Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
09 октября 2019 года

Возрождение церковной жизни в селе Ямкино

Полякова Р. В. (с. Ямкино)

Первые годы после постройки каменная церковь Рождества Христова  была холодной и только весной 1865 года церковный староста, молзинский шелковый фабрикант, Антип Куприянович Куприянов на свои семейные сбережения начал устраивать в подвале церкви духовую печь, и в конце года храм начал обогреваться. Затем Антип Куприянович обратился к московскому купцу, уроженцу села Ямкино, Фёдору Никитовичу Самойлову с просьбой о помощи. Фёдор Никитович с радостью откликнулся на просьбу старосты. Приехав через неделю в Ямкино, он осмотрел храм, предложил изготовить за его счёт новый иконостас, обновить настенную живопись. Указав на малые размеры трапезной и приделов, изъявил желание их перестроить, но прежде прислать архитектора «для снятия фасада» (составление проекта).

Фёдор Никитович сдержал слово и в 1892 году взору прихожан предстали оба придела и трапезная более внушительных размеров с прекрасной живописью внутренних стен. Тогда же сложили новую духовую печь и изготовили в оба придела новые иконостасы, полностью заменили церковную утварь.

В 1893 году Фёдор Никитович Самойлов построил богадельню при храме и земское училище.

Известный благотворитель, московский купец, потомственный почётный гражданин Фёдор Никитович Самойлов родился в селе Ямкино Богородского уезда в 1817 году. На кладбищах села покоятся его родители, о чём свидетельствуют сохранившиеся одинаковые надгробия из красного гранита: на «старом» кладбище, на берегу озера, его матери — Ирины Ивановны, в девичестве Замгиной (1796-1818) и на «новом», у церкви Рождества Христова,  отца — Никиты Самойловича Самойлова (1791-1837).

Фёдор Никитович скончался 8 июня 1895 года, схоронен в Московском Новоспасском монастыре. По его духовному завещанию можно изучать географию Российской империи – столько православных храмов, богаделен  и школ при них упомянуты в нем.

Благодарные земляки Ф.Н.Самойлова соорудили и воздвигли доску в день освящения трапезных приделов. Вот её содержание:

 

Храмоздательская доска  в церкви села Ямкино

 

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Памяти от Рождества Христова 1895 года декабря 10 дня

царствования Императора Николая II Александровича

 

При Высокопреосвященнейшем Сергии Митрополите Московском и Коломенском сооружена и воздвигнута сия доска средствами Н.И.Титова и Б.Ф.Зыкова при участии некоторых прихожан, по инициативе священника Михаила, в день освящения трапезных приделов, в знак признательности и благодарности, в память создателей и украсителей Святого Храма сего.

Храм сей во имя Рождества Христова, трех престольный, построен в 1826 году тщанием бывшего священника Герасима Георгиевича Митрофановского с прихожанами и до 1866 года был холодным. К новому году на средства церковного старосты Антипа Куприяновича Куприянова и его семейства Храм был утеплён через устройство духовой печи.

С 1886 года начинается ревностная деятельность Московского купца Фёдора Никитовича Самойлова уроженца села Ямкино. В этом году он устроил новый иконостас в Храме и возобновил живопись и затем принял к расчёту, что внутренность Храма мала по количеству прихожан.

В 1892 году по расположению к своей Родине и памяти почивших родителей им был воздвигнут новый трапезный Храм с двумя приделами, в которых он поставил новые иконостасы, украсил новой живописью, возобновил всю утварь как главного так и трапезного Храма, приобрел два новых паникадила и сделал вновь духовую печь для всего Храма.

Неусыпно болея о святом Храме сем, Фёдор Никитович не забывал и собратьев Родины своей, выразив свое благотворительное внимание тем, что в 1873 году построил при Храме боготворительный дом призрения престарелых прихожан, который обеспечил капиталом в 13300 руб.

В 1894 году он построил новое обширное каменное здание для училища, обеспечив его капиталом в 2000 руб.

Всё это совершалось под непосредственным наблюдением и распоряжением священника сего Храма Михаила Максимовича Архангельского (1839-1906) и церковного старосты Богородского купца Ивана Антиповича Куприянова. Но этим деятельность Фёдора Никитовича не окончилась. По смерти своей он по духовному завещанию на благолепие сего Храма оставил 5000 руб. прибавив 5000 руб. к капиталу богадельни и 5000 руб. для раздачи процентов сего капитала бедным людям к праздникам Св. Пасхи и Рождества Христова.

Скончался незабвенный добролюбивый храмоздатель и благотворитель Фёдор Никитович 8 июня 1895 года. Мир Праху Его, да помянет Господь Бог всяку жертву раба своего Фёдора и вселит его со всеми Святыми во Царствии Своем. АМИНЬ».

Сейчас доска утеряна и надо бы ее, в память о достойных людях,  восстановить.

В начале 20-х годов, по решению советской власти «в целях сохранения имущества церковного» оно описывалось и обращалось в фонд государства, т.е. фактически становилось государственной собственностью. Приходская община должна была брать это имущество в аренду у государства.

В 1924 году была произведена опись церквей и церковного имущества села Ямкино.

8 мая 1926 года между приходской общиной с. Ямкино и Богородским советом рабочих и красноармейских депутатов было заключено соглашение о принятии в бесплатное пользование находящееся в с. Ямкино «здание культа». Подписали этот ответственный документ от имени «местной группы верующих» С. С. Кирин и С. В. Сладков. Клир Рождественской церкви тогда состоял из четырех человек: священник Виктор Георгиевич Хавский, диакон Николай Евфимович Грузов, псаломщик в сане диакона Никанор Алексеевич Веселовский и псаломщик Андрей Павлович Чечнев. В приходской церковный совет 8 мая 1926 года записались:

  1. Сладков Семен Владимирович
  2. Бочаров Тимофей Данилович
  3. Семиков Прохор Лазаревич
  4. Моисеев Егор Ефимович
  5. Пигаров Василий Владимирович
  6. Митюшин Владимир Данилович
  7. Златов Николай Андреевич
  8. Попков Михаил Николаевич
  9. Спирюшин Петр Павлович
  10. Петухов Прокофий Петрович
  11. Попков Иван Николаевич
  12. Пухов Никита Васильевич
  13. Козлов Владимир Афанасьевич
  14. Лопушков Семен Тимофеевич
  15. Савин Николай Никифорович
  16. Сосин Дмитрий Тимофеевич
  17. Лопушков Иван Тимофеевич
  18. Пепекин Николай Иванович
  19. Кузнецова Клавдия Максимовна
  20. Зяблева Евдокия Ивановна
  21. Бобанова Ирина Никоновна
  22. Амелюшкина Зоя Ивановна
  23. Савин Петр Николаевич
  24. Савина Евдокия Максимовна
  25. Сосин Петр Дмитриевич
  26. Коржаков Александр Тимофеевич
  27. Попкова Екатерина Максимовна
  28. Серов Степан Дмитриевич
  29. Рябин Антип Никифорович
  30. Пятаков Петр Сергеевич
  31. Чечнев Сергей Иванович
  32. Каржавин Павел Михайлович
  33. Митюшин Сергей Владимирович
  34. Кузнецов Михаил Васильевич
  35. Коротков Никон Прокофьевич
  36. Савин Максим Васильевич
  37. Амелюшкин Афанасий Дмитриевич
  38. Чумакова Мария Николаевна
  39. Мокряшова Анастасия Афанасьевна
  40. Гадишина Наталья Устиновна
  41. Баннова Надежда Матвеевна
  42. Анохин Василий Михайлович
  43. Лопушкова Анастасия Степановна
  44. Ефремов Иван Борисович
  45. Савина Анна Афанасьевна
  46. Савин Петр Васильевич
  47. Белов Алексей Ильич
  48. Угольнов Александр Петрович
  49. Басалаев Василий Васильевич
  50. Басалаев Иван Никитович

Патриарх Тихон сказал в одном из своих обращений к верующим: «Тот, кто в наше время гонений не страшится записаться в церковный Совет, совершает подвиг».  Наши земляки не побоялись открыто исповедовать свою веру. Сохранить память о них — наша задача.

Церковь Всех Святых на берегу Ямкинского озера

Церковь Всех Святых на берегу Ямкинского озера

Условия, в которые были поставлены верующие, были унизительные и довольно жесткие.  Не дай Бог, что пропадет, община должна была возмещать стоимость. На учете было все, вплоть до половичка при входе. Из описи 1924 года  «художественных предметов», находящихся в каменной церкви, мы узнаем, что иконостас в храме был «4-х ярусный с 2-мя поясами и иконами, по преданию перевезенными из села Измайлова XVI века».

Каменный и деревянный храмы были закрыты в 1939 году. Окончательное решение о закрытии храмов в Ямкино было принято 9 апреля 1941 года согласно решению Исполкома Мособлсовета № 109/35, которое вступило в законную силу 10 мая 1941 года. В письме Исполкома было рекомендовано произвести ликвидацию «зданий культа» в соответствии с §39 и §40 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 года.

После закрытия каменной церкви в ней на основании Распоряжения Исполкома Ногинского райсовета от 9 июля 1941 года был размещен склад грампластинок завода №519, потом колхозный склад — хранили зерно, инвентарь, удобрения, ядохимикаты. Деревянная церковь «Всех святых» была переоборудована под клуб. Из акта, составленного представителями Главторгцветмета и финорганов 25 ноября 1941 года, мы узнаем, что в этой церкви «сплошной позолоты» иконостаса и киотов насчитывалось 650 квадратных метров.

Возрождение церкви Рождества Христова началось в сентябре 1990 года.

Как-то председатель Ямкинского сельского Совета Юрий Петрович Северин  сказал мне: «А что, если нашу Ямкинскую церковь попытаться открыть?» (В это время я работала секретарём сельского Совета). Вдвоём мы вышли из кабинета и пошли к храму. Картина была удручающая. На паперти росла крапива в рост человека, на крыше — берёзы, крест на колокольне накренился. В двери войти было нельзя, т.к. замки заржавели, ключи неизвестно где и у кого. Внутрь церкви попали через пролом в северной стене. Несмотря на запустение, грязь, хлам, груды металлолома, бочек с ядохимикатами, впечатление было потрясающее и мы внутренне поняли: надо действовать.

В ближайший понедельник, после оперативки председателя городского совета в Ногинске, Юрий Петрович встретился с благочинным Ногинского района игуменом Адрианом (Стариной). Приехав из исполкома Северин Ю.П., пригласил меня к себе в кабинет и рассказал о встрече с ним.

Юрий Петрович сказал, что сложности, конечно, будут, но надо начать с выбора двадцатки и выходить с ходатайством об открытии церкви. На этой же неделе в сельский Совет приехал о. Адриан. Ему показали церковь (вновь внутрь попали через пролом в стене). Он внимательно осмотрел церковь и сказал, что надо действовать, пока своды целы. Да и время торопило — осень.

Собрали собрание жителей. На первом собрании народу было немного, но начали уже формировать двадцатку -  Угольнова Е. А., Нахалов А. И., Кузнецова А. С., Самсонова Е. А., Кузнецов М. М., и пока говорили, уговаривали, убеждали членов двадцатки, параллельно стали проводить субботники по уборке мусора, хлама, металлолома, ядохимикатов. Слухи об открытии церкви распространились по деревням быстро.

У жителей был такой подъём - на субботники приходило столько народу, что трудно даже было всех занять!

Да и руководители всех существовавших тогда организаций откликнулись: и транспорт выделяли для вывоза мусора, и сварку, и другую помощь (военный склад 3242 — Гузий Алексей Васильевич, сельхозхимия — Воробьёв Николай Владимирович, совхоз имени В. И. Чапаева — главный инженер — Чемагин Павел Николаевич, АБЗ в Починках  — Голубцов Евгений Борисович).

Самый потрясающий и незабываемый момент был, когда сняли замок и двери церкви со скрежетом открылись. Установилась тишина, мужчины сняли шапки, и все начали креститься. В этот миг мне казалось, что никто не видит ничего вокруг себя, кроме широко раскрытых дверей церкви.

Бог дал мне возможность, силы и время работать на всех субботниках. Стали появляться энтузиасты, которые предлагали свои услуги, т.е. ходить по домам, квартирам собирать средства на ремонт церкви. Средства собирали по всем населённым пунктам сельского Совета (Ямкино, Починки, Соколово, Молзино, Центральная усадьба).

По мере поступления денег стали покупать стекло. Остеклили все окна, отремонтировали двери.

21 ноября 1990 года, в Михайлов день, в Богоявленский собор    Ногинска приехал митрополит Ювеналий. После богослужения владыка должен был ехать в село Воскресенское в Покровскую церковь, затем в Берлюки.

Северин Ю. П. позвонил мне и сказал, что митрополит будет у нас в церкви часа в три.

Собрались у церкви, ждём. В ноябре темнеет рано, встал вопрос, что делать — в церкви электричества ещё нет. Кто-то принёс свечи. Все очень волновались. Митрополит приехал часов в пять. Заходим в церковь. Митрополита сопровождал о. Лазарь (через некоторое время убиенный), о. Адриан. Митрополит спросил: «Во имя кого Храм?» Ему ответили, и о.. чудо! Три чистых мужских голоса запели тропарь Рождеству. В полумраке церкви мерцали свечи, звучал тропарь дивно. Эту минуту забыть нельзя.

Затем владыка осмотрел церковь, подивился её величию, сравнил по размерам с собором, что-то сказал о. Адриану, попрощался и уехал. А буквально через несколько дней на пороге сельского Совета появился молодой человек: высокий, стройный, улыбающийся и сказал: - «я священник Роман (Баранецкий Роман Иванович), буду настоятелем вашего храма». Пошли показали ему церковь, он прошёл вокруг церкви, осмотрел всё внутри (мы боялись, что такой молодой испугается трудностей, «убежит»). Походил по всем уголкам и сказал о том, чтобы собирали собрание, надо начинать работать, дел очень много.

Так было к 1990-му году

Так было к 1990-му году

Собрание собрали в актовом зале сельского Совета. Народу собралось много. Помолились, наметили первоначальные задачи.

На собранные средства сделали перегородку, отделив предел Казанской Божией Матери, установили электрический калорифер (помог совхоз). Жители приносили иконы, книги.

В начале декабря поехали в Москву: отец Роман, А. И. Нахалов, Л. В. Ёлкина и я (автобус выделила молзинская «Сельхозхимия»). Поехали в Новодевичий монастырь, там отец Роман встретился с секретарём митрополита Ювеналия, решал организационные вопросы. В одном из храмов монастыря нам дали Акафист Божией Матери пред иконой её, именуемой «Казанская» (акафист дали на одну неделю; Краскина И. Н. и я перепечатывали его на машинке для нашей церкви). Затем поехали в Богоявленский собор в Елохове. Там ходили к рабочим с просьбой помочь сделать престол, но нам отказали, т.к. много работы на месте. Правда проконсультировали как делать, где и какой материал брать и т.п.  Поехали дальше в Сокольники — где купили свечи, небольшие иконки, книжечки, облачёния для батюшки и т.п.

Понемногу началась работа

Понемногу началась работа

Первое время свечи, утварь, иконы хранились в здании сельского Совета. Юрий Петрович отпускал меня с работы, если необходимо было помочь церкви.

Поехали в соседнее Воскресенское, в Покровскую церковь за помощью (Ю. П.Северин, отец Роман, А. И. Нахалов и я), заходим в церковную сторожку, встречает нас Анна Ивановна — староста, встречает очень радушно. Отец Борис спускается со 2-го этажа, улыбается и с улыбкой отмечает: «Сколько депутатов к нам пожаловало». Тепло со всеми поздоровался и сразу сделал замечание отцу Роману: «Почему себя не бережёшь, ходишь с непокрытой головой?» Я не помню, что ответил о. Роман, но о. Борис надел ему на голову скуфью со словами: «Береги себя».

Пока мы стояли в коридоре, пока раздевались, был накрыт стол, было время обеда. Нас пригласили к столу. Во время обеда был решён вопрос с изготовлением престола.

Семисвечник сварили в сельхозтехнике.

Надо отметить, что отец Борис (Чижов) много помогал отцу Роману советами, а по ремонту храма - Аркадию Ивановичу Нахалову.

Начали с главного

Начали с главного

Так мы подошли к 16-му декабря 1990 года. Певчих нет, чтецов нет. Дата назначена — 16-го декабря 1990 года (воскресенье), в 9-ть часов. Как всё будет???

Подхожу к церкви, смотрю стоит автобус ПАЗ, отец Роман в церкви, народу собралось очень много, теснота в пределе.

В 9 часов о. Роман начал служить молебен Казанской Божией Матери и вдруг запел хор, это был хор одного из храмов г. Лосино-Петровска.

От работы калорифера, нашего дыхания стены и своды отсырели, начала капать влага, сыпаться осколки кирпичей (к счастью небольшие). Но дискомфорта никто не чувствовал! Лица людей были светлые, счастливые.

По окончании молебна батюшка объявил, что завтра 17 декабря будет молебен великомученице Варваре. 17-го декабря 1990 года был понедельник, я была на работе - приёмный день, а председатель сельсовета на оперативке у главы района.

Позже я спросила у отца Романа, почему в понедельник 17 декабря он служил молебен. Он мне ответил, что его бабушку звали Варварой.

С Божией помощью стали готовиться к храмовому празднику — Рождеству Христову.

Первый священник восстанавливаемого храма Рождества Христова о. Роман и строители:

Первый священник восстанавливаемого храма Рождества Христова о. Роман и строители:

Слева направо: неизвестный строитель, Нахалов Аркадий Иванович (житель с. Ямкино), строитель Виктор Никитин, Кузнецова М. М. (жительница с. Ямкино), Самсонова Екатерина Андреевна (жительница с. Ямкино), настоятель церкви о. Роман, Кузнецова Аграфена Степановна (жительница с. Ямкино). Снимок сделан Виктором - третьим строителем. Строители отремонтировали купол,  водрузили кресты на куполе и на колокольне. (Фото предоставлено Александром Сухих и Виктором Никитиным).

 

Отец Борис (Чижов) благословил Ольгу Павловну (она стала регентом хора и читала Апостол), а также и певчих из своего храма. Позже Апостол стала читать Мария Михайловна.

Затем был праздник Богоявления. После литургии был крестный ход на пруд за тракторным станом. На пруду был вырублен крест, обложен еловыми веточками, после освящения не купались, но все крестоходцы умылись освящённой водицей. Надо отметить, что от храма до пруда отец Роман шёл с ледяным крестом. День был морозный, солнечный и ледяной крест искрился на солнце. Прихожан переполняла радость.

Первый большой праздник 19 января 1990 года – Крещение Господне

Первый большой праздник 19 января 1990 года – Крещение Господне

Первый большой праздник 19 января 1990 года – Крещение Господне

Первый большой праздник 19 января 1990 года – Крещение Господне

Жизнь прихода пошла тяжёлым, тернистым путём. Впереди был большой объём восстановительных работ, денег, естественно, было мало, но с помощью Бога, добрых людей, энтузиазма прихожан дела двигались. К счастью, депутатский корпус того созыва был доброжелательный и в конце финансового года (1990-го) удалось 25 тысяч рублей из бюджета направить на ремонт церкви (закупили медь на кровлю). Ещё раз хочется поблагодарить руководителей предприятий, действовавших в то время  на территории сельского Совета, за их отзывчивость на просьбы о помощи и за бескорыстную поддержку.

В храм шло много людей, все праздники были особенно многолюдны. Старшее поколение помнит, наверное, прощёное воскресенье 1991 года. Оно совпало с днём 8 Марта. Когда в 16 часов пришли в храм на чин прощения, то впервые за многие десятилетия люди искренне, с покаянием, просили прощения друг у друга. Все прихожане буквально обливались слезами. Так Господь был близок к нам.

Прошёл Великий Пост. Первая Пасха в нашем Храме. Людей было очень много, поместиться в пределе было невозможно, и только после крестного хода, когда молодёжь и любопытствующие ушли, остались постоянные прихожане служба пошла своим чередом. На десятую пятницу отцу Роману сослужил отец Борис со своим хором.

Учитывая, что влажность воздуха в храме была велика, отец Роман заболел пневмонией, эта болезнь сопровождала его практически всё время.

Церковь Рождества Христова сегодня с высоты птичьего полета

Церковь Рождества Христова сегодня с высоты птичьего полета

Так прошёл год. 16 декабря 1991 года был понедельник. Праздничная служба началась в 9 часов. Все, кто немного опоздал к началу богослужения, входя в церковь не мог понять, что это за голоса, откуда в Ямкино мужской хор? А ларчик открывался просто - отец Роман пригласил 4-х студентов семинарии из Троице-Сергиевской Лавры. В этот день гостями были: отец Александр Торик, отец Игорь Гагарин, отец Вячеслав Перевезенцев и, конечно, отец Борис Чижов.

Слава Богу за всё.


Выражаю признательность за благожелательную помощь при подготовке данного материала Наталье Беляковой, Евгению Маслову и Александру Сухому.  

Литература:

Мельников А. П. По родному краю//Волхонка, газета. 21. 04. 1992 г. 

Богородские благотворители. Федор Никитич Самойлов//Богородский край, альманах, № 1 2000г., стр.35-38.

Симонов А. Ю. Исторический очерк о селе Ямкино и его окрестностях//Богородский край, альманах.  № 2 2002 г., стр.40-45.


Еще по теме

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы