«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

31 марта 2010 года

Пимен

К 100-летию со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Пимена

Его родовое гнездо в Успенске

Его родовое гнездо в Успенске

Соприкасаясь с поэтическим наследием Патриарха Пимена, как бы принимаешь участие в экскурсии, которую невидимо совершает сам Святейший. Вот он представляет богородские святыни с колокольни Богоявленского собора:

Клюева - церковь там видна Успенская.
Глухово - храм Святой Троицы там.
За лесом видно село Воскресенское.
Вот и Балобаново - каменный храм.
Вот Петропавловский малый погост,
Каменный храм там, красив он и прост.
И Иоанн Богослов вдалеке.
Слышится, звон иногда на реке...

 

В стихах нашего великого земляка предстают самые потаенные уголки города:

***

Раскинулся весь в зелени город
Вдоль обрывистой Клязьмы-реки...

***

Это Глухово, нежно-прекрасное,
Теш, где детство мое протекло...

***

Вечером в праздники мы собиралися
В дальней Панфиловке в маленький дом...

 

В 1927 году совсем рядом, по соседству с Панфиловкой, появился еще один домик у дороги, который неразрывно связан с именем Патриарха Пимена. К сожалению, мы не располагаем личными воспоминаниями Святейшего о его родовом гнезде в Успенске. Сегодняшняя публикация в старейшей районной газете «Богородские Вести» - первая о доме, где жили родители выдающегося деятеля Русской православной церкви, его родственники.

Декабрьским вечером, пробираясь через завалы только что выпавшего снега, я подхожу к зданию, к которому у меня давний интерес. Из этих стен 30 декабря 1942 года ушел в мир иной хозяин дома, глава семейства Михаил Карпович Извеков. Ему и его супруге Пелагее Афанасьевне Господь судил подарить жизнь великому человеку - Патриарху Московскому и всея Руси Пимену.

Еще издали узрев деревянное строение по шоссе Энтузиастов, я понял: Господь велик и милостив - сохранил эту реликвию для нас. На мои звонки, затем - стук в дверь изба так и не распахнулась. Возможно, Господь опять же хранит и дом, и нынешних хозяев его от излишней мирской суеты.

Я нежно приложил ладони к старым бревнам. В мороз от дерева исходило тепло. Я ощутил неповторимый дух и аромат его. От архитектуры здания веяло укладом русской избы. В эти благословенные минуты дом источал благодать, которую можно сполна испить только в святом месте.

– Знаете, чей этот дом? - спросил я первую встретившуюся женщину.

– Знаю. И всю жизнь думаю: ну хоть бы кто рассказал об этом.

Александра Петровна Никитина, родившаяся в этом уголке нашего города, сейчас по-прежнему живет в Ногинске, но в другом месте.

- Фасад рубленого дома сохранился в первозданном виде, - рассказывала моя собеседница. - Хотя к зданию не раз делались пристройки.

Случайная встреча, а затем и дружба с человеком большой души Александрой Петровной Никитиной стали предтечей моих дальнейших изысканий.

Я уже знал: после революции семья Извековых жила в Истомкино, в так называемом доме Уздравотдела (у - значит уездного). Михаил Карпович работал главным механиком на национализированной фабрике Шибаева. Пелагея Афанасьевна занималась домашним хозяйством, воспитанием детей. Когда на семейном совете было решено построить собственный дом, она и взяла на себя оформление земельного участка.

Вот первая запись в актовой книге Богородской уездной государственной нотариальной конторы, датированная 3 апреля 1926 года:

«Богородское местное хозяйство в лице заведующего Клюева Михаила Васильевича предоставляет застройщику Извековой П.А. по Нижегородскому шоссе земельный участок № 17 мерою всего 819,4 квадратных метра сроком на 30 лет, считая с 31 марта 1926 года по 31 марта 1956 года».

В акте оговорено, что застройщик берет на себя обязательство возвести из своего материала одноэтажное здание с необходимыми для жилья помещениями, из служебных построек - сарай. Основное здание должно быть возведено застройщиком за свой счет из добротных материалов, согласно утвержденному на общих основаниях проекту. Полезная площадь жилья не может быть менее 36 квадратных метров и более 45.

После оформления соответствующих документов на право застройки и внесения надлежащих сборов в 1927 году было возведено на прежнем участке городского леса деревянное строение с бревенчатыми стенами, дощатыми потолками и полом. В доме, жилая площадь которого составляла 57,3 квадратных метра, имелась русская печь с изразцами. К нему были приписаны: сени/ сарай, курятник.

Пелагее Афанасьевне Извековой в стенах нового дома суждено было прожить всего девять лет. Она скончалась 20 июля 1936 года в возрасте шестидесяти семи лет, похоронена на городском кладбище для особо знатных людей, что возле Тихвинского храма. Михаил Карпович после смерти супруги прожил шесть лет. Скончался он 30 декабря 1942 года в возрасте семидесяти пяти лет. Место захоронения пока установить не удалось.

Наследниками стали дети Извековых: Сергей, Мария, Владимир.

В разные годы в доме проживали; до 1983 года - дочь Мария Михайловна Казанская, до 1996 года - сын Владимир Михайлович Извеков, до 2004 года - внучка Зоя Валентиновна Крылова. Все они похоронены на Глуховском кладбище. Сегодня дом принадлежит правнучке родителей Святейшего - Ангелине Федоровне Крыловой. Что касается Сергея Михайловича Извекова - будущего Патриарха - в год постройки дома, 4 октября 1927 года, он принимает иноческое пострижение с именем Пимен в пустыни Святого Духа Параклита при Троице-Сергиевой лавре. В родительский дом монах наведывается редко.

Тридцатые годы - наиболее сложный период в истории нашей страны. Только в Богородске были разрушены и разграблены Богоявленский собор, Тихвинский храм, Берлюковская пустынь, многие церкви и часовни. Ликвидирован Богородский епископат.

Мрачные тучи нависли и над монахом Пименом. В своей книге «Герои Родины - священнослужители, участники войны XX столетия» (М., 2007, «Братцевский благовестник») протоиерей Михаил Малеев пишет:

«В 1932 году иеромонаха Пимена призывают в армию. Два года военной службы прошли в одной из частей в Белоруссии. В 1934 году Пимен возвращается в Богородск и живет с родителями. В 1934 году иеромонах Пимен был арестован за нарушение закона об отделении церкви от государства. Суд приговорил его к трем годам лишения свободы».

Вплоть до сорок пятого года продолжались гонения.

Что касается родного очага, мы все же видим, что какое-то время Пимен проживает в доме родителей. По воспоминаниям местных жителей, отец и мать порой скрывали сам факт его существования.

В послевоенные годы наметилась «оттепель» во взаимоотношениях между государством и церковью. Однако открыто говорить о православной вере, обнажать свои религиозные чувства считалось недостойным, порочащим советского человека.

Александра Петровна Никитина, с которой, как уже сказано вначале, я встретился у дома родителей Патриарха Пимена, вспоминает:

- В один из летних дней в середине пятидесятых годов возле дома Извековых остановился автомобиль. Из него вышел сравнительно молодой, статный мужчина в черном монашеском облачении. Появление его у ребятишек, игравших поблизости, вызвало страх и все же любопытство. В то время увидеть попа на улице было в диковинку. А он вошел в тот самый дом.

Конечно, высокое церковное положение, атеистическое мировоззрение в стране наложили свой отпечаток на внутренние взаимоотношения в доме. И все же Сергей Михайлович Извеков, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен, знал, что это его родной дом...

В заключение этого материала о доме по шоссе Энтузиастов хотелось бы обратиться к землякам: пришлите свои воспоминания о том, что связано с именем выдающегося деятеля Русской православной церкви.

Брат Патриарха В.М. Извеков (крайний слева) с соседями. Фото из архива

Брат Патриарха В.М. Извеков (крайний слева) с соседями. Фото из архива

Андрей ТРОШИН, краевед, г. Ногинск
Фото П. ПИЛКОВА

Источник: Богородские вести. 27 марта 2010

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.