«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

11 октября 2022 года

Наша библиотека Щёлково

следующая »

Композитор Юрий Сахновский из Городищ и другие музыкальные истории нашего края

М.М. Писанов, Г.В. Ровенский, А. Скворцов

Приведены подробности творчества композиторов и музыкантов из нашего края; автора многих хоров Юрия Сахновского (1866, Городищи – 1930), Владимира Одоевского (композитора и музыковеда, не раз жившего в усадьбе Лукино-Варино), фабриканта Городищ Сергея Четверикова, пианиста и пропагандиста, композитора Николая Титова, «дедушки русского романса», директора Лосинной фабрики. XXI век – междунароный пианист Николай Демиденко, 1955, село Анискино; пос Свердловский - Вадим Юшин, член Союза композиторов РФ, Детская школа искусств (ДШИ).

 

Содержание

 

Композитор Сахновский Юрий Сергеевич

Сахновский Юрий Сергеевич (13(25) IX 1866, с. Городищи, ныне Московской обл. — 2 IV 1930, Москва) композитор, муз. критик и дирижёр. 

Сахновский Юрий Сергеевич

Окончил в 1889 Моск. консерваторию, где занимался у С. И. Танеева (контрапункт и фуга), А. С. Аренского (муз. формы) и M. M. Ипполитова-Иванова (композиция).

Со студенческих лет близкий друг С. В. Рахманинова, горячий почитатель его творчества и исполнит. иск-ва. С 1901 вёл муз.-критич. деятельность (газ. "Курьер", "Русские ведомости" и др.). С 1906 чл. дирекции Моск. отделения РМО. Как дирижёр выступал в симф. собраниях РМО с исполнением собств. произв., работал с церк. хорами. После Окт. революции 1917 работал в конц. подотделе Муз. отдела Наркомпроса РСФСР. Большинство произв. С. осталось в рукописи, изданы гл. обр. соч. небольших форм (романсы, хоры и др.).

Некоторые из них, в т.ч. романс "Кузнец" (сл. С. Г. Скитальца), хор. "Ковыль" (сл. И. А. Бунина), часто исполнялись и в первые послереволюционные годы.

Написал много вок.-хор. произв. на темы сов. действительности. Успехом пользовалась оперетта С. "Людовик... надцатый" (пост. 1928, Москва).

Ему принадлежат также опера "Альманзор" (не завершена, исполнялись отрывки, 1907, Москва), кантата "Лесной царь" (1899, сл. В. А. Жуковского), полонез для оркестра (1899), симфония (исп. 1908), камерные инстр. произв., хоры. Среди исполнителей произв. С. был Ф. И. Шаляпин. Как муз. критик пропагандировал рус. музыку. Его содержательные статьи, посв. произв. Н. А. Римского-Корсакова, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, исполнительскому иск-ву Ф. И. Шаляпина, С. А. Кусевицкого и др., свидетельствуют о тонком художеств. чутье и лит. таланте С. Муз.-критич. работу С. продолжал и в послереволюционные годы.

(Из Музыкальной энциклопедии. М., 1973-1982)

Как жемчужное ожерелье рассыпались имена друзей великих личностей земли русской по нашей малой родине… Для нас они ценны тем, что общались с гениями, первыми брали в руки, слушали, смотрели их произведения.

Часто около крупного писателя, композитора, живописца - складывается круг единомышленников. Мы говорим: пушкинское окружение, толстовское окружение.

Отмечая 150 лет великому Рахманинову, мы вспомнили о его друге Сахновском, родившемся в нашем сельце Городищи. Его 100-летие было отмечено лишь музыковедческой статьей «Забытое имя» в журнале, вышедшем в далеком Улан-Удэ в 1968 году (Белокрыс М.А. Забытое имя Вопросы музыкознания. Сборник статей (выпуск первый). – Улан-Удэ. 1968. С. 3-16), а 150-летие со дня рождения вообще забыли.

Кто обратит внимание на авторов романсов, которые пел покойный Дмитрий Хворостовский, и сочинителя христиан-ских хоров…

Ведь, кроме краеведов некому сообщить новым поколениям подробности жизни о нашем земляке – композиоре многих романсов и хоров, музыки опер и спектаклей на переломе XIX и XX столетия.

 

Ученик М. М. Ипполитова-Иванова, С. И. Танеева, А. С. Аренского.

Друг Рахманинова, Шаляпина, Глиэра, Василенко, Собинова, близко знавший А.В. Луначарского и А. М. Горького.

Из древнего рода Сахновских

В последней четверти 19 веке в книгах «Вся Москва» записаны его мать Пелагея Васильевна и он сам как потомственные дворяне.

По Малороссийскому родословнику В.Л. Модзалевского род Сахновских ведёт древнее своё происхождение от родоначальника Черниговского полка Менской сотни ИГНАТИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА САХНОВСКОГО, кому за верность и службу в 1709г. пожалованы от Государя Царя и Великого Князя ПЕТРА I два сельца, на которые и выдана ему грамота. В конце того столетия утвержден и герб.

Герб Сахновских

В годы рождения нашего героя в соответствии «Списка населённых мест» 1862 года Городищи — владельческое сельцо 2-го стана Богородского уезда Московской губернии по правую сторону Стромынского тракта (из Москвы в Киржач), в 22 верстах от уездного города и 2 верстах от становой квартиры, при реке Клязьме, с 20 дворами и 140 жителями (75 мужчин, 65 женщин). Показана православная церковь и фабрика на Городищенской мызе.

Но вернемся к началу жизни нашего Юрия Сергеевича.

Во всех биографиях композитора написано, что он родом из Городищ. Это сегодня пос. Свердловский.

Сельцо Городищи входило в приход Богородицерождественской церкви соседнего села Анискино на Стромынской дороге.

Церковь была при Советах закрыта в 1930 и вернулась прихожанам полуразрушенной в 1992 г., и героизмом молодого священника Сергия Казакова, промпредприятий и прихожан была восстановлена

***

К несчастью, Метрические книги церкви именно 1866 - его года рождения - не сохранились в архивах Московской Епархии в ЦИАМ. Так было со всеми церквами края 1865-1870 гг. (земская реформа).

Но удалось кое-что найти за 1865 г. - за год до рождения будущего композитора.

 

Исповедная ведомость церкви (полный перечень каждой семьи о бытии на исповеди и причащении) подтвердила жительство отца и матери в Городищах. Приводим Фрагмент плохой фотокопии с экрана монитора в роликах архива (краевед Маргарита Комова) в раделе «Арендаторы сельца Городищи».

Расщифровка.

В одном доме сельца (вероятно, в бывшем господском доме) живут арендаторы:

- Генерал-майорская жена Варвара Сергеевна княгиня Голицына 47 лет (при анализе – она из рода Шереметевых, замужем с 1853 г. за князем Голицыным Андреем Борисовичем, ум в 1861);

- Коллежский секретарь Сергей Алексеевъ Сахновский 36-ти лет,

- Жена его Пелагея Васильевна, 18 лет,

- Василий Николаевъ 13 лет (живущий с ними).

Далее следует небольшой список «Служащие у них» - мы его не приводим.

Ну, вот мы все-таки нашли подтверждение, что родители его жили в том году в Городищах. Но ранее, в 1863-64 гг. в Исповедных ведомостях т.н. арендаторов нет… А наш композитор родился в 1866 г.

Но это было потом, а имя некой Сахновской мы узнали из справочник «Вся Москва» в 1896.

Да, как и значится в воспоминаниях друзей, их деревянный дом №9 столял по шоссе перед знаменитой шоколадной фабрикой «Сиу и Ко»., дом №11.

А Пелагея Васильевна была матерью композитора.

С детства Пелагея была воспитанницей благотворительных учреждений Шереметьевых, с 1854 по1866 в Патриотическом институте. Письма её графу Д. Н. Шереметьеву с благодарностью за пособие написаны на русском и французском языках (по 1969 г., возможно, они сохранились в фонде графов).

Шереметьев был сыном Параскевы (Жемчужниковой, б. креп. актрисы). Отец его был основатель страноприимного заведения в Москве и сын стал его попечителем, а также благотворителем Патриотического института и др. Это были самые заметные благотворители в Москве

В 1837 году гр. Шереметьев женился на Анне Сергеевне Шереметевой (1810-1849), своей дальней родственнице, фрейлине императрицы Александры Федоровны (дети: Николай,1839-1843; Сергей ,1844-1918). В 1849 году Дмитрий Николаевич овдовел: Анна Сергеевна скоропостижно скончалась в Кускове. Восемь лет спустя - второй брак с Александрой Григорьевной Мельниковой (1825-1874) (дети: Александр, 1859-1931; Екатерина, 1860-1861).

 

ПАТРІОТИЧЕСКІЙ ИНСТИТУТЪ. [ранее Училище женских сирот 1812 года]

Выпускинцами были: Александра Андреевна Асье (мать Чайковского) и Анна Львовна Давыдова (фон Мекк) ,Сахновская Пелагея. Сержпинская, Любовь. Сивкевичъ, Хіонія, б. с. м. Сливицкая, Неонила. ... Васильевна Кингъ (съ 1897 г.),

Возможно, помощь графа и позволила семье купить дом (его приятели называли иногда дачей), но рассказывают, что и отец Юрия был довольно богат.

Сахновский Сергей Алексеевич, ок. 1830 г.р., происходил из рода столбовых дворян Калужской губернии. Во время Крымской кампании 1854 г., несмотря на молодость, был назначен членом комиссариата, ведавшего хозяйственной частью армии, возможно, отвечал за поставку лошадей в армию. По окончании Крымской войны Сахновский оставил государственную службу и всецело отдался любимому делу. Упоминают, что его Конный Завод (т.е. племенное выращивание скакунов) находился в Богородском уезде Московской губернии. Отец описан во многих мемуарах коннозаводчиков, как удачливый коннозаволчик, могучего роста и комплекции.

И сын его, композитор Юрий Сахновский, был таков же.

Возможный портрет отца

«Отец Сергей Алексеевич богатый купец из калужских дворян получал огромные доходы на скачках. В квартире его роскошно декорированного деревянной резьбой особняка, у Тверской заставы и хорошо известного всей Москве, так как мимо него проносились во время скачек лошади, а дорога ве
ла во все фешенебельные ночные клубы».

Он, вероятно, когда владел конным заводом в Богородском уезде, арендовал единственный в те годы в Городищах каменный дом. (А сейчас близко от нас – конноспортивный комплекс в Шевёлкино).

«Сахновский был настоящим гигантом и по росту, и по сложению, и по весу: могучая фигура русского богатыря, приветливое и красивое лицо, огромная физическая сила – и при этом кротость и доброта ребенка.

Одевался он в русскую поддевку, носил окладистую бороду, волосы зачесывал назад. Я его знал уже глубоким стариком, беседы с ним успокоительно действовали на душу и всегда останутся в моей памяти как нечто отрадное и чистое. Человек прежней эпохи, невозвратно ушедшей, а потому милой и близкой сердцу.

В нашей спортивной среде Сахновский не имел врагов, его решительно любили и уважали все. Людей привлекали к нему его богатырский рост, доброта, громадные знания и, наконец, его авторитет. Человек, имевший много от самородка, очень самобытный, он вместе с тем представлял определенную и высокую культуру.

Слева от начала шоссе, где жили Сахновские - «место скачек, с длинными крытыми трибунами для зрителей

Быть может, в девяностых годах отец Сахновский был последним олицетворением эпохи шестидесятников. Он воспитывался на идеалах Хомякова и Аксакова, во всем, конечно, славянофил, а не западник, начиная от русского национального костюма, который он носил постоянно, типично великорусского лица, краснобайства, к которому иногда прибегал, и горячей, восторженной любви и веры в Россию.

В нем еще была та удаль, та непосредственная, чисто черноземная сила, которая порождала легенды».

Таким же могучим вырос и его сын Юрий Сергеевич.

Из рода Сахновских вышли В. Г. Сахновский, режиссер Московского Художественного театра, А. В. Сахновский, дизайнер автомобилей, который с 1920 г. работал во Франции и США, создал кузова для фирм «ФИАТ», «Испано-Сюиза», «Мерседес-Бенц», «Кадиллак», «Бьюик», «Паккард», и многие другие заметные личности.

 

Верные друзья Сергей Рахманинов и Юрий Сахновский

Рахманинов вспоминал: «Через моего друга Сахновского мне удалось найти работу у отца Сахновского. Мы сняли на окраине города, недалеко от ипподрома, маленькую квартирку и поселились в ней втроем: отец, Слонов и я.

Фото из книги

«В нашем кружке было известно, - вспоминал один из молодых композиторов, - что Слонов и Сахновский сделались неразлучными друзьями Рахманинова. Слонов к нему относился с какой-то влюблённостью, а Сахновский (на 7 лет старше) с отеческим вниманием.

Сахновский, молодой, крепкого сложения человек, не обнаруживал большого композитор0ского дарования, но был умным от природы, любил музыку страстно, знал и понимал её и готов был наслаждаться ею без устали.

Он был богатым человеком (пожалуй, единственный среди наших товарищей) и жил в своём доме с матерью за Тверской заставой, по Петербургскому шоссе, рядом с конфетной фабрикой Сиу. Чтобы попасть к нему, надо было ехать конкой, которая шла от заставы. Дорога к нему была пыльная, и летом все деревья стояли белые от пыли, которая поднималась от шоссе, построенного из мелкого щебня».

Сахновский обладал оркестровыми партитурами опер Вагнера, которые он выписал из Германии. Среди них были «Сумерки богов», «Золото Рейна», «Парсифаль», «Зигфрид» и другие. Они и являлись предметом изучения нашего кружка.

Иногда я приходил к нему с Бубеком, и мы заставали там Рахманинова. Играли эти огромные фолианты и запивали пивом, которого у Сахновского были неисчерпаемые запасы. Сахновский, напевая и поражаясь величием музыки Вагнера, не переставал при этом так много есть и пить, что даже трудно было понять, чем больше он увлекался — музыкой этих партитур или едой [Воспоминания о Рахманинове].

 

"Лошади моего сердца. Из воспоминаний коннозаводчика"

Отец Сахновского был весьма активным деятелем на беговом поприще. Старейший член Московского бегового общества, он пользовался исключительным авторитетом. К нему нередко приезжали совершенно незнакомые коннозаводчики, спортсмены и просто охотники, просившие советов и указаний. Многие верили ему слепо и лишь по его указаниям делали покупки для своих заводов.

Когда костромской миллионер П. Г. Миндовский основал известное не только в России, но и в Европе Коннопромышленное общество, то именно Сахновский получил приглашение производить все закупки лошадей для этого громадного по тем временам предприятия. Он дал согласие, и до тех пор, пока дело находилось в его руках, оно процветало. Когда же Сахновский ушел, знаменитое Коннопромышленное общество вскоре прекратило свою деятельность

В их доме на Петербургском шоссе я часто любовался фотографиями - знаменитым Кряжем, белым Лебедем, вороным Бархатным, прославившимся потом своими дочерьми в заводе герцога Лейхтенбергского. Во время революции почти все портреты лошадей перешли в мою собственность. Лишь один портрет, Кряжа, был передан старушкой Сахновской одному из сыновей Шибаева, с которым старший Сахновский дружил всю жизнь.»

 

Где эта улица, где этот дом?

Дом №9. Бывшее владение Сахновской Пелагеи Васильевны, потомственной дворянки, участок (853\22, 21). До революции часть ее участка сдавалось Генеральному спортивному агентству и выглядело так.

Отдельная строка в разделе Общества указала другой номер дома - д.3 по Петроградскому шоссе, за 2 дома до №9 Сахновских.

Маленький домик, в котором жили Сергей Алексеевич с Пелагеей Васильевной, внутри был уютен, как могут быть уютны и милы только те старые дома, где мирно много лет течет спокойная жизнь. Обстановка в домике была незамысловатой и скромной. В кабинете – письменный стол и небольшая оттоманка, на которой по целым дням лежал старик Сахновский с книгой и карандашом в руке, делая бесконечные заметки в тетради и выписки из заводских книг. Вообще книг в доме было очень много. В гостиной, столовой и кабинете были развешаны портреты знаменитых рысаков, когда-то принадлежавших Сахновскому. Были даже работы Серова».

* * *

Какое-то время это звание его дома как центра Московного отделения Русского музыкального общества, членом, а потом и директором которого он был с 1907 г. могло помочь продержаться от муниципализации в рев. годы 1917-1920 гг.

В 1924 он уже жил на 1-й Брестской

Москва Петербургское щоссе д. 9 за Триумфальной аркой Тверской заставы. Севернее сосед - д.11 Шоколадная ф-ка фирмы СИУ и Ко 

1906 год

Изменение № дома с №9 на №11 зафиксированои в перечне домов

Сахновский Юрий Сергеевич 1924

* * *

Про отца его знаем, что он был известным коннозаводчиком и его сотоварищи оставили о нем несколько больших воспоминаний.

Говорят, что в нашем Богородском уезде у него был Конный завод, заботящийся о выводе линий прекрасных скакунов и просто красивых лошадей.

До 7 класса наш герой учился в частной гимназии Креймана (Москва), Она считалась одной из лучших в Москве. Крейман принимал к себе всех исключённых из казённых гимназий учеников — с целью их перевоспитания. При этом школа была одной из самых дорогих. Это был пансион, где мальчики не только учились, но и жили; большинство учеников оставалось в стенах гимназии даже на каникулах. Крейман пытался создать для них домашнюю обстановку, но его гимназия отчасти напоминала нестрогий монастырь.

Сахновский, молодой, крепкий в отца и в 118 кг сложения человек, не обнаруживал большого композиторского дарования, но был умным от природы, любил музыку страстно, знал и понимал ее и готов был наслаждаться ею без устали. Он был богатым человеком (пожалуй, единственный среди наших товарищей) и жил в своем доме с матерью за Тверской заставой.

. Со студенческих лет близким другом Рахманинова был Юрий Сахновский. Они учились в Московской консерватории, у них были общие педагоги - Аренский, Танеев. Сахновский занимался по композиции у М. Ипполитова-Иванова.

После окончания гимназии Брий служил в разных ведомствах и с увлечением самостоятельно учился музыке. Рахманинов был на 7 лет моложе и поступил в консерваторию

В 1895 году, а к этому времени ему уже было 28 лет, Сахновский поступил в московскую консерваторию одновременно на второй курс гармонии, где преподавал А.С. Аренский, и в класс контрапункта к профессору С.И. Танееву.
Глиэр с Сахновским много музицировали, играли в четыре руки, пели двухголосные сольфеджио, занимались по гармонии. Время от времени у Сахновского собиралась артистическая молодежь. Приходил и Рахманинов, удивляя и вызывая восхищение собравшихся своей неповторимой игрой.

Для окончания консерватории Сахновский сочинил кантату „Лесной царь". Кантата исполнялась в зале Благородного собрания. В этом сочинении привлекали широкие распевные темы, хорошая оркестровая звучность".¶

В 1899 г. он закончил консерваторию с серебряной медалью.

Сахновский обладал оркестровыми партитурами опер Вагнера, которые он выписал из Германии. Среди них были „Сумерки богов", „Золото Рейна", „Парсифаль", „Зигфрид" и -другие. Они и являлись предметом изучения нашего кружка. Иногда я приходил к нему с Бубеком (органист, композитор) и мы заставали там Рахманинова.

Играли эти огромные фолианты и запивали пивом, которого у Сахновского были неисчерпаемые запасы. Собеседником он был живым и умным. Видно было, что Рахманинов его любил, и у него Рахманинову удалось изучить Вагнера досконально.

Часто после музыкальных вечеров у Гольденвейзера Рахманинов, Сахновский и я выходили вместе и долго бродили по московским улицам, продолжая беседы, родившиеся под впечатлением прослушанной музыки.

Поначалу Рахманинов ещё мог выступать. 17 октября в консерватории вместе с Иосифом Левиным он исполнил свою «Русскую рапсодию», ту, что сочинил в начале года. Но с недугом совладать не мог. Настанет день, он не поднимется с кровати, и Юрий Сахновский , перевезёт Рахманинова к себе. В купеческом доме у Тверской заставы больной лежал в забытьи. Доктор, вызванный Зилоти, поставил неутешительный диагноз: воспаление мозга. На вопрос — «выздоровеет ли?» — дать ответ затруднялся.

Рахманинов постепенно, но преодолнвал этот кризис. Настолько уходил в сочинение, что мешает малейший шорох. Но где же можно обрести в Первопрестольной столь тихое жилище?! Он поселился за Тверской заставой, у Юрия Сахновского.

К Сатиным заходил и за корреспонденцией, и просто навестить. У тёти что-то действительно мешало. Но об этом Рахманинов упорно молчит. Свой третий опус, «Пьесы-фантазии», закончил в середине декабря вне привычных стен. Увидев или услышав произведение один-два раза, Сергей Васильевич играл его так, будто старательно репетировал и приготовил для публики. Он давно мог бы зарабатывать концертами.

Став известным критиком, Юрий Сахновский выступал со статьями, в которых высоко оценивал рахманиновское дарование, как композиторское, так и пианистическое. Он сотрудничал во многих газетах и журналах, дирижировал концертами Русского музыкального общества.

В них звучали и сочинения самого Сахновского, в том числе Симфония, хоры.

В 1914 году в качестве почтового адреса Музыкального общества он указал свой дом на Петербургском шоссе.
Юрий Сергеевич активно работал и в послереволюционную пору. Особую известность приобрела поставленная в 1928 году сатирическая оперетта „Людовик…надцатый".

Р.М. Глиэр вспоминал: „На одном из уроков по гармонии у Аренского я сидел на одной скамье с Юрием Сахновским. Помню, Аренский вошел в класс, быстро написал на доске задачу, и мы все углубились в свои тетради. У меня задача вскоре была выполнена и получила одобрение Аренского. У Сахновского оказалось много ошибок.

После урока Сахновский обратился ко мне с неожиданным предложением: - Знаете что, я хочу, чтобы вы позанимались со мной по гармонии. Платить я вам не смогу, но у меня будет неплохо. У меня найдется для вас отдельная комната. Переезжайте ко мне.

В те времена я жил очень и очень скудно, что называется „копеечка в копеечку". Поэтому такое предложение оказалось весьма кстати. Не откладывая решения в долгий ящик, я на следующий же день перебрался к Сахновскому, он жил вместе с родителями в собственном доме. Этот деревянный особняк помещался за Тверской заставой (на нынешнем Ленинградском шоссе), рядом с кондитерской фабрикой Сиу. Меня поселили в комнате, в которой незадолго до того жил Рахманинов, который, очень нуждался и жил у Сахновского на тех же условиях.

Сахновский был на короткой ноге со многими московскими музыкантами и обладал обширным кругом знакомых. У него была хорошая нотная библиотека, в том числе все оперы Вагнера.

Время от времени у Сахновского собиралась артистическая молодежь. Бывал и Рахманинов; исполнял свои произведения, но чаще играл Шопена, Шумана, Листа.

 

«Ковыль»

Для примера: Сахновский, опираясь на поэтические строки Бунина, рисует картину предрассветного часа в степи, тишину которого нарушает лишь шелест трав. Созданию звукообраза колышущегося ковыля способствуют также фонетические особенности поэтического текста: обилие шипящих согласных в словах "шуми", "колышет", "шепчутся", "нарушает". ... Поэт хотел передать ту общечеловеческую боль, которой наполнена наша планета, залитая "кровью и слезами", и страстную веру в осуществление грез о светлой жизни. Вселенский масштаб образов вдохновил композитора на создание монументального хорового полотна, которое можно охарактеризовать как хоровую фреску.

Сахновский — талантливый композитор, дирижер, музыкальный критик. В начале XX века он пользовался заслуженной известностью в музыкальных кругах России, но исторически сложилось так, что в наше время не только любители, но и не каждый профессиональный музыкант помнит это имя.

Исключение составляют хоровики, хорошо знающие Сахновского прежде всего по его произведению «Ковыль», которое стало хрестоматийным в педагогическом репертуаре.

Да и три остальных хора порадуют и сегодня многих любителей новинок.

 

Гармонию он проходил у Аренского, контрапункт у Танеева, а класс свободного сочинения — у Ипполитова-Иванова. По окончании консерватории, будучи музыкантом многогранного дарования, Сахновский активно проявил себя в разных областях музыкального искусства.

В 1907 году он возглавил Московское отделение Русского музыкального общества. Находясь на этом посту, он заметно повысил статус симфонических концертов, существенно обновил и обогатил их программы. В качестве дирижера симфонических собраний РМО он нередко исполнял и свои собственные произведения. Сахновский всегда тяготел к просветительству.

В связи с этим он совместно с С. Н. Василенко стал организатором и ведущим дирижером прославившихся не только в России, но и в Европе общедоступных «Истории-ческих концертов симфонической музыки». Эти концерты предназначались в первую очередь для студентов и учащейся молодежи, которые из-за высокой входной платы не могли посещать собрания РМО. Особый состав слушателей привел Сахновского к мысли о необходимости введения в концертную практику вступительного слова, поясняющего программу.

С 1901 года Сахновский активно выступал как музы-кальный критик. С присущей ему энергией он работал музыкальным обозревателем в газете «Русские ведомости», печатался также в «Русской музыкальной газете», в «Русском слове», в газете «Курьер», освещая разные явления музыкальной жизни Москвы. В своих содержательных статьях и рецензиях, отличающихся остротой и меткостью суждений, он пропагандировал русскую музыку, уделяя особое внимание произведениям своих современников. Работы Сахновского, посвященные творчеству Скрябина, Римского-Корсакова, Рахманинова, Гречанинова, Касталь-ского, свидетельствуют как о его компетентности в области симфонической, фортепианной и хоровой музыки, так и о несомненном литературном таланте.

На протяжении всей жизни Сахновский занимался композицией. К сожалению, многие его сочинения не были изданы и сохранились лишь в рукописи, некоторые остались незавершенными. Но то, что стало достоянием русской музыки, говорит о яркости дарования композитора. Не случайно Ипполитов-Иванов относил Сахновского к числу своих наиболее талантливых учеников.

Его произведения, всегда убедительные с точки зрения создания образа, свидетельствуют о прекрасном владении разными музыкальными жанрами.

Несомненно, одна из самых сильных сторон его музыки — это оркестровка. Он не только блестяще оркестровал свои собственные сочинения, но и много работал над переложениями для симфонического оркестра произведений других композиторов. Его авторитет в этой области был общепризнанным.

Существенную часть творческого наследия Сахновского составляют хоровые сочинения. Объясняется это тем, что в России в конце XIX — начале XX века заметно повысился интерес к хоровой музыке — как духовной, так и светской.

Хоровое искусство сопровождало его начиная с ученических лет. В детстве будущий композитор учился в привилегированной частной гимназии, где все гимназисты серьезно занимались хоровым пением. В консерваторские годы ему довелось петь в хоре под руководством В. И. Сафонова. Этот выдающийся музыкант — пианист и дирижер, директор Московской консерватории — придавал исключительное значение хоровому классу, посещение которого было обязательным для учащихся всех специальностей. Сафонов сумел привить своим воспитанникам, в том числе и будущим композиторам, любовь к хору как своеобразному «инструменту», показать заложенные в нем богатые возможности.

Позднее Сахновский также был непосредственно связан с хоровым искусством: состоял членом Русского хорового общества, работал с церковными хорами.

К хоровым сочинениям крупной формы можно отнести кантату Сахновского для соло, хора и оркестра «Лесной царь» на стихи И. В. Гёте в переводе В. Жуковского. Кантата была написана в 1899 году как экзаменационная работа по окончании консерватории и с успехом исполнена на выпускном акте.

Духовные сочинения Сахновского стилистически созвучны Новому московскому направлению в области церковно-певческого искусства. Их у композитора всего четыре, но они составляют яркую и своеобразную страницу в истории русской духовной музыки. Особую популярность завоевали две «Херувимские песни», которые многократно и всегда с большим успехом исполнялись в концертах Синодального хора.¶

Как и многие композиторы, творившие в первом десятилетии XX века, Сахновский был членом Московской этнографической комиссии и увлеченно работал над изучением песенного фольклора. В числе партитур для хора у Сахновского есть несколько обработок русских народных песен, создание которых было стимулировано работой в этой научно-просветительской организации.¶

Жанр авторской светской хоровой музыки a cappella представлен у Сахновского также лишь 4 произведениями. Но несмотря на малое количество, эти исключительно живописные, выдержанные в высоких реалистических традициях произведения являются существенным вкладом в русскую светскую музыку a cappella дореволюционного периода.¶

Хоры Сахновского были востребованы при жизни композитора. Они звучали в исполнении самых лучших хоровых коллективов Москвы и Петербурга, встречали благожелательный прием у публики, удостаивались положительных откликов в прессе и в немалой степени предопределили дальнейшие пути развития жанра.

Сахновский обычно показывал Рахманинову все свои сочинения, с трепетом ожидая его приговора. Нужно сказать, что Сергей Васильевич, невзирая на свою дружбу с Сахновским, судил о его творчестве очень сурово и часто оставался недоволен показанным.

В дар Юрию Сахновскому. Дружба с Шаляпиным надолго связала их интересы.

Военный марш. Муз. Ф. Шуберта. Обр. Ю. Сахновского. Ногинский завод грамластинок.

Сахновский окончил консерваторию по классу композиции М.М. Ипполитова-Иванова с большой серебряной медалью. Это было в 1899 году.

С 1901 года Сахновский активно занимался музыкально-критической деятельностью. Его статьи печатались в газетах «Курьер», «Русские ведомости» и во многих других. Исключительно содержательные статьи, посвященные произведениям Скрябина, Римского–Корсакова и Рахманинова свидетельствуют о тонком художественном вкусе и литературном таланте Сахновского. С 1906 года Сахновский член дирекции Московского отделения РМО. Он часто выступает в качестве дирижера в симфонических собраниях РМО с исполнением собственных произведений. Много внимания композитор уделяет работе с церковными хорами.

После октябрьского переворота, Сахновский работал в концертном политотделе Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР. Написал много вокально-хоро-вых произведений на темы советской действительности. Успехом пользовалась оперетта Сахновского «Людовик … надцатый». Но не только. Романс «Кузнец» на слова С.Г. Скитальца и хор «Ковыль» на стихи И.А. Бунина часто исполнялись в первые годы после переворота.

Запомните эти романсы Рахманинова: «Утро» (Янов). Посв. Ю.С.Сахновскому, «Я был у ней» (Кольцов). Посв. Ю.С.Сахновскому

За исполнения цикла романсов С. Рахманинова, в который входили эти два романса Ирина Архипова в 1973 г. была удостоена премии `Золотой Орфей` Французской академии лирической грамзаписи.

С 1906 года Сахновский член дирекции Московского отделения РМО. Он часто выступает в качестве дирижера в симфонических собраниях РМО с исполнением собственных произведений. Много внимания композитор уделяет работе с церковными хорами.

 

Работа с хорами

Знаменитый хор Юхова (начав со Щелкова и пройдя церковные службы в трех церквах Москвы, он потом стал 1-м государственным хором) давал концерную программу в Благородном собрании. На одном из виртуальных аукционов мы заметиди интересную программу этого концерта. Пришлось выкупать. Она принесла столько информации, что при обсуждении вопроса, как Щелково будет отмечать юбилей Юхова, то прибывшая на обсуждение директор Академической капеллы тотчас же забрала её, вернув затраченннные средства, заплаченную за Программу.

В ней, к счастью, оказалось и упоминание о Сахновском. Концерт хора И.И. Юхова был дан в четверг 12 ноября 1915 года в Малом зале консерватории. Начало в 8-30 вечера.

Шла война и большая часть номеров хора была связана с событияи: Гимн 1914 г., Матушка Русь, В колокол мирно дремавший, Ночный стражка (хорват.), Вечер на Саве (серб.), Кто свою отчизну любит (серб нар).

Знаменитый «Ковыль» (муз Сахновского, 1902 г.) открывал второе отделение концерта. В Программе приведена первые строфы этого стихотворения Ивана Бкнина 1896 г.

Известный своей слитностью многоголосый хор пел «Ковыль» без сопровождения (а-капелла). Текст Бунина связавал время «Слова о полку Игореве» с реально ожидаемой военной действтельностью страны.

Летом 1902 года, отдыхая в Ялте, Сахновский написал два хора a сapella – "Ковыль" и "Али-бей"..

 

 

Мы выпустили в 2021 г. отдельную книгу о Юхове и его знаменитом хоре, тоже исполнявших «Ковыль».

Не раз фамилия композитора встречается и в других программах хора. Ковыль и сегодня поют гланые хора страны.

* * *

Вообще же, большинство произведений Сахновского осталось в рукописи. Изданы, главным образом, сочинения небольших форм: романсы, хоры и некоторые другие. Его перу принадлежит незаконченная опера «Альманзор», отрывки из которой исполнялись в 1907 году в Москве. Среди других произведений Сахновского выделяются его великолепный полонез для большого оркестра, симфония, трио для арфы, альта и виолончели, а также ария «К родине» для баса с аккомпанементом оркестра на текст Мельшина.

Сахновский инструментовал «Ночной смотр» Глинки и «Морскую царевну» Бородина. Из его духовно-музыкальных сочинений следует отметить знаменитую «Херувимскую».

На протяжении всей жизни Сахновский занимался композицией. К сожалению, многие его сочинения не были изданы и сохранились лишь в рукописи, некоторые остались незавершенными. Но то, что стало достоянием русской музыки, говорит о яркости дарования композитора.

Не случайно Ипполитов-Иванов относил Сахновского к числу своих наиболее талантливых учеников. Существенную часть творческого наследия Сахновского составляют хоровые сочинения.

Объясняется это тем, что в России в конце XIX– начале XX века заметно повысился интерес к хоровой музыке – как духовной, так и светской. Хорами и прославился наш композитор. Обозреватели хоровой светской музыки так пишут о них.

«Летом 1902 года, отдыхая в Ялте, Сахновский написал два хора a сapella – "Ковыль" и "Али-бей".

 

Хор "Ковыль" – это масштабное, эпическое полотно, написанное в сложной двухчастной форме. Сахновский, опираясь на поэтические строки Бунина, рисует картину предрассветного часа в степи, тишину которого нарушает лишь шелест трав. Созданию звукообраза колышущегося ковыля способствуют также фонетические особенности поэтического текста: обилие шипящих согласных в словах "шуми", "колышет", "шепчутся", "нарушает".

Хор "Али-Бей" посвящен реальной исторической личности – султану Египта и Сирии, блестящему дипломату и правителю, прославившемуся своими военными подвигами. Мелодика хора пронизана восточным колоритом. Это проявляется в обращении к особому ладу – дважды гармоническому минору, в обилии восходящих и нисходящих увеличенным секунд, выразительных хроматических ходов, полутоновых отпевании опорных звуков. Характерный восточный оттенок придает интонациям частое использование второй пониженной и четверной повышенной ступеней. Изысканная мелодия органично поддержана красочной, богатой альтерациями гармонией.

Хор "Во тьме кружится шар земной" для смешанных голосов, ор. 6 , написан на текст стихотворения Мирры Лохвицкой, представляющего собой яркий пример символизма в русской поэзии. Поэтесса хотела передать ту общечеловеческую боль, которой наполнена наша планета, залитая "кровью и слезами", и страстную веру в осуществление грез о светлой жизни. Вселенский масштаб образов вдохновил композитора на создание монументального хорового полотна, которое можно охарактеризовать как хоровую фреску.

Пьеса "Серенада" на стихи А. Фета, написана для смешанного хора, струнного квартета, арфы и флейты. Поэзия Фета рисует картину летнего вечера: солнце садится за горизонт, кругом тишина и спокойствие, лишь соловьи своим пением предвещают наступление ночи. И стихотворение и музыка дышат умиротворением и покоем. Хор представляет собой пример чистой и возвышенной лирики. В нем нет никакой символики, никакого подтекста – все просто, но пронизано красотой и глубоким искренним чувством. Они приводят и ссылки на вение этих произведений.

Текст статьи взят из вступительной статьи Е. Светозаровой к 17 Выпуску Антологии русской светской хоровой музыки a Capella XIX-начала XX века.

следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.