«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

14 февраля 2020 года

У церковных стен

К истории храма Святителя Николы чудотворца в селе Макарово (на реке Пруженке)

«Евангелие апракос. Почерк уставный,  XIV века, на 133 пергаментных л., в лист.

Внизу со 2 листа идет вкладная: «Се князь Великий Василий Иванович всея Руси, пожаловал есми в свое строение, в московский уезд, в церковь  Николе чудотворцу, сие тетро (неправда: Апракос*) Евангелие кожное, в простом переплете, без Евангелистов (теперь переплет новый), на погост Пружки, что на речке Пруженке, и земли освященному собору на кормление у церкви по шести четвертей в поле, а дву по тому же, да сена двадцать копен наших больших, да на другой стороне речки Пруженки пустошь Попова, да пустошь Бобрики, а в них пашни пахотные земли двенадцать чет. в поле, а в дву по тому ж, да лесу пашенного семнадцать десятин, да лесу болота три десятины, да сена на речке на Пруженке двадцать одна копна. А пожаловал я (так_ сие тетро (т.е., Апракос) Евангелие в церковь Николе чудотворцу и освященному собору земли на кормление во веки, не отъемлимо. Аще кто сие Евангелие от церкви изнесет, или украдет, или кто после нас Великого князя церковною землею яз пожаловать похочет завладеть, и тот отлучен будет от святыя  и животворящие Троицы, и да будет проклят, и будет не долголетен на земли. Подписано сие Евангелие на Москве в наших Великого князя палатах, на утверждение нашего жалования, лета седмь тысяч шестого** мая, в 1 день» На об. покрупнее: «Князь Великий Василе (так) Иванович всея Руси». Вероятно, все это написано дьяком. Вкладная на 15 листах»***

Примечания:

* Апракос -  приведем определение из Википедии:  «А́пракос (др.-греч. ἄπρακτος — не-делающий, не-дельный, праздничный) — разновидность Евангелия или Апостола, иначе именуемая «Недельным Евангелием (Апостолом)» или «Богослужебным Евангелием (Апостолом)», в которой текст организован не в каноническом порядке, установленном на Лаодикийском соборе, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями, начиная с Пасхальной недели. Апракосами являются многие древнейшие славянские евангельские рукописи: Саввина книга, Остромирово евангелие, Архангельское евангелие и другие».      

** По летоисчислению от Рождества Христова, принятому на Руси Петром Великим,   (7006-5508) -   1498 год.

*** Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московским университете. Повременное издание под редакцией О. М. Бодянского.1967. Апрель-июнь. Книга вторая / Отделение I. Богословие. Раздел I. Священное писание. №26-29. №28 (64). – М. 1867. С. 10.


От редакции сайта: указания в тексте в круглых скобках - от издателя Чтений.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.