«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

7 ноября 2022 года

Наша библиотека Щёлково

Композитор Юрий Сахновский из Городищ и другие музыкальные истории нашего края. Часть 3

« предыдущая

Сегодняшнее время

«Англичанин» из Анискино

Пианист мировой известности Николай Демиденко родился в Анискино (1.7.1955), живет в Лондоне и в Испании, гастролирует по всему миру.

Николай Демиденко - знаменитый пианист-виртуоз, считающийся ведущим представителем русской пианистической школы. Его сочетание технического блеска и музыкального видения снискали ему постоянный восторг с тех пор, как он впервые появился на международной сцене в середине 1980-х, и стал музыкальной звездой в своем приемном доме в Великобритании, где он получил гражданство в 1995 году.

- Интерес к музыке я стал проявлять, когда мне еще и двух лет не было. В нашем доме стояло старенькое пианино фирмы «Шрёдер», которое «мурзали» мои сестры. Естественно, мне тоже хотелось играть: раз они играют, почему я не могу? К трем годам я уже подрос настолько, что смог добраться до инструмента и сыграть то, что я хотел, и так, как я хотел. Это самое счастливое время в моей жизни, потому что я был полностью собой доволен.

Все началось со старого анискинского пианино

Да, Все началось с пианино. Точнее, с пианино фирмы «Шредер», которое приобрел в начале прошлого века, больше 100 лет назад Михаил Алексеевич Сафонов, житель Анискина.

В простом деревенском доме (сейчас по ул. Ленинской) поселился редкостный и дорогой инструмент.

Михаил Сафонов был страстным любителем музыки, играл и на мандолине, гармони, специально в Москву ездил брать уроки игры на фортепиано.

Для Николая Демиденко проблемы выбора — на чем играть? — не существовало: на пианино играли две старшие сестры, инструмент звучал, жил в доме и представлялся ему существом одухотворенным и в высшей степени загадочным — в его черно-белых клавишах таилась музыка.

Это пианино, которое долгое время хранилось в семье дочери деревенского музыканта-любителя Ольги Михайловны Демиденко, знаменито еще и тем, что в его судьбе принял участие сам нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. В своеобразной охранной грамоте на пианино за подписью наркома, выданной Михаилу Сафонову в первые годы Советской власти, удостоверялось, что сей инструмент не является предметом роскоши и не служит средством наживы, а следовательно, не подлежит реквизиции. Деду Михаилу Алексеевичу не пришлось дожить до той светлой минуты, когда его трехлетний внук Николай проиграл свои первые гаммы на стареньком пианино. Для Николая Демиденко проблемы выбора — на чем играть? — не существовало: на пианино играли две его старшие сестры, инструмент звучал, жил в доме и представлялся ему существом одухотворенным и в высшей степени загадочным — в его черно-белых клавишах таилась музыка. «О нем можно сказать как о певце: у него «хороший голос» — под пальцами Демиденко замечательно звучит рояль… Этот пианист великолепно оснащен технически: когда его слушаешь, кажется, что самые трудные сочинения играть легко». Кажется легко… Кажется легко… За этой легкостью — бесконечные часы домашних занятий. Продумать музыку, вжиться в тот мир, в ту далекую эпоху, когда композитор создавал свое творение, а вернее, перекладывал свои отчаяние и надежду, веру и слезы на язык нотной грамоты. А иначе чего бы тогда они стоили, эти музыкальные иероглифы? Пианист не может состояться, не владея чудесным даром перевоплощения, сопереживания. Он сам, как чуткий инструмент, настроенный на высокие человеческие чувства и помыслы, способный вызывать их из небытия, из темной мглы столетий.

- Николай Анатольевич, у Вас изумительный звук, это действительно bel canto на рояле. Я еще заметила, что во время исполнения Вы поете, это Вам помогает? - Дурная привычка и это ужасно, я просто не замечаю.

- Сейчас живу в Испании

- Вы ведь родились не в Москве?

- Нет, и у меня уникальный в своем роде паспорт гражданина Великобритании, с записью о месте рождения - деревня Анискино, Щёлковского района Московской области. Но вырос-то я всё же в столице - мне не было и двух лет, когда мои родители (отец был военным юристом) переехали в Москву.

- И это не просто семейное предание, что петь Вы стали раньше, чем говорить?

- Именно! А играть на рояле - раньше, чем ходить. Это действительно не семейные сказки.

Первый диск Николая Демиденко фирмы Мелодия

Диск через 30 лет

Таких пианистических знаменитостей у нас в поселке нет, да и в районе тоже. Загорянский н.а . РФ Ю.Розум по раскручености на порядок ниже, хотя району он приносит «славные» дивиденды. Есть у меня знакомые, которые Колю и сестру знали, и даже в детстве, во время нечастых наездов в Анискино, лупили его, но с "уважением, не больно" за талант, слушали под забором его дома экзерсисы маленького моцАрта. Несколько раз предлагал био-анискинцам: используйте его в культурных целях – фестивали, концерты, помощь в инструментарии и многое другое, а они…

Н. Демиденко, которого на Западе называют "английский русский", в 1976 году стал финалистом Международного конкурса в Монреале, а в 1978 году – третьим призером конкурса Чайковского. Меня как током поразило, пришлось вернуться на 40 лет назад и вспомнить время, когда я, увлекшись классической музыкой, купил на Арбате за «рупь 25» виниловую грампластинку Апрелевского завода с записью фортепианных пьес в исполнении победителей шестого конкурса имени Петра Ильича. В аннотации на исполнителя рахманиновской рапсодии на темы Паганини на обороте конверта было написано: «Николай Демиденко родился в деревне Анискино Щелковского района Московской области…»

Но с тех пор его следы как-то для меня потерялись, сначала я был за рубежом, потом оказалось, что он. Узнать, что сейчас Демиденко выступает на самых престижных концертных площадках мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Вигмор-холл, Королевский Фестивал-холл в Лондоне и других, с именитыми дирижерами (Ю.Тимирканов, К. Абадо и др.), было для меня легким потрясением.

Как-то натолкнулся на интервью пианиста Н.Демиденко «Мы с роялем - партнёры.

Fazioli - это уникальный, сверхчувствительный, просто магический инструмент..."Fazioli pianoforti" была основана в конце 70-х годов, пианистом и инженером Паоло Фациоли . Со средствами ему помогли братья, которые были в мебельном бизнесе, а в создании рояля - группа специалистов, состоявшая из физиков в области акустики, технологов по дереву, пианистов и производителей роялей. Фабрика "Fazioli" производит только рояли, которые обладают особенным, уникальным звучанием, не принадлежащим ни одному из существующих фортепиано в мире.

Лично я называю его роялем 29-го века.

Согласитесь, что последнее предложение - весьма сильное высказывание. Наверное, что-то должно быть в этом инструменте, что заставило Демиденко так сказать. Странный рояль. Как бы сказали русские - "тугой", но дело даже не в этом, а в небольшой силе и объеме звука. Т.е. на таком рояле легко играть певучие медленные и желательно тихие произведения.

И в небольшом помещении - лучше всего у себя дома. Выдающийся современный пианист и клавесинист Андреас Штайер сказал: "Великолепные концертные "Стейнвеи", выпускающиеся сейчас, убивают трио Шуберта или квинтеты Шумана. Фабрики производят инструменты для того, чтобы сыграть концерт Равеля на стадионе, но не способные воспроизвести камерное звучание.

Исключительно любовью к музыке продиктовано и предпочтение, которое он оказывает роялям фирмы Fazioli. Говорить об этих инструментах он может часами, а то и неделями, поражая невероятным знанием мельчайших конструктивных подробностей, на ходу рождая идеи, как еще более усовершенствовать и без того, казалось бы, идеальное звучание фортепианных струн…

Но это тема для отдельного рассказа. Заметим лишь, что компания, возглавляемая Фациоли, не случайно обрела ревностного друга в лице такого правдоискателя, как Николай. У них единая цель — максимальный творческий результат вне зависимости от коммерческих соображений.

Впрочем, Демиденко — из той редкой «породы» пианистов, которые, что называется, возят свой звук с собой. Под его руками зазвучит, кажется, даже клавиатура, нарисованная на столе.

 

Из Википедии (перевод с английского)

Демиденко учился в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных с Анной Кантор и в Московская консерватория под Дмитрий Башкиров. В 1976 году стал финалистом Международного конкурса пианистов в Монреале и в 1978 г. Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Он преподавал в Школа Иегуди Менухина в Великобритании, где он проживает с 1990 года. Он получил британское гражданство в 1995 году и в настоящее время является приглашенным профессором в Университете Суррея. В дополнение к огромному количеству стандартного немецкого и русского репертуара, он является специалистом по Фредерик Шопен и известный поклонник произведений забытых композиторов, таких как Muzio ClementiКарл Мария В. О.Н ВеберJan Václav Voříšek, и Николай Метнер, а также забытые произведения известных композиторов, таких как Domenico Scarlatti, Вольфганг Амадей Моцарт, Franz Schubert, Robert Schumannи транскрипции Ferruccio Busoni. Демиденко получил премию "Граммофон" в 1992 году в номинации "Концерт" за запись фортепианных концертов № 2 и 3 Метнера.

В 2000 году, в связи с 250-летием со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха, Николай Демиденко был одним из четырех пианистов, приглашенных для исполнения "Das Wohltem-erierte Klavier", потом на DVD компанией ЕвроАртс.

Обширная дискография Демиденко состоит почти из 40 компакт-дисков. На лейбле Рекорды Гипериона он записал более 20 альбомов, в том числе последние фортепианные концерты Прокофьева № 2 и 3 с Лондонским филармоническим оркестром, выпущенные в марте 2015 года, альбом Метнера, удостоенный премии Gramophone Editors Choice, и Музыку для двух фортепиано (с Дмитрием АлексеевымОбширная дискография Демиденко состоит почти из 40 компакт-дисков.

Классика оникса

Осенью 2008 года вышел новый компакт-диск Шопена, включающий его первую запись из 24 прелюдий, для "Соната", сборник сонат Скарлатти и компакт-диск Шопена, получивший премию Немецкой высшей школы критики. HammerklavierДля мюнхенского лейбла AGPL он записал музыку Бетховена Для лейбла AGPL, базирующегося в Мюнхене, он записал "Hammerklavier" Бетховена компакт-диск Шопена, который получил премию Немецкой высшей школы критики. ng его первая запись 24 прелюдий для Onyx Classics Осенью 2008 года вышел новый компакт-диск Шопена, включающий его первую запись 24 прелюдий для Onyx Classics. Этот диск получил Специальную премию Шопена MIDEM 2010 за новую запись, уникальную возможность, отредактированную специально к двухсотлетию Шопена. 11 во время празднования двухсотлетия Шопена, организованного

В 2014 году он был удостоен почетной докторской степени Университета Суррея в знак признания его выдающегося вклада в область музыки и университета.

 

«Николай Демиденко – не только замечательный музыкант, не утративший с годами «свежесть слов и чувства простоту», но и интересный, разносторонне образованный человек и великолепный рассказчик. Наша беседа на следующий день после концерта длилась часа два и касалась разных тем – от музыки Брамса, Шопена и Метнера до его настольной книги, романа Германа Гессе «Игра в бисер», от особенностей игры на роялях XIX века до культурной жизни Англии и Испании, куда Николай переехал жить: менее часа езды на машине, и он уже в Мадриде, где, кстати, преподает Дмитрий Башкиров, его любимый учитель...

 

Самая счастливая пора

- Интерес к музыке я стал проявлять, когда мне еще и двух лет не было. В нашем доме стояло старенькое пианино фирмы «Шрёдер», которое «мурзали» мои сестры. Естественно, мне тоже хотелось играть: раз они играют, почему я не могу? К трем годам я уже подрос настолько, что смог добраться до инструмента и сыграть то, что я хотел, и так, как я хотел. Это самое счастливое время в моей жизни, потому что я был полностью собой доволен. С тех пор все меньше и меньше – но это личное мое восприятие...

Фортепиано было чем-то естественным, родным, у меня никогда не возникало вопросов, какая нота где расположена. Проблемы возникли, когда в шесть лет я пошел в Гнесинскую школу-десятилетку: оказывается, все ноты записываются и надо думать, какой нотой записывается данный звук. В Гнесинке у меня был замечательный педагог по специальности – Анна Павловна Кантор, потом, в консерватории, моим учителем стал Дмитрий Александрович Башкиров. Мне повезло два раза в жизни – такое редко бывает. Правда, второй раз я выбирал наставника сам и очень этим горжусь. Помню, как я впервые пришел в его класс поиграть – на предмет того, стоит дальше этим заниматься или нет. Тогда, кстати, произошла наша первая встреча с пианистом Димой Алексеевым. Это был 1972 год, Дима в это время служил после окончания консерватории в армии, и его отпустили в увольнительную. Помню, как в военной форме, двадцатипятилетний, он вошел в класс к своему педагогу. С той поры мы с ним дружим.

 

«Все те же мы...»

- В 2006 году, 1 ноября, Дмитрию Александровичу Башкирову исполнилось 75 лет, и мы, его ученики, сговорились за его спиной устроить классный вечер – как в студенческие годы. Идея была моя, а организатором стал Саша Бондурянский, ныне проректор Московской консерватории. Все, кто не был в этот день занят в концертах, приехали из разных стран и собрались в Малом зале – как 30 лет назад. Мы с Димой играли на двух роялях фантазию на темы из «Порги и Бесс» Гершвина, которую очень талантливо сделал Дима. Музыка абсолютно неакадемичная, но очень искренняя, красивая. Консерваторская публика на ушах стояла – не ожидал народ такого. Дмитрий Александрович был очень растроган.

Я постоянно сталкиваюсь с теми людьми, с которыми учился. Жизнь нас разбросала по всему миру. Приезжаю в Канаду, в США – там наши. Приезжаю в Израиль – там полстраны наших. Подходят после концерта, мы вспоминаем прошлое, и нам хорошо. Очень приятно было встретиться в Париже с замечательным пианистом и органистом Эдуардом Оганесяном, моим однокашником. Это мастер высокого калибра. Я очень рад, что мне удалось уговорить его приехать на фестиваль в Ханты-Мансийск. С этим городом у меня давние творческие контакты, я там чуть ли не каждый год выступаю. Благодаря нескольким энтузиастам, которые вложили душу в свое дело и сумели уговорить богатых людей уделить немного денег на развитие культуры, там такая музыкальная жизнь – вам и не снилось!

А вообще с тех пор, как я в 1990 году уехал в Англию, я нечасто играю в России. Однажды играл в Москве с Госоркестром, несколько раз – в Ленинграде, с Юрием Темиркановым и вашим Николаем Алексеевым, с которым мне очень нравится и играть, и просто общаться: он не только замечательный музыкант, но и очень теплый, добрый, искренний человек с невероятным чувством юмора.

 

Подарок от Бога

- Второй концерт Брамса в моем репертуаре относительно недавно. Впервые я сыграл его в Сингапуре, затем еще в нескольких странах. Это удивительное, предельно романтическое сочинение, наполненное невероятными, сумасшедшего масштаба эмоциями. В истории музыки оно занимает особое место, это, собственно, симфония с солирующим фортепиано. Брамс здесь верен себе, своему характеру: когда музыка заводит и зовет вперед, он тут же пишет «тормоза». Поэтому этот концерт трудно играть всем – не только пианисту, но и каждому музыканту в оркестре.

Иногда Бог преподносит неожиданные подарки. Три года назад я оказался в Гамбурге и побывал в доме, где жил Брамс. Там стоит инструмент, за которым он сочинял свои фортепианные сонаты. Это так называемое «столовое фортепиано» – горизонтальный ящик, который отвратительно звучит, ну, просто шарманка. Мне дали поиграть на нем – я пришел в ужас: невозможно поверить, что на этом инструменте композитор написал три фортепианные сонаты. Но это факт.

Известно, что Чайковский не любил и не понимал музыку Брамса, а тот – Чайковского. Им казалось, что это абсолютно полярные вещи, а сейчас, спустя столетие с лишним, ясно, что их музыка об одном и том же говорит, просто разными словами. Время все расставляет по своим местам. Именно временная дистанция позволяет дать верную оценку музыке, которая при жизни композитора пользовалась бешеным успехом. Сальери был так же популярен, как Моцарт. Со временем стало ясно, что, да, Сальери был очень неплохим композитором. А Моцарт был – единственным.

 

Справка «ДД»

Николай Демиденко родился 1 июля 1955 году в Московской области. Учился в музыкальной школе-десятилетке имени Гнесиных и в Московской консерватории, которую окончил в 1978 году.

Лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале (1976) и Международного конкурса имени Чайковского в Москве (1978). В 1990 году уехал в Англию. В 1995 получил там гражданство. До 1998 года преподавал в школе И.Менухина, читал лекции по истории русского пианизма. Почетный профессор университета в Гилдфорде.

Выступает с концертами в странах Европы, Америки, Азии, Австралии и Новой Зеландии.

Записал более 30 дисков, многие из них удостоены наград.

Дом в Анискино, построен в 1910 (так в книге с/совета)

Здесь Похозяйственные книги Анискинского с/совета за 1953 г. отметили бабушки пианиста Сафоновой Марии Михайловны, 1892 г.р.,, дочь ее Демиденко Ольгу Михайловну 1922 г. и мужа Демиденко Анатолия Антоновича, 1922 г.р., родителей пианиста, да старших сестер его Елены (1943) и Екатерины 1953 г. По сайту Память народа, отец – фронтовик нагр. орд. Красной Звезды и Отечественной войны II ст. В армии 1940-1970 гг.

Нередко, но раньше бывало, что Николай со всей родней из Испании приезжал проведать дедовский дом в Анискине.

И мы тогда проведем среди них презентацию этой книги.

 

Вадим Борисович Юшин

Вадим Борисович Юшин, 1957 г.р., композитор, пианист, клавишник, поэт, член Союза композиторов России.

Более четверти века живет у нас в Свердловском известная музыкальная личность.

Сквозь тернии … (к звездам) - из статьи к 50-летнему юбилею композитора и поэта Вадима Юшина в газета «Время», 2007 г.

Знаменитый киплинговский афоризм: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда» не срабатывает в поселке Свердловском. Сами посудите, в культурно-спортивном комплексе «Городищи» до пожара работали странные люди. В библиотеке – филолог-востоковед, специалист по Вьетнаму и его тонально-музыкальному языку, помимо того, он знает еще несколько языков. Детской вокально-эстрадной студией руководил один из немногих в России знатоков экзотической для нас бурятской музыки, тоже с Востока.

Вот он-то и будет гостем нашей звездной гостиной. Итак, Вадим Юшин – концертмейстер и аранжировщик ансамбля «Русская песня» под руководством народной артистки России Надежды Бабкиной, член Союза композиторов РФ.

Несколько отзывов о нем. Заслуженный артист России Вл. Албатаев: «Он прекрасный пианист, великолепно знает музыку, с ним можно исполнять все».

 

Новости из газет Улан-Удэ:

«В новом театральном сезоне будет поставлен мюзикл «Танец орла», аранжировку делает наш земляк из Москвы В. Юшин», или «В составе международного жюри – известные российские музыканты Вадим Юшин и Леонид Воробьев, монгольские композиторы...» и т.д. и т.п.

Путь к покорению музыкального «дикого Запада» он начал в музыкальном училище Улан-Удэ, которое окончил как пианист. Как теоретик стал лауреатом конкурса молодых композиторов Сибири и Дальнего Востока. Если человек талантлив, то талантлив во всем или во многом. Под впечатлением повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» Вадим пишет песню на собственные стихи, посылает ее именитому писателю, и тот публикует ее в журнале «Наш современник».

Потом Уральская консерватория в Свердловске (теперь Екатеринбурге) по классу композиции. Уже студентом пишет музыку к спектаклям «12 месяцев» и «Роман и Юлька», которые были поставлены на подмостках екатеринбургских театров.

Во время службы в армии с ансамблем песни и пляски Забайкальского военного округа объездил весь восток тогдашнего Союза.

Далее идет опять «бурятский» период: преподаватель музыкального училища, режиссер филармонии, артист эстрады. А в Казахстане в трудные годы приходилось играть на скрипке даже на рынке и в ресторане, так как педагогическая и сочинительская деятельность не давала средств для существования.

Поистине «сквозь тернии к звездам» был его путь в Москву, в столицу, в 1997 году.

Чуть-чуть поработал по специальности, и опять сторож в школе, мойщик машин для нуворишей... Помог случай. Ученик Вадима, уже известный московский аранжировщик, порекомендовал своего бывшего учителя Надежде Бабкиной.

Поп-звезда устроила нашему герою настоящий трехчасовой экзамен, и он доказал, что по всем творческим параметрам подходит. А когда она узнала, что Юшин живет на Свердловке, слегка «прибалдела»: «А ты знаешь, что у меня трое оттуда» (заслуженный артист РФ Владимир Левашов и Андрей Горюнов с женой). Началась новая жизнь артиста. С известным ансамблем «Русская песня» в 1999-2007. Вадим гастролировал практически по всей стране и за рубежом.

Вадим Юшин и Надежда Бабкина

Каждое утро в 6.00, если любите радио и станцию на волне 105,5 с русским названием «Тройка» и слушаете «Гимн России» в исполнении ансамбля Н. Бабкиной, то знайте, что аранжировку делал Вадим Юшин. Это он аранжировал песни «Старый клен» в исполнении Е. Шифрина, «Молитву» О. Газманова и другие.

Как и другие артисты, Юшин «тапёрил» в ресторанах и клубах, сотрудничал с Л. Лядовой, А. Морозовым, О. Ивановым, А. Поперечным и другими.

Но свободное время он отдает детям. В своей студии делает из них настоящих вокалистов. Всё это было, было…Нет уже того нашего клуба, все разбежались и работают кто где...

Работал в оркестрах мюзиклов «Обыкновенное чудо», «Любовь и шпионаж», а также в российских постановках бродвейских спектаклей Mamma Mia! и «Призрак оперы», «Шахматы»

На многих мероприятиях в районе исполняется песня «Я выбрал Щелковский край» на слова И. Рудакова, ставшая вторым гимном района, и автор музыки – тоже Вадим Юшин.

Как и другие артисты, Юшин «тапёрил» в ресторанах и клубах, сотрудничал с Л. Лядовой, А. Морозовым, О. Ивановым, А. Поперечным и другими. Но свободное время он отдает детям. В своей студии делает из них настоящих вокалистов.

На многих мероприятиях в районе исполняется песня «Я выбрал Щелковский край» на слова И. Рудакова, ставшая вторым гимном района, и автор музыки – тоже Вадим Юшин.

Всё это было, было… Нет уже того нашего клуба, все разбежались и работают кто где...

Работал в оркестрах мюзиклов «Обыкновенное чудо», «Любовь и шпионаж», а также в российских постановках бродвейских спектаклей Mamma Mia! и «Призрак оперы», «Шахматы».

Максим Дунаевский и Вадим Юшин

Работал пианистом и аранжировщиком в ансамбле «Русская песня» под руководством Н. Бабкиной, музыкантом и артистом хора в ансамбле песни и пляски Забайкальского военного округа (1982-1983), клавишником в вокально-инстру-ментальном ансамбле «Здравствуй, песня!» (1997-2010).

Является концертмейстером Елены Чарквиани в концертных программах романсов.

Он был лауреатом конкурса молодых композиторов Сибири и Дальнего Востока. В Бурятии преподаватель музучилища, режиссер филармонии, артист эстрады. Работал в Казахстане. С 1997 года в Москве и у нас.

Из старой прессы: Сегодняшний проект ВИА «Здравствуй, песня!» является международным и ведёт активную деятельность в России, Израиле, странах СНГ и ориентируется на русскоязычное население, работает в составе: …и Вадим Юшин (клавишные, вокал, аранжировка).

 

Детская школа искусств в Свердловском

Как рождалась музыкальная школа

Директор школы Елена Васильевна Котельникова рассказывает (в 2007): «Вот уже 15 лет прошло, как в посёлке Свердловский появилась Детская школа искусств. Создавалась она в очень непростое время, но, слава Богу, много хороших людей приняло участие в её судьбе, понимая, что культура, привитая детям с раннего детства, делает их гармоничными личностями, а значит, счастливыми людьми, с красивым внутренним миром.

Открылась школа в 1992 году по инициативе О.Ф. Степанова, директора Тонкосуконной фабрики им. Я. М. Свердлова. Вопреки сложностям материальным, и не только, он мечтал о музыкальной школе для поселковых детей. Уж очень ему хотелось, чтобы мальчишки на Свердловке, как и он в детстве, играли в духовом оркестре.

Тогда его называли в народе «наш Чапай», больно уж нрав у него был крутой. Решения принимал - словно шашкой махал. Перестановки в кадрах всех фабричных, т.е. подведомственных ему, организаций подписывал сам, вызывал людей к себе в кабинет, беседовал лично.

Я работала в ДК «Октябрь» аккомпаниатором в вокальном коллективе, освобождалось место музыкального работника в фабричных яслях.

Мне об этом сказали, и я написала заявление о переводе на имя директора Степанова О.Ф. Меня вызвали к нему через некоторое время. Тогда я думала: «Зачем? И так всё ясно, какие могут быть вопросы у директора фабрики, которая выпускает ткань, к музыкальному работнику яслей?»

Волновалась, конечно, так как слышала всякие рассказы о нём, но ни разу не видела его так близко. «Я хочу, чтоб в посёлке была музыкальная школа, а Вы идёте в ясли работать! Я посмотрел Ваш диплом, Вы сможете возглавить школу?!»

«Хочу, - говорил он, - чтоб было так: иду я по Свердловке, бежит мне навстречу мальчишка, а я его спрашиваю: «Сможешь мне песенку «Ёлочка» в фа мажоре сыграть? А в ля мажоре?».

Директор Свердловской фабрики О. Степанов проводит совещание о созданиии Детской музыкальной школы.

«Вот тебе и директор ткацкой фабрики, – думала я, — он ещё и музыкальными терминами владеет». И все мои уверения, что диплома преподавателя по фортепиано недостаточно, чтобы открыть музыкальную школу, он даже не слушал.

«Учитесь дальше!», - предлагал. «Какое дальше? У меня двое маленьких детей и муж постоянно летает по командировкам, а бабушки у нас далеко, на Урале. И потом: для школы нужен коллектив преподавателей по разным специальностям, инструменты, здание». Но его было не остановить! «Я не прыгну выше своей головы», - говорила я. А он: «Я табуреточку подставлю!» А глаза хитрые такие.

Но когда я сказала: «Нет, я не смогу», он рассердился. И вот тут я вспомнила, что он «Чапай». «Вот, все вы сейчас такие! Гнилая интеллигенция! Это раньше институты благородных девиц заканчивали и ехали в глушь поднимать грамотность и культуру! А сейчас только и ищут место потеплее, в ясли она собралась!» «Я не гнилая интеллигенция! За что Вы меня так? А в клубе Вашем я с 1985 года мёрзну, веду кружок фортепиано, работая по диплому, между прочим».

Одним словом, довёл он тогда меня до слёз, думала, не подпишет моё заявление, подписал... Но уходя, я решила, что сделаю всё, что от меня зависит, чтобы мечта о школе стала явью.

Бог услышал меня. Буквально через несколько дней приходит ко мне домой Савчук О.Я., моя соседка. Она работала тогда в Лосино-Петровской музыкальной школе, вела класс скрипки. И говорит: «У меня заболел концертмейстер, выручи, поработай с моими детьми». Когда я приехала в школу, меня буквально покорила директор Лосино-Петровской школы Светлана Викторовна Туева.

«Это судьба», - решила я и рассказала ей о предложении Олега Фёдоровича. К моему счастью, она даже раздумывать не стала. После их встречи приехала группа преподавателей, работавших со Светланой Викторовной в Лосино-Петровской школе: по баяну, фортепиано, скрипке, теории, хору, позднее появился духовой класс. В общем, всё, как хотел Степанов. Ну, и Олег Фёдорович старался, как мог: «по бартеру», как и всё тогда происходило, поменял материал, который выпускали на фабрике, на баяны и пианино! Занятия начались в ДК «Октябрь», а затем школу перевели в усадьбу Четверикова, где в то время жили вьетнамцы, работавшие на фабрике.

Когда мы, счастливые, что теперь усадьба будет принадлежать свердловским детишкам, пришли туда, то застали, мягко говоря, печальную картину. Долго сокрушаться состоянию памятника культуры после нашествия вьетнамского ига было некогда, и мы принялись отмывать паркет, окна и стены, потрясённые некоторыми традициями и национальными особенностями быта, а также полным равнодушием к тому, что будет после них с памятником культуры, вернее с его остатками. Было всё очень непросто.

Педагоги мёрзли на остановках, добираясь до работы кто как мог. Преподаватель духовых инструментов Волочаев К.К. зимой приходил на лыжах, вся борода в инее, как у Деда Мороза. А завуч Ерохина О.П. приезжала на велосипеде, иногда вся мокрая от дождя. Мужественные преподаватели: Ващугина СВ. (фортепиано), Погорелова В.П. (баян и аккордеон), Суворова Г.О. (фортепиано), Саватеева И.В. (хор), Савчук О.Я. (скрипка), Агарышева В.В. (фортепиано) работали, несмотря на холод, в огромном здании усадьбы (теперь там частная школа ЛЕКСУС), но первый выпуск учеников состоялся!

На выпускном вечере 1995-1996 учебного года преподаватели сочинили частушки о своих суровых буднях. Но школу в посёлке уже успели полюбить. Преподаватели знали, что фабрика сама содержит штат сотрудников школы, платит зарплату, как и всем рабочим, по мере возможности, поэтому воспринимали задержки выплат, как солидарность с фабричными рабочими, детей которых обучали.

Но, как оказалось, этот период был только «генеральной репетицией» тех трудностей, которые ждали школу. В 1996 году город Лосино-Петровский отделился от Щелковского района и стал напрямую подчиняться Московской области, а это означало, что Туева С.В. уже не могла быть директором одновременно двух школ, находящихся в «разных государствах». Были трудности и у фабрики... Об этом мне сообщили по телефону в конце августа 1996 года, накануне нового учебного года.

Было поставлено очень жёсткое условие: или школа будет закрыта, или надо ехать в Щёлковский районный комитет по культуре и искусству, где Туеву С.В. знали хорошо, доверяли её мнению о предложенной кандидатуре директора, который в самые короткие сроки занялся бы оформлением документации по регистрации школы в составе Комитета по культуре и искусству района.

У меня в тот момент была единственная мысль: как я буду смотреть в глаза родителям, учащимся, которые уже полюбили школу, гордились тем, что в посёлке есть такое учреждение?

Ведь их детям придется ездить в другие школы района.

С ужасом вспомнила я слова Степанова О.Ф. о «гнилой интеллигенции», ведь, по сути, всю эту «кашу заварила» я. 1996 год был сложным в финансовом отношении и для района, и для всей страны. В других районах сокращали и закрывали школы, фабрики, заводы.

Твердохлебов Л.А.

Спасибо Твердохлебову Л.А., Главе Администрации Щёлковского района, который в то тяжелейшее время, прочитав обращение поселковой администрации и письмо родителей, принял непростое решение: открыть самостоятельную сетевую единицу - Детскую школу искусств посёлка Свердловский, взяв дополнительные расходы по финансированию в район.

Меня на работу принимала председатель Комитета по культуре и искусству Петрова Л.М. Спасибо ей за то, что очень строго, но доброжелательно она тогда мне сказала:

«Вас рекомендовала Туева СВ., она сказала, что у истоков школы стояли Вы, что вместе с родителями и поселковой администрацией Вы добились того, что школу не закрыли.

Но знаете ли Вы, что значит быть директором подобного заведения?

Преподаватели — народ творческий, очень эмоциональный и требует особого подхода. Не секрет, что в школе от директора зависит почти всё».

Я заверила Любовь Михайловну, что если мне найдут замену, то без всяких амбиций уступлю, но в данный момент надо начинать новый учебный год, и это сейчас самое важное.

Отдельное спасибо Алексеевой О.Н., специалисту Комитета, которая составила нам такое штатное расписание, так учла всё на перспективу, что практически мы работаем и сейчас со всеми штатными единицами, утверждёнными в тот год….».

Так ДШИ и сегодня продолжает свою миссию, директор - Анджапаридзе Татьяна Вячеславовна.

Поселок заметно вырос большими многоэтажками Лукино-Варино, и когда-нибудь ДШИ обзаведется новым домом с большим концертным залом.

« предыдущая

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.