«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

17 декабря 2004 года

Богородские староверы Социум

Морозовские чтения. 1996 г. Часть 4

« предыдущая следующая »

Морозовские мануфактуры: конфессиональные факторы формирования и развития системы взаимоотношений предпринимателей и рабочих (XIX – начало XX в .)

В.В.   Керов, канд. истор. наук, Российский университет дружбы народов

В той новой литературе о российском предпринимательстве, которая создается в последние годы, С.Т. Морозов занимает значительное место. Оно определяется уже не финансовой помощью Морозова большевикам и не только его меценатством. Простейший контент-анализ основных публикаций последних лет, посвященных С.Т. Морозову, свидетельствует о серьезном росте интереса к общественной деятельности Саввы Второго и, в особенности, к его идеям и попыткам их осуществления в отношении рабочих. Этим С.Т. Морозов был знаменит среди современников, отмечавших не только, а иногда не столько его близость Художественному театру и либеральную общественную деятельность, сколько «увлечение» рабочим вопросом [1].

Действительно, по свидетельству самих рабочих, Савва Морозов за двадцать лет, в течение которых он управлял фабриками, «стремился, чтобы условия труда, казармы, бараки, школы и больница на его предприятии были лучше, чем у других фабрикантов» [2]. При этом не только развивалась социальная инфраструктура в фабричных поселках, вплоть до организации детских ясель [3], не только перестраивались взаимоотношения с рабочими [4], но и, что было не менее важным, С.Т. Морозов, которого отец ругал «социалистом», стремился создать систему заинтересованности рабочих врезультатах труда. Морозов выступил одним из инициаторов выработки правительственного постановления 1903 г. о фабричных старостах и, по собственному выражению, «сам проводил его в министерстве» [5]. Кроме того, Савва Тимофеевич первым из российских предпринимателей пытался внедрить систему участия рабочих в прибылях предприятия [6].

Движущие силы указанной деятельности этого крупнейшего предпринимателя имели различный характер. Большую роль играли здесь личные качества. Но, в соответствии с историческими закономерностями, личностные факторы лишь усиливают действие общих тенденций. Постановка на повестку дня рабочего вопроса, характерная для той эпохи, обусловливалась социально-экономи­ческими и другими процессами, подробно описанными в исторической литературе. Значительная часть предпринимателей, подвизавшихся в различных отраслях в этот период, в том числе под воздействием рабочих протестов, обращают свое внимание на необходимость улучшения условий жизни и труда фабрично-заводского люда. Старая схема взаимоотношений хозяина и рабочих начинает меняться. Сами предприниматели сознавали, что патриархальность изгонялась «из амбаров и фабрик» [7].

В то же время строительство больниц, родилен и богаделен на фабриках имело место задолго до начала периода активной борьбы промышленного пролетариата за свои права. Т.В. Прохоров, М.Я. Рябушинский, П.М. Третьяков, Я.П. Гарелин и др. занимались этим уже во второй трети Х I Х в. [8]. С.Т. Морозов обычно противопоставляется своему отцу, по словам самого Саввы Второго, «заморившему рабочих штрафами». Но авторитаризм Тимофея Саввича в отношениях с «фаброй» сочетался с развернувшимся при нем строительством рабочих казарм, фабричного училища и больницы [9].

Эта деятельность была вызвана к жизни не только необходимостью привлечения рабочих рук, но, в значительной степени, конфессиональными факторами. Упомянутая рабочая политика осуществлялась текстильными фабрикантами ЦПР, подавляющее большинство которых было связано со старообрядчеством различных направлений.

Уже учеными прошлого века был решен в основном вопрос о первичности развития «древлего благочестия» или укрепления старообрядческого капитала в пользу первого. Современными историками отмечалось, что в самих началах вероучения были заложены основы превращения староверческой религиозной общности в конфессионально-экономическую [10].

Важнейшую роль в этом аспекте играла этико-сотериологи­ческая система старообрядчества, одним из основных элементов которой являлась концепция душеспасительного труда, сформировавшаяся в первой половине Х VIII в. [11].

В этот период под воздействием ряда причин труд был признан старообрядчеством путем к душеспасению. Важно, что божественную санкцию получил и предпринимательский труд. Андрей Денисов, руководитель Выговского общежительства, одного из крупнейших центров «истинной веры» начала Х VIII в., прямо указывал: обретение доброго прикупа – польза душевная [12]. В суровых условиях русского Севера, гонений на старую веру и в связи с усилением эсхатологизма труд, в том числе предпринимательский, был сакрализован как средство сохранения старообрядческой общины и древнего благочестия в целом и сочетался с формированием активной социально-духовной позиции, ориентировавшей членов общины на создание прообраза Града Грядущего.

Поэтому за трудовой деятельностью, включая предпринимательскую, признавался богоугодный характер только при условии ее направленности на спасение и укрепление старообрядческой общины. В своих духовных завещаниях киновиархи Выгоречья наказывали «пребывати всем» именно «в братских трудах». Община являлась не только социальной, но и экономической единицей староверов всех согласий. Общинно-артельный характер старообрядчества, подчеркивавшийся многими исследователями, сохранился и в конце XIX в. [13].

Общинный труд, принцип возвращения в общину прибыли в определенной степени характерен был для беспоповцев, частично сохранивших и общинный характер собственности [14]. В московском поповщинском направлении, имевшем в отличие от федосеевцев институт семьи, значительно строже соблюдались традиции, в том числе традиции этические [15]. В дуалистической схеме «семья-община», несмотря на постепенное усиление ассиметрии в пользу семьи, община не была вытеснена во второй половине Х I Х в. из религиозно-этической системы. Если стремление следовать добродетели милосердия, воздействовало на развитие «внешней» благотворительности, то устройство больниц и рабочих спален для фабричных обусловливалось сохранением конфессиональной традиции общинного распределения результатов предпринимательской деятельности. Это проявлялось и в том, что хозяин, несмотря на лучшие условия жизни, «не чувствовал себя ни в бытовом отношении, ни духовно иным, чем рабочие его фабрики» [16]. Общинному характеру распределения прибыли вполне соответствовала патриархальная патерналистская система: руководители промышленных общностей-предприя­тий считали, что кормят своих рабочих.

Не противоречила изложенному тезису и развившаяся с середины XIX в. в текстильной промышленности система штрафования. Штрафы для предпринимателей-старообрядцев являлись не предлогом для сокращения платы рабочим, а применялись в интересах Дела (еще один важный элемент религиозно-этической концепции староверов), с целью повышения качества продукции и укрепления дисциплины. Т.С.   Морозов, оставаясь «самодуром », что в целом соответствовало старообрядческим патриархально-авторитарным взаимоотношениям в семье и в общине, являясь очень религиозным человеком, не мог сознательно идти на совершение греха лишь ради прибыли, у старообрядцев существовали особые вопросы, задававшиеся на исповеди предпринимателям: не грешили ли они задержанием и сокращением платы наемнику? Тимофей Саввич, по свидетельству очевидцев, часами отмаливал грех штрафования, необходимого, по его мнению, чтобы «добиться безукоризненного товара» [17]. Характерно и то, что после стачки 1885 г. средства от штрафов, сниженных Саввой Вторым, но не исчезнувших, использовались на нужды самих рабочих, о чем свидетельствуют книги движения штрафного капитала Товарищества [18].

Роль общины в этико-лаборальной системе старообрядчества способствовала консервации патернализма во взаимоотношениях предпринимателей и рабочих. Но старообрядчество не только имело консервативный религиозный элемент, но и представляло собой проявление модернизационных общественных процессов (аналогичных в некоторой степени протестантизму), лишенных этатизма, в отличие от преобразований, начатых Петром I [19]. Поэтому характер старообрядчества воздействовал в том направлении, что оно, как справедливо отмечал в начале XX в. А.С. Пругавин, «поглощает новые идеи и направления, которые не дают... застыть, окоченеть и заглохнуть,.. внося новые силы, новую энергию и живучесть» [20].

С.Т. Морозов, по собственным словам, еще «в гимназии научился курить и не веровать в бога», но староверческий менталитет, включавший и вышеуказанные элементы, влиял на осуществление рабочей политики этого лидера российского предпринимательства, до конца жизни называвшего себя старообрядцем и не терявшего связи с Рогожской общиной [21]. Сотрудничавший с Морозовым старообрядец С.И. Четвериков первым в России внедрял с 1907 г. систему участия рабочих в прибылях, а выходец из рода, история которого была описана еще Мельниковым-Печерским, А.И.   Коновалов в 1917 г. стал инициатором создания закона не только об участии рабочих в прибылях, но и в управлении предприятиями.

Сформулированный тезис требует развития аргументации на основе сопоставительного анализа материалов старообрядческих и нестарообрядческих предприятий, но показательно, что именно староверы в XIX в. первыми устраивали быт рабочих, именно выходцы из старообрядческих фамилий в начале XX в. во главе с С.Т.   Морозовым, а затем П.П. Рябушинским и А.И. Коноваловым формировали передовое крыло либерального предпринимательства, выступавшего, в том числе, за развитие прав рабочих, включая права на создание союзов и на стачку.

[1] Зилоти В.П. В доме Третьякова. Мемуары.– М., 1992, с. 80.

[2] 1905 г. в Орехово-Зуеве. Орехово-Зуево, 1925, с. 78–80, 120–121.

[3] См. ЦИАМ.– Ф. 342. оп.3. д. 841,1082; оп. 6. д. 97.

[4] Серебров А. (Тихонов А.Н.). Время и люди. Воспоминания. 1898–1905.– М., 1960, с.   204.

[5] Там же, с. 208.

[6] Иоксимович Ч.М. Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем. М., 1915, т. 1, с. 8.

[7] Рябушинский В.П. Русский хозяин //Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М.– Иерусалим, 1994, с. 128.

[8] Торговое и промышленное дело Рябушинских. М., 1913, с.   141–143; Гавлин М.Л. Российское предпринимательство и его ответственность перед обществом //Буржуазия и рабочие России во второй половине Х I Х–начале ХХ века. Иваново, 1994, с. 22–23; и др.

[9] Лаверычев В.Я., Соловьева А.М. Боевой почин российского пролетариата. М., 1985, с. 23.

[10] Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1977, с. 170.

[11] Керов В.В. Формирование старообрядческой концепции «труда благого» в конце Х VII –Х VIII вв. //Старообрядчество: история, традиции, современность. 1995, № 5.

[12] Филипов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862, с. 9.

[13] Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905, с. 53.

[14] Кельсиев В. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Лондон, вып. 1., 1860, с. 69–70.

[15] Мельников П.И. Очерки поповщины //Полн.собр.соч. СПб., 1909, с. 280.

[16] Рябушинский В.П. Указ. соч., с. 128.

[17] Там же, с. 158.

[18] См. ЦИАМ.– Ф. 342, оп. 3, д. 484 и др.; оп. 4, д. 286, 287 и пр.

[19] См. Ионов И.Н. О статье А.С. Ахиезера //Отечественная история, 1994, № 4–5, с. 34–36.

[20] Пругавин А.С. Указ. соч., с. 93.

[21] Серебров А. Указ.соч., с. 192, 212, 213.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.