«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

14 июля 2022 года

Богородск-Ногинск

Перечитывая «Черноголовскую газету». Часть 22

« предыдущая следующая »

Черноголовская газета № 39 (330) 27 сентября - 3 октября 1997 года

Сквозь золото икон проходит летопись времен

(из прошлого нашего края )

А. Мельников

Наш райцентр в ближайшие выходные отмечает 216-летие. Возраст вполне солидный. 149 этих лет он именовался Богородском, Ногинском же, сооответственно, - 67. Так зовется и ныне - опросы, проводимые местными газетами, показывают, что между гражданами нет сегодня единодушия по вопросу, стоит ли возвращать городу старое имя. Мы попросили жителя села Макарово, постоянного автора "ЧГ", местного краеведа Александра Павловича Мельникова, рассказать что-нибудь интересное из истории нашего соседа - города не самого древнего в Подмосковье, но славного своим прошлым. А.П. Мельников - краевед серьезный, исторических баек не жалующий. Каждый факт, приведенный в его материалах, основан на реальных архивных документах, которые часто цитируются в ходе рассказа. Разбираться в этих текстах непросто, но результат стоит затраченнных усилий - живой пульс истории бьется в незамысловатых строках из писцовых, окладных, дозорных книг, составлявшихся и хранившихся при церквях, писавшихся не для истории - для "дозору" за землями, казенным имуществом, людьми, "окладу" последних данью. Безусловно, записи эти изобилуют канцеляризмами, многие старые слова и понятия за последние несколько столетий утратили свой смысл, изменились грамматические нормы языка - и все-таки в дальнейшем (а этой статьей мы по многочисленным просьбам читателей возобновляем подзабытую в последнее время рубрику "Из истории нашего края") нам не хотелось бы отказываться от цитирования архивных материалов, без них историческое краеведческое повествование будет неполным. Сегодня вас ждет рассказ об историческом прошлом храма Николая Чудотворца на реке Клязьме, известного нам сегодня под именем церкви Богоявления Господня. Фотография этой жемчужины Ногинска в интерьере современных построек с высоты птичьего полета, выполненная нашим фотокорром Н. Андрюшовым, и приведена на первой странице газеты. С историей этого храма неразрывно была связана жизнь ямского села Рогожи, уездного Богородска, а затем и подмосковного Ногинска. "...Сквозь золото икон проходит летопись времен",- песенка простенькая, а подмечено тонко.

