«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

19 декабря 2004 года

Социум

Морозовские чтения. 1998 г. Часть 18

« предыдущая следующая »

Коллекция портретной миниатюры XVIII - начала XX века Алексея Викуловича Морозова в собрании государственной Третьяковской галереи

Л.И. Певзнер, Государственная Третьяковская галерея

В Третьяковской Галерее хранится 350 произведений этого вида искусства. Они поступали в 1920-1930-х годах из бывших дворянских особняков и поместий Москвы и Подмосковья, из Исторического музея и Музея изящных искусств, а в 1960-1990-х годах - из частных коллекций.
Однако основу собрания составила уникальная во многих отношениях и самая большая коллекция Алексея Викуловича Морозова - 156 миниатюр - она и сегодня составляет половину всего собрания миниатюр галереи.
В предлагаемом сообщении ставится задача характеристики коллекции и в этой связи даются необходимые сведения о специфике этого вида искусства.
- Коллекция хранилась в фондах Галереи с 1930 года и никогда не выставлялась ни в экспозиции музея, ни на выставках.
- Эту коллекцию "забытого" искусства не видела широкая публика.
- Ее не знали, не видели и не изучали историки искусства.
Из всех известных коллекционеров России конца XIX - начала XX века А.В. Морозов один понял и оценил неповторимую эстетическую ценность искусства миниатюры, целенаправленно собирая ее именно как коллекцию, а не в ряду других видов искусства, и притом - конкретно портретную миниатюру, т.е. как определенный тип портретного жанра - интимный, изысканный; ценный и как станковое произведение - изображение определенного лица, и в качестве украшения, и предмета быта. Хрупкие прозрачные костяные пластинки, бумага, реже картон - основа миниатюрного изображения, оно делается акварелью и гуашью; часто употребляются и белила. Приемы исполнения сами по себе ювелирно-изысканны: миниатюрист работает через лупу, краска наносится мельчайшим пунктиром в лице и обнаженных местах тела. Гуашью пишется доличное и фон. Миниатюра - не живопись и не графика, и в этом ее неповторимая красота. Миниатюру могли ставить на столик, вешать на стену как украшение интерьера, могли носить как медальон на шее, вставлять в табакерку, под крышку карманных часов, в бювар, в набалдашник трости, класть в бумажник.
Морозов вернул портретной миниатюре ее самостоятельную эстетическую и образную ценность, утвердил как достойную отдельной главы в истории государства, вернул ее и как фактор эстетического и духовного значения в быту, в личной интимной жизни человека.
В 1919 г. А. Морозов передал свое собрание государству. Был создан музей, менявший свое название на протяжении 1920-х гг. и названный в 1930 г. - Государственный музей керамики, в котором находилась и коллекция наших миниатюр; в том же 1930-м году она была передана в Третьяковскую Галерею1 .
В Морозовской коллекции из 156 произведений - 155 - женские портреты и один - императора Александра I.
Это - своеобразная портретная Галерея женщин двух веков, по которой можно изучать различные типы женской красоты, модных причесок и туалетов.
К концу XIX - на рубеже XX века русское искусство XVIII - первой половины XIX века, в основе которого лежал эстетический критерий красоты, и в частности женской, было почти в полном забвении. Вызвали из небытия "век красоты" художники-мирискусники. Главная роль в утверждении высокого эстетизма искусства той поры принадлежит Александру Бенуа и Константину Сомову.
Журналы "Художественные сокровища России" и "Мир искусства" обратились к этой проблеме. В собственном творчестве А. Бенуа и К. Сомов, каждый в своей интерпретации, вызывал "эхо прошлого"; С. Дягилев, И. Грабарь, Н. Врангель писали монографии (последний - именно о портретной миниатюре); они также устраивали в Париже выставки Д. Левицкого, О. Кипренского, Карла Брюллова; выставки портрета XVIII-XIX веков в 1902 и 1905 гг. в Москве и в Петербурге, в том числе знаменитую "Таврическую". Интерес А. Морозова к жанру портрета в его камерных формах: в миниатюре, гравюре и литографии, лежит в русле художественных интересов его времени, моды на "старину". В частности, это сказалось и на своеобразии принципа подбора в нашей коллекции: в предпочтении женской модели - как олицетворении образа "красоты".
Место коллекционера Алексея Морозова в истории культуры конца XIX - начала XX века - тема, еще не разработанная.
Мирискусники возродили различные техники, почти исчезнувшие в предшествующее время: акварель в соединении с гуашью, гуашь и цветные карандаши; бронза, серебро и тушь с акварелью: такие именно, изысканные, техники - и есть специфика миниатюры.
Коллекция Морозова разнообразна по типам портрета и дает многочисленные примеры великолепных образцов акварельной миниатюры на костяной пластинке и бумаге - классических видов этого искусства. В ней представлены мастера русской и западноевропейских школ. Коллекция очень интересна и разнообразием иконографического содержания. В ней есть и императорские особы: Их Величества и Их Высочества; и поэтические "пушкинские" дамы, и барышни светских кругов, аристократки обеих столиц; и "московские барыни"; и провинциальные смешные простушки-кокетки, без всякой меры подражающие столичной моде туалетов и причесок; и очаровательные своей сентиментальной наивностью влюбленные супружеские пары, как в портрете С.Н. и А.Б. Озеровых2, неизвестного мастера, манера которого писать лица чуть плоскими и с выдающимися скулами напоминает работы известного миниатюриста А. Молинари, с оригинала которого, возможно, исполнен этот миниатюрный портрет "пары голубков" - двух нежных супругов, совершенно в стиле сентиментальных героев стихов и романсов.
Среди императорских портретов: Екатерина I3, Елизавета Петровна4, Екатерина II в образе Минервы5, великая княгиня Мария Николаевна - дочь Николая I6, Елизавета Алексеевна7 - в будущем императрица, супруга Александра I.
Среди изображенных в миниатюрах коллекции оказалось очень много "неизвестных". Их надо было разыскать среди живших в Европе и в России, в столицах и в провинции русских и иностранных представительниц женского пола дворянского общества. Более чем два десятка лет поиска в "море" иллюстрированных изданий, в экспозициях и фондах музеев России, в мемуарах, в эпистолярных документах дали ценный результат: стали известны имена многих, и в том числе очень интересных личностей истории и культуры, одна из "Неизвестных" оказалась всем известной в пушкинско-грибоедовской Москве и княгиней Марией Алексеевной Хованской8 - той знаменитой теткой А.И. Герцена, которой боялась вся пушкинско-грибоедовская Москва. Это о ней восклицает герой "Горя от ума" с ужасом: "Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!?" Ее портрет был определен на основании абсолютного и внешнего, и внутреннего сходства с двумя документальными портретами княгини в собрании Музея А.И. Герцена (Москва): то же лицо и тот же властный характер.
Другая "Неизвестная" - это Екатерина Николаевна Давыдова9 - мать героя Отечественной войны 1812 года Н.Н. Раевского-старшего и декабриста В.Л. Давыдова, хозяйка имения "Каменка" Киевской губернии, где бывал в гостях А.С. Пушкин во время южной ссылки. Подобный портрет оказался в Государственном музее А.С. Пушкина (Москва).
Татьяна Никифоровна Миллер, ур. Пушкина10, дальняя родственница поэта - атрибутирована по фамильному бесспорному сходству с ее акварельным портретом и миниатюрными автопортретами ее родной сестры - Екатерины Пушкиной-Хвостовой (собр. ВМП, СПб.), которая была художницей и, вполне вероятно, судя по манере исполнения, является и автором нашей миниатюры.
Есть в коллекции и два миниатюрных портрета матери декабриста Михаила Спиридова, дочери известного историка XVIII века - князя Щербатова - Ирины Михайловны Спиридовой. Один из них - работы известного французского миниатюриста де Мейса11.
Оказался в коллекции и портрет дочери французского короля Людовика XV - Софии-Элизы-Жюстины Французской12, называвшийся в списке акта приема миниатюр в ГТГ "Портрет молодой женщины в сером платье". Бог весть, какими путями столь высоко титулованная особа оказалась в России. Удалось определить, что наш портрет представляет собой фрагментарную погрудную копию с парадного портрета Софии работы Ж.-М. Наттье. Автор этого великолепного образца европейской миниатюры второй четверти XVIII века - итальянский миниатюрист Дж. Варнеццо написал ее в платье серебряной парчи.
Помимо работ известных русских и иностранных авторов, в коллекции находятся прекрасные образцы мастерства неизвестных художников и вновь открытых после исследования как отечественной, так и западноевропейских школ, произведения которых отсутствуют в других музеях России. Таков оригинальный миниатюрный портрет - картина работы Хермиони - баронессы А.П. Шафировой, в замужестве - княгини Гагариной13, дочери знаменитого вице-канцлера Петра I. Он исполнен в 1798 году по ее же портрету 1710-х - нач. 1720-х годов неизвестного европейского мастера. Поскольку имя миниатюриста отсутствует в специальных справочниках, это - открытие для истории европейской миниатюры, портрет работы ф.-П. Сакко - вел. кн. Марии Николаевны, дочери Николая I. И этот миниатюрист не значится в собраниях других музеев России. Сама иконография в нем - единственная, мастерство высшего класса - настоящий парадный портрет в миниатюре. Портрет Софии Французской подписан художником Дж. Варнеццо, имя которого отсутствует в словарях миниатюристов.
В нескольких случаях размонтирование миниатюр позволило прочитать скрытые ранее подписи: Ф. Пач14, Г. Кордик15, Хорнонг16. Ф. Пач, вероятно, чешский мастер, сделал очаровательный женский портрет с тонкой лирической характеристикой модели.
Помимо работ мастеров-профессионалов портретной миниатюры, в коллекции много любительских изображений, среди их авторов - немалое число крепостных, дворовых живописцев. Некоторые из них с точки зрения профессионального ремесла подчас носят "примитивный" характер. Однако такого рода произведения нельзя рассматривать как "недотянутые" до большого искусства. Они обладают своей спецификой и своей привлекательностью - непосредственным, "наивным" видением натуры. В оконце XIX века появилась мода на "старину", тяга к красоте, отраженной в искусстве XVIII - первой половины XIX века, в том числе и на "портреты в миниатюре"; появились стилизации под XVIII - первую половину XIX века. В коллекции А. Морозова есть несколько таких портретов. Например, оригинальный "примитив-стилизация", показывающий модницу конца XIX века, одетую и причесанную в духе барышни пушкинского времени.
Несмотря на значительные пополнения собрания миниатюрной живописи галереи в последующие годы, коллекция А.В. Морозова продолжает составлять ее основное ядро и на сегодня.
Многолетняя исследовательская работа над всем фондом портретной миниатюры собрания ГТГ сотрудников музея Л. Певзнер и И. Сахаровой реализовалась в издании Каталога, вышедшего в нынешнем, 1997 году. В нем воспроизведена вся коллекция А.В. Морозова.



1 Об истории коллекционирования А.В. Морозовым разных видов искусства см.: Самецкая Е.Б. А.В. Морозов и создание Государственного Музея Керамики // Музей. М., 1986. № 6. С. 159-164; Отдел Рукописей ГТГ, ф. 8/IV, ед. хр. 83. Акт № 30 от 24.07.1930 г., л. 9-13 об. - акт приема миниатюр колл. А.В. Морозова из Музея Керамики.
2-17 ГТГ. Инв. № 13378, 13261, 13262, 13264, 13272, 13415, 13354, 13335, 13402, 13343, 13341, 13275, Портрет неизвестной - 13328; Портрет С.Д. Спиридовой - 13363; портрет неизвестной - 13386; 13400.
18 Портретная миниатюра XVIII - нач. XX века. Каталог. Авторы каталога и вступительных статей Л.И. Певзнер и И.М. Сахарова. М.,1997.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.