«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

7 февраля 2005 года

Орехово-Зуево

Альманах «Богородский край» № 1 (1997). Часть 16

« предыдущая следующая »

Под манящей сенью «Синема»...

Евгений Голоднов, г. Орехово-Зуево

Недавно отмечался вековой юбилей отечественного кинематографа. Хотел бы расказать о некоторых страницах его истории, связанных с нашими земляками.

В 1935 г. вышел на экраны первый советский звуковой приключенческий фильм «Золотое озеро». Автором сценария его был Александр Владимирович Перегудов. Как сообщал он мне в одном из своих писем, предложение написать киносценарий поступило сразу трем писателям: М.М. Пришвину, И.С. Соколову-Микитову и ему.

Первый написал «Хижину старого Лувена», Соколов-Микитов – «Путь корабля», а наш земляк – «Золотое озеро». Последний сценарий оказался «самым красивым». Причем его название неожиданно совпало с названием места съемки будущего фильма – «Алтын кель». Так на Алтае по-ойротски, называют Телецкое озеро (вот он «золотой телец»!). Об этом счастливом совпадении, по признанию писателя, он поначалу и не догадывался. Перегудов по некоторым обстоятельствам выехал из дома (из Дулева) на две недели позже основного состава киноэкспедиции. Путь к месту встречи, по воспоминаниям писателя, был довольно-таки рискованным: «...шесть суток верхом по тайге, через горы, горные реки...» Всю прелесть и неповторимость горного Алтайского края в «Золотом озере» передал оператор фильма Александр Владимирович Шеленков (известный нам по фильмам «Зоя», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Коммунист»).

Режиссером же был Владимир Адольфович Шнейдеров, создавший вскоре после «Золотого озера» популярные долгие годы фильмы «Джульбарс» и «Ущелье Аламасов». Наверное, еще немало россиян помнят, что именно Шнейдеров был создателем и ведущим, в течение 13 лет, знаменитого «Клуба кинопутешествий» (до Юрия Сенкевича).

В фильме, снятом по сценарию А.В. Перегудова (в соавторстве с В.А. Шнейдеровым) и рассказавшем зрителям о яростной борьбе геологов-золотоискателей с бандитами, были заняты известные и популярные киноартисты того времени. Среди них – удивительный актер Андрей Андреевич Файт. О нем А. Перегудов вспоминал как об очень добром, умном, интеллигентном человеке. Советские режиссеры предпочитали давать Файту роли одиозных героев (белогвардейского офицера в «Тринадцати», басмача Керима в «Джульбарсе», злого колдуна из «Волшебной лампы Ала ад-Дина», жестокого министра Нушрока из «Королевства кривых зеркал»). «Золотое озеро» также не было исключением в галерее зловещих и колоритнейших киноролей актера. В нем он создал образ бандита Урная. Максим Горький, отмечая достоинства «Золотого озера», назвал роль фанатичного Урная «одной из самых сильных» актерских работ.

По сценарию Перегудова Файт-Урнай должен был утонуть. На Алтае уже наступила осень, появились заморозки. Купание в ледяной воде могло бы кончиться весьма плачевно, по крайней мере – воспалением легких. Ведь надо было сделать несколько дублей. Актер просительно обратился к Перегудову и Шнейдерову. Режиссер пошутил: дескать, сценарий читал, контракт подписывал, знал, что «топиться» нужно, ну и «топись» на здо­ровье – не приставай... Шутка шуткой, а все-таки не решились «утопить» актера в холодном озере. Повезли его на Черноморское побережье. «Утопили» Файта в болотах Пицунды недалеко от знаменитой реликтовой сосновой рощи. «Но и там после съемки, – вспоминал А.В. Перегудов, – Андрей Андреевич дрожал, как в лихорадке. Согрелся, только искупавшись в теплой воде моря и выпив коньяку...».

В творчестве А.В. Перегудова было и еще одно серьезное приобщение к кинематографу (об этом он рассказал в «Повести о писателе и друге», посвященной автору «Цусимы» А.С. Новикову-Прибою). Незадолго до начала Великой Отечественной Перегудов с Новиковым-Прибоем начали работу над сценарием из жизни моряков военно-морского флота. Сценарий был завершен, включен Комитетом по делам кинематографии в тематический план 1940–1941 годов, передан для постановки на Одесскую киностудию... Война, а затем и смерть близкого друга-писателя резко все нарушили...

А.В. Перегудов стал одним из первых среди наших земляков, кто близко прикоснулся к «обыкновенному чуду» кинематографа. Но не единственным.

Так, в 1936 году на «Мосфильме» снял свой первый художественный фильм «Гаврош» правнук Викулы Морозова кинооператор Евгений Николаевич Андриканис. Совместно с Сергеем Юткевичем он снял «Пржевальского», «Отелло», «Рассказы о Ленине» («Последняя осень»)... В качестве кинорежиссера Е. Андриканис поставил художественные фильмы «Северная повесть», «Казнены на рассвете». Он много работал и как режиссер-постановщик документальных фильмов. В годы Великой Отечественной он – участник фронтовой киногруппы, снимал, в частности, эскадрилью «Нормандия – Неман». Его дочь, Татьяна Лаврова, известная актриса театра и кино, была удостоена «Серебряной Нимфы» на международном кинофестивале в Монте-Карло за исполнение главной роли в фильме режиссера Леонида Марягина «Вылет задерживается» (1974 г.).

И еще счастливое совпадение: кинорежиссер Леонид Георгиевич Марягин вырос и возмужал на родине Морозовых, в Орехово-Зуеве, создал, начиная с конца 60-х годов, ряд известных кинокартин: «Двое в пути», «Мое дело», «Про Клаву Иванову», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Город невест» (его съемки проходили в родном городе кинорежиссера), «Незваный друг»...

Ну и последнее. Председателем Госкино СССР (тоже последним) был ореховозуевец Александр Иванович Камшалов, в прошлом учитель истории и комсомольский работник. Благодаря ему в Орехово-Зуеве и ближайших городах планировались «Дни кино» и «Фестивали фестивалей» с показом лучших отечественных и зарубежных кинокартин. В связи с резким изменением политической обстановки в стране в середине 1991 года эти планы так и не были воплощены. Так же, к величайшему сожалению, не претворилась в жизнь (ответ из Госкино СССР, по стечению обстоятельств, был получен именно 19 августа 1991 года) наша идея о создании художественного фильма о времени и судьбе Саввы Тимофеевича Морозова. Ведь с января 1991 года, при содействии А.И. Камшалова, работники из Главного управления по формированию и координации программ занимались поисками творческо-производственного коллектива для съемок фильма о С.Т. Морозове. Была найдена и подходящая кандидатура автора сценария будущего фильма – Александра Лапшина... Увы мне. И все же верю, что найдутся заинтересованные творческие личности и создадут потрясающую кинокартину о национальной гордости России – о Морозовых.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.