«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

24 октября 2024 года

Труды наших земляков Богородск-Ногинск

Имя Н.Ф. Федорова неотделимо от истории Богородска, как и имена Морозовых, Елагиных, Куприяновых. О нем еще до 1917 года в местной прессе много писал известный краевед И.И. Алексеев. В 1990-е годы вечера памяти Федорова и его последователей - мыслителей и художников космистов - устраивались в ногинском клубе «Старый город» и в Черноголовском историко-краеведческом клубе, а Е.Н. Маслов и М.С. Дроздов выступали с докладом о деятельности Федорова в Богородске на тралиционных Федоровских чтениях в бывшей Ленинской библиотеке. Совсем недавно свое заседание посвятил Н.Ф. Федорову клуб «Рогожский хронограф». И вот представляем широкому кругу читателей фундаментальную работу ногинского исследователя Валерия Петровича Иванова.

От редакции

Зачинатель космизма философ Фёдоров  в Богородске

Валерий Иванов

Удивление… Удивительное это слово. Из удивления поселилась в раннем детстве в моей душе любовь к писателю Пришвину. Читая дневники Пришвина, я узнал, что писателя интересовал философ Николай Фёдорович Фёдоров и его книга «Философия общего дела». При знакомстве с биографией Фёдорова мне стало известно, что в 1858 – 1864 годах он работал учителем истории и географии в уездных училищах Богородска: мужском и женском. Эта вдруг появившаяся в моём сознании новость настолько удивила и потрясла мою душу, что Николай Фёдорович Фёдоров и его уникальные идеи поселились в ней навсегда. Хочется рассказать о многом, но я постараюсь написать о главном.

Прежде всего, интерес к личности этого уникального мыслителя не угасал никогда и после его ухода от нас. Наоборот, он рос, а в наше время творчество Фёдорова особенно актуально. В его биографии немало «белых пятен». Благодаря активной деятельности учёных: Светланы Григорьевны Семёновой и её дочери – Анастасии Георгиевны Гачевой, многое неизвестное о Николае Фёдоровиче стало нам известно. В интернете был создан сайт Н.Ф. Фёдорова. Несколько лет назад проводились «круглые столы» в целях привлечения туда учёных, историков, краеведов, архивистов, которые активно изучали биографию Фёдорова. Начали собирать материал для Энциклопедии Фёдорова, появились первые публикации в ней. О жизни и службе учителя Фёдорова в Богородске в этой энциклопедии ничего не было написано. Светлана Григорьевна Семёнова ушла от нас в 2014 году. Она много сделала, чтобы закрыть «белые пятна» в биографии Фёдорова. В 1990 году в Москве, издана её книга: «Николай Фёдоров. Творчество жизни». В главе этой книги «Школьный учитель» помещён рассказ и о работе Фёдорова в уездных училищах, о его встречах в нашем Богородске с молодым учителем Николаем Павловичем Петерсоном, который в дальнейшем посвятил свою жизнь распространению учения Фёдорова. Но даже и после публикации этой книги много «белых пятен» жизни уникального мыслителя в Богородске оставалось. Энциклопедия Фёдорова продолжает пополняться новыми статьями, публикациями исследователей, в том числе и новых фактов биографии Фёдорова. Читая Энциклопедию Фёдорова, к моему удивлению, обнаружил в ней новый, уникальный материал истории города Богородска XIX века, об уездных училищах нашего Богородска и о службе Фёдорова в этих училищах. Закрылись ещё многие «белые пятна». Опубликовал свои исследования в Энциклопедии сотрудник Архива Москвы, историк и писатель Валерий Викторович Богданов.

Ещё я с удивлением узнал, что обнаружен важный документ: «Формулярный список» Фёдорова. Это основной документ всех служащих в царской России. Обнаружила его кандидат исторических наук, краевед, сотрудник Ярославского историко-архитектурного музея Ольга Анатольевна Кострикина, когда готовила материал об Угличском уездном училище и службе в нём Фёдорова. В этом училище Фёдоров служил всего три месяца после того, как расстался с Богородском, но его Формулярный список оказался сначала в этом училище, а потом помещён в архив выше указанного мной ярославского музея. Материалы Кострикиной об Уличском уездном училище и работе там Фёдорова я увидел в интернете, там же помещён подлинник: «Формулярный список» Фёдорова. Все его 15 граф заполнены рукописным текстом, написанным очень красивым почерком.

Дальше я буду писать текст о Фёдорове, ссылаясь местами на исследования Богданова, Акиньшина и Кострикиной.

Александр Николаевич Акиньшин – профессор кафедры истории России Воронежского государственного университета. В Энциклопедии помещено много его статей о предках Фёдорова, о его родственниках. Большие исследования он провёл по жизни и творчеству Николая Фёдоровича в Воронеже, об этом тоже он пишет в Энциклопедии.

В 2024 году в России стартовал культурно- просветительский проект «Два Гагарина». Один из них – Юрий Алексеевич Гагарин, первый в мире космонавт, второй – Николай Фёдорович Фёдоров, тоже Гагарин по отцу, философ, мыслитель, зачинатель космизма. Первому из них 9 марта 2024 года исполнилось бы 90 лет, второму 7 июня этого года 195 лет со дня рождения. В преддверии этого события в филиале Ногинского музея 1 декабря 2023 года проведена встреча, посвящённая памяти Фёдорова. Он ушёл нас 120 лет назад – 28 декабря 1903 года. Об этой встрече рассказано на сайте «Богородское краеведение».

Николай Фёдорович Фёдоров родился в 1829 году в сельце Ключи Елатомского уезда Тамбовской губернии (в настоящее время Сасовский район Рязанской области).

Дед Николая Фёдорова Иван Алексеевич Гагарин. Портрет работы О.А. Кипренского, 1811.

ГАГАРИН Иван Алексеевич (16 (27) сентября 1771, Москва — 12 (24) октября 1832, Москва), князь, действительный тайный советник (1829), сенатор, дед Н.Фёдорова. Из древнего княжеского рода, Рюрикович. В 1790–1796 гг. состоял на военной службе, за участие в штурме Измаила награжден орденом св. Георгия 4-й степени (1791), камергер, член Верховного уголовного суда по делу декабристов, один из учредителей Общества поощрения художников (1820), видный масон, руководитель ряда масонских лож. Дважды женат: на Елизавете Ивановне Балабиной (1773–1803), от которой имел шесть сыновей, и на знаменитой драматической актрисе Екатерине Семеновне Семеновой (1786–1849), от которой имел сына Николая и трех дочерей, рожденных до брака. Все они получили фамилию Стародубских. Похоронен в Покровском соборе Новоспасского монастыря. Сельцо Ключи, в котором родились Николай Фёдоров, его брат Александр, сестры Елизавета и Юлия и в котором, согласно свидетельству о крещении философа, проживала их мать, было владением Гагарина.

Николай Фёдоров был незаконнорождённым, его отец князь Павел Иванович Гагарин. Мать – дворянская девица Елизавета Иванова. У неё с Павлом Ивановичем Гагариным было четверо или пятеро детей. При крещении он получил имя Николай, отчество и фамилию будущий философ и мыслитель получил от крёстного отца Фёдора Карловича Белявского.

В 2008 году Анастасия Георгиевна Гачева написала:

«7 июня 1829 года родился Николай Федорович Федоров. Только теперь, спустя 179 лет, мы можем точно назвать эту дату. Создатель философии бессмертия и воскрешения, появился на свет в селе Ключи. Тогда это была Тамбовская губерния, теперь – Рязанская область. Чудесная среднерусская природа, леса, поля, просторы, глядя на которые вспоминаешь слова Федорова: «Наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига».

Долгое время мы не знали даже точного года рождения Федорова. Потом искусствоведом Валерием Борисовым было обнаружено свидетельство о крещении, согласно которому Николай Федорович родился в мае 1829 года. Но точной даты рождения в свидетельстве не было. И вот разысканиями архивиста Валерия Богданова точная дата рождения философа-космиста наконец установлена.

Вот текст нового свидетельства о крещении Федорова, обнаруженный Валерием Богдановым в Государственном архиве Липецкой области в «Деле о службе учителя географии и истории Липецкого уездного училища Николая Федорова».

«Свидетельство

По указу Его Императорского Величества из Тамбовской духовной консистории купеческому сыну Николаю Федорову в том, что рождение и крещение его, Николая, по метрическим книгам, поданным Елатомской округи села Вяльсы от священно-церковнослужителей за тысяча восемьсот двадцать девятый (1829) год значится так: «У проживающей в деревне Ключах дворянской девицы Елизаветы Ивановой родился сын Николай незаконно двадцать шестого (26), а крещен двадцать седьмого (27) числа мая (1829) года. Молитствовал и крестил его священник Николай с причтом. При крещении восприемниками были коллежский регистратор Федор Карлов и мещанская жена Александра Яковлева».

 

Отец Николая Фёдорова Павел Иванович Гагарин. Портрет работы О.А. Кипренского, 1823 (?), Москва), князь, отец Николая Фёдорова, А.П. Федорова, Е.П. Полтавцевой, Ю.П. Евстафьевой, А.П. Ленского, З.П. Тришатной.

ГАГАРИН Павел Иванович (1(12) января 1798, Санкт-Петербург — 22 мая (3 июня) 1872.

Из княжеской семьи, ведущей происхождение от киевского князя Рюрика. Сын действительного тайного советника Ивана Алексеевича Гагарина (1771–1832) и Елизаветы Ивановны, урожд. Балабиной (1773–1803). «По окончании наук в Пажеском корпусе по Высочайшему повелению за неспособностью к военной службе уволен из оного для определения к статским делам с чином 14 класса» (Фрейман О.Р. Пажи за 185 лет: биографии бывших пажей с 1711 по 1896 г. Фридрихсгамн, 1897. С. 864). Отец Федорова, Павел Иванович, служил в Коллегии иностранных дел, с 19 мая 1822 г. по 12 апреля 1826 года жил и работал в САСШ (Северо-Американские Соединённые Штаты), в Филадельфии в составе дипломатической миссии в качестве переводчика, затем вышел в отставку «за болезнью» и вернулся на родину. С 1826 г. жил в своем имении в д. Ключи Елатомского уезда Тамбовской губернии, где вне брака от матери Н. Ф. Фёдорова родилось ещё трое детей: сёстры Елизавета (при замужестве Полтавцева Е.П.), Юлия (при замужестве Евстафьева Ю.П.) и брат Александр. В январе 1834 г. внесен в 5-ю часть дворянской родословной книги (титулованное дворянство) Тамбовской губернии, жил в это время в Тамбове в доме брата Д.И. Гагарина (свидетельство о дворянстве получил лично 16 декабря 1838 г.). В начале 1830-х гг. женился на Людмиле Ивановне Вырубовой (ок. 1809 — 1839/41, Одесса). Точное время и место венчания не установлены. В семье было пятеро детей (Елизавета (р. 9 апреля 1832), Иван (7 мая 1833, Москва — после 1861), Константин (р. 17 мая 1834), Николай (р. 9 мая 1835) и Зинаида (29 марта 1838 — после 1872), в замужестве З.П.Тришатная-единокровная сестра Н.Ф. Фёдорова. В 1849 г. законные дети были внесены в 5-ю часть дворянской родословной книги. Судьба старшей дочери и сыновей неизвестна. По ревизии 1834 г. Гагарину принадлежало имение в Елатомском уезде Тамбовской губ., включавшее село Вялсы, сельцо Ключи, деревни Павловка, Ивановская, Тренки, Черноречье, Каменка, Таировка, Петровская (Мурзинка тож) и Мордвинова — всего 786 душ м.п.

С середины 1830-х гг. до 1849 г. Павел Иванович Гагарин жил в Одессе и Кишиневе, где организовал и содержал театр, в котором играли внебрачные дочери Елизавета (Макарова 1-я) и Юлия (Макарова 2-я), актеры Н.Х. Рыбаков, К.Н. Полтавцев. Гагарин выстроил в Одессе собственное театральное здание, где устраивал представления «своим оркестром и актерами». Одесский краевед О.И. Губарь отмечает, что одесситы называли его «большим любителем музыки и балета». Гагариным была устроена театрально-драматическая школа, в которой обучалось до двух десятков человек, в т.ч. его дочери. Вспоминая свою театральную молодость, актер А.А. Алексеев писал: «Дела его были очень недурны, артистам жалованье выплачивал не скупо, впрочем, и антрепренерствовал-то он не из-за барышей, а просто из любви к искусству (Алексеев А.А. Воспоминания артиста императорских театров // Исторический вестник. 1892. Т. 49. С. 97). Предположительно к 1849 г. Гагарин разорился, имение было взято под опеку братьями Александром и Дмитрием Гагариными. Гагарин поселился в с. Сасово Елатомского уезда Тамбовской губернии вместе с гражданской женой Ольгой Вервициотти и сыновьями Александром и Анатолием, взявшими впоследствии сценический псевдоним Ленский и Ленский 2-й.

Павел Иванович Гагарин был многосторонне одаренной личностью.

«Как я любил слушать звуки его импровизаций, всегда почему-то грустных, — писал А.П. Ленский. — Темой его вариаций часто бывали мотивы русских и малороссийских песен. Летом он играл у открытого окна, устремив свои большие глаза прямо в небо, и кончал всегда на постепенно замиравшей высокой ноте. <…> О чем так грустил мой отец, о чем плакала его скрипка, этого я тогда не мог узнать. В минуты больших душевных волнений отец запирался в кабинете и долго ходил из угла в угол. <…> Когда раздавались звуки его скрипки, это было знаком, что горе его перебродило и нашло выход — в звуках. Скрипка замолкала, и отец появлялся со своей обычной грустной улыбкой, одним углом рта; та же улыбка светилась и в добрых больших глазах» (Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. М., 1950. Л. 27–28).

Характеризуя взаимоотношения между Павлом Ивановичем Гагариным и его братьями, А.П. Ленский отмечал, что Александра Ивановича он просто боготворил, но тот в конце жизни отвечал ему холодностью. В начале 1857 г. оправившийся после тяжелого ранения А.И. Гагарин следовал к месту службы на Кавказ. Путь его лежал мимо сасовской усадьбы, и Павел Иванович Гагарин надеялся на встречу. «В аллее показался экипаж шестерней, с форейтором и денщиком на козлах. В карете сидел старик в полной генеральской форме, с лентой через плечо, с грудью, залитой орденами, блестевшими на солнце <…> Отец, держа меня за руку, ступил одной ступенькой ниже, протянул руку к карете, словно умолял остановиться. Старик сидел неподвижно, как изваяние, адъютант быстрым движением поднял стекло кареты, и экипаж скрылся за поворотом аллеи.

Отец до боли стиснул мою ручонку, оперся на колонну и низко опустил голову <…> Всю ночь плакала отцовская скрипка, горько плакал и я в своей кроватке, потрясенный горем отца и смутно сознавая и свою большую долю в этом горе» (Там же. С. 30). Ленский подвел такой итог: «Мой добрый отец <…> на свою горячую любовь к братьям не получил ответа и впоследствии, когда обстоятельства отца переменились, он так и умер в нищете, не повидав даже единственного оставшегося тогда в живых брата Дмитрия» (Там же. С. 29).

По воспоминаниям А.П. Ленского, которые нельзя признать в полной мере достоверными, П. И. Гагарин во второй половине 1850-х гг. полностью разорился и переехал в Москву. А.П. Ленский ошибочно относит смерть отца к середине 1860-х гг., к тому же упоминает его жену, хотя после смерти Л.И. Вырубовой князь в браке больше не состоял. В переписке внебрачных детей П.И. Гагарин упоминается несколько раз. В письме к сестре Юлии от середины октября 1852 г. А.П. Федоров пишет: «Я хотел было ехать с этим же пароходом, когда мне сказали, что брат едет в Белоречье, хотелось проститься с ним и видеться с князем Павлом Ивановичем <…> Ах, Жулька, как я жалею, что не мог видеться с кн. П. И. и проститься с братом» (Там же. Д. 923. Л. 39, 39 об.). В письме Ю.П. Евстафьевой от 30 января 1862 г. Е.П. Полтавцева предположительно упоминает отца: «Карнюша (К.И. Полтавцев. — А. А.) и Коля (сын Полтавцевых. — А. А.). Князь также. Он, бедный, не так здоров» (ОР РНБ. Ф. 272. Ед. хр. 621. Л. 26 об.). Сохранилось письмо П.И. Гагарина. к зятю, П.В. Евстафьеву, от 19 ноября 1867 г. с просьбой о содействии в деле продажи 506 десятин земли в Козловском уезде Тамбовской губернии. В конце письма он просит поклониться Юлии и внучке Лизе (ОР РНБ. Ф. 272. Д. 220. Л. 2 об.). Предположительно П.И. Гагарин умер 22 мая 1872 г. в Москве и был похоронен на Дорогомиловском кладбище. О.Б. Попова разыскала два портрета П.И. Гагарина, выполненные в 1811 и в 1823 г. О.А. Кипренским. А.Н. Акиньшин

С ранних лет Николай рос в усадьбе отца – в Сасове. Фёдоров писал: «От детских лет у меня сохранились три воспоминания. Видел я чёрный-пречёрный хлеб, которым питались крестьяне в какой-то, возможно, голодный год, слышал с детства объяснение войны на мой вопрос о ней, которое привело меня в страшное недоумение, и что на войне люди стреляют друг в друга, и наконец, узнал я, что есть и неродные и чужие, и что сами родные не родные, а чужие». Детей у матери отняли и отвезли в другой уезд, когда Павел Иванович задумал жениться. Фёдоров запомнил как его мать бежала за каретой и кричала им вослед.

Шацкое уездное училище. Открыто в 1832 году.

В семь лет, в 1836 году Николай вместе со старшим братом Александром поступил в Шацкое уездное училище. В этом трёхклассном училище братья учились шесть лет: вследствие малого возраста (в каждом классе по два года). При окончании училища Николай Фёдоров показал следующие успехи: в Законе Божьем и русском языке – «совершенно достаточные», в арифметике, геометрии, истории и географии, чистописании, черчении и рисовании – хорошие. Свидетельство об окончании училища выдано братьям Фёдоровым 11 августа 1842 года. В 2009 году на здании уездного училища установлена мемориальная доска Николаю Фёдорову с датой его учёбы там (г. Шацк Рязанской области, Красная площадь, дом 7).

После окончания братьями училища, в августе 1842 года губернский секретарь Тимофей Николаевич Левитов по поручению князя Константина Ивановича Гагарина подал прошение об их приёме в Тамбовскую мужскую гимназию. Александр и Николай обучались там в 1842 – 1849 годах при материальной поддержке их дяди Константина Ивановича Гагарина. Братья Фёдоровы, как изучавшие два языка, по окончании учёбы в 1849 году получили право на чин XIV класса. Точно не установлено, где жили братья во время учёбы в училище. Возможно, какое-то время они жили у дяди – Константина Ивановича. В 1846 году он получил в Тамбове квартиру.

Отец Фёдорова, Павел Иванович Гагарин, живший тогда в Одессе и содержавший там театр, окончательно разорился и в 1849 году возвратился в Сасово вместе с гражданской женой Ольгой Варвициотти и малолетним сыном Александром, взявшим впоследствии сценический псевдоним Ленский.

ЛЕНСКИЙ (наст. фам. Вервициотти) Александр Павлович (1(13) октября 1847, Кишинев — 13(26) октября 1908, Москва), актер, режиссер, единокровный брат Фёдорова. В 1897 г. официально стал именоваться Ленским. Внебрачный сын П.И. Гагарина и английской певицы итальянского происхождения Ольги Вервициотти. Первые два года жизни провел в Кишиневе, где работал театр отца. В конце 1849 г., разорившись, П.И. Гагарин переехал в с. Сасово Елатомского уезда Тамбовской губернии, в имение своего брата А.И. Гагарина. В исповедных ведомостях Троицкой церкви этого села значится как «Александр, по крестному отцу Александров» (скорее всего, это следует воспринимать как отчество). После смерти матери переехал с отцом в Москву. В 1859–1865 гг. жил у единокровной сестры Е.П. Полтавцевой, о семье которой оставил нелицеприятные воспоминания. Впервые выступил на театральной сцене в ноябре 1865 г. во Владимире. В течение нескольких месяцев жил в доме единокровной сестры З.П. Тришатной. До 1876 г. играл в провинциальных городах (Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Тифлис, Одесса). С 1876 г. — актер и режиссер Малого театра, где приобрел общероссийскую известность. В 1877 г. принял присягу на подданство России. В начале 1890-х гг. написал воспоминания о детстве и юности, где дал яркие картины жизни семьи в с. Сасово, в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде. Ряд эпизодов мемуаров вызывает сомнения в их достоверности, к примеру, о времени смерти сестры Зинаиды, о недоброжелательном отношении кн. Александра Ивановича Гагарина к его отцу, о времени смерти отца: «Полтавцев отправил меня в Москву, объявив мне на прощанье, что мой отец месяц тому назад скончался. Я был поражен. И жена его (Е.П. Полтавцева. — А.А.) не могла мне написать о болезни отца, даже о его смерти… Ведь знала хорошо, где я…». Речь здесь идет о периоде 1864–1865 гг. В другом месте Л. излагает последовательность событий по-иному: «Затем умер и отец, наступило полное сиротство. Меня приютила семья артиста императорского Малого театра Корнелия Николаевича Полтавцева». В период проживания у Полтавцевых Ленский мог встречаться со своим единокровным братом Николаем Фёдоровым. Документально подтвержденных свидетельств о их общении ни в этот период, ни в позднейший, не обнаружено.

Брат Ленского, Анатолий, родился 18 апреля 1854 г. в с. Сасово, при крещении получил фамилию Иванов по крестному отцу. Его мать в метрической записи о крещении сына представлена следующим образом: «временнопроживающая английская подданная, родом из Одессы, дочь шкипера, девица Ольга Николаева Вервициотти, православная» (ГАРО. Ф. 627. Оп. 242. Д. 186. Л. 11 об.). Вместе с отцом и старшим братом переехал в 1859 г. в Москву и тоже жил в семье Полтавцевых. Его упоминает Е.П. Полтавцева в письме к сестре от 30 января 1864 г. (ОР РНБ. Ф. 272. Ед. хр. 621. Л. 27 об.) и от 9 мая 1880 г.: «Видела Анатолия Ленского, он уже женат» (Там же. Д. 623. Л. 14 об.). Впоследствии, как следует из комментариев к мемуарам А.П. Ленского, был учеником часовщика в Швейцарии. По возвращении играл в Малом театре под фамилией «Ленский 2-й» (1888–1903). Не обладая актерским дарованием, он выступал в эпизодических ролях. Умер 5 июля 1904 г. в Москве.

Сестра Ленского, Клеопатра, родилась 1 февраля 1858 г. в с. Сасово, по крестному отцу записана Александровой (ГАРО. Ф. 627. Оп. 242. Д. 189. Л. 3 об.). Предположительно умерла в следующем году. Ее, не называя по имени, упоминает Ленский, вспоминая «образ, которым нас с братом и сестрой благословила покойница-мать, а затем и наш несчастный отец».

Мать Ленского, Ольга Николаевна Вервициотти (ок. 1825 — ок. 1859, с. Сасово), была подданной Великобритании, но имела итальянское происхождение. Примадонна Одесской итальянской оперы, выступала в Кишиневе во второй половине 1840-х гг., где познакомилась с кн. П.И. Гагариным. В 1849–1858 гг. жила в с. Сасово. По ходатайству князя ей выдавался губернатором каждый раз сроком на один год «билет на свободное пребывание в Тамбовской губернии». Последний раз упоминается вместе с детьми в исповедной ведомости Троицкой церкви с. Сасово, составленной летом 1858 года, ей показано 33 года. (Там же. Л. 74). В метрической книге за 1858 г. нет упоминания о смерти О.Н. Вервициотти, очевидно, она умерла в начале 1859 г. (за 1859–1862 гг. метрические книги с. Сасово не сохранились).

Закончив Тамбовскую мужскую гимназию, Фёдоров вместе с братом Александром с 1849 года, обучался в престижном Одесском Ришельевском лицее. Срок обучения в лицее – три года. Брат отца Николая и Александра Дмитрий Иванович Гагарин в то время жил в собственном доме в Одессе, в котором, предположительно, жили братья Фёдоровы во время учёбы там. Закончить лицей Фёдорову не удалось. Через полтора года учёбу пришлось оставить. Его дядя Константин Иванович умер от чахотки 29 апреля 1851 года, он оплачивал образование Николая. Вдова Константина Ивановича княгиня Варвара Николаевна Гагарина (урождённая Плаксевич) в письмах к Николаю и Александру обещала финансово (по триста рублей за полугодие) поддерживать их дальнейшее образование в этом престижном лицее. Но братьев не удовлетворял характер обучения там. К тому времени Николай Фёдоров значительно изменился духовно, возмужал как личность и его отношение к действительности было своё. Смерть дяди была для Фёдорова тяжёлой трагедией, он остро переживал уход любимого родственника. Именно тогда впервые к Фёдорову пришла со вспышкой озарения его главная идея «воскрешения отцов». Под «отцами» Николай Фёдорович понимал всех существ, с которыми мы сознаём своё родство.

Своё служение для осуществления главной идеи он начал с просвещения народа России, с образования детей. В октябре 1852 года Николай Фёдорович Фёдоров принял приглашение княгини Варвары Николаевны Гагариной и поселился в её имении в селе Белоречье Шацкого уезда Тамбовской губернии. Он стал учителем своей единокровной сестры Зины, родившейся в 1838 году и двоюродной сестры Лиды, своей ровесницы – дочери Дмитрия Ивановича Гагарина при материальной поддержке Варвары Николаевны. Зина жила в имении, в Белоречье, в 1852 – 1854 годах. Она в 1858 году вышла замуж за офицера 2-го Сунженского казачьего полка Иосифа Александровича Тришатного. Зинаида Павловна Тришатная умерла между 1872 и 1890 годами.

Мысль о «воскрешении отцов» не оставляла его никогда. В последний год своей жизни Фёдоров писал:

«Эта Новая Пасха, т.е. Всеобщее воскрешение, заменяющее рождение, явилась осенью (1851 года)… Пятьдесят два года исполнилось от зарождения этой мысли, плана, который мне казался и кажется самым великим и вместе самым простым, естественным, не выдуманным, а самою природою рождённым! Мысль, что через нас, через разумные существа, природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст всё разрушенное и разрушаемое по её ещё слепоте и тем исполнит волю Бога, делаясь подобием Его, Создателя своего…».

После такого духовного переворота Фёдоров сделал окончательный выбор своего жизненного пути: служение людям делом и Словом для будущего явления миру Дела воскрешения. Мысли его работали напряжённо, он анализировал, сравнивал разные варианты решения задачи своей жизни. Он решил начать своё служение людям с образования детей, которое начал ещё в Одессе после ухода из Ришельевского училища, а затем продолжил, в селе Белоречье, получая за уроки небольшое, но необходимое для жизни денежное вознаграждение. В эти годы Фёдоров вновь отправился в оконченную им Тамбовскую гимназию и начал готовиться к сдаче там экзаменов для права стать учителем истории и географии. Успешно сдав экзамены, он Высочайшим указом гимназии с 23 февраля 1854 года определён учителем истории и географии в Липецком уездном училище. 27 января 1857 г. «Высочайшим приказом по Гражданскому ведомству учитель Липецкого уездного училища Фёдоров был уволен по прошению».

Давно нет в Липецке здания училища, где преподавал Фёдоров, но добрая память о нём сохранилась и в наше время. В городе установлена мемориальная доска этому гениальному мыслителю, родоначальнику космизма.

Второе уездное училище, где преподавал Фёдоров, было в нашем Ногинске (тогда Богородске), оно называлось Богородское уездное училище. Здесь он проработал шесть лет: с октября 1858 года до конца июня 1864 года. С 1 ноября1822 года в Богородском уездном училище, в одном из первых в Московской губернии, уже проводились занятия. Подарил его городу Богородску предводитель уездного дворянства Рахманов. Училище было деревянным, построено в 1802 году, оно обветшало, но в годы преподавания Фёдорова ещё было пригодным для обучения детей.

На его месте на улице Московской Б. в 1868 году было построено красивое каменное здание Богородского уездного училища по проекту московского архитектора В.О. Грудзина (так называемая «белая» правая половина здания нынешнего дома № 59 по ул. Московской). В петербургской газете «Современная летопись» в номере от 1 июня 1868 г. сообщалось: «<...> редкий из проезжающих <...> не обратит внимание на выстроенный<...> каменный двухэтажный училищный дом» (цит. по: Маслов Е.Н. Народному образованию в Богородском крае – 220 лет // bogorodsk-noginsk.ru)., но Фёдоров в это время работал учителем истории и географии в Подольском уездном училище. Здесь он прослужил недолго и здесь закончилась его четырнадцатилетняя учительская работа. Открывался московский период жизни и деятельности Фёдорова.

Здание Богородского мужского уездного училища. Построено в 1868 году.

Возвращаемся в Богородск. Став учителем истории и географии Богородского уездного училища в октябре 1858 года, Фёдоров, вероятно, поселился на улице Нижней, в церковном доме напротив освящённой митрополитом Филаретом 8 сентября 1857 года Тихвинской церкви.

Богородск. Тихвинская церковь. 1857 год

Богородск. Тихвинская церковь. 1857 год

Первым ктитором Тихвинской церкви стал переехавший в эти годы из Молзина в Богородск вместе со своей семьёй и производством фабрикант Григорий Дмитриевич Куприянов. Он купил в Богородске половину квартала домов для производства и проживания, в том числе и дом №51-А на улице Нижней, сейчас это объект культурного наследия.

В этом доме я живу много лет и радуюсь тому, что учитель Фёдоров ходил и около моего дома.

Улица Рабочая, дом № 51-А.

Небольшое двухэтажное здание, где поселился Фёдоров, сохранилось до сих пор. Это дом №43 на улице Рабочей, на его фасаде табличка «Церковный дом Тихвинского храма».

Улица Рабочая, дом № 43.

Богородское уездное училище находилось на улице Московской. Новое здание училища, построенное в 1868 году, вместе с более поздней пристройкой расположено на месте старого училища, в центре Ногинска. Его адрес улица 3 Интернационала, дом 59. В настоящее время в этом здании размещается колледж «Энергия».

Что же было причиной приезда Фёдорова в Богородск и как выглядел город в то время? Вероятно, цель его дальнейшей службы состояла в том, чтобы изучить Богородский уезд, тесно связанный с его предками и здравствующими родственниками.

По архивным данным, в начале 1850-х годов в Богородске проживало 1763 человека «обоего пола», в Богородском уезде – 108532 человека. В уездном центре было 2 церкви, 12 каменных и 172 деревянных дома. К середине XIX века росту города способствовало развитие промышленности. В 1856 году З.С. Морозов учредил акционерную компанию «Товарищество Богородско-Глуховской мануфактуры», которая стала одним из крупнейших текстильных предприятий России. Набирают оборот текстильные фабрики, которые вырабатывали хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные ткани. Главная святыня Богородска – собор Богоявления Господня. Построен в 1767 году, его приделы и колокольня возведены в 1823 году. В 1853 году митрополит Московский Филарет наименовал церковь в собор, который в 1873 году стал кафедральным. Церковь иконы Божьей Матери Тихвинской была построена в 1846 году. Сначала церковь значилась кладбищенской, с восточной стороны к ней примыкало городское кладбище, обнесённое каменной оградой с железными решётками, она была приписана к городскому собору, затем стала самостоятельной.

Причиной столь долгого пребывания Фёдорова в Богородске, по нескольким версиям, согласно архивным данным, является прежде всего то, что он нашёл здесь в лице штатного смотрителя Василия Михайловича Михайлова, законоучителя Нестора Ивановича Архангельского и других педагогов понимание, поддержку и защиту от вышестоящего начальства. Кроме того, в Богородске или уезде могли проживать его родственники. По одной из версий, мать Фёдорова происходила из дворянского рода Ивановых. Здесь находились имения представителей рода по отцовской линии – князей Гагариных. В период жизни в Богородске Фёдоров общался с родной сестрой Е.П. Полтавцевой и единокровной сестрой З.П. Тришатной. По воспоминаниям Н.П. Петерсона, «в то время, когда Николай Фёдорович был учителем уездного училища в Богородске, Зинаида Павловна Тришатная вместе с мужем навещала его». В конце апреля 1864 года Фёдоров и Петерсон, придя пешком из Богородска в Москву в четверг Страстной седмицы, провели в столице Пасхальные дни, во время которых Фёдоров познакомил Петерсона с семьёй Полтавцевых.

В годы работы Фёдорова в Богородске его интересовали города, где были развиты старообрядческие общины. Старообрядчество было распространено в Богородском уезде, который по отношению к старообрядцам «занимал особое положение в России». По данным на 1874 год в уезде проживали 48 тысяч раскольников и имелось 37 раскольничьих часовен. Православная церковь привлекала детей из старообрядческих семей учиться в церковно-приходских школах. Вероятно, именно в Богородске Фёдоров начал изучать нравы и старопечатные книги старообрядцев. В Богородском уездном училище учились и дети старообрядцев. В январе 1864 года из 70 учеников двое были старообрядческого вероисповедания. В том же году штатный смотритель училища Михайлов предлагал «ввести преподавание языка-церковно-славянского» для детей старообрядцев.

Из книги Семёновой: «С 15 марта 1864 года жизнь Фёдорова в Богородске получает исторического свидетеля. Основные фактические сведения, касающиеся этого периода его жизни, можно почерпнуть из воспоминаний Николая Павловича Петерсона, который запомнил не только год, но день и час, когда он впервые увидел Николая Фёдоровича Фёдорова и провёл с ним сразу почти целые сутки».

Именно в Богородске Фёдоров впервые рассказал о своих идеях, поделился с Петерсоном мыслями, которые потом дальше обдумывал. Так появилось учение Фёдорова, его программа жизни каждого человека и всего человечества.

В 2004 году, к 175-летию со дня рождения и 100-петию со дня смерти Н.Ф. Фёдорова издательство Русского Христианского гуманитарного института в Санкт-Петербурге выпустило две обширные книги серии «Русский путь» - Н.Ф. Фёдоров: PRO ET CONTRA ФИЛОСОФ БУДУЩЕГО ВЕКА (личность, учение, судьба идей). Авторы книг, Светлана Григорьевна Семёнова и Анастасия Георгиевна Гачева – Учёные Института мировой литературы имени Горького РАН. В первой книге 1100 страниц.

Из воспоминаний Николая Павловича Петерсона, помещённых в этой книге:

«Впервые увидел я Н. Фёдоровича 15 марта 1864 г. в г. Богородске, Московской губернии, где он был учителем уездного училища по предмету истории и географии, И я приехал в Богородск в качестве учителя уездного училища – арифметики и геометрии; но цель моего приезда была пропаганда революционных идей и устройство революционного кружка. В январе 1862 г. по приглашению Л. Н. Толстого я уехал в Ясную Поляну учителем одной из школ, которые Л. Николаевич, будучи мировым посредником, открывал в своём участке». Но эти школы существовали недолго. Перед отъездом в Богородск один из членов революционного кружка Московского университета сообщил мне, что в Богородске учителем Н. Ф-ч Фёдоров, человек необыкновенного ума и честности. Мы же тогда думали, что все умные и честные люди на нашей стороне, а потому я в тот же день, как приехал в Богородск, отправился тогда к Н. Ф-чу. Он был тогда лет сорока, красивый брюнет, среднего роста, с прекрасными карими глазами, а не с голубыми, как говорил Илья Львович Толстой в своих воспоминаниях. При первом же знакомстве я, по молодости своей, - мне не было полных двадцати лет, - выложил перед Н. Ф-чем всю душу свою и сообщил, с какою целью приехал в Богородск.

Выслушав меня, Н. Ф-ч сказал: «Не понимаю, о чём вы хлопочете. По вашим убеждениям, всё дело в материальном благосостоянии, и вот ради доставления материального благосостояния другим, которых не знаете и знать не будете, вы отказываетесь от собственного материального благосостояния, готовы пожертвовать даже жизнью. Но если и тем людям, о которых вы хлопочете материальное благосостояние также неважно, как и вам, - о чём же вы хлопочете?»… Весь день Фёдоров знакомил Петерсона со своими главными идеями, о них он оставил подробные воспоминания. Далее привожу цитату из его воспоминаний:

«Всё это меня так поразило, что я в первый же день нашего знакомства не ушёл от Н. Ф-ча, остался у него ночевать. Н. Ф-ч никакой постели и даже подушки не имел, спал на голой лавке, и я переночевал у него таким же образом. И с этого первого дня всё остальное время нашей совместной жизни в Богородске я почти не расставался с Н-м Ф-чем: отправляясь в училище, я заходил за ним, и из училища уходили обыкновенно вместе; пообедав у себя на квартире, я шёл к Н. Ф-чу, и мы направлялись гулять на реку Клязьму, в лесок, бывший тогда около Богородска, вообще в окрестностях города и никогда по самому городу (в 1864 году весна была ранняя, скоро стало сухо и так тепло, что 25 марта, на Благовещение, мы гуляли уже без верхнего платья); затем пили вместе чай на квартире у Н. Ф-ча, и я уходил от него поздно ночью».

«В это время Н. Ф-ч говорил мне, что наше существование не бесцельно, как это нынче думают, что мы не обречены на бессмысленное существование, а затем и на бесследное исчезновение, что наша цель — всеобщее воскрешение, восстановление всего погибшего и жизнь бессмертная. И я, не сомневавшийся тогда, что все произошло само собою, путем эволюции, услыхал от Н. Ф-ча: Если это так, если путем эволюции материя и присущие ей силы дошли до создания существа, носящего в себе разум, с которым явилась в мир новая сила, способная комбинировать все другие силы, ставить их в различные сочетания, способная располагать, управлять теми самыми силами (свойствами материи),которые и без разума дошли до создания всего, что мы видим, — создали самого человека, — чего же не создадут эти силы с разумом?!.. Все эти силы и после явления в мир разума никуда не исчезли, не могли исчезнуть и продолжают свою обычную деятельность, остались такими же, как и были, т. е. созидающими и в то же время разрушающими ими же созданное, рождающими и в то же время умерщвляющими ими же порожденное. Но созданный этими силами человек — носитель разума не может не сознавать бессмыслицы создания для того, чтобы созданное было разрушено. И неужели же роль разума должна ограничиться только созерцанием совершающегося, созерцанием мира, каков он есть? В таком случае зачем же разум нужен миру, зачем он явился в мир, если и ему, как и всему в мире, предстоит бесследное исчезновение? И может ли человек остаться пассивным, придя к такому сознанию, примириться с ним? Человек — существо не разумное только, но и чувствующее, а также и способное к действию; человек не только сознает бессмыслицу создания для разрушения созданного, но и чувствует боль разрушения, страдает от потери близких. Куда же он направит свою деятельность, если не на избавление от претерпеваемых им страданий? Причем разум — это сила, способная управлять всеми силами мира, т. е. высшая всех их, — не должен ли быть руководителем деятельности человека, который не может не стремиться к избавлению от претерпеваемых страданий, к сохранению своего существования, а также и к восстановлению тех, без которых его собственное существование становится горестным и теряет всякий смысл». Далее Фёдоров сказал: «По мысли эволюционистов, род людской всегда останется разделенным на чуждые друг другу народы и сословия, никогда не объединится и не сделается, в качестве носителя разума, силою правящею, регулирующею, вносящею в действие мировых, естественных сил порядок, закономерность, целесообразность, никогда не сделается силою созидающею. По тому, что проповедуется последователями эволюционизма, вся деятельность людей должна ограничиться только эксплуатациею природы, общественными и политическими дрязгами. Не очевидно ли, что эволюционисты не продумали до конца, не дошли до конечных выводов своей собственной мысли».

Фёдоров много ещё времени знакомил в Богородске Петерсона со своими идеями, передал ему то, что выработал он с момента появления у него мысли о «воскрешении отцов». Николай Фёдорович развил ему своё учение о воскрешении как дела всего рода человеческого, рассказал о братстве и небратстве, о регуляции природы, о некоторых конкретных проектах, в том числе об управлении земным шаром, о преобразовании организма самого человека, о необходимости выхода человека в космическое пространство.

По рекомендации штатного смотрителя Богородских уездных училищ Василия Михайловича Михайлова Николай Фёдорович Фёдоров в январе 1860 года начал преподавать историю и географию и в только что открывшемся Богородском женском училище 2-го разряда на 40 учениц. Сейчас в этом здании помещается Богородская православная гимназия. Здание гимназии и двухэтажный корпус рядом для физкультуры, построенный недавно, находятся на улице Рабочей, дом 8-А, напротив домов Куприянова (№№ 47, 51). Третьего марта 1863 года училище преобразовано в женскую прогимназию в трёхклассном составе.

Здание Богородского женского училища, где преподавал Фёдоров.

Фёдоров был необычным педагогом, он быстро завоевал авторитет и уважение со стороны начальства, коллег и учащихся двух богородских училищ. В Богородском уездном училище ещё до приезда Фёдорова была библиотека, которая уже не могла удовлетворить потребности образования учащихся. Фёдоров вместе со штатным смотрителем и законоучителем финансово поддерживали училищную библиотеку, покупали для неё книги и периодические издания. Можно предположить, что он в стенах Богородского уездного училища начал разрабатывать концепцию школьной библиотеки, которая должна превратиться в центр духовного просвещения и участвовать в процессе образования.

Петерсон вспоминает:

«К сожалению, нам не долго пришлось пробыть в г. Богородске вместе. Вскоре после моего приезда, приехал туда на ревизию директор 1-ой Московской гимназии Малиновский, наш начальник, от которого зависело назначение и увольнение учителей уездных училищ Московской губернии. Директора неприятно поразил костюм Николая Фёдоровича, который большую часть своего жалованья (27 руб. с копейками) тратил на бедных учеников, а потому и не мог одеваться сколько-нибудь прилично. Неприятное впечатление, произведённое на директора, отразилось в придирчивости его к ответам учеников. Придраться же директор мог, потому что Николай Фёдорович, исполнявший свои обязанности не только добросовестно, но и делавший всегда гораздо больше того, что требовалось, - между прочим сам остававшийся в классе с учениками, которые не знали заданного урока, до тех пор, пока они с помощью его не усвоят этот урок, - Николай Фёдорович не строго придерживался учебников, которые были тогда во всеобщем употреблении. Под историею и географиею в низших школах, каковыми и были уездные училища, Н. Ф-ч разумел все не формальные только (как грамматика и арифметика), а образовательные предметы преподавания, и по его мнению, при преподавании этих предметов в низших школах никаких учебников быть не может и не должно, - учебники должны быть заменены программами, фактический же материал для обучения, которое должно быть изучением местности, где школа находится, в географическом и историческом, т. е. во всех отношениях, — должен быть добыт учителем вместе с учениками — его сотрудниками. При таком обучении и изучении нужно уяснить как географическое положение данной местности, так и то, какое она участие принимала не только в делах Русской земли, но и в деле всего мира. Пособием при географическом изучении служило звездное небо. Прежде объяснения, что такое полюс, ученикам указывалась полярная звездочка, и они уже сами видели, наблюдая по вечерам, что эта звездочка остается на одном месте, а все остальные перемещаются вокруг нее. Во время осеннего и весеннего равноденствия указывался ученикам тот круг, который делало в это время солнце, и таким образом давалось понятие об экваторе и т. п. Таким же учебным пособием служила и земля с ее растениями, насекомыми и животными, а также и с местными памятниками старины. — Директор же спрашивал по учебнику, а когда Николай Фёдорович хотел объяснить ему метод своего преподавания, не стал его слушать. Николай Фёдорович ушел из класса, оставив директора одного с учениками, и тотчас же подал прошение об отставке. Директору объяснили, что за человек Николай Фёдорович, и ему стала понятна бедность его костюма. К чести директора, должно сказать, что он не принял прошения об отставке и так как Николай Фёдорович не хотел оставаться в Богородске после случившегося, то был переведен в Углич Ярославской губернии».

Примечательна фигура законоучителя Нестора Ивановича Архангельского, протоиерея Богородского Богоявленского собора. Он родился в 1791 г. в Московской губернии, происходил «из духовного звания», курс богословских наук окончил в Троице-Сергиевской Лавре в 1814г., где был информатором, преподавал греческий и французский язык два года, в священники произведен в Богоявленской церкви г. Богородска, рукоположен в 1814 году 21 февраля Преосвященным Августином епископом Дмитровским викарием Московским. С 1823 г. стал служить законоучителем БУУ, а в 1829 г. «преподавал по одобренному Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, плану в Богородской градской церкви Христианское учение, составленное им систематически в беседах». В 1830–1850-е гг. Архангельский был «сотрудником попечительства о бедных духовного звания», «корреспондентом Московского комитета Российского Библейского общества», депутатом Богородского уездного суда, «директором Богородского уездного Отдела Попечительного о тюрьмах Комитета», членом «Богородского уездного Комитета общественного здравия», корреспондентом Московского комитета Российского библейского общества, доставлял географические и этнографические сведения русскому географическому обществу. В 1863 г. законоучитель Архангельский выбыл из уездного училища «за выслугою лет» (Там же. Ед. хр. 2038. Л .2об.–6)., умер 30.10 1864г. на 74г.жизни. Похоронен на Тихвинском кладбище. В настоящее время найден и установлен на территории Тихвенской церкви памятник Ивану Ивановичу Архангельскому-брату Нестора Ивановича.

После него Закон Божий преподавали Афанасий Пономарев, священник Богоявленского собора, и Александр Сергеевич Успенский, священник Богородской Тихвинской кладбищенской церкви, окончивший Спасо-Вифанскую семинарию (Там же. Ед. хр. 2176. Л. 7об.–9). С 1855 г. учителем истории и географии БУУ служил Павел Иванович Алябьев: родился в 1829 г., «из мещан», окончив 2 Московскую гимназию, выдержал испытания «на звание учителя истории и географии уездного училища» и в 1850 г. стал работать в Гжатском уездном училище; через 5 лет по прошению был перемещен в Богородск; в конце окт.1858 г. он «выбыл» из училища и его заменил Ф. (Там же. Ед. хр. 2038. Л. 11об.–14, 372об.–373). Учителем русского языка служил Герасим Федорович Гамбурцев, находившийся в должности с марта 1852 г. (Там же. Ед. хр. 2188. Л. 59). Рисование, черчение и чистописание вел Иван Васильевич Калышкин: воспитывался в родительском доме, в должности с марта 1842 г. (Там же. Ед. хр. 2203. Л. 2–2об.). С 1857 г. учителем арифметики и геометрии являлся Иван Сергеевич Половнев: москвич, из купцов, окончил 3-е Московское уездное училище; в 1863 г. директор училищ Московской губ. так отзывался о нем: «<…> Особенно слабо преподавание было по недостатку опытности, знания и усердия в Богородском уездном училище по математике у Половнева <…>» (Там же. Ед. хр. 2184. Л.11). После отставки Половнева в БУУ был определен молодой учитель арифметики и геометрии Н.П. Петерсон.

Фёдоров вместе со штатным смотрителем Михайловым и законоучителем Архангельским финансово поддерживали училищную библиотеку. В 1862 г. они пожертвовали 23 руб. на закупку для библиотеки книг и периодических изданий (Там же. Ф. 459. Оп. 4. Ед. хр. 73. Л. 1–2). В отчете Михайлова за 1863 г. высказывается мысль о преобразовании «фундаментальной библиотеки» при БУУ, к-рая перекликается с идеями Фёдорова о библиотеках как образовательных центрах:« <…>она хотя и заключает в себе значительное количество книг, но большая часть таковых состоит из устарелых учебников и таких сочинений, кои по содержанию своему в настоящее время уже не имеют никакого интереса <...> Чтобы привести библиотеку Богородского Уездного училища в надлежащий порядок, необходимо <…> во-1-х, исключить из библиотеки все учебники и книги, кои в настоящее время по содержанию своему уже не составляют ни малейшего интереса, заменяя их по возможности изданиями, более современными и сообразными с целью назначения самой библиотеки; во-2-х,озаботиться устройством новых шкафов,-вместо теперешних, вроде гардеробных, вовсе негодных для помещения библиотечных книг <…>» (Там же. Ф. 156. Оп. 1. Ед. хр. 2188. Л. 60 об.–61об.). Можно предположить, что Фёдоров в стенах БУУ начал разрабатывать концепцию школьной библиотеки, которая должна превратиться в центр духовного просвещения и участвовать в процессе образования.

Теперь об обнаруженном в Ярославле формулярном списке.

После упразднения Инспекторского департамента гражданского ведомства, функционировавшего в 1846–1858 гг. при I Отделении Собственной Е. И. В. канцелярии, ежегодный сбор коллективных послужных списков из всех учреждений империи прекратился. Коллективные формуляры составляться перестали. С 1858 г. учет чиновников, ведение их формулярных списков и личных дел были возложены на соответствующие структурные подразделения ведомств, в которых они служили. Индивидуальный формулярный список заводился на чиновника сразу же после поступления на государственную службу и в дальнейшем дополнялся через установленный срок или при перемене должности.

6 июня 1858 г. Инспекторский департамент был упразднен и решение всех вопросов, касающихся службы, было передано в ведение министерств. Ведение формулярных списков возлагалось на ведомства, в которых чиновники находились на службе.

Привожу цитату из присланного мне документа:

«Как известно, формулярные или послужные списки составлялись на чиновников и служащих и были основным документом учета названных групп. Форма списков была строго регламентированной, в 1864 г. заполнялись 15 граф табличной типографской формы.

Полистаем формулярный список Н.Ф. Федорова.

В первой графе («чин, имя, отчество, вероисповедание, знаки отличия и получаемое содержание») читаем:

«Коллежский Секретарь

Николай Федорович

Географии Богородского Уездного Училища

тридцати шести лет

Православного Исповедания

Знаков отличия безпорочной службы нет

жалованья получает 330 р. и из сумм Богородского женского училища 75 р.

Итого 405 р.».

В формуляре указано происхождение Н.Ф. Федорова – «из купеческого звания», имения «ни родового, ни благоприобретенного не имеет».

Формулярный список также содержал предыдущем опыте работе, взысканиях и награждениях. Н.Ф. Федоров, как сказано в документе, «по окончании курса науки в Тамбовской Губернской Гимназии с правом на чин 14-го класса, Указом Правительствующего Сената за №34775, исключен из купеческого звания 1849 года Сентября 29 и для дальнейшаго образования поступил в Ришельевский Лицей Камерального Отделения, откуда, неокончив курс, выбыл 19 марта 1852 года.

По надлежащем испытании в Тамбовской Губернской Гимназии, Высочайшим приказом определен Учителем Истории и Географии в Липецкое Уездное Училище тысяча восемь сот пятьдесят четвертого года февраля двадцать третьего. Получил не в зачет третное жалованье.

Высочайшим приказом уволен от службы по прошению 27 января 1857 года.

По прошению его Господином Попечителем Московского Учебного Округа определен учителем Истории и Географии Богородского Уездного Училища 30 октября 1858 года.

С разрешения училищного начальства принял на себя преподавание Истории и Географии в Богородском женском училище 2-го разряда, с положенным за то из сумм онаго училища вознаграждением 19 января 1860 года.

Указом Правительствующего Сената от 20 марта 1862 года за №118, произведен за выслугу лет, в Губернские Секретари со старшинством с тысяча восемьсот пятьдесят  пятого года ноября двадцать шестого.

По удостоению Комитета Г.Министров, за отличие по службе награжден Всемилостивийше единовременною выдачею 75 руб. из экономической суммы Богородского женского училища 6 декабря 1862 года.

Указом Правительствующего Сената от 25 февраля 1863 г., за №2188, произведен за выслугу лет, в Коллежские Секретари со старшинством 26 ноября 1858 года.

 

Итак, Николай Федорович «перемещен к должности» в Угличское уездное училище 23 июня 1864 г. Ему 35 лет, учительский стаж его работы – чуть более 10 лет.

В заключение привожу сведения о Василии Михайловиче Михайлове, сыгравшем большую роль в жизни Фёдорова в Богородске и в работе Богородских уездных училищ. Сведения опубликованы В.В. Богдановым в «Энциклопедии Н. Ф. Фёдорова»

.
МИХАЙЛОВ Василий Михайлович (Ок.1823–?) — штатный смотритель Богородского уездного училища (БУУ). На момент прибытия Фёдорова в Богородск в конце октября 1858 г. Михайлов являлся штатным смотрителем «Богородских училищ». Согласно формулярному списку Михайлова за 1858 г.: ему 35 лет, родом из «Московской губернии» (по другим сведениям, Михайлов. родился в Москве. — В. Б.), происходит «из мещан»; окончил курс Владимирской губернской гимназии, «ученой степени не имеет». В 1845 г.,
окончив гимназию, Михайлов «выдержал испытания» и 18 июля 1845 г. «в службу вступил учителем русского языка во Владимирское уездное училище» (ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 156. Оп. 1. Ед. хр. 2038. Л. 50 об.–52). В должности штатного смотрителя БУУ( Богородских уездных училищ) с 28 февр. 1856 г.; жалованье: 400 руб. в год, выплачивается 60 руб. «на разъезды»; «пользуется квартирою». Награжден бронзовой медалью «В память войны 1853–1856 гг.». Жена — Александра Корнилова, детей не имеет (Там же).

В ведении Михайлова находилось пять училищ — три в Богородске и два в Павловском Посаде. При этом особую заботу он проявлял в отношении Богородского уездного училища и Богородского женского училища. Поскольку деревянное здание, в котором размещалось Богородское уездное училище к началу 1860-х гг. крайне обветшало, Михайлов неоднократно обращался за помощью к начальству, пытаясь приобрести или нанять другое здание для учлища, причем предложение директора училищ Московской губернии М. Малиновского преобразовать училище «в улучшенное двухклассное приходское, для которого можно было бы легче приискать приспособленное к цели наемное помещение» (Там же. Ед. хр. 2184. Л. 11–11об.), не удовлетворило его и он продолжал настаивать на строительстве нового здания для училища. В 1864 г. Михайлов сообщил в Москву, что Богородское «градское общество положило как для уездного, равно и для прочих Училищ построить <...> новый дом по планам училищного начальства <...>» (Там же. Ед. хр. 2213. Л. 7об.). Вскоре выяснились «некоторые недоразумения» по этому вопросу, и Михайлов обратился к начальству с тем, чтобы ему разрешили произвести «исправления» в ветхом доме. Штатный смотритель нанял строителей и за короткий срок к августу 1864 г. в училищном здании были переложены и исправлены печи, укреплен обвисший потолок в одной из классных комнат, обновлены полы и рамы, оклеены и окрашены комнаты, покрыта новым тесом крыша, починены крыльцо и забор. В результате этих работ в здании училища можно было «квартировать без особенных нужд более года» (Там же. Л. 7об.–8).

С Фёдоровым, преподававшим историю и географию в БУУ с октября 1858 г. по июнь 1864 г. Михайлова связывали теплые, доброжелательные отношения. Михайлов увидел в Фёдорове талантливого педагога, хотя и своеобразно мыслящего. Михайлов содействовал служебному росту Фёдорова, хорошо отзывался о нем в докладах столичному начальству.

Михайлов прислушивался к советам Фёдорова касательно совершенствования учебного процесса в училищах. В отчетах Михайлова, докладных записках директора училищ Московской губ. и циркулярах Московского учебного округа за 1862-1863 гг. Фёдоров характеризуется как один из лучших учителей БУУ.

С января 1860 г. Фёдоров по рекомендации штатного смотрителя начал преподавать историю и географию и в Богородском женском училище. Здесь неординарный педагог внедрил новый метод преподавания, который способствовал развитию интереса девочек к знаниям. Фёдоров на уроках проводил беседы, организовывал выходы на природу. В учебном отчете женского училища за 1861–1862 уч. год говорилось, что педагоги добились того, что «каждый урок обращался <...> в устную живую беседу наставника с
ученицами <...>». В результате подобного метода преподавания «ученицы были постоянно заинтересованы преподаваемым предметом <...> и не затруднялись передавать главное содержание уроков» (Московские губернские ведомости. No 31. 4 августа 1862. С.197).

В июне 1863 г. начальство так охарактеризовало Михайлова как штатного смотрителя БУУ: «(он) своим старанием поддерживает в училище как успешность в науках, так и благонравие, поощряя преподавателей к благородному образу жизни и рвению к делу» (Циркуляры по управлению Московским учебным округом. No 6, июнь 1863 г. С. 9).

Примечательно, что тогда же был отмечен и Фёдоров: в официальном документе констатировалось, что из учителей уездных училищ Московского учебного округа «заслуживают особенное внимание <...> в Богородске — учитель истории и географии Федоров» (Там же. С. 10). Несомненно, что именно Михайлов дал Фёдорову такую аттестацию.

Фёдоров общался не только с самим Михайловым, но и с его женой. В письме Н.П. Петерсону от 5 декабря 1911 г. И.И. Алексеев упоминает «старушку Ал. Корнил. Михайлову», разыскать которую просил его Петерсон, по всей вероятности, чтобы записать ее воспоминания о философе-педагоге (Pro et contra II, 181). Из записей в исповедной ведомости Богоявленского собора г. Богородска следует, что Александра Корниловна Михайлова ок. 1830 года рождения (ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 1490. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 10). Следовательно, к концу 1911 г. жена штатного смотрителя БУУ М. была в возрасте 81 года.

Выполняя обязанности штатного смотрителя, Михайлов с 1 января 1864 г. «исправлял» должность учителя русского языка Богородского женского училища (Там же. Ф. 156. Оп. 1.Ед. хр. 2188. Л. 52об.–53). В декабре 1864 г. Михайлов отправил в Москву докладную записку об улучшении и усовершенствовании учебного процесса в уездном училище. Так, он предложил во 2-м и 3-м классах «вместо обучения русскому языку ввести преподавание языка церковно-славянского». Необходимость изучения церковно-славянского языка Михайлов объяснял тем, «что в Богородское уездное училище поступают дети весьма часто из семейств, кои сами держатся раскола или имеют близкие отношения с таковыми семействами; а в домах этих всегда есть церковно-славянские книги, есть и чтецы-толкователи Святого Писания, кои <...>извращают настоящее значение слов церковно-славянских и прямой смысл речи». По мысли Михайлова, введениепреподавания церковно-славянского языка в училище позволило бы детям старообрядцев «не принимать на слово» объяснений Святого Писания толкователями вне стен училища. «Да кроме сего чрез сих учеников могло бы распространяться в домах более правильное и разумное чтение книг Святого Писания» (Там же. Ед. хр. 2213. Л.10 об.–11). Кроме того Михайлов предлагал « <...>в Богородском уездном училище для более успешного обучения следовало бы сделать новое распределение предметов по классам и заменить некоторые учебники <...> другими, более полезными в отношении научном» (Там же. Л. 11–11об.).

Михайлов заботился о «фундаментальной библиотеке» БУУ, пополнении и обновлении ее фондов. В 1862 г. Михайлов, Фёдоров и законоучитель Н. Архангельский пожертвовали 23 руб. серебром на выписку журналов для библиотеки (Там же. Ф. 459. Оп. 4. Ед. хр. 73. Л. 1–2). В 1863 г. Михайлов предложил ввести новшества в функционирование библиотеки. Необходимо было шкафы для книг, расставленные «по всем классным комнатам», разместить в одном помещении. «Чтобы привести библиотеку Богородского Уездного училища в надлежащий порядок, — писал штатный смотритель, — необходимо осуществить те предположения, о коих еще с 1858 года ходатайствовал Штатный Смотритель Богородских училищ, а именно: во-1-х, исключить из этой библиотеки все <...> учебники и книги, кои в настоящее время по содержанию своему уже не составляют ни малейшего интереса, заменяя их по возможности изданиями, более современными и сообразными с целью назначения самой библиотеки; во-2-х,озаботиться устройством новых шкафов, вместо теперешних, вроде гардеробных, вовсе негодных для помещения библиотечных книг <...>» (Там же. Ф. 156. Оп. 1. Ед. хр. 2188. Л. 60об.–61об.). Возможно, эти мысли высказаны Михайловым по следам бесед с Фёдоровым, который вынашивал идею преобразования школьных библиотек в научно-просветительские центры, призванные активно участвовать в процессе образования.

В июне 1864 г. после ревизии БУУ директором училищ Московской губ. М. Малиновским Фёдоров перевелся в Угличское уездное училище Ярославской губ. Встречались ли Михайлов и Фёдоров в последующие годы не установлено. В 1867 г. Михайлов продолжал службу в качестве штатного смотрителя БУУ (Там же. Ф. 459. Оп. 2. Ед.хр. 3106. Л. 51об.–52). Его дальнейшая судьба неизвестна.

Привожу также ссылки на архивные документы, используемые В.В. Богдановым в публикации о Михайлове: ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 156. Оп. 1. Ед. хр. 2038 (Формулярные списки о службе чиновников и учителей Дирекции училищ Московской губ. за 1858 г.); Ед. хр. 2184 (Отчет по Дирекции училищ Московской губ. за 1863 г.); Ед. хр. 2188 (Отчет по Дирекции училищ Московской губ. за 1863 г.); Ед. хр. 2213 (Учебный отчет УУ Московской губ., 1864 г.); Ф. 459. Оп. 4. Ед. хр. 73 (Дело канцелярии попечителя МУО о пожертвованиях в пользу учебных заведений,1863 г.); Ед. хр. 3106 (Формулярные списки чиновников и учителей Дирекции училищ Московской губ., 1867 г.); Ф. 1490. Оп. 1. Ед. хр. 2 (Исповедные ведомости Богоявленского собора г. Богородска, 1860 г.).

Продолжение следует.


Ногинск. 10.10.2024

Поделитесь с друзьями

Ещё по теме

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.