«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

26 июня 2010 года

Наша библиотека

Зенин Никифор Дмитриевич – во время оно и сто лет спустя

 

«Зенин Никифор Дмитриевич – во время оно и сто лет спустя».

 

Актуальные материалы из жизни известного в России начала 20-го века интеллигента, общественного и старообрядческого деятеля, фотографа Зенина Никифора Дмитриевича и его сподвижников.

Цель проекта:

привлечь внимание общественности к наследию Зенина Н.Д..

 

 

Под редакцией Боченкова Виктора Вячеславовича

кандидата филологических наук,

viktor_ v@pochtamt.ru

 

В осуществлении проекта принял участие

Зенин Вячеслав Николаевич – правнук Зенина Н.Д.

zwn@ woskresensk.ru

Выбор сайта « Богородск-Ногинск. Богородское краеведение» для публикации не случаен:

-- Зенин Н.Д. был тесно связан с Богородском. Морозов Арсений Иванович и Макаров Владимир Евсеевич были его единомышленниками и соратниками

Зенин Никифор Дмитриевич/ 1908 год

 

Из интервью В.В.Боченкова сайту "Самарское староверие"

– Грустный вопрос, который сама себе задаю уже не один год. Ну почему сегодняшние старообрядцы так равнодушны к своей собственной истории? Почему многих она раздражает, многим кажется неинтересной, и почти поголовно – абсолютнейшее равнодушие даже к своим собственным семейным историям, хотя у многих отцы и деды, не говоря о пра-пра... были священниками или просто активными членами общин, известными старообрядческими деятелями. В одной из своих рецензий Вы писали: "Знание истории собственной семьи позволяет соотнести свою жизнь с жизнью далеких предков; когда разберешься, к чему стремились они, чего искали, поймешь, что тебе самому нужно, угадаешь свое предназначение". С этими словами нельзя не согласиться. И все же, почему у нас столько иванов, не помнящих родства?

– Этот вопрос сложен и актуален не только для нас. Хочу вспомнить имя Никифора Дмитриевича Зенина – подвижника-книгоиздателя, жившего в Егорьевске, выпускавшего журнал «Старообрядческая мысль». Многое, написанное им, кажется устаревшим: публицистика живет до тех пор, пока живет повод, ее породивший. Когда он становится историей, то забывается, уходит из памяти поколений, к публицистике не возвращаются. Однако, публицистический повод обладает способностью время от времени воскресать и тогда те статьи, которые он некогда вызвал к жизни, снова становятся актуальными, позволяя взглянуть на старые проблемы с нового ракурса, в свете уже иных исторических реалий.

Но есть у Зенина статьи, актуальные, как мне кажется, в любое время, и их наберется на хороший сборник. Одна из них – «К нашей молодежи», опубликованная в «Старообрядческой мысли» и позже изданная отдельным оттиском.

«Наше поколение, как мужчины, также точно и женщины, – пишет Никифор Зенин, – уже не те в религиозном отношении, что были наши отцы и в особенности деды. Над нами уже "потрудилась” государственная (земская, министерская, и в особенности церковно-приходская) школа, и потому наше поколение вышло на сцену жизни с растрепанными религиозными убеждениями, не только чисто старообрядческими, но и вообще веровыми. А раз наше поколение таково, то каково же будет поколение, следующее за нами? Ведь худо-бедно нас еще воспитывала строгая семейная обстановка, а наша личная семья уже этой обстановки не видит. Наши дети совершенно почти не получают семейного религиозного воздействия, хороших добрых родительских примеров. Я уж не говорю о том, что мы наших детей не научили дома надлежащим отношениям к Богу, Церкви, людям, а также и церковной грамоте. Воспитание наших детей мы беззаботно поручили современной школе, то есть людям, не только чуждым нашей вере, но даже и всякой вере вообще…»…

Причины равнодушия, о котором вы говорите, лежат в нарушении апостольской заповеди: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и... подражайте вере их» (Евр.13, 7). Что делать? Исполнять ее. Требуется восстановление традиций семейного благочестия, ибо причины равнодушия прошли через семью. Возрождение интереса к «микроистории» – истории своей общины, своей семьи.

«Старообрядчество, – пишет Никифор Зенин в статье «К нашей молодежи», – это нечто очень святое, святое и в веровом отношении, и в бытовом, и в семейном, и в национальном, и государственном. Исчезнет оно, с ним исчезнут и вера, и строгий честный христианский быт, строгая деловая цельная нравственно семья, исчезнет и национальная чисто русская особенность, и государство потеряет мощную, сплоченную, истинно государственную силу. Вот почему надо бы общими силами поддерживать старообрядчество в его стремлении сохраниться». «Я говорю общими, – писал Зенин, – то есть не только нашими старообрядческими, но и государственными, и даже силами церкви господствующей, ибо, если эта церковь считает себя православною, то старообрядчество-то и есть православие, только в его более чистом виде».

Что касается государства, то оно в ХХ веке, как и в предыдущих столетиях, православных христиан-старообрядцев только гнало. Призыв Зенина прозвучал в пустоту. Звучит ли он в пустоту сейчас? Вот вопрос…

…Но как бы то ни было, прежде чем действовать, говорить, принимать решения, надо помнить и другую апостольскую заповедь: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6, 15).

 

 

Вместо предисловия

 

"Я был совсем ещё молодым человеком, когда судьба забросила меня в Егорьевск. Воспитанный в деревне на лоне чистой, святой, не загрязнённой смрадным дыханием современной «культуры» -- природы, матерью, истою христианкою, я не знал действительной жизни в её настоящем виде. В ту пору я думал, что стоит только поведать миру о добре и правде, как весь мир признает их и преклонится пред ними… В ту раннюю пору жизни я думал, что сила и красота истины – неотразимы… Я ведь не знал тогда того, что я с страшною горечью узнал теперь, проживши в Егорьевске 15 лет"…

Я думал: честно заблуждаются люди. Стоит, мне казалось, разъяснить им их ошибки, показать им истину, и дело истины сделано. Я с жаром принялся тогда за дело полемики. Я выступал публично на собеседованиях. Горячо я говорил им пылкие речи, проникнутые святой любовью, полные братских призывов к любви, единению и христианизации.

И вот пятнадцать лет горького, тяжёлого опыта… Сколько мук, сколько жестоких разочарований !.. Сколько жгучих, мучительно жгучих пощёчин за чистые святые чувства призыва к любви, братству и единению получил я в ответ. Какое ужасное, леденящее душу сознание, отрезвляющее, правда, от миражей и идеализации, но зато убивающее всякую веру в справедливость людей, выработал я в себе – целым рядом жестоких уроков – на пространстве всего полутора десятка лет…".

… "От дел революционных партий я также далёк по своему убеждению, как далеко небо от земли. Я не поклонник насилия, откуда бы оно и с какой бы целью ни исходило. Я твёрдо уверен в истине учения Христа – "насилие и родит только насилие" ("губящий мечом от меча погибнет"). И человечеству от того, что одно насилие будет задавлено таковым же, легче ничуть не будет. Этого я держался и буду держаться. Шесть лет незаконных преследований меня полицией, вплоть до заключения в тюрьму с намерением выслать, не вытравили у меня моей веры, что любовь только побеждает, а насилие гибнет, и с этой верою я умру"…

Н. Зенин

"О ком не хотелось бы говорить", Старообрядческая мысль», 1911 г.

 

"…Воспитанный в старообрядчестве, матерью глубоко-христианкою, я, как и в большинстве наша среда, привык к прямолинейности, правде…".

 

Из «Прошения» Рязанскому губернатору ,1910 г.

 

ЗЕНИН Никифор Дмитриевич

~1865-70 – 1922 г.г.

краткие сведения на 01.05.2010г .

 

родился в деревне Гостилово, Чаплыгинской волости, Бронницкого уезда, Московской губернии (ныне Воскресенский р-н, Московской области)

в крестьянской старообрядческой семье,

с 1895 года жил и работал в г. Егорьевске, Рязанской губернии,

свою деятельность начал вскоре после выхода из военной службы

 

 

Видный представитель интеллигенции России начала 20-го века

 

--известный и знаменитый в Егорьевске и России фотограф: документалист, художник, репортёр; член Русского фотографического общества в Москве, выставлял свои произведения в Париже; им сделаны дореволюционные фотографии исторических памятников и жителей Егорьевска, снимки представителей старообрядческого духовенства, церковно-общественных деятелей; владелец фотографии и мастерской светописи. Он первым запечатлел вид алтарей храмов Рогожского кладбища в момент их распечатывания 16 апреля 1905 года. Фотоархив Зенина Н.Д. вошёл в проект «Фотолетопись России»;

--писатель, журналист, публицист автор многочисленных статей и очерков (часто использовал псевдонимы Гостиловский и Энзет ), сотрудник старообрядческих изданий;

--один из создателей и фактический руководитель книгоиздательства «Старообрядческая мысль» и одноимённого журнала; книготорговец, обладатель крупной библиотеки, в том числе общественной;

--избирался Гласным Егорьевской городской думы; принимал участие в благотворительности: член общества пособия бедным, член Егорьевского добровольного пожарного общества, член Воскресенской добровольной пожарной дружины; в 1916 году по направлению Всероссийского земского союза находился на фронте во 2-й армии;

--при его поддержке выполнены первые записи церковного пения (Морозовского хора под упр. П.Цветкова) на граммофонные пластинки; способствовал распространению записей, обучению и популяризации песнопения знаменного распева;

--состоял в Московском и Международном обществах эсперантистов Moskva sosieto esperantista и Universala esperantista asocio, издал серию уникальных фотооткрыток с видами Егорьевска и надписями на двух языках: русском и эсперанто; принимал участие в конгрессе эсперантистов-католиков в Париже в 1910 году, где выступал с докладом, и 2-ом всерусском конгрессе эсперантистов в 1913г.; вел переписку, кроме русского и эсперанто, также и на немецком, французском, польском, латышском языках, на всех славянских наречиях.

 

 

Крупный общественный деятель Церкви Христовой в России

(Русской православной старообрядческой церкви, Белокриницкого согласия)

 

-- один из самых известных в России интеллигентов-начетчиков (богословов, знатоков церковного права); член правления и казначей Российского Союза начётчиков, участник Всероссийских Съездов начётчиков;

-- деятельный участник Всероссийских и Чрезвычайных Съездов старообрядцев и член Совета Съездов;

-- выдающийся деятель в Егорьевском Георгиевском Братстве имени св. апостолов Петра и Павла, председатель Егорьевской старообрядческой общины;

-- неоднократно принимал участие в депутациях, наряжаемых старообрядцами по какому-либо особо важному общественному вопросу, к духовным и правительственным лицам; в качестве делегата от Рязанской епархии принимал участие в Освещённых Соборах.

 

Вместе с соратниками Зенин Н.Д. посвятил свою жизнь борьбе за свободу веры, совести и личности, чистоту Православной Христианской веры и созданию культурной среды старообрядчества.

 

За общественную и церковную деятельность преследовался полицией и жандармерией. Против него возбуждались уголовные дела, он подвергался обыскам, аресту с намерением выслать его из Рязанской губернии.

 

 

Издатель-редактор Макаров В.Е.

 

 

 

 

 

Комментарии

 

От Гефсиманского сада до Голгофы

 

Впервые опубликовано: Старообрядческая мысль. 1914. № 4. С. 333–346. Статья выходила в номере, приуроченном к Пасхе, представляет собой пересказ евангельских событий.

 

отправить Христа к Ироду Антипе, четверовластнику Галилеи … Ирод Антипа – правитель Галилеи и Переи с 4 года до н.э. по 39 год н.э., сын царя Ирода Великого, по завещанию которого Иудея после его смерти была разделена между тремя его сыновьями: Архелаем, Филиппом и Антипой. Архелай должен был наследовать царский титул, на который претендовал и Антипа. Римский император Август, который утверждал назначение, предоставил Архелаю половину царства, обещав возвести его в царский сан, как скоро он покажет себя этого достойным. По свидетельству историка Иосифа Флавия, вторую половину он разделил на две части, которые предоставил двум другим сыновьям Ирода . Антипа получил титул тетраха. Тетрархия – форма правительства с четырьмя равноправными властителями (четверовластие). Единственный из евангелистов, кто упоминает о встрече Ирода Антипы с Христом – Лука. Когда Христос был арестован, Пилат, « узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Исуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату » (Лк. 23: 6–12). Лука пишет, что это привело к улучшению прежде враждебных отношений между Пилатом и Иродом и дало Пилату возможность заявить: « … и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нём достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу ».

основываясь на тогдашнем толковании гл. ХХХ I ст. 6 7 притчей, давали казненному немедленно по распятии глоток вина … имеются в виду следующие слова из Книги Притчей Соломоновых: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Пр. 31: 4–7)..

 

 

преемники мятежных неистовств Иуды Гавлонита … Гавлонит – уроженец провинции Гавлонитида, входившей в состав тетрархии сына Ирода Великого, Филиппа . И уда Гавлонит (он же «Иуда Галилеянин») – организатор восстания против римлян. Первый прокуратор Иудеи Копоний по распоряжению начал перепись, чтобы установить размер дани, налагаемой на иудеев, что стало поводом для мятежа. Иуда Гавлонит и его приверженцы считали, что Израиль не должен признавать никакой земной власти и только Бог может царствовать над ним. Сторонников Иуды называли канаитами, по-гречески зелотами, то есть «ревнителями».

 

 

 

На фотографии племянник Зенина Н.Д. – Фирс Иоаннович с женой Марией Ивановной. Никифор был последним сыном, поэтому возраст ненамного отличался от возраста сына его старшего брата. Мария -- дочь известных в г. Бронницы старообрядцев Мнёвых.

 

Символичен рисунок открытки (обратной стороны фотографии). Сюжет соответствует теме публикуемой статьи. На нём изображён фотоаппарат рядом с мольбертом. Зенин Н.Д. считал фотографию искусством. Но вместо кистей на мольберте копья – оружие римских воинов, пытавших Христа, и губка, посредством которой «поили» его уксусом. Фон – пальмовые листья, которые бросали под ноги Исусу, когда он входил в Иерусалим. Внизу вербные веточки, русский аналог пальмовых листьев, и свиток древних писаний. Наверное, Зенин Н.Д. хотел сказать, что искусство поможет победить зло и постичь истину. Рисунок на этюднике, вероятно, из детских воспоминаний Никифора – в яблоневом саду дом отца Дмитрия Ивановича, «пред величием духа которого всегда преклонялся» младший сын.

 

Случайно сохранились воспоминания. В 60-е годы прошлого столетия молодой зять приехал к тёще в д. Ёлкино и собрался идти с этюдником рисовать пейзажи. Тогда тёща сказала ему: «Ну, ты как Зенин ! Он тоже ходил с фотоаппаратом». Чисто старообрядческая д. Елкино расположена почти вплотную с полустарообрядческой д. Хорлово, В этих местах жили два друга и соратника Никифора Дмитриевича: известные начётчики Зеленков В.Т. и Литвинов В.К .

Публикуемая фотография восстановлена. На сохранившемся подлиннике явно заметно, что её нижняя часть с именем Зенина Н.Д. отрезана. Вероятно, многодетная семья Фирса Иоанновича была обеспокоена преследованием Никифора Дмитриевича жандармерией.

 

Биографические и архивные материалы собрал, обработал и предоставил для публикации правнучатый племянник Зенина Никифора Дмитриевича - Зенин Вячеслав Николаевич, г. Воскресенск.

 

 

Поделитесь с друзьями

Ещё по теме

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.