«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

8 февраля 2015 года

У церковных стен Щёлково

Некоторые подробности к церковной истории в Богородском крае

Александр Хромов

Аристов Погост - старейшее поселение Щелковского края впервые упоминается в завещании (духовной грамоте) Ивана Калиты в 1339 г. Название «Погост» говорит о его еще более древнем происхождении. Так называлось место остановки князя и его дружины во время сбора урока – (дани) и административный округ в Киевской Руси.

Здесь проходила и древняя Стромынская дорога, соединявшая Киев и Владимир в домонгольский период. По преданию, в 1392 г. по благословлению митрополита Московского Петра здесь был основан женский монастырь с храмом Успения Пречистой Божией Матери, село при нем стали называть Пречистым. В 1606 сожжен поляками. Монахини смогли спасти чтимые иконы в скит на месте будущего Берлюковского монастыря.

Современный Троицкий храм строился в 1822- 40 гг,, храму принадлежало около 40 десятин земли. Одним из первых настоятелей Троицкого храма был Василий Георгиевич Розанов (20.07.1822-30.08.1905), сын священника села Троицко-Ратманово Богородского уезда. В 1844 году окончил Московскую духовную семинарию, 28 января 1845 г. рукоположен священником в Троицкий храм, с 1855 по 1873 гг. избран благочинным округа, в 1873 г. переведен к Богоявленской церкви г. Серпухова, с 1880 по 1904 - благочинный г. Серпухова. Ум, искренняя вера, благочестие снискали ему уважение прихожан и причта Серпуховских храмов. Когда В. Г. Розанов скончался, то в отпевании и похоронах участвовали 34 священника, 20 дьяконов, о. благочинный, о. архимандрит и множество прихожан. Похоронен на Занарском кладбище г. Серпухова.

В Центральном историческом архиве Москвы хранится «Сказание об основании Николаевской Берлюковской пустыни и о существовании оной до сего времени», написанной там в 1854 году послушником Василием Розановым. Фамилия Розанов встречается и среди священников г. Богородска.

Младшая дочь В. Г. Розанова – Евфалия выходит замуж за священника Беляева Петра Михайловича, который назначается настоятелем Троицкого храма в 1873 г. В 1896 г. митрофорный протоиерей Беляев П. М. вместе с другими священниками участвует в обряде освящения Никольского храма Лосиной слободы о. Ианном Кронштадтским. Умер о. Петр Беляев в 1921 г

Его старшая дочь Ольга Петровна выходит замуж за Пономарева Николая Михайловича ( ум . 1880-1943), который закончил Спасо- Вифанскую семинарию. В 1906-27 гг. он священник в Покровском храме села Воскресенское Богородского уезда.

. В 1927 г. дом в Воскресенском пришлось продать и переехать в Лосино –Петровск, снимать полуподвал в бывшем доме Шишовых (ул. Зеленый Бор ), где и жили до середины 50 –х годов. О. Николай служил в Троицком храме и деревянном Никольском храме в Тимонино, ныне утраченном. У Николая Михайловича и Ольги Петровны было четверо сыновей и дочь. Все четверо в 1941 году были призваны в армию и все погибли на фронте.

Одна из дочерей протоиерея Беляева П.М. Мария Петровна (1885-1984) окончила Епархиальное училище, учительствовала вместе с отцом в Осеевском народном училище имени графа Ланского, в советское время - в окрестных школах. В 1960 г. за многолетнюю работу преподавателем Мария Петровна была награжден орденом Ленина.

Село Аристовское в 19-м веке состояло из нескольких домов. У ограды храма было выстроено: сторожка при храме, дом дьякона, дом и усадьба протоиерея Беляева П. М. Дом священника был большой и просторный, сарай - на 2 коровы и 2 лошади, курятник, погреб. Был большой сарай для сена. Лошадь с возом въезжала в одни ворота, сено сбрасывали и она выезжала в другие ворота напротив. Сторожка сгорела 1936 году. Дом дьякона был продан на вывоз в 1980-е годы. Работники кладбищенского кооператива в 1990 г после смерти Марии Петровны с молчаливого согласия городских властей, которые распоряжались кладбищем, стали претендовать на дом и 30 соток земли, якобы необходимых для нужд кладбища. Дочери Марии Петровны - Тамара Васильевна и Вера Васильевна, обе участницы ВОВ, имеющие государственные награды, протестовали, вели обширную переписку с властями разного уровня. Но это не помогло. Снесли забор, хоронить стали прямо перед окнами. Потом просто заселили половину дома, устроив здесь же склад инвентаря. В конце концов женщины вынуждены были дом оставить за копеечную компенсацию. А дом без настоящих хозяев сгорел в декабре 1990 г по недосмотру рабочих кооператива. В настоящее время сестры проживают в Москве. Так древнейшее село Аристовское, пережившее монголо-татарское нашествие, польско-литовскую интервенцию, французскую оккупацию 1812 г., годы гражданской и Великой Отечественной войн не выстояло против варварства и сребролюбия городских властей и было уничтожено.

Семьи Беляевых, Розановых, Пономаревых служили и императорской и советской России. По традиции сыновья священников тоже становились священнослужителями, жены и дочери учительствовали в школах, пели на клиросах, писали иконы.

Священники Беляевы, Пономаревы служили в храмах сел Жостово, Воскресенское. В Бутове, в том месте, которое патриарх Алексий II назвал Русской Голгофой, только в 1937-38 гг. было расстреляно около 350 священнослужителей Богородского края. В том числе – священномученик, священник Покровского храма села Воскресенского Беляев Дмитрий Дмитриевич (1875-1937).

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.