«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

29 июля 2014 года

Аннотации


Публикуя этот довольно запоздалый отзыв НГ-EX LIBRIS, мы вынуждены обратить внимание на то, что автор отзыва может быть ради красного словца – во как вывернул тему, а может быть и по другой причине не заметил главного стержня книги Анны Федорец – исследования психологии богатого человека, а это как раз и есть самое интересное и самое актуальное для нашего неокапиталистического времени.


НГ-EX LIBRIS. Четверг. 3 июля 2014 г. с. 7.

Социальный парадокс спонсорства.
Между театром и баррикадами

Андрей Мартынов

Федорец. Савва Морозов. – М.: Молодая гвардия, 2013. – 352 с.

 

Серебряный век в первую очередь ассоциируется с его творцами: Александром Блоком и Валерием Брюсовым, Николаем Евреиновым и Всеволодом Мейерхольдом, Александром Бенуа и Михаилом Врубелем... В меньшей степени помнят роль спонсоров издательств и театров, покупателей картин.

Ведь без Сергея Полякова не было бы издательства «Скорпион» и журнала «Весы», в которых печатались Константин Бальмонт и Юргис Балтрушайтис, а без Маргариты Морозовой – знаменитого литературно-философского салона и издательства «Путь», в котором выходили книги Николая Бердяева, братьев Сергея и Евгения Трубецких...

Савва Морозов (1862–1905) принадлежал к этой же плеяде. Книга специалиста по истории отечественного купечества Анны Федорец (Москва) реконструирует жизнь знаменитого предпринимателя и филантропа.

Федорец пишет о происхождении своего героя – он был выходцем из семьи богородских купцов. Рассказано об учебе на отделении естественных наук физико-математического факультета МГУ, а затем (своеобразное повышение квалификации) в Великобритании. В дальнейшем Морозов работал в руководстве Никольской мануфактуры, занимая должность мануфактур-советника, но не ограничивался профессиональными интересами – возглавлял Нижегородский ярмарочный комитет, энергично занимался проведением Всероссийской промышленной и художественной выставки. Не очень похоже на традиционный образ купца-самодура, показанный в драматургии Александра Островского или в живописи (вспомним «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василия Перова).

Исследователь подробно разбирает благотворительную, спонсорскую деятельность Морозова. Она в первую очередь относилась к театральному искусству. Сначала учреждение Летнего театра для рабочих и служащих фабрик Орехово-Зуева, затем активное участие в жизни МХТ (первоначально Московского художественного общедоступного театра). По сути известный шарж, изображающий Константина Станиславского, Василия Немировича-Данченко и Савву Морозова, впряженных вместо коней в колесницу Художественного театра, не был далек от истины.

Отдельно рассматривается помощь Морозова большевикам. В свое время Максим Горький, участвовавший в привлечении купца к спонсорству Компартии, назвал Савву Тимофеевича «социальным парадоксом», недоумевая, как можно помогать силам, стремящимся к ликвидации класса власть имущих.

По мнению Федорец, основную роль в этом странном альянсе сыграло увлечение Морозовым актрисой Марией Андреевой, связанной с революционными течениями (от Саввы Тимофеевича она уйдет к Горькому). Косвенно это подтверждается тем, что после завершения романа помощь большевикам сокращается, а затем сходит на нет. Другая причина разрыва связана с тем, что Морозов испытал шок от революционной жестокости: «Ну что творят эти антихристы, куда они ведут несчастных людей!»

Впрочем, соскочить с подножки красного трамвая, как называл революционное движение Юзеф Пилсудский, оказалось непросто.

Автор биографии выдвигает версию, что конфликт с большевиками, требовавшими «продолжения банкета», обернулся не самоубийством (общепринятая версия смерти), а убийством Саввы Тимофеевича. Хотя оговаривается: «Картину смерти Морозова можно восстановить лишь приблизительно». В качестве возможных доказательств она обращает внимание на ссору мануфактур-советника и Горького, отмеченную сотрудниками департамента полиции, писавшими в числе прочего, что после ссоры к Морозову «по поручению Горького приезжал один из московских революционеров, а также революционеры из Женевы, шантажировавшие покойного». Не забудем, что Морозов  похоронен по христианскому обряду на Рогожском кладбище Москвы. Ведь самоубийц нельзя хоронить в пределах кладбищ и совершать христианский обряд погребения. 

Такой вот спонсор – жертва своей благотворительности. Чем не социальный парадокс?

 


Ёще по теме

Из жизни замечательных людей

Федорец А.И. Савва Морозов

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.