«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

21 февраля 2006 года

У церковных стен Богородск-Ногинск

Монастыри Богородского края XIV-XX веков. Часть 12

« предыдущая следующая »

Приложение № 1. Берлюки

Алексей Симонов

Название пустыни – Берлюковская и окружающей местности – Берлюки предание связывает с именем разбойника Берлюка (или Бирюка), что значит «волк», «зверь» или человек с суровым взглядом и характером.

По данным археологов, люди в этом месте жили уже в XI - XIII веках [л.1]. Общеизвестно, что в XII веке численность населения нынешней Московии, которая тогда являлась юго-западной окраиной Владимиро-Суздальской, Залесской Руси, увеличилась в несколько раз за счет переселенцев из южной и юго-западной Руси вследствие набегов степных кочевников и княжеских междоусобиц. Мигранты, оседая на новых территориях, приносили с собой свой быт, уклад, обычаи и топонимы. Множество характерных южных топонимов – названия населенных пунктов, местностей, урочищ в северо-восточной Руси дошло до нашего времени.

В середине XII века при князьях Юрии Долгоруком и его сыне Андрее Боголюбском здесь возникают один за другим новые города. Сам Андрей Боголюбский хвалился своей колонизаторской деятельностью. Задумав основать во Владимире на Клязьме особую русскую митрополию, независимую от Киевской, князь говорил своим боярам: «Я всю Белую (Суздальскую – А.С.) Русь городами и селами великими населил и многолюдной учинил». Если вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич, - все это южно-русские названия, которые мелькают, чуть ли не на каждой странице старой киевской летописи в рассказах о событиях в южной Руси. Таков обычай всех колонистов – уносить с собою на новые места имена покидаемых жилищ.

Возможно, таким топонимом является название местности «Берлюки». Это слово является привнесенным в нашу местность, оно характерно для юго-западной Руси [л.2]. Быть может, топоним «Берлюки» является следом миграционного потока из Киевской Руси во Владимирскую Русь в XII веке.

Вероятнее всего, разбойник, промышлявший здесь в первой половине XVII века (если таковой в действительности существовал), получил прозвище по местности, где он орудовал.

Весьма интересным является тот факт, что местность Берлюки находилась в непосредственной близости от Стромынской дороги. В настоящее время в какой-то мере эту дорогу повторяет Щелковское или Чкаловское шоссе, проходящее в двух километрах севернее бывшего монастыря. Правда, предполагается, что Старая, т.е. более древняя Стромынская дорога проходила в нескольких километрах южнее монастыря (см. карту-схему на стр.4). Есть основания предполагать, что Стромынка – самая древняя дорога нашего края и именно она служила прямоезжей дорогой из Киева на отдаленный суздальский север [л.3].

На пространстве между верхней Окой и Десной и далее к северу, т.е. в значительной части нынешних Орловской, Калужской и Московской областей, тянулись дремучие леса. Эти леса известны в наших сказаниях о разбойниках под именем Брынских. Вот почему Суздальская земля называлась в старину Залесской: это название дано ей Киевской Русью, от которой она была отдалена дремучими лесами вятичей – славянского племени, которое здесь проживало. Эти дремучие леса и стали прочищаться с половины XII века. Если Владимир Мономах (1053-1125) еще с трудом проехал здесь в Ростов с малой дружиной, то его сын Юрий Долгорукий во время упорной борьбы со своим волынским племянником Изяславом в 1149-1154 годах водил уже прямой дорогой из Ростова к Киеву целые полки. По слову русского историка В.О. Ключевского (1841-1911), это заставляет предполагать какое-то движение в населении, прочищавшее путь в этом направлении сквозь непроходимые леса [л.4].

Таким образом, Берлюки находились практически на пути миграционного потока с юга на север в XII веке. Да и живописность этого места, высокий берег реки Вори не могли остаться без внимания людей.

 

Литература к приложениям №№ 1 и 2:

1. Археологическая карта России. Московская область. М., 1996, ч.3, с.11.

2. Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900, с.891.

3. К.А.Видов. Стромынская дорога. Журнал «Наука и жизнь». 1992, № 11, с.133-135.

4. В.О.Ключевский. Русская история. Книга первая. М., 1993, с.254-256.

5. Археологическая карта России, с.13-17.

6. В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1868, вып.6, с.130.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.