Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
28 февраля 2020 года

Рассказ о «Щелковском штурмовике»

Г.Ровенский

По материалам Музея Щелкова, районного «Коммуниста» - коллекция фото Варгузова С.И. и работ краеведов

 

В 1-м номере 1943 г. районная газета «Коммунист» поместила письма щелковцев и предприятий, внесших средства  в Фонд Победы.

Конец года был вдохновляющим рядом побед  Красной Армии

250 тысяч рублей собрано на постройку эскадрильи «Щелковец» работниками химзавода.

Коллектив химзавода (дир. Ковалев) за 2 дня собрал 250 тысяч рублей на постройку авиаэскадрильи самолетов «ЩЕЛКОВЕЦ». Сбор средств продолжается.

275 тысяч рублей внесли трудящиеся Радиолампового завода (дир. Каминский) на постройку боевых самолетов.

Коллектив детских яслей №2 комбината (дир. Семин) внес 16 500 рублей личных сбережений на постройку авиаэскадрильи имени Героя Советского Союза т. Иванова.

Коллектив фабрики (дир. Феофанов) внес на постройку танков и самолетов 210 тысяч рублей.

Щелковский промкомбинат собрал 195 тысяч рублей на строительство самолета имени нашего земляка Героя Советского Союза – летчика Иванова Ивана Ивановича, погибшего в борьбе с немецкими захватчиками.

Вот такие денежные патриотические вклады стояли в начале «Щелковского штурмовика».

Командир 15-го Гв. штурмового авиаполка (Гв. ШАП) подполковник Н.И. Свитенко объясняет своему стрелку боевое задание на фоне Ил-2 "Щёлковский штурмовик".

(так мы писали в книге «Военное Щелково», но при подготовке настоящей книги выяснилось, что справа - это и есть будущий дважды Герой Советского Союза Мыльников, о котором писала и районная газета).

 

Замечательная машина - «Ил-2». Их за войну выпущено было 36 тысяч. Штурмовики наводили страх на немцев. Их отважная и точная работа  на низких высотах наносила огромные потери вражеской технике.

Двигатель в 1720 л.с. позволял развивать скорость в 400 км/час, уходить на высоту в 6 км. А вооружение - две 23-мм пушки, да два пулемета 7,62  мм (ШВАКС), да крупноколиберный пулемет в 12,7 мм, да почти 1000 кг бомб (или 8х82 мм НУРС (неуправляемые реактивные снаряды). В общем - настоящий летающий танк.

Дальность – 765 км.

 

Полеты на ИЛ-2 были, конечно, рисковые и для самолета и для летчика, но эти штурмовики очень любили летчики.

Впервые о «Щелковском штурмовике» рассказала нашим землякам районная газета «Коммунист» (21 мая 1943 г.  №57)

Мы приводим текст журналиста и этого письма.

«На имя городского комитета партии получено письмо от одной из гвардейских авиационных частей, в котором рассказывается, как воюют гвардейцы на самолетах «Щелковский штурмовик», построенных на средства трудящихся нашего района. Вот что говорится в этом письме:

«Зимой гвардейцы получили новенькие самолеты. На длинных белых фюзеляжах «ИЛ-лов» четко выделялись надписи: «Щелковский штурмовик».

- Ого, пришли «Москвичи!» - говорили летчики. - Нарубим фрицев на этих машинках.

Самолеты быстро пошли в дело. Они участвовали в разгроме вражеских аэродромов, налетали на фашистские дальнобойные батареи, жгли воинские эшелоны врага, истребляли проклятую немчуру.

На «Щелковских штурмовиках» воюют гвардейцы, которые непрерывно громят врага: летчики-штурмовики Герой Советского Союза Николай Свитенко, кавалер ордена Александра Невского Григорий Мыльников и другие.

Штурмовики гвардейцы любовно ухаживают и берегут «ИЛ-ы», построенные на средства трудящихся Щелковского района. 

А. Иванов».

Летчики-герои Свитенко Н.И. и Мыльников  Г.М.

 А через 20 дней газета опубликовала и ответное письмо летчикам-штурмовикам:

«Дорогие наши сталинские соколы!

Трудящиеся Щелковского района, собравшие средства на строительство самолетов «Щелковский штурмовик» шлют Вам свою горячую любовь и пожелания успешно громить врага.

Особый привет шлют трудящиеся района Герою Советского Союза Николаю Свитенко и кавалеру ордена Александра Невского Мыльникову, летающим на «Щелковском штурмовике».

Письмо опубликовано большое и посвящено героическим трудовым подвигам жителей, ударников и стахановцев в помощь фронту.

И страстное обращение в последних абзацах письма

Сообщим немногие подробности об упомянутых летчиках- штурмовиках, а потом расскажем почему у нас была и осталась уверенность, что эти штурмовики улетели именно с нашего аэродрома на Набережной.

 


Герой Советского Союза СВИТЕНКО Николай Иванович (1913, Харьков - 2007)

С 1934 в Красной Армии. В 1937 году окончил Роганскую военную авиашколу пилотов. Участник Финской войны.

С июня 1941 ст. лейтенант Н.И. Свитенко на фронте в 7 ИАП (7.3.1942 преобразован в 14-й Гв. ИАП), сражался на  истребителе И-153 (биплан «Чайка» - крыло с изгибом).

К 25.12.1941 ком-р эскадрильи (23-я армия, Ленинградский фронт) капитан Н.И. Свитенко совершил 135 боевых вылетов (сбил лично и в составе группы 7 самолётов). В декабре 1941 был представлен к званию Героя Советского Союза, но только 10.2.1943 был его удостоен. Свитенко уходит из истребительной авиации  в штурмовики.

С 23 июля 1942 и до августа 1943 г.  майор Н.И. Свитенко командовал 15-м Гв. штурм. авиаполком на Ил-2. тогда к ним поступили «Щелковские штурмовики», и фото их с Мыльниковым относится к этому периоду.

С 27 окт. 1943 г. возвратился в свой 14-м гв. истребительный полк (Як-9) его командиром до конца войны.

К маю 1945 года он имел 273 боевых вылета, провёл 34 воздушных боя (сбил лично 5 и в группе 9).

Награждён орд:

* Ленина (20.12.1941, 10.02.1943),

* Красного Знамени (12.06.1944, …),

* Кутузова 3-й степени (08.12.1944),

* Красной Звезды (дважды).

Николай Свитенко с женой Ольгой и сыном Валерием. Ленинградский фронт. 8.12.1944.

После окончания войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1952 ок. Высшую военную академию. С 1958 года генерал-майор авиации Н.И. Свитенко - в запасе.

Жил в Харькове, работал конструктором и зам. конструкторского бюро по довоенной специализации. Умер в 2007 г.

 

Дважды Герой Советского Союза МЫЛЬНИКОВ Григорий Михайлович (1919 - 1979)

Это он справа на общем фото с командиром на фоне Ил-2 «Щелковский штурмовик» 

Мыльников Григорий Михайлович - командир эскадрильи 15-го гв. ШАП (Ленинградский фронт).

Окончил школу ФЗУ.  В армии с 1939 г. В 1940 ок. Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.

«На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941. Воевал в составе 174-го (с марта 1942 года - 15-го гвардейского) ШАП на Западном, Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Проявил высокое мастерство при выполнении особо сложных заданий на ИЛ-2:

К сентябрю 1944 года совершил 193 боевых вылета, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.

 За мужество и героизм, проявленные в боях, 23.2.45 ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1945 года на подступах к Кёнигсбергу под его руководством шестёрка Ил-2 с предельной точностью нанесла сокрушительные штурмовые удары по танкам и огневым точкам противника, находившимся в опасной близости от нашей пехоты.

К февралю 1945 года довёл счёт до 223 боевых вылетов. 19 апреля 1945 награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Награды ·  орден Красной Звезды (19.12.1941);·  три ордена Красного Знамени (16.08.1942; 21.06.1944; 22.02.1945); ·  орден Александра Невского (24.03.1943); ·  орден Отечественной войны 1-й степени (12.09.1944);

За несколько дней до конца войны получил тяжёлое ранение. С 1945 года - в запасе. В 1954 году ок. Плехановский ин-т, работал экономистом.

Жил в Москве. Умер 26 сентября 1979, пох. на Ваганьковском кл.  Надо поискать его потомков.

Бронзовый бюст Героя установлен в его родном селе Егорьевке Курской обл.

 

26 летчиков 15 гшап стали Героями Советского Союза

 

Мы с вами познакомились с двумя Героями этого полка. Представляем и третьего.

 

Дважды Герой Советского Союза Алексей Николаевич Прохоров

А.Н.Прохоров у «Щелковского штурмовика»

В конце декабря 1942 года молодой летчик, сержант Алексей Николай Прохоров прибыл на Ленинградский фронт.

Но на всех вновь прибывших в 15-й гвардейский щтурмовой Невский авиаполк самолетов не хватило. Как вспоминал Прохоров, за новыми штурмовиками пришлось лететь на подмосковный аэродром. Вернулись лишь 10 марта 1943 года. Есть и его фотография рядом со «Щелковским штурмовиком». Так что нет сомнений, что его прибывшая группа молодых  летчиков должна была получать самолеты на  аэродроме Набережный и пройти двухмесячный курс дообучения на Ил-2 в 1-й учебно-тренировочной авиаэскадрилье Рыбакова. 

19 марта на одном из подаренных "илов" с надписью на борту "Щелковский штурмовик" Алексей Прохоров отправился на первое боевое задание. Предстояло уничтожить немецкую артиллерийскую батарею в районе Гатчины-Тосно.

Вот как он сам потом вспоминал об этом дне:

«Это произошло 19 марта 1943 года. Был я тогда старшим сержантом и имел от роду девятнадцать лет. Мы вылетели двумя группами на штурмовку эшелонов противника на перегоне Гатчина–Тосно.

И знаете, все, чему меня научили в училище, словно ветром выдуло из головы!

Я держался ведущего, старательно повторял его маневры.

В районе цели мы попали в зону зенитного огня. Сквозь чёрные хлопья разрывов прорвались к эшелону. Я толком не понимал, что происходило. Гремели выстрелы и взрывы, вслед за ведущим я делал резкие развороты, деревья, самолёты, снова земля.

Одним словом сплошная сумятица, обрывки кинокадров… вот тогда-то и осознал я по-настоящему, что война - дело очень и очень суровое, что боевой вылет - это крайне напряжённая и опасная работа».

Все они – летчики Ленинградского фронта, воевали в тяжелейших условиях, аэродром (на севере Ленинграда) обстреливался дальнобойными орудиями.

За время войны совершил 238 боевых вылетов, награждён многими орденами и медалями. Звание Героя гв. капитану Прохорову А.Н. присвоено Указом от 19 апреля 1945 г. Второй «Золотой Звездой» он награждён 29 июня 1945 года.

Став в двадцать два года дважды Героем Советского Союза, он имел немало учеников, чьи подвиги тоже были отмечены «Золотыми Звёздами».

После войны А.Н. Прохоров закончил Военно-воздушную академию им. Жуковского и стал командиром авиаполка, где освоил реактивную технику (1950-1959г.г.).

В 1976 г. Прохоров - генерал- майор авиации и назначен зам. нач. Иркутского высшего военного авиационного инженерного учили-ща. Потом генерал-майор Прохоров жил в Москве и преподавал на одной из кафедр Военной Академии им. Фрунзе.

Умер Алексей Николаевич 27 мая 2002 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. 

Он - Кавалер трех орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского и двух орденов Отечественной войны 1-й степени, ордена Ленина и двух медалей Золотая Звезда.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2020
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы