«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

17 апреля 2023 года

Богородский Некрополь Богородск-Ногинск

Из прошлой жизни села Ямкино

Л. Н. Мартишина (Лобачёва) 

Прошлое сокровенно присутствует в настоящем.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Существует история страны, губернии, уезда, волости, села, рода. И история кладбища. Кладбища живут, умирают, могут бесследно исчезать, вместе с могилами и надгробиями. Так произошло с кладбищем при старой деревянной церкви Рождества Христова в селе Ямкино (при открытии нового храма старую церковь переосвятили в церковь «Всех святых»).

Когда в 1826 году открылся новый каменный храм, то вокруг него стало образовываться и новое кладбище. В метрических книгах тех лет (1826–1830) появляются записи о захоронении «при церкви», значит при старой деревянной церкви, и записи «при каменной церкви». Постепенно запись о месте погребения «при церкви» исчезла, захоронения там перестали делать.

Кладбище при деревянной церкви жило ещё несколько десятилетий. Оно было огорожено, на него ходили навестить и помянуть своих родных и близких. Конечно, оно потихоньку ветшало, но люди приходили прибраться, поправить могилки, подновить кресты и памятники.

Наступил XX век! Появилось новое мировоззрение, неприятие и отторжение старого «хлама». Первыми под разрушительную идеологию попала вера и церковь. «Религия – опиум для народа», этот лозунг был в повседневном употреблении.

Церковь «Всех святых» в с. Ямкино

Церковь «Всех святых» в с. Ямкино

В период яростных гонений на верующих, 20–40-е годы XX века, «здания культа» были закрыты. Старую деревянную церковь «Всех святых» переоборудовали под клуб. Забор вокруг кладбища сняли. Люди стали прокладывать удобные тропинки по осевшим могилам.

Начали исчезать памятники. Им нашлось другое применение. Например, в 1935 году при постройке клуба в деревне Соколово, под углы нижних венцов сруба были положены надгробные плиты с этого кладбища. Чаще памятники исчезали по ночам, вероятно, использовались для нужд более насущных, чем просто стоять без дела.

И древнее кладбище села Ямкино потеряло свои очертания, ушло в землю, растворилось во времени, унося с собой память о наших прародителях.

 

Из воспоминаний жительницы села, Поляковой Руфины Васильевны:

В 1946–1947 годах, они детьми любили играть на заброшенном и заросшем кладбище.

В клуб, размещённый в стенах «Всехсвятской» церкви, привозили «кино». В жаркие летние вечера, чтобы не томиться в помещении, экран натягивали между деревьями, растущими на кладбище, и всё село смотрело фильм.

1963 год, осень, понедельник. Руфина Васильевна утром уехала на учёбу. Вечером возвращается домой, вышла на своей остановке из автобуса и замерла. Нет церкви!

Деревянная Церковь стояла всегда! При ней выросло несколько поколений жителей села Ямкино, деревень Соколово и Починки. Церковь была обязательным и необходимым элементом жизненного пространства села. Вдруг стала мешать.

Когда то построили её очень добросовестно, «срубили без единого гвоздя», ручной разборке не поддавалась. Растащили тракторами с помощью тросов.

Из разобранной церкви сделали хорошие мостки на озере.

В 2003 году на месте церкви и кладбища установили часовню – столб.

В те времена существовала тенденция уничтожить, искоренить память о «мироедах», «эксплуататорах». Использовались разные способы, в том числе и уничтожение надгробных плит. В паломнических поездках по монастырям видела много разбитых плит. В Кирило-белозерском монастыре, в 1930-х годах, когда он был разорён экспроприациями, могильными плитами была вымощена дорога. Если не получалось разбить, то хоть свалить, оттащить от могилы. Такая картина ещё в 60-е годы прошлого века была на кладбище у храма Покрова пресвятой Богородицы соседнего села Воскресенского.

В селе Ямкино, с правой стороны от церкви Рождества Христова, под сенью огромных лип, находятся три надгробия семьи Зыковых.

Памятникам больше 120 лет. Они постепенно разрушаются, и исчезают надписи, сделанные с любовью и скорбью в память о людях, ушедших в мир иной. Печальные места.

Попробуем найти немного информации об этих людях и делах их, и в мире станет чуточку добрее, потому что возродить память о другой исторической эпохе, значит восстановить связь с прошлым. Будем стараться помнить – историю страны, деревни, рода, потому что История касается каждого из нас.

