«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

28 февраля 2020 года

Великая Отечественная Щёлково

Разгадана тайна аэродрома Набережная (Щелково-7). Часть 2

« предыдущая

Рассказ о «Щелковском штурмовике»

Г.Ровенский

По материалам Музея Щелкова, районного «Коммуниста» - коллекция фото Варгузова С.И. и работ краеведов

 

В 1-м номере 1943 г. районная газета «Коммунист» поместила письма щелковцев и предприятий, внесших средства  в Фонд Победы.

Конец года был вдохновляющим рядом побед  Красной Армии

250 тысяч рублей собрано на постройку эскадрильи «Щелковец» работниками химзавода.

Коллектив химзавода (дир. Ковалев) за 2 дня собрал 250 тысяч рублей на постройку авиаэскадрильи самолетов «ЩЕЛКОВЕЦ». Сбор средств продолжается.

275 тысяч рублей внесли трудящиеся Радиолампового завода (дир. Каминский) на постройку боевых самолетов.

Коллектив детских яслей №2 комбината (дир. Семин) внес 16 500 рублей личных сбережений на постройку авиаэскадрильи имени Героя Советского Союза т. Иванова.

Коллектив фабрики (дир. Феофанов) внес на постройку танков и самолетов 210 тысяч рублей.

Щелковский промкомбинат собрал 195 тысяч рублей на строительство самолета имени нашего земляка Героя Советского Союза – летчика Иванова Ивана Ивановича, погибшего в борьбе с немецкими захватчиками.

Вот такие денежные патриотические вклады стояли в начале «Щелковского штурмовика».

Командир 15-го Гв. штурмового авиаполка (Гв. ШАП) подполковник Н.И. Свитенко объясняет своему стрелку боевое задание на фоне Ил-2 "Щёлковский штурмовик".

(так мы писали в книге «Военное Щелково», но при подготовке настоящей книги выяснилось, что справа - это и есть будущий дважды Герой Советского Союза Мыльников, о котором писала и районная газета).

 

Замечательная машина - «Ил-2». Их за войну выпущено было 36 тысяч. Штурмовики наводили страх на немцев. Их отважная и точная работа  на низких высотах наносила огромные потери вражеской технике.

Двигатель в 1720 л.с. позволял развивать скорость в 400 км/час, уходить на высоту в 6 км. А вооружение - две 23-мм пушки, да два пулемета 7,62  мм (ШВАКС), да крупноколиберный пулемет в 12,7 мм, да почти 1000 кг бомб (или 8х82 мм НУРС (неуправляемые реактивные снаряды). В общем - настоящий летающий танк.

Дальность – 765 км.

 

Полеты на ИЛ-2 были, конечно, рисковые и для самолета и для летчика, но эти штурмовики очень любили летчики.

Впервые о «Щелковском штурмовике» рассказала нашим землякам районная газета «Коммунист» (21 мая 1943 г.  №57)

Мы приводим текст журналиста и этого письма.

«На имя городского комитета партии получено письмо от одной из гвардейских авиационных частей, в котором рассказывается, как воюют гвардейцы на самолетах «Щелковский штурмовик», построенных на средства трудящихся нашего района. Вот что говорится в этом письме:

«Зимой гвардейцы получили новенькие самолеты. На длинных белых фюзеляжах «ИЛ-лов» четко выделялись надписи: «Щелковский штурмовик».

- Ого, пришли «Москвичи!» - говорили летчики. - Нарубим фрицев на этих машинках.

Самолеты быстро пошли в дело. Они участвовали в разгроме вражеских аэродромов, налетали на фашистские дальнобойные батареи, жгли воинские эшелоны врага, истребляли проклятую немчуру.

На «Щелковских штурмовиках» воюют гвардейцы, которые непрерывно громят врага: летчики-штурмовики Герой Советского Союза Николай Свитенко, кавалер ордена Александра Невского Григорий Мыльников и другие.

Штурмовики гвардейцы любовно ухаживают и берегут «ИЛ-ы», построенные на средства трудящихся Щелковского района. 

А. Иванов».

Летчики-герои Свитенко Н.И. и Мыльников  Г.М.

 А через 20 дней газета опубликовала и ответное письмо летчикам-штурмовикам:

«Дорогие наши сталинские соколы!

Трудящиеся Щелковского района, собравшие средства на строительство самолетов «Щелковский штурмовик» шлют Вам свою горячую любовь и пожелания успешно громить врага.

Особый привет шлют трудящиеся района Герою Советского Союза Николаю Свитенко и кавалеру ордена Александра Невского Мыльникову, летающим на «Щелковском штурмовике».

Письмо опубликовано большое и посвящено героическим трудовым подвигам жителей, ударников и стахановцев в помощь фронту.

И страстное обращение в последних абзацах письма

Сообщим немногие подробности об упомянутых летчиках- штурмовиках, а потом расскажем почему у нас была и осталась уверенность, что эти штурмовики улетели именно с нашего аэродрома на Набережной.

 


Герой Советского Союза СВИТЕНКО Николай Иванович (1913, Харьков - 2007)

С 1934 в Красной Армии. В 1937 году окончил Роганскую военную авиашколу пилотов. Участник Финской войны.

С июня 1941 ст. лейтенант Н.И. Свитенко на фронте в 7 ИАП (7.3.1942 преобразован в 14-й Гв. ИАП), сражался на  истребителе И-153 (биплан «Чайка» - крыло с изгибом).

К 25.12.1941 ком-р эскадрильи (23-я армия, Ленинградский фронт) капитан Н.И. Свитенко совершил 135 боевых вылетов (сбил лично и в составе группы 7 самолётов). В декабре 1941 был представлен к званию Героя Советского Союза, но только 10.2.1943 был его удостоен. Свитенко уходит из истребительной авиации  в штурмовики.

С 23 июля 1942 и до августа 1943 г.  майор Н.И. Свитенко командовал 15-м Гв. штурм. авиаполком на Ил-2. тогда к ним поступили «Щелковские штурмовики», и фото их с Мыльниковым относится к этому периоду.

С 27 окт. 1943 г. возвратился в свой 14-м гв. истребительный полк (Як-9) его командиром до конца войны.

К маю 1945 года он имел 273 боевых вылета, провёл 34 воздушных боя (сбил лично 5 и в группе 9).

Награждён орд:

* Ленина (20.12.1941, 10.02.1943),

* Красного Знамени (12.06.1944, …),

* Кутузова 3-й степени (08.12.1944),

* Красной Звезды (дважды).

Николай Свитенко с женой Ольгой и сыном Валерием. Ленинградский фронт. 8.12.1944.

После окончания войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1952 ок. Высшую военную академию. С 1958 года генерал-майор авиации Н.И. Свитенко - в запасе.

Жил в Харькове, работал конструктором и зам. конструкторского бюро по довоенной специализации. Умер в 2007 г.

 

Дважды Герой Советского Союза МЫЛЬНИКОВ Григорий Михайлович (1919 - 1979)

Это он справа на общем фото с командиром на фоне Ил-2 «Щелковский штурмовик» 

Мыльников Григорий Михайлович - командир эскадрильи 15-го гв. ШАП (Ленинградский фронт).

Окончил школу ФЗУ.  В армии с 1939 г. В 1940 ок. Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.

«На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941. Воевал в составе 174-го (с марта 1942 года - 15-го гвардейского) ШАП на Западном, Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Проявил высокое мастерство при выполнении особо сложных заданий на ИЛ-2:

К сентябрю 1944 года совершил 193 боевых вылета, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.

 За мужество и героизм, проявленные в боях, 23.2.45 ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1945 года на подступах к Кёнигсбергу под его руководством шестёрка Ил-2 с предельной точностью нанесла сокрушительные штурмовые удары по танкам и огневым точкам противника, находившимся в опасной близости от нашей пехоты.

К февралю 1945 года довёл счёт до 223 боевых вылетов. 19 апреля 1945 награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Награды ·  орден Красной Звезды (19.12.1941);·  три ордена Красного Знамени (16.08.1942; 21.06.1944; 22.02.1945); ·  орден Александра Невского (24.03.1943); ·  орден Отечественной войны 1-й степени (12.09.1944);

За несколько дней до конца войны получил тяжёлое ранение. С 1945 года - в запасе. В 1954 году ок. Плехановский ин-т, работал экономистом.

Жил в Москве. Умер 26 сентября 1979, пох. на Ваганьковском кл.  Надо поискать его потомков.

Бронзовый бюст Героя установлен в его родном селе Егорьевке Курской обл.

 

26 летчиков 15 гшап стали Героями Советского Союза

 

Мы с вами познакомились с двумя Героями этого полка. Представляем и третьего.

 

Дважды Герой Советского Союза Алексей Николаевич Прохоров

А.Н.Прохоров у «Щелковского штурмовика»

В конце декабря 1942 года молодой летчик, сержант Алексей Николай Прохоров прибыл на Ленинградский фронт.

Но на всех вновь прибывших в 15-й гвардейский щтурмовой Невский авиаполк самолетов не хватило. Как вспоминал Прохоров, за новыми штурмовиками пришлось лететь на подмосковный аэродром. Вернулись лишь 10 марта 1943 года. Есть и его фотография рядом со «Щелковским штурмовиком». Так что нет сомнений, что его прибывшая группа молодых  летчиков должна была получать самолеты на  аэродроме Набережный и пройти двухмесячный курс дообучения на Ил-2 в 1-й учебно-тренировочной авиаэскадрилье Рыбакова. 

19 марта на одном из подаренных "илов" с надписью на борту "Щелковский штурмовик" Алексей Прохоров отправился на первое боевое задание. Предстояло уничтожить немецкую артиллерийскую батарею в районе Гатчины-Тосно.

Вот как он сам потом вспоминал об этом дне:

«Это произошло 19 марта 1943 года. Был я тогда старшим сержантом и имел от роду девятнадцать лет. Мы вылетели двумя группами на штурмовку эшелонов противника на перегоне Гатчина–Тосно.

И знаете, все, чему меня научили в училище, словно ветром выдуло из головы!

Я держался ведущего, старательно повторял его маневры.

В районе цели мы попали в зону зенитного огня. Сквозь чёрные хлопья разрывов прорвались к эшелону. Я толком не понимал, что происходило. Гремели выстрелы и взрывы, вслед за ведущим я делал резкие развороты, деревья, самолёты, снова земля.

Одним словом сплошная сумятица, обрывки кинокадров… вот тогда-то и осознал я по-настоящему, что война - дело очень и очень суровое, что боевой вылет - это крайне напряжённая и опасная работа».

Все они – летчики Ленинградского фронта, воевали в тяжелейших условиях, аэродром (на севере Ленинграда) обстреливался дальнобойными орудиями.

За время войны совершил 238 боевых вылетов, награждён многими орденами и медалями. Звание Героя гв. капитану Прохорову А.Н. присвоено Указом от 19 апреля 1945 г. Второй «Золотой Звездой» он награждён 29 июня 1945 года.

Став в двадцать два года дважды Героем Советского Союза, он имел немало учеников, чьи подвиги тоже были отмечены «Золотыми Звёздами».

После войны А.Н. Прохоров закончил Военно-воздушную академию им. Жуковского и стал командиром авиаполка, где освоил реактивную технику (1950-1959г.г.).

В 1976 г. Прохоров - генерал- майор авиации и назначен зам. нач. Иркутского высшего военного авиационного инженерного учили-ща. Потом генерал-майор Прохоров жил в Москве и преподавал на одной из кафедр Военной Академии им. Фрунзе.

Умер Алексей Николаевич 27 мая 2002 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. 

Он - Кавалер трех орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского и двух орденов Отечественной войны 1-й степени, ордена Ленина и двух медалей Золотая Звезда.

« предыдущая

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.