«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

21 февраля 2006 года

Черноголовка

Монастыри Богородского края XIV-XX веков. Часть 14

« предыдущая следующая »

Приложение № 3. Загадка двух монастырей. Версии

Алексей Симонов

В древности на Руси существовало такое понятие как «обетные монастыри», которые создавались на средства влиятельных лиц по обету или по обещанию в благодарность Богу. Так были основаны многие обители, в их числе Успенский Стромынский мужской монастырь, располагавшийся некогда недалеко от нынешнего села Стромынь Ногинского района.

Среди богородских краеведов, наверное, нет такого, кто в той или иной степени не касался бы «стромынской» темы. В этом, воистину загадочном месте соединились вместе загадки топонимики, хронологии, агиографии* и множество других. По многим этим вопросам нет единого мнения даже среди маститых ученых-историков. Посему, давая отчет в собственной компетенции, краевед-любитель может здесь лишь озвучить версии, поставить вопросы и перечислить источники. Отсюда задача данной публикации лишь приподнять угол завесы над исторической тайной.

Общий вопрос нашего исследования, вынесенный в заглавии, мог бы звучать так: «Сколько обетных Успенских монастырей на реке Дубенке было основано по повелению великого князя Дмитрия Ивановича Донского: один или два?»

Перед Куликовской битвой великий князь Дмитрий Иванович дал обет, то есть обещание: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет мне помощь противу врага, то я построю монастырь во имя Пресвятыя Богородицы» [л.1]. После успешного окончания битвы великий князь исполнил свой обет. «При пособии преподобного Сергия им был построен Стромынский Успенский монастырь, на реке Дубенке…» [л.2]. В Никоновской летописи об основании данного монастыря говорится дважды. «Того же лета 6887 (1379) повелением Великого Князя Димитрия Иоанновича преподобный игумен Сергий созда монастырь на реце Дубенке на Стромыни, и постави в нем церковь Успения Пресвятыя Богородицы, и игумена приведе из своего монастыря от Святыя Троицы, именем Леонтия, и свещена бысть церковь месяца декабря в первый день, и иноки и монастырь устрои во всем» [л.3]. В другом месте летопись гласит: «И возвратися (с Куликовской битвы) Князь Великий с воинством своим здрав, и умоли святого Сергия поискати место на составление монастыря; он же, обрет место, и призва Великого Князя и основа церковь и монастырь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, и состави общее житие, и постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Савву, иже бысть преж в его монастыре великом духовником всему братству, старец честен и учителен зело, и прозваша той монастырь, еже есть сице имя ему, монастырь на Дубенке; сам же преподобный отиде в свой монастырь» [л.4].

Церковный историк XIX века граф М.В.Толстой (1812-1896), анализируя эти два летописных сообщения, пришел к выводу о том, что здесь говорится о разных монастырях. В 1860 году М.В.Толстой писал: «Из сличения этих двух мест одной и той же летописи ясно видно, что здесь говорится о двух различных монастырях: 1)Один основан в 1379 году, а другой после 1380 года. 2) В одном первым игуменом поставлен Леонтий, а в другом Савва. 3) Один называется Дубенским на Стромыни, другой просто Дубенским, и под этим именем, кроме Никоновской летописи, упоминается в Епифаниевом житии преподобного Сергия и в Маркелловом житии преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. В обоих житиях о Стромыни вовсе не упоминается, и сведения о преподобном Савве нужно отнести к другому Дубенскому монастырю. Где же был этот другой Дубенский монастырь, основанный после Мамаевского побоища?

Случайно удалось мне прошедшим летом (1859) отыскать следы этой древней, давно исчезнувшей обители. На границах Владимирской и Тверской губерний, в Александровском уезде, на берегу реки Дубны, в пустоши Шавыкиной находится остров, длиною от севера к югу около 2 верст, шириною до 200 сажен. Остров покрыт болотом, за исключением холма, около 100 сажен в окружности. На этом холме видны следы гряд, высохший прудик, несколько могил, обросших травою, и две часовни на месте прежде бывших храмов Успенского Дубенского монастыря…» [л.5].

Следует отметить, что ключевым пунктом версии М.В.Толстого о существовании второго обетного монастыря является уточнение местоположения его на острове. Подтверждение этому он нашел в печатном Прологе**  под 16 марта, где говорится, что святитель Серапион Новгородский*** приходит в монастырь Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Успения на остров, иже есть на Дубенке». Церковный историк XIX века профессор Московской Духовной Академии протоиерей С.К.Смирнов (1818-1889) по этому поводу в 1862 году писал: «Но это ошибка: в рукописном житии преподобного Серапиона, писанном в 1677 году архимандритом Троицкой Лавры Викентием, и в двух рукописных экземплярах жития, принадлежащих также XVII веку, вместо выражения: на остров, читается: на Стромыню. Издатели Пролога или следовали испорченному чтению, или не разобрали слова: «на Стромыню» и заменили оное созвучным: «на остров». А что действительно Серапион пришел в Стромынский, а не в другой монастырь, это видно из того, что далее в житии рассказывается об обстоятельствах, бывших поводом к основанию Стромынского монастыря, именно: об обете Донского и победе его над Мамаем» [л.6].

Проблематика существования двух интересующих нас монастырей нашла свое отражение и в работах современных историков. Доктор исторических наук Б.М.Клосс, исследуя данный вопрос, в 1993 году писал: «При обращении к Троицкой летописи, однако, выясняется: известие о построении Стромынского монастыря (на Дубенке) относится к 1379 году. Значит, монастырь построен задолго до Куликовской битвы и сооружение с данным обетом никак не связано. Исследователи выходили из этого неудобного положения по-разному. Одни строительство Стромынского монастыря на Дубенке соотносили с победой на Воже в 1378 году, а с Куликовской битвой связывали возведение Шавыкинского монастыря на одноименной реке Дубенке, но находившейся в другом месте. Иные же, соглашаясь с летописным свидетельством 1379 года и его связью с битвой на Воже, начисто отрицали какую-либо достоверность рассказа.

И действительно, в последнем случае получается, что никакой встречи Сергия с князем Дмитрием не было. Но поскольку глава Жития, повествующая о благословении Сергием великого князя Дмитрия Ивановича на освободительную борьбу – центральная для характеристики гражданской и нравственной позиции величайшего из русских святых, то весь этот эпизод нуждается в тщательном источниковедческом анализе.

При чтении статьи Троицкой летописи 1379 года бросается в глаза, что здесь содержатся более поздние известия, попавшие сюда по ошибке. Например, есть там сообщение, будто в том году Благовещение совпало с Пасхой. «Се же писах того ради, – добавляет летописец, – понеже не часто так бывает, но реткажды, кроме того лета отселе еще до второго пришествия одинаково будет». Но совпадение Благовещения с Пасхой на самом деле произошло не в 1379, а в 1380 году. Это заставляет нас более внимательно присматриваться к записям о построении Стромынского монастыря на Дубенке. Из них следует, что преподобный Сергий по повелению великого князя поставил церковь Успения Богородицы «и монастырь устрои и келии возгради», а освещена была церковь 1 декабря, на память пророка Наума. Но в 1379 году 1 декабря приходилось на четверг, а освящение основного монастырского храма в будничный день представить себе трудно. Расчеты показывают: день 1 декабря являлся воскресным в 1381 году. Но тогда все становится на свои места: сооружение обетного монастыря было завершено именно в 1381 году, что вполне понятно – построить церковь и целый монастырь глубокой осенью 1380 года было невозможно. Впоследствии, при составлении Троицкой летописи, вероятно, листок с известием о совпадении Благовещения и Пасхи, а также о строительстве монастыря на Дубенке попал не на место и по ошибке был переписан под 1379 год» [л.7].

Однако, в Житии преподобного Саввы Сторожевского находим явное противоречие версии Б.М.Клосса, так как там говорится, что Стромынский монастырь был построен за год до Куликовской битвы, то есть в 1379 году «чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом» [л.8]. Это подтверждается выводами известного историка В.А.Кучкина о том, что Стромынский монастырь был основан до Куликовской битвы в честь победы на реке Воже в 1378 году в канун праздника Успения Божией Матери и потому и назван Успенским. В.А.Кучкин также выразил сомнения в существовании двух обетных монастырей. В 1990 году он писал: «…еще с начала XIX века существует версия, будто в летописи и в житии одинаково – Успенский Дубенский монастырь – названы две совершенно разные обители, основанные по просьбе Дмитрия Ивановича Сергием. На этом особенно настаивает в последнее время Н.С.Борисов, впрочем, не пытаясь выяснить, откуда возникла мысль о существовании в XIV веке второго Успенского Дубенского – Шавыкинского (в отличие от Стромынского) монастыря, не упоминаемого в источниках XIV-XV веков.

Если допустить, что Шавыкинский монастырь был возведен по обету Дмитрия Донского после Куликовской битвы в 1380 или близком к нему году, то чем тогда объяснить, во-первых, что это произошло уже через год или два после освящения тоже обетного, тоже Успенского и тоже Дубенского монастыря? Во-вторых, как известно, второй (Шавыкинский) монастырь находился на территории, в XIV веке входившей в состав великого княжества Владимирского. Получается, что обетный монастырь поставлен не на отчиной, наследственной земле князя-ктитора, подобно Дубенскому Стромынскому монастырю, а на приобретенной» [л.9].

В 1989 и 1990 годах на Шавыкине острове велись археологические исследования отрядом Московской археологической экспедиции ИА АН СССР. Анализируя данные житийной литературы, руководитель экспедиции С.З.Чернов сделал вывод: «…что они (за исключением лишь Жития Сергия Радонежского) не дают оснований уверенно говорить ни о существовании, ни об отсутствии второго (наряду со Стромынским) монастыря «на Дубенке».

… Однако даже с учетом сказанного молчание о Шавыкинской пустыни письменных источников XV-XVI веков требует объяснения. В связи с этим необходимо рассмотреть сомнения как относительно исторической реальности Шавыкина монастыря, так и относительно его идентификации с монастырем «на Дубенке», упомянутом в Житии Сергия.

… Что касается смущавшей многих исследователей одноименности монастырей, то обнаружение ранних археологических материалов на месте Успенской Дубенской Шавыкинской пустыни (учитывая малую вероятность изменения ее посвящения в XVI-XVII веках) показывает реальность существования одноименных монастырей в интересующую нас эпоху. Значительно сложнее интерпретировать эту одноименность («на Дубенке», и, добавим, их равную удаленность от Троицы****)…» [л.10].

Ознакомившись с доступными нам источниками и авторитетными мнениями, позволим себе поставить следующие вопросы:

1) Не был ли действительно Стромынский Успенский монастырь на Дубенке основан в 1379 году согласно летописям и согласно Житию преподобного Саввы Сторожевского, «чтобы собрать в него нарочитых молитвенников»?

2) Не был ли Стромынский монастырь назван Успенским в честь победы на реке Воже согласно В.А.Кучкину? Понятна взаимосвязь – ведь цель – вымолить такую же победу.

3) Не было ли строительство Стромынского монастыря окончательно завершено в 1381 году согласно Б.М.Клосса? Цель достигнута – обет выполнен.

4) Не здесь ли разрешение недоумения М.В.Толстого о том, почему в первом монастыре был поставлен игуменом Леонтий, а в другом Савва? Ведь Леонтий и его «нарочитые молитвенники» были собраны на Стромыни временно и, выполнив свою миссию, вероятно, убыли. А Савва был назначен уже после победы в Куликовской битве, то есть в 1381 году.

 

Схема расположения Успенских Дубенских монастырей в 1380-е годы,   из указанной ниже работы С.З.Чернова, с.125.    Дополнена указанием – Стромынская дорога

Схема расположения Успенских Дубенских монастырей в 1380-е годы, из указанной ниже работы С.З.Чернова, с.125. Дополнена указанием – Стромынская дорога.

 

1 – территория великого Московского княжения /к югу от границы – Московское княжество, к северу – переяславские земли, ранее входившие в великое Владимирское княжество/;

2 – Радонежский удел князя Владимира Андреевича;

3 – северная и южная границы Клинско-Дмитровской гряды, активно заселявшейся в XIV веке.

 

  Зарисовки Шавыкинской пустыни из указанной ниже работы М.В.Толстого, с.51.

Вид Успенского Дубенского монастыря в 1765 году

Вид Успенского Дубенского монастыря в 1765 году.

 

Местность того же монастыря в 1859 году.

Местность того же монастыря в 1859 году.

 

Литература к приложению № 3:

1. Житие преподобного Сергия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1904, с.169.

2. Там же, с.180-181.

3. Полное собрание русских летописей. Никоновская летопись. М., 1965, т.11, с.44-45.

4. Там же, с.145.

5. М.В.Толстой. Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре. Чтение в императорском обществе истории и древностей российских. 1860, кн.1, с.46-47.

6. С.К.Смирнов. Нечто о древнем Стромынском монастыре. Архив исторических и практических сведений. С-Пб., 1862, кн.3, с.7-8.

7. Б.М.Клосс. Быть святым на Руси. Наука в России. 1993, № 1, с.100-101.

8. Жития святых. Русские святые. Книга дополнительная, первая. М., 1908, с.440.

9. В.А.Кучкин. Сергий Радонежский. Вопросы истории. М., 1992, № 10, с.86.

10. С.З.Чернов. Успенский Дубенский Шавыкин монастырь в свете археологических данных. Культура средневековой Москвы. М., 1995, с.148-149.

 

* Агиография – жизнеописания святых, вид церковной литературы.

** Пролог – славяно-русский церковно-учительный сборник.

*** Святитель Серапион Новгородский (сконч. в 1516 г.) был уроженцем села Пехорка. Это нынешнее село Пехра-Покровское на реке Пехорке, расположенное в 7 км от МКАД по Щелковскому шоссе. В прошлом через село проходила Стромынская дорога, которая вела из Москвы в Стромынский монастырь и далее в г.Юрьев-Польский. Будущий святитель был сначала священником в Покровском храме родного села, по смерти жены принял монашеский постриг и был строителем Успенского Стромынского монастыря, затем игуменом Троице-Сергиевой Лавры. Не потому ли он ушел в Стромынский монастырь, что имел соседские контакты с насельниками? (См. карту-схему на стр. 25)

**** Успенский Стромынский монастырь располагался до 1764 года в 37 км к юго-востоку от Троице-Сергиевой Лавры, при пересечении реки Дубенки Стромынской дорогой.

Шавыкина пустынь была расположена в 37 км к северу от Троице-Сергиевой Лавры.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.