На одном из памятников написано: «...Зыков … и супруга его Пелагея Ивановна (1828 – 1876)».

Зыков Фёдор Васильевич (29 мая 1829 – 12 марта 1902) [1].

Метрическая запись о рождении Зыков Фёдор Васильевич

«29 мая 1829 года деревни Молзиной у крестьянина Василия Симеонова родился сын Феодор. Молитвословил и крестил приходской священник Герасим Георгиев с пономарём Максимом Петровым. Восприемники, деревни Молзиной крестьянин Алексей Космин и крестьянина Естафея Яковлева дочь девица Авдотья» (официальной фамилии у крестьян тогда ещё не было, она появилась значительно позже).

Пелагея Ивановна родилась 3 октября 1828 года [2] в селе Ямкино.

«У крестьянина Егора Иванова родилась дочь ПЕЛАГЕЯ, молитвословил и крестил приходской священник Герасим Георгиев с причтом. Восприемниками были села Ямкино крестьянин Тимофей Яфимов и крестьянская вдова Афросиния Яфимова».

Умерла Пелагея Ивановна 12 сентября 1876 года, «от простуды», ей было 47 лет. Отпевал священник Михаил Архангельский.

 

Фёдор Васильевич и Пелагея Ивановна венчались в храме Рождества Христова в селе Ямкино.

 

1 апреля 1853 года у Фёдора Васильевича и Пелагеи Ивановны родился сын Георгий. В метрической книге Христорождественской церкви в селе Ямкино записано: «Деревни Молзиной вотчины Князя Василия Васильевича Долгорукого крестьянин Фёдор Васильев и законная жена его Пелагея Иванова, оба православного вероисповедания» родился сын Георгий[3].

Крестили ребёнка в тот же день, 1 апреля. «Восприемники той же вотчины и деревни крестьянин Алексей Кузмин и той же деревни крестьянина Андрея Фёдорова жена Авдотья Петрова».

«Таинство крещения совершал священник Александр Петропавловский с дьяконом Алексеем Парусниковым, с дьячком Максимом Рождественским и пономарём Иаковом Алфеевым».

К сожалению пока не удалось найти запись в метрических книгах о рождении у Фёдора Васильевича другого сына – Бориса. Предположительно, это 1856 год. Конечно, запись была бы такой же подробной, как предыдущая. Принято было указывать всех участников очень важного события в православии – таинства крещения.

Традиции и обряды регламентируются церковными канонами, которые со временем могут несколько изменяться, в зависимости от социальных условий, в которых живёт Церковь. О крещении детей в младенчестве до сих пор нет единого мнения. Многие считают, что крестить детей надо в более осознанном возрасте.

Православная церковь рекомендует крестить младенцев на 8-й или 40-й день после рождения. Например, Александр Сергеевич Пушкин родился 27 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. Крестили 8 июня (19 июня) 1799 года, на 13-й день после рождения, «в храме Богоявления, что в Елохове».

После крещения малыш получает личного Ангела-хранителя и становится недоступным для козней сатаны. Серьёзный повод, чтобы окрестить кроху быстрее.

Если ребёнок выглядел крепким, обряд могли перенести на 8 день. Но если ребёнок был нежизнеспособный, то повитуха называла младенца (давала имя) и тут же окунала в святую воду, что символизировало крещение. Чаще это происходило в маленьких деревнях, где до села с церковью и попом надо было ещё добраться.

Применительно к середине 19 века, ввиду печального состояния медицины и высокой детской смертности, стремились окрестить ребёнка как можно раньше.

В 1850 году в приходе Христорождественской церкви села Ямкино родилось 85 чел.

Умерло – 55 чел., из них рождённых младенцев и детей до 5 лет – 38!

В 1851 году родилось 90 чел. Умерло – 65, из них младенцев и детей до 5 лет – 40!

В 1852 году родился 91 чел. Умерло – 69, из них младенцы до 1 года – 40! и от года до 5 лет – 9 детей[4].

«В Богородском уезде из всего числа умерших самое наибольшее процентное отношение приходится на возраст от рождения до 1 года (43%) и затем от 1 года до 5 лет (22,4%). В итоге, обе данные возрастные группы дают 65% всех смертей. Если же к ним присоединить и остальные две детские группы, то окажется, что на долю детского возраста до 15 лет приходится 70% всех смертей»[5].

Такая нерадостная статистика середины 19 века.

Зыков Фёдор Васильевич – из крестьян деревни Молзиной Богородского уезда, в 1890 году на его полушёлковой фабрике работало 47 человек, управлял сам владелец[6].

В 1893 году на средства Фёдора Васильевича построена каменная часовня в деревне Молзино в память спасения наследника престола Николая Александровича от опасности 29 апреля 1891 года (покушение на него в Японии), а также: деревянная часовня по дороге из Молзина в Ямкино (по преданию – на месте захоронения умерших от моровой язвы), и деревянные часовни близ д. Жилино и близ д. Соколово, поставленные над колодцами[7].

 Памятник Фёдора Васильевича и Пелагеи Ивановны Зыковых

Памятник Фёдора Васильевича и Пелагеи Ивановны Зыковых

В состав Ямкинской волости в 1894 году входило 12 селений, из которых 5 принадлежали приходу села Ямкино и 7 – к приходу села Воскресенского. По количеству населения оба прихода почти одинаковы: в Ямкине 2523 чел., в Воскресенском – 2455 чел. Преобладающее занятие – размотка шёлка и ручное ткачество шёлковых и бархатных тканей по домам и по фабричным заведениям, которых во всех 12 селениях района имелось 172. Наиболее обширные из них Авдотьинская шелкоткацкая фабрика И.И. Соловьёва имела 200 рабочих, затем у трех фабрикантов – В.П. Канаева в д. Пашуково, Ал.С. Белкина в д. Дядькино и у Ф.В. ЗЫКОВА в д. Молзино – было по 70–80 человек, у остальных же менее 50 рабочих на каждое заведение; в среднем итоге по всем последним фабрикам приходилось по 11 рабочих[8].

После 1917 года эти небольшие шёлковые фабрики исчезнут или будут использованы артелями. В том числе шёлкоткацкая фабрика (54 чел.) наследников Ф.В. Зыкова в деревне Молзиной, изделия: шёлковые и полушёлковые материи и шёлкоткацкая фабрика (44 чел.) Торгового дома «Б. Ф. Зыков с сыновьями» в деревне Молзиной, изделия: шёлковые и полушёлковые модные ткани.

 

Один из правнуков Ф. В. Зыкова в своих воспоминаниях писал: «В Москве у «Зыковых и К°» был магазин, где продавали шелка, бархат, парчу и атлас. Фирма была награждена дипломами в Глазго (1912 г.), большой золотой медалью в Реймсе (1905 г.), большой серебряной медалью в Нижнем Новгороде (1896 г.)»[9].

 

Зыков Борис Фёдорович (1856? – 5 февраля 1914[10]) – сын Фёдора Васильевича и Пелагеи Ивановны.

Член-жертвователь Елизаветинского Благотворительного общества, 1900 год[11].

Действительный член Богородского общества распространения среднего образования[12].

Жертвователь на нужды Молзинского земского училища[13].

В 1895 году на храме Рождества Христова была установлена доска в день освящения трапезных приделов, в изготовлении которой принимал участие Борис Фёдорович.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Памяти от Рождества Христова 1895 года декабря 10 дня

царствования Императора Николая II Александровича

При Высокопреосвященнейшем Сергии Митрополите Московском и Коломенском сооружена и воздвигнута сия доска средствами Н.И. Титова и Б.Ф. Зыкова при участии некоторых прихожан, по инициативе священника Михаила, в день освящения трапезных приделов, в знак признательности и благодарности, в память создателей и украсителей Святого Храма сего».

Далее на доске следует большой текст о радетелях храма [14].

С 1907 по 1912 год Борис Фёдорович церковный староста церкви Рождества Христова в селе Ямкино [15]. На его средства приобретено много облачений, утвари и проч.

В 1910 году по его инициативе в жизни прихода произошло торжественное событие. 24 и 25 июня приходской храмовый праздник был ознаменован архиерейским богослужением, которое возглавил Преосвященный Василий, епископ Можайский. Благочинный 2-го округа протоиерей А. А. Холмогоров с церковным старостой села Ямкино выезжали на станцию Гжель для встречи Его Преосвященства [16].

Умер Борис Фёдорович 5 февраля 1914 года «скоропостижно от паралича сердца», даже не успев исповедоваться и приобщиться (причаститься). Ему было 58 лет.

 Памятник Борису Федоровичу Зыкову

Памятник Борису Федоровичу Зыкову

Для семьи это было трагедией, как и каждая внезапная смерть. На его памятнике были сделаны трогательные надписи. С правой торцевой стороны выбито:

«Здесь въ горе стоим надъ могилой, склонившись

Къ Святому Кресту,

Зачем же супругъ и отецъ

ты наш милый

Покинулъ родную семью

Иль мало тебя мы любили

Считая опорой въ борьбе

Иль Господа мы не просили

Чтобъ далъ онъ здоровья тебе»

С левой боковой стороны написано:

«Вот она твоя могила

Незабвенный мой супруг

Всё чемъ сердце дорожило

Все съ тобой угасло вдругъ

Детей оставилъ сиротами

Которыхъ нежно ты любил,

О счастье их мечтая

Ты въ заботахъ о нихъ жилъ».

Памятник изготовлен в мастерской «Петрова Москва – Мясниц.»

 

Третий памятник Зыковых был совсем нечитаемый, то есть даже какой-либо буквы нельзя было рассмотреть. Когда почистила надписи, выяснилось, что на нём указаны четыре человека.

Василий Семёнович Зыков 1781 г 21 февраля – 22 ноября 185?.

Надпись ниже не смогла прочитать. Увидела только – «его...» и «Зыкова ...1784г». Вероятнее всего, это жена Василия Семёновича. С очень большой долей вероятности можно предположить, что это родители Фёдора Васильевича Зыкова.

На правом торце указано: Иван Фёдорович Зыков 25 мая 1893 г – 28 сентября 1912 г.

На левом торце – Василий Фёдорович Зыков 18 марта 1882 г – 21 марта 1910 г.

Памятник Зыковым, указаны четыре человека

Памятник Зыковым, указаны четыре человека

Семь человек из семьи Зыковых лежат в этой земле. Они ходили в церковь, приносили сюда свои печали и радости, крестились, венчались, исповедовались, причащались и здесь их отпевали и проводили в последний путь. Значит они оставили свой след в истории села Ямкино.

 

Не только городу, селу нужны молодые сердца и трудолюбивые руки, но и молодым нужны старые памятники, заброшенные деревни, разрушающиеся церкви, хотя они не всегда об этом догадываются. Так же как и мы когда-то упустили время задать вопросы, послушать рассказы, уточнить детали того времени, в котором жили наши родители, бабушки и дедушки, наши предки.

Прошлое не исчезает бесследно, оно оставляет материальный или духовный след. Надо только его найти, суметь опознать, прочитать, изучить.

 

Дополнение:

Полякова Руфина Васильевна – одна из инициаторов и активных участниц возрождения храма Рождества Христова. История возвращения храма к жизни берёт начало в сентябре 1990 года. Руфина Васильевна до сих пор преданно и прилежно служит Христорождественскому храму.

[1] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» рождение – ф2127 о1 д462 стр. 82, смерть – ф203 о780 д3101 стр. 135

[2i] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» рождение – ф2127 о1 д462 стр. 68, смерть – ф203 о780 д50 стр. 548

[3] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» ф203 о745 д1878 стр. 645

[4] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» ф2127 о1 д.463 «А» стр. 20, 54 и 74

[5] Материалы по определению санитарного состояния Богородского уезда с 1885 г. по 1894 г. А.И. Скибневский, санитарный врач Московского губернского земства. Глава III.

[6] Справочная книжка Московской губернии, описание уездов, 1890 г., страница 85.

[7] Протоиерей Олег Пэнэжко, «Ногинск (Богородск). Храмы Ногинского района». Владимир, 2004. 1, с 67.

[8] Материалы по определению санитарного состояния Богородского уезда с 1885 г. по 1894 г. А.И. Скибневский, санитарный врач Московского губернского земства. Общий обзор Богородского уезда, пункт 15.

[9] А. Ю. Симонов «Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях». Альманах «Богородский край» N 2 (2002)

[10] Госархив Москвы ГБУ «ЦГА Москвы» ф203 о780 д4591 стр. 22.

[11] Отчёт Богородского комитета Елизаветинского Благотворительного общества за 1900 г. Богородск 1901 г.

[12] Отчёт о деятельности Богородского общества распространения среднего образования за 1912 г. Богородск 1913 г.

[13] Доклад Богородской уездной земской управы Московской губернии по училищной части. 1904 г.

[14] Из Храмоздательской доски в церкви села Ямкино, полностью текст см. Возрождение церковной жизни в селе Ямкино.

[15] А. Ю. Симонов «Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях». Альманах «Богородский край» N 2 (2002)

[16] Там же.

Поделитесь с друзьями

Ещё по теме

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.