Нынешний Ногинск вырос из небольшого придорожного села Рогожи, известного как ямская слобода (ям - в старину: почтовая станция, где проезжающие меняли лошадей). В селе жили ямщики, осуществляющие ямскую гоньбу по Владимирскому тракту. Впервые Рогожский ям упоминается в духовной грамоте Дмитрия Донского (1389). В 1506 году в селе было 38 дворов с 92-мя обителями. А вот упоминание о храме встречается в писцовых книгах, служивших для переписи населенных и пустых брошенных мест Московского государства, за 1628 год: "В старом Рогожском оставленном яму (ямскую станцию перенесли из Рогож в Буньково) храм во имя Николая Чудотворца древян (деревянный), клетски (срублен клетью, то есть имеет прямоугольную форму), а в храме образы и книги, и ризы, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение мирское. У церкви, на церковной земле во дворе поп Мирон Ларионов, во дворе церковный дьячок Пронка Федоров, в келье просвирница, в келье пономарь Богдашко Кириллов, да бобыльских шесть дворов... Церковной земли по жалованной грамоте великого князя Василия Ивановича всея Руси от лета 1506, на той же грамоте подпись великого князя Ивана Васильевича за 1540 год - пустошь, что была деревня Мишинская Черная за рекой Клязьмой, пашни поповы паханые семь десятин, да лесом поросло десять десятин (каждая десятина равна 1,09 га). Земля посредственная, сена 15 копен (с одной десятины убирают 10 копен)". В 1646 году количество домов в селе увеличилось до 44. В дозорных книгах Патриархии Казанского Приказа 1680 года записано: "...церковь Николая Чудотворца древяная на Старом Рогожском яму, на берегу реки Клязьмы, на володимирской большой дороге. У церкви служит поп Евдоким из Тиунской избы, из полуцерковного доходу с дьячком Ваською Фроловым, прихожане той церкви сказали: приходской их церкви местный поп Андрей умер год тому назад, пусть будет поп Евдоким". В разное время при церкви Николая Чудотворца в селе Рогожи священниками были Алексей Наумов (1697 г.), Иван Алексеев (1711-1726 г.), дьякон Василий Фролов (1682 г.), дьячки Исай Прокофьев (1682 г)., Яков Иванов (1715 г.), Василий Иванов (1726 г.), пономарь Антон Яковлев (1726 г.) В годы правления императрицы Екатерины II в России прошла административная реформа, и село Рогожи было преобразовано в уездный город Богородск. Вот что говорится в высочайшем ее Императорского величества повелении Сенату от 5 октября 1781 г.: "К удобнейшему правлению, к доставлению жителям ближайшего суда и расправы и способствованию быстрейшего рассмотрения их челобитных, главнокомандующему в Москве князю Долгорукому-Крымскому, в конце будущего 1782 года открыть Богородский уезд, вследствии того переименовать ямское село Рогожу в город Богородск". В честь такого большого и радостного события был создан и утвержден в декабре 1781 года первый герб города Богородска, составленный герольдмейстером Волковым с учетом общих геральдических правил. По установившейся для уездных городов традиции, в верхней части помещался герб губернии, в данном случае - Москвы (на красном поле конный воин поражает копьем змея). Народная молва донесла до нас, что на коне изображен святой Георгий - защитник и освободитель земли Русской. Нижняя часть герба отражает историю города. На золотом фоне (символе справедливости, добра и великодушия) изображено мотовило - простейшее приспособление для ручной размотки. Выбор этого инструмента для герба не случаен. К моменту создания герба в Богородском уезде 70 из 82 существовавших фабрик было шелковыми. Занимая последнее место в губернии по численности населения, уезд был в числе первых по уровню развития кустарной и мелкой промышленности. В середине 19 века были утверждены новые правила для составления гербов. В первых числах октября 1881 года утверждаются новые гербы Москвы и двенадцати уездных городов Московской губернии, в том числе и Богородска. Теперь губернская символика помещается в верхнем левом углу щита, всадник повернут влево, его копье венчает восьмиконечный крест, змей превращен в дракона. Таким образом воин, "ездец", превратился в мифического Георгия Победоносца. Эти изменения старинной эмблемы произошли под влиянием иностранцев, пришедших на службу в русское герольдическое ведомство, которые не понимали русскую национальную символику, но знали легенду о подвиге святого Георгия, освободившего царевну Аи от злого дракона. Вместо мотовила в золотом поле щита появилось шесть червленных (красных) пустых ромбов (пустой или сквозной ромб означал перекрестие утка. Через эти отверстия проходил ткацкий челнок). Такая символика подчеркивала ярко выраженный текстильный характер промышленности Богородского уезда, который к этому времени стал одним из самых промышленно развитых в Российской империи. Просуществовал этот герб, созданный герольдмейстером Кене, до 1917 года. Был еще и третий - герб Ногинска, рисованый местным художником Б. Ромбаумом в советское время. И вот кольцо замкнулось - на прошлой неделе Собрание представителей Ногинского района решило восстановить в правах первый герб Богородска. Утверждены и другие атрибуты городской символики - знамя, флаг, штандарты, знаки должностных лиц. Вернемся к истории церкви - во время преобразования города она была переименована. По архивным данным в 1788 году в городе Богородске находятся: "церковь во имя Богоявления Господня (бывшая церковь Николая Чудотворца), присутственные места, городская школа, винный и соляные амбары - все деревянные. Домов: дворянских - 2, священно- и церковно-служителей - 5, разночинских - 5, купеческих - 28, мещанских - 9, ямских - 7, пивоварня - 1, жителей - 306 мужчин и 255 женщин. Ярморки в городе бывали две - мая 9 и декабря 6, на которых крестьяне привозили разные съестные припасы, а купцы в городе торговали мелочным товаром." В 1812 году на Россию напал Наполеон, началась Отечественная война. 24 сентября 1812 года 6-тысячный отряд маршала Нея по пути из Москвы занял город Богородск, превратив его в свой опорный пункт. Из города в разных направлениях отправлялись для сбора провианта и фуража небольшие группы завоевателей с повозками. В деревнях начались мародерства и грабежи. Крестьяне, объединившись, давали отпор непрошеным гостям. Самым удалым из крестьянских вожаков был павлово-посадский крестьянин Герасим Курин. Со своей дружиной он ежедневно участвовал в стычках с неприятелем и всегда выходил победителем. Очистив Вохонскую волость (ныне Павлово-Посадский район) от захватчиков, Курин повел свою дружину к Богородску, чтобы выгнать неприятеля из этого города, но французов там не нашел. Они уже выступили из города на соединение со своей главной армией, оставив в Богородске изгаженные, разоренные храмы. В историческом архиве Москвы хранится интереснейший документ, копию которого вы видите вверху, - рапорт Симеона Тимофеева - протоиерея Богоявленской церкви г. Богородска - на имя епископа Дмитровского Московской митрополии Августина, написанного 16 декабря 1812 года. В нем сказано: "... в проезде Вашего Высокопреосвященства через город Богородск имел я счастье получить Ваше Архипастырское благословление освятить в Богородске неприятелем разоренные и обруганные Святые храмы..." Как явствует из дальнейших записей, Богоявленская церковь с приделом Николая Чудотворца была освящена 6 декабря 1812 года.

Фотография из альбома "Уездный город Богородскъ на старых фотографиях"

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.