11-ть лет, уже после отмены крепостного права, было построено ещё 70 дворов, количество жителей дошло до 547. Крестьяне по-прежнему занимались извозом и ещё в большей степени ткачеством. В 1865-м году в селе было 14 светелок, станов 280, вырабатывали преимущественно бархат. Во всём Богородском уезде его выработка была распространена только в Ямкине и частично в селениях этой волости.

В 1885 году в селе уже стало 29 светелок и 293 стана. В начале 20-го столетия из общей массы ткачей стали выделяться крестьяне, которые, заправляя ткачеством «от себя», становились владельцами собственного дела. Среди них были Мария Ивановна Угольнова с 13 рабочими, крестьянин Рябов с 28 рабочими, купец Пигаров, Зверьков Дмитрий Иванович с 52 рабочими. Иван Борисович Нахалов раздавал работу на 150 станов.

В первые годы Советской власти в селе было 2 лавки, 1 питейный дом, 11 шелковых и 3 шерстоткацких заведений, школа, библиотека. Крестьянских дворов – 196, жителей – 1051 человек.1

Основная часть. Материальная культура. Дом, его строение

В деревнях и селах дома строили бревенчатые. Лес заготавливали в феврале месяце (начало сокодвижения). Из брёвен рубили сруб на сухую (без мха и пакли). Сруб стоял около года. За это время сруб давал усадку и усушку. Потом сруб ставили на «постоянное место» (на мох или паклю). Крышу крыли соломой или дранкой (щепой).

Щепу (дранку) толщиной 5 миллиметров делали на специальном станке из сорокасантиметровых чурбаков (поленьев). На каждую щепу (дранку) ложилось восемь штук, каждая толщиной 5 миллиметров. Толщина крыши получалась четыре сантиметра (5 на 8).

В бригаде плотников был столяр, который делал двери, окна, рамы и отделывал фасад дома. На дом заготавливали примерно сто брёвен. Часть из них распиливали на доски для пола и потолка. Дом конопатили паклей для сохранения тепла, а также снаружи делали завалинку, высотой до первого бревна из дерна или земли. К дому пристраивали двор и сени.

Фундамента не было, под домом были бревна (назывались подборник). По углам стояли большие бревна - кругляшки, а вдоль дома – подборник. Летом было хорошо – все дышало, а вот зимой все промерзало.

«Завалинку делали из жерди, засыпали песком по окна (это так утепляли), потом утепляли дом, он сам не обшивался, а утепляли его мхом. В лесу искали самый высокий пушистых мох. Рвали его мешками, сушили и запележивали дом («запележивать», «опележивать» – обкладывать дом мхом толщиной 15-18 см). Ставили жерди и втыкали мох до самой крыши, оставались лишь окна. На окнах были ставни, которые закрывались с улицы.

К весне разваливали завалинку, жерди берегли на следующий год, песок складывали в кучки. В середине лета эта кучка обрастала травой. На ней росла трава, семена ее были, как лепешки, и их дети ели.

Во дворе держали скотину. Для тепла выкладывали русскую печку из кирпича на глине. Русская печка давала тепло и служила для приготовление пищи. В ней также пекли хлеб.

Дом состоял из двух частей: сам дом, сени, чуланчики, крыльцо. В одном чулане хранили зерно, крупу, зерно на корм, муку, а другой чуланчик был летним – там спали. Стоял там сундучок, одежда зимняя туда выносилась, убиралась в ящички.

На заднем мостке кормили скотину. Там была лошадь, корова, куры (наверху). Там был запас сена, им там делами нашест.

Бабушка подоит корову, дедушка все выносит за ней. Навоз выгребался на улицу, в специальное окошечко.

Двор был большой, там и хранили дрова, чтобы зимой не выходить на мороз. А летом дрова находились и на улице под плетью.

Во дворе лежали шишки еловые в деревянном ящике для самовара, т.к. углей не было и туда шишек, чтобы продлить кипяток.

Мясо было свое, делали солонину. Сало салили в ящиках, телятину, говядину тоже солили, убирали в погреб, в ящики. А зимой хранили в пищевом чуланчике. А в погребе вся закваска: огурцы, соленья, капуста, брусника, грибы. (Грузди и черные и белые, и соленой и вареной засолки - все находилось в погребе)».2

Внутреннее убранство избы

«Дом состоял из двух частей, перегороженных пополам. Первая часть – кухня, здесь находилась печь, обеденный стол. Вторая часть – большие полдома (назывался перёд). Там стояли: кровать, стол, лавка, буфет, иконы. Полы были белые, некрашеные. Мыли два раза в неделю: в субботу и в среду, двумя вениками. В среду мыли с красным сыпучим кирпичом. Сначала натирали березовым веником половицы, смывали, потом терли кирпич о кирпич, а потом можжевеловым веником, потом смывали водой. А в субботу просто промывали водой. И поэтому половицы были желтыми свежими. Мыли так хорошо, что ребятишкам стелили спать на полу, т.к. кровать была для взрослых.

В прихожей была русская печь. За печкой лежанка. Висела занавеска и ее не было видно. В печке были выемки, которые назывались печурками. Туда клали сушить варежки, носки.

Лавки желтые, широкие. Впереди широкая лавка стояла, на кухне – поменьше.

Кровати были железными, к кровати к низу привязывались подзоры (10 - 15 см) они были с одной стороны (ручной вязки, вязали крючком).

Занавески были в две маленькие створочки, белые, кружевные. И еще одна часть висела наверху.

Половики были самотканые. Стирались на озере, перед Пасхой. Перину сушили на морозе. Стирали в корытах, была доска.

Ложки были деревянные, а вилочки железные, ручки деревянные. Посуда была: миски (деревянные и алюминиевые).

Утюг был углевой. Из печки доставали огненные угли, клали в утюг, утюг нагревался и гладили на столе. Стол накрывался плотным одеялом. Если он гас, его разогревали (клали щепочку и качали из стороны в сторону). Лоханка для воды»3.

«Русская печь состояла из чела, туда ставили чугуны. Были ухваты. Под ухват подкладывали кругленькое бревнышко, чтобы легче было тянуть. Угли сгребали в одну сторону, т.к. их оставляли для самовара, утюга. А когда были сильные морозы и боялись, что картошка замерзнет и подполы ставили большие чугуны с горящими углями. Полы были теплыми, можно было и зимой спать на полу».

Русскую печь топят утром, а вечером не всегда топили. Одна сторона печи была сделана из облицовочного кирпича, изразец. Рядом ставили впереди маленькую печь, когда не надо топить большую – затопят маленькую, протопят. От нее шли трубы в русскую печь и выходили в ее трубу. И она поддерживала тепло. Была сложена из кирпичей. Внизу под печкой клали сковороды, ухваты, прихваты, все закрывалось заслонкой. Были вьюшки, они закрывались, чтобы не выходило тепло. Если угли горели синем огнем, печку не закрывали, боялись угореть угарным газом. Тепло хранилось до самого утра.

В печке мылись. Сначала внутри стелили соломенные маты, потом грели, споласкивали, получался пар. Туда ставили лампу, чтобы светло. Мылись каждую субботу».

«В красном углу были иконы. Всегда горели лампадки. Весело полотенце. Лампадка была привинчена к потолку и висела на цепочке. В переднем углу висели иконы.

Покрывала были самотканые. Одеяла ватные. Вещи хранили в сундуках. Скатерти и полотенца льняные. Обвязывались кружевами. Люлька была, была ввинчена пружина в потолок»4.

Хозяйство

«Заборы были из жерди, сплошных не было - легче выгонять скотину. Замков не было, только задвижка и вертушек. Был палисадник, много было вишни и яблок.

Сеяли на поле гречку, овес. В лесу росла пьяника, крупнее чем черника. Она первая поспевала, а потом только черника.

Озеро было очень большое. С левой стороны совсем не заходили, так как там было Бренево болото. Туда ходили за клюквой, посылали в основном детей - они легче, а родители контролировали.

Дорогу в деревне делали солдаты. С буреломки возили торф. На Глуховский рынок ездили продавать дрова на саночках. Дедушка продаст, купит трески, судака, для хозяйства что-то. Ездили через Кругленькое болото.

Сухостой пилили, сучки обрубали - все привозили домой.

В огороде помидоры были в диковину, морковь, огурцы, репа, редька, чеснок, лук. Крыжовника, яблонь, вишни, смородины много было.

Костяника была в лесу, но ее не брали, т.к. она была с косточками. Росла, где посырее.

Пьяника ягода крупная, кустарник у нее высокий, как у смородины. Бидон соберешь за полчаса. Из нее варили варенье.

Чернику сушили. Ходили два раза в день. Собирали и на продажу.

Потом собирали и грибы. На деньги покупали книги.

Набирали полденками (такое ведро). Бруснику продували, потом заливали водой и ставили под полы. Рябину морозили. Закидывали на сенник.

Черемухи было много.

Собирали травы: полынь, мать-и-мачеху, пижму, ромашку, бузину (клали под полы, чтобы не было мышей)»5.

Ткачество

«Погодные условия неважные, почва в основном песок. Поэтому урожай был небольшим. Прокормить семью было тяжело, а семьи были большими (у многих было шесть – восемь детей. Чтобы пополнить домашний бюджет, занимались ткачеством. В доме или в светелке делали пристройку и ставили деревянный ткацкий станок и на нем работали. В Ямкино ткали бархат, а в других деревнях - плюш. У нас ткали бархат, так как были купцы Зверьковы. Они доставали сырье для производства, а потом продавали.

Бархат ткать очень сложно, бабушка говорила, что ручки должны быть бархатные, без заусенца. Так как делали все из натурального шелка, а шелк нить тоненькая, она если за рукой пойдет, то будет брак. Однажды дед пошел к купцу, тот перемерил кусок бархата, а потом и говорит: «Дмитрий Кузьмич, я от тебя такого не ожидал, что же у тебя нитка одна пропущена. Это уже брак!» Дед не растерялся и говорит: «Мы люди живые! Ведь святые тоже ошибаются!» После этого случая к моему дедушке и прицепилось прозвище «Святой».

Как только начинается весна, станы остаются без работы. И люди начинают заниматься сельских хозяйством. Трудились с утра до ночи»6

Заключение

Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашего села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашей родины много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось никаких сведений в документах кроме их названия. Мы не хотим, чтобы и с селом Ямкино произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье живущей или жившей в нашем селе это будет уже большой вклад в сохранение истории села, ведь история жизни людей — это история села в целом.

Село живо, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю своего родного села.

А историю села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. И буду надеяться на светлое и прогрессивное будущее нашей малой Родины.

Приложение. Словарик топонимов села Ямкино.

  1. Мельников А.П. Черноголовка - Щёлково – Ногинск. Записки краеведа. – М. 2016.
  2. Воспоминания жителей села Амелюшкина Леонида Андреевича, 193* и Кошелевой Зои Николаевны, 1943 г.р.
  3. Воспоминания жителя села Фроловой Нины Павловны, 1941 г.р.
  4. Воспоминания жителей села Фадеевой Валентины Петровны, 1943 г.р. и Фадеевой Лидии Петровны 1947 г.р.
  5. Воспоминания жителя села Кошелевой Зои Николаевны, 1943 г.р.
  6. Воспоминания жителя села Поляковой Руфины Васильевны, 1941 г.р.

Поделитесь с друзьями

Ещё по теме

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.