Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
23 июля 2005 года

Альманах"Богородский край" N 1 (96)

О СВАДЬБАХ В БОГОРОДСКОМ УЕЗДЕ

Петр КОПЫШЕВ

Впервые опубликовано в газете «Знамя коммунизма» №119,24 июня 1976 г.)

Свадьба в Богородске. Смирновы И.В. и Т.А. 21 декабря 1908 г.

Свадьба в Богородске. Смирновы И.В. и Т.А. 21 декабря 1908 г.

В архиве Ногинского краеведческого музея существует большой фонд старейшего краеведа Петра Петровича Копышева (р. в 1904 г.). Там более 50 статей, обзоров, эссе, зарисовок. Круг интересов Петра Петровича велик — это и история, и топонимика, и археология, и этнография. Вниманию читателей предлагается фольклорный очерк П. П. Копышева, рассказывающий о некоторых традициях и обрядах нашего края.

«Не бери приданое, бери милу девицу».

Народная пословица

Летом 1895 г. в газете «Русское слово» был описан сельский свадебный обряд в Богородском уезде Московской губернии. Этот этнографический очерк из богородской старины не лишен краеведческого интереса и может служить для сравнения с нынешним свадебным ритуалом в селениях нашего района. Свадьбы в Богородском уезде, видимо, имели какие-то отличительные особенности, коли об этом писала довольно солидная газета. Здесь мы сможем лишь в очень краткой форме передать главные моменты этого семейного торжества, бытовавшего некогда в наших селах и деревнях.

Свадьба открывалась сватовством невесты. Но сватала ее не сваха, а сват, засылаемый родителями жениха к родителям невесты. Придя в дом невесты, сват с некой загадочностью спрашивал хозяев дома: «Посмотрите на меня, каков я кажуся?..» Хозяева, конечно, догадывались, в чем тут дело, и отвечали ему, что он-де кажется им добрым гостем, и приглашали садиться для беседы. Если эта сватовская беседа устраивала родителей невесты, то они через того же свата приглашали родителей жениха к себе для уговора относительно приданого, подарков невесте, дня бракосочетания и пр. Прощаясь с родителями жениха, невеста передавала с ними жениху в подарок платок или полотенце.

После уговора жених мог посещать дом невесты и угощать ее с подругами гостинцами. При угощениях подруги невесты пели величальные песни. Накануне же свадьбы в доме невесты собирался девичник, на который являлся и жених со своими товарищами. Невеста встречала его, сидя за столом на «большом месте». На столе лежал большой круглый пирог, разные лакомства и «девичья красота» — корни репейника, укрепленные на доске и украшенные яркими разноцветными лентами. Угощение сопровождалось веселыми разговорами, шутками и величальными песнями.

Перед венчанием жених приезжал за невестой в ее дом. Там он находил сидящего рядом с нею мальчика — ее младшего брата или кого-либо из родственников. Жених выкупал себе это место, поднося мальчику стакан пива с опущенными в него монетами. Место освобождалось и жених садился рядом с невестой, а за ним уже усаживались за стол, в порядке старшинства, по обеим сторонам от жениха и невесты все те люди, которые должны сопровождать их на венчание и из церкви домой. Затем подавался обед, но жених с невестой в нем не участвовали. По выходе из-за стола, родители невесты благословляли сговоренных на венчание, которые и уезжали в церковь.

Когда эскорт новобрачных подъезжал из церкви к дому молодого, то сопровождающие женщины пели:

Выглянь, выглянь, матка,

В красное окошко,

Твой сын-сокол едет,

Соколочку везет

И белу, и румяну,

И личиком полну.

У ворот дома новобрачных встречали родители молодого с иконой и хлебом-солью. Молодые кланялись трижды пред отцом и матерью, целовали икону и хлеб и входили в избу, где уже были подготовлены для пира столы. Первыми за брачный пир садились молодые, и все женщины пели им величальную, после этого рассаживались за столы и гости — начиналось торжество. Молодых же уводили кормить в отдельное место. По окончании же пира их вели к приготовленной постели, которую кто-либо из родственников — муж с женой - обминал, и молодой муж обязан был выкупить ее у них деньгами.

На следующий день молодые отправлялись в гости к родителям молодой. Там их угощали блинами, яичницей, приготовленными тещей. Там же они могли обедать и даже ночевать. Этим и заканчивалось свадебное торжество в селениях Богородского уезда.

Добавление автора:

1. ВЕЛИЧАЛЬНАЯ МОЛОДЫМ

«Боярин Игнатушка,

Боярин Игнатьевич,

Сенная боярыня

Александра Васильевна

Свет по садику ходила Мед и пиво становила,

Игнатушку напоила,

Напоила, положила:

Спи, поспи, Игнатушка,

Спи, поспи, Игнатьевич,

Чтоб у тебя, Игнатушка,

Головка не болела

И похмелье не брало».

2. ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ГОСТЯМ

«На море досточка лежала,

Кто по ней переходил?

Иванушка перешел,

Авдотыошку перевел,

Надеждою называл:

Надяшенька ты моя,

Роди сына, что в меня,

А дочерь-то во себя,

Учи сына грамоте,

А дочь шелком шить».

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы