«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

29 января 2010 года

Аннотации

Былое пