Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
21 февраля 2006 года

Монастыри Богородского края
XIV-XX веков

Успенский Стромынский монастырь*
 

Согласно Никоновской летописи Успенский Стромынский монастырь был основан в 1379 году преподобным Сергием Радонежским по обету (обещанию) великого князя Дмитрия Ивановича. Великий князь дал обещание построить монастырь в случае победы над татарами. Монастырь был расположен в 50-ти верстах от Москвы, на возвышенном берегу реки Дубенки, недалеко от нынешнего села Стромынь Ногинского района.

Кладбище села Стромынь – место бывшего Стромынского монастыря. Фото автора

Кладбище села Стромынь – место бывшего Стромынского монастыря. Фото автора.

Предполагают, что название монастыря «Успенский» связано с победой русских войск над татарами в 1378 году на реке Воже в день празднования Успения Божией Матери. Великий князь Дмитрий Иванович понимал, что после победы на Воже Орда будет мстить, и грядущая битва неизбежна. В житии преподобного Саввы Сторожевского указывается цель создания монастыря – «… чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом».

1 декабря 1379 года в Успенском Стромынском монастыре была освящена деревянная Успенская церковь. Первыми игуменами монастыря были ученики преподобного Сергия Радонежского – преподобный Леонтий и преподобный Савва, упоминается также преподобный Иаков.

Известно, что великий князь Дмитрий Иванович принял непосредственное участие в устройстве монастыря: «обогати же и удоволи его князь Великий Димитрий всеми потребами…». После победы на Куликовском поле и в течение последующих 200 лет монастырь имел особый статус, согласно межевых книг – «особняк, Государево богомолье».

Из истории монастыря в XV веке известно, что в 1472 году брат великого князя Иоанна III (1440-1505) Юрий Васильевич Дмитровский в своей духовной грамоте (завещании) пожертвовал Стромынскому монастырю село Алексино. В 90-х годах XV века строителем монастыря был святой Серапион, впоследствии архиепископ Новгородский (см. приложение №4).

В писцовых книгах XVI века, составленных около 1573-1574 годов, указываются владения Стромынского монастыря в Шеренском и Объезжем станах. В Шеренском стане: «село да сельцо, да 4 деревни живущих, да 18 пустошей, да 4 сельца, а в них 2 двора монастырских, да 4 двора попов, да 10 дворов служилых, да 18 дворов крестьян живущих…» В Объезжем стане: «сельцо, да деревня живущие, да 12 пустошей, да 2 сельца, а в них 2 двора монастырских, да 2 двора крестьян живущих».

В 1603 году монастырь пострадал от пожара. Сгорели все грамоты на монастырские владения. Новые грамоты были выданы царем Борисом Годуновым, а затем царем Василием Шуйским. Права монастыря на владение селениями и землями были восстановлены.

В начале XVII века, во время правления царя Михаила Федоровича (1613-1645), монастырь стал приписным к Троице-Сергиевой лавре. Около 1615 г. Троицкие власти в прошении к царю писали о нем: «тот монастырь от частых игуменов разорился, и до конца запустел, только в нем живут два старца». Игумен лавры преподобный Дионисий просил Государя: «послать в тот монастырь старца доброго, чтоб монастырь сей до основания не разорился, и церковь Божия не была бы без пения». Царь Михаил Федорович передал Троицкому монастырю городок Радонеж, запустевший после Литовского разорения. И в то же время приказал «монастырь сей ведати и строити по благословению преподобного Сергия, по прежнему как в чудотворцеве Сергиеве житии про тот монастырь писано».

Опись 1616 г. сообщает нам следующее: «Да на монастыре, на правой стороне к храму, стоит часовня деревяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троицкой лавры в алтаре, в арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось древнее (1684 г.) изображение святого с надписью: «Преподобный Савва Стромынский», где он изображен с перевязанным правым глазом. В «Истории русской церкви» М.В.Толстого годом смерти преподобного Саввы Стромынского указывается 1392.

Сельские населенные пункты, находившиеся во владении Успенского Стромынского монастыря в XVI-XVII веках. Указанные населенные пункты существуют и в настоящее время

Сельские населенные пункты, находившиеся во владении Успенского Стромынского монастыря в XVI-XVII веках. Указанные населенные пункты существуют и в настоящее время.

В той же описи упоминается о существовании в Успенском храме вверху над трапезной престола святых мучеников Флора и Лавра. К владениям монастыря принадлежали в Московском уезде: село Коровицыно (ныне Стромынь), деревни: Ботово, Еремино, Щекавцево, приселок Косягино и 33 пустоши. В Переяславском уезде на Шерне: деревни – Зубово, Новое, Погост, Осочники и Боровково на речке Дубенке. «Да монастырских рыбных ловель в реке Шерне от устья реки Дубны (вероятно Дубенки – А.С.), да в реке Клязьме на 12 верстах».

В описи монастыря 1642 года, составленной через 8 лет после смерти преподобного Дионисия, упоминается о двух новых приделах Успенского храма – Рождества Христова и святых патриархов Афанасия и Кирилла. Также упоминается и об особой на деревянном подклете теплой трапезной церкви преподобного Сергия Радонежского, поставленной в честь основателя обители. На монастырском дворе было шесть келий с сенями и чуланами в них, два амбара, в которых хранились запасы ржи, овса, гречихи. Имелись также погреб, ледник и поварня. Монастырь был окружен деревянным бревенчатым забором с двумя воротами, «красными» или «святыми» и задними, для выхода на речку и монастырскую мельницу, которая была тут же на Дубенке. Нет сомнения, что все это было устроено при содействии преподобного Дионисия**.

Надо отметить, что число братий в монастыре, вероятно, всегда было небольшим, так в той же описи упоминаются: священник Феодорит Новгородец, Авраамий Стромынец и рядовой братии десять человек.

В 1682 году Стромынский монастырь, в числе других, по воле Государя был назначен на содержание открывшейся тогда в Москве Славяно-греко-латинской академии.

Каменная часовня на месте Успенского храма Стромынского монастыря. Под ней в 1996 году были обретены мощи преподобного Саввы Стромынского.   Фото автора

Каменная часовня на месте Успенского храма Стромынского монастыря. Под ней в 1996 году были обретены мощи преподобного Саввы Стромынского. Фото автора.

В 1755 г. 5 июня Синодальная Контора благословила в приписном к Сергиевой лавре Стромынском монастыре вместо ветхой и «огнившей» деревянной церкви преподобного Сергия построить новую в то же наименование. 2 августа 1756 г. строитель Стромынского монастыря донес, что церковь Успения Пресвятой Богородицы покрыта новою крышею и построена новая деревянная церковь преподобного Сергия.

В 1764 г. по указу императрицы Екатерины II была проведена секуляризация церковно-монастырских земельных владений. Среди упраздненных монастырей оказался и Стромынский. В 1758 г. главный храм монастыря – Успенский был разобран и перевезен в Копотню.

В 1870 г. священник Успенской церкви села Стромынь отец Павел Фаворский о настоящем положении бывшего Стромынского монастыря в редакцию Московских Епархиальных ведомостей сообщал следующее:

«Ныне по заросшей дерном поверхности земли заметно основание Успенского храма, каждая его часть отделяется одна от другой. Тут видно место святого алтаря и на горнем месте куст ивы, охраняющий святыню. На южной стороне храма, по-видимому, за правым клиросом, существует разрушающаяся деревянная часовня, потом к западу видно место трапезы, паперти и колокольни. На северной стороне снаружи храма заметны места столбов, на которых, вероятно, держался парапет. Под ним погребались иноки, о чем свидетельствует несколько сохранившихся и тщательно охраняемых белого камня плит с древними неясными изображениями. Далее кругом местности храма усматриваются места монастырских строений. На запад от храма, на обрыв к речке приметно место здания, вероятно погоревшего, о чем можно заключить по угольям в осыпавшейся земле, тут же находятся обломки изразцов древней формы».

Эти же ведомости сообщают нам о том, что вместо разрушенной ветхой деревянной часовни, существовавшей на месте погребения преподобного Саввы, прихожане села Стромынь построили новую каменную часовню по проекту архитектора Яковлева. Эта часовня сохранилась до настоящего времени.

Рассказывая о Стромынском монастыре, нельзя не упомянуть о чудотворной иконе Божией Матери Кипрская-Стромынская. Древнее предание говорит, что ею великий подвижник земли Русской преподобный Сергий Радонежский благословил ученика своего Леонтия, отпуская его на игуменство в Успенский Стромынский монастырь. После упразднения монастыря многие церковные вещи были перенесены из него в приходскую Никольскую церковь. В числе их перешла сюда и главная святыня бывшего монастыря – Кипрская икона Божией Матери. В 1827 г. ветхая приходская церковь с. Стромыни была сломана и на ее месте была построена новая каменная церковь во имя Успения.

Успенский храм села Стромынь. Фото автора

Успенский храм села Стромынь. Фото автора.

В 1841 г. дочь одного крестьянина села Стромыни именем Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться, в результате чего больная впала в совершенное расстройство. Родные и знакомые Марфы уже были уверены в ее близкой смерти. 7-го января больную исповедали и причастили святых Христовых тайн. Но милосердный Господь не допустил ей умереть во цвете лет, а ей было 18 лет. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говорившей ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала своим родным, но икону не могли найти. Тогда больную привели в церковь, чтобы она сама отыскала икону, виденную во сне. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. 16 февраля отец больной пригласил в дом священника с иконой Божией Матери. После того, как был отслужен водосвятный молебен, больная почувствовала облегчение и в скором времени окончательно выздоровела. После этого случая к Кипрской иконе стало притекать множество народа из окрестностей. И в последующем было явлено множество чудес и исцелений недужных, больных и расслабленных. О всех этих чудесах, а равно и о том, что Стромынская икона служит предметом особого почитания как прихожан, так и жителей других мест Московской губернии, священник Успенской церкви села Стромынь счел нужным донести Московскому митрополиту Филарету.

В советский период Успенский храм в Стромыни был закрыт, но до 1971 г. не был разорен. 22 июля 1971 года в праздник Кипрской иконы Божией Матери к Стромынской церкви подъехало несколько машин, в том числе и грузовик. Замок на воротах Успенской церкви был сорван и через короткое время пьяные молодые люди, с молчаливого одобрения райкомовского начальства, стоявшего рядом, ворвались внутрь. И вскоре церковная утварь полетела в грузовик. Из толпы изумленных сельчан рванулась одна женщина – Дарья Семеновна Бубнова: «Икону я не отдам, ни за что, вот лягу около нее, не отдам!» Она взяла, одетую в медную ризу огромную икону и понесла ее домой.

17 лет спасенная святыня, вплоть до ее возвращения в церковь, хранилась здесь же на Стромынской земле у двух девиц – Евдокии Николаевны Мартыновой и Анны Семеновны Юдкиной. Эти две одинокие женщины, хранившие непорочность юности, жили вместе. Именно их и избрала Пречистая быть хранительницами Своей иконы. В их доме непрестанно творилась молитва. Поток паломников, желавших приложиться к образу Кипрской Божией Матери, не оскудевал все эти годы. Денег благочестивые девы ни от кого не брали, а просили принести лампадного масла и свечей.

Местные власти прекрасно знали, где находится икона. Приходили с милицией, настаивали, чтобы непреклонные подвижницы сами отдали икону. Но безуспешно.

Чудотворная Кипрская-Стромынская икона Божией Матери

Чудотворная Кипрская-Стромынская икона Божией Матери.

С особым тщанием неразлучные хранительницы иконы следили за чистотой в доме. Пол всегда был выметен, вещи прибраны. Протереть стекло, за которым находился образ, означало совершить целый ритуал. Две девы перед этим постились несколько дней, молились, а приступали к делу вымытые и в чистой одежде.

Но самым большим праздником было возвращение иконы в Стромынскую церковь в 1988 году. Перенесение происходило ночью, потому что настоятель боялся нападения, а лихих людей, способных на это, в округе хватало. Хотя на дворе стояла середина лета, пели пасхальные каноны. Вместе с иконой к церкви перешел куст ивы… Дело в том, что существует предание: там, где находится икона, вернее, по правую сторону от нее, вырастает новый куст. В свое время он вырос прямо на клубничной грядке Евдокии Николаевны и Анны Семеновны, разросся и занял, чуть ли не все пространство небольшого огорода. Сначала женщины даже хотели вырубить мешавшуюся иву, но затем в монастырской книге прочли, что такой куст охраняет образ Кипрской Божией Матери и неизменно следует за ним. После перенесения иконы куст ивы исчез из дома, а появился за алтарем Успенской церкви. Он и ныне там.

Рака с мощами и икона преподобного Саввы Стромынского

Рака с мощами и икона преподобного Саввы Стромынского.

На Стромынском кладбище, под сенью старых берез, есть две могилки – Евдокии Николаевны Мартыновой и Анны Семеновны Юдкиной. Первая из них не дожила до возвращения иконы 9 месяцев, вторая – умерла недавно.

Записавший эту историю журналист и поэт Игорь Гонохов отразил ее также и в стихотворной форме:

О чем шумят стромынские березы

На кладбище, где монастырь стоял?

Бледны у плит искусственные розы

И почернел от старости металл.

Но где-то здесь две скромные могилы,

Над ними воздух по-иному чист.

И на траву прекрасно и уныло

Спадает рано пожелтевший лист.

Журчит почти заросшая Дубенка.

И бабочки летают средь оград.

Кресты, венки, надгробья… а в сторонке

Как будто тихо смотрят и стоят.

Стоят и смотрят. Кто они такие?

И зашумит нестройный ряд берез.

Девица Анна и девица Евдокия,

А третий между ними Сам Христос.

Ныне Кипрская-Стромынская икона Божией Матери находится на прежнем своем месте, в Успенском храме села Стромынь. Празднование ее совершается дважды в году – 9 июля (22 по н.с.) и в 1-ю Неделю Великого поста.

4 сентября 1996 г. в приходе Успенского храма села Стромынь произошло знаменательное событие – обретение мощей преподобного Саввы Стромынского. В состав Епархиальной комиссии по обретению мощей входили: настоятель Высоцкого монастыря г.Серпухова архимандрит Иосиф, секретарь Московского Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, благочинный церквей Ногинского округа иерей Михаил Ялов, настоятель храма Успения Божией Матери иеромонах Николай, старший научный сотрудник Российской академии наук Беляев.

По указу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 4 сентября по новому стилю установлен как день обретения мощей преподобного Саввы Стромынского. В настоящее время мощи святого покоятся в Успенском храме села Стромынь.

 

 

Литература:

1. С.К.Смирнов. Нечто о древнем Стромынском монастыре. Архив исторических и практических сведений. С-Пб., 1862, кн.3, с.1-14.

2. Московские епархиальные ведомости. 1870, № 40.

3. Н.В.Калачов. Писцовые книги XVI века. С-Пб., 1872, т.1., с.264, 275.

4. М.В.Толстой. Память об Успенском Дубенском монастыре. Душеполезное чтение. М., 1877, июль, с.245-249.

5. М.В.Толстой. Книга глаголемая. Описание о российских святых. М., 1888, с.84.

6. М.В.Толстой. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1991, с.702.

7. П.М.Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С-Пб., 1888, с.238.

8. В.В.Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи. С-Пб., 1890-1892, т.2, с.348.

9. Архимандрит Леонид (Кавелин). Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси. С-Пб., 1891, с.144.

10. Житие преподобного Саввы Сторожевского. Жития святых. Русские святые. Книга дополнительная, первая. М., 1908, с.440.

11. Священник Николай Скворцов. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. М., 1911, вып.1, с.194.

12. В.А.Кучкин. Сергий Радонежский. Вопросы истории. 1992, № 10, с.86.

13. Б.М.Клосс. Быть святым на Руси. Наука в России. 1993, № 1, с.96-101.

14. Сказание о чудотворных иконах Богоматери. Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь. 1993, с.253-256.

15. Е.Чижова. Знак благоволения Божьего. Газета «Волхонка» от 03.10.1996, г.Ногинск.

16. А.П.Мельников. Стромынский мужской Успенский монастырь. Черноголовская газета. 08.06.1996.

17. В.Евреинов. Возвращение из глубины веков. Черноголовская газета. 12.10.1996.

18. Справочные материалы по краеведению. Ногинск. 1996, с.29.

19. И.Гонохов. Знакомые окна. Стихи. Ногинск. Б/д., с.70.

 

* См. приложение №№ 3, 4, 5.

** Преподобный Дионисий (в миру Давид Федорович Зобниновский) (ок.1570–10.05.1633), архимандрит Троице-Сергиевой лавры. Сподвижник и один из ближайших помощников святителя Гермогена, патриарха Московского (ок.1530-17.02.1612). 10.02.1610 Дионисий был назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры и вместе с келарем Авраамием Палицыным занимался восстановлением монастырского хозяйства, пострадавшего во время Троицкой осады 1608–1610 годов. Дионисий призывал сограждан встать на защиту отечества от польско-литовских интервентов. Известны его послания «во все грады верховыя и понизовыя», сыгравшие важную роль в организации нижегородского ополчения К.М.Минина и Д.М.Пожарского.

В южном приделе Троицкого собора Сергиевой лавры, там, где по преданию была келия преподобного Сергия, у окна, под спудом почивают мощи одного из достойнейших настоятелей этой обители – преподобного Дионисия Радонежского чудотворца. Местная память ему творится 12 мая.

 

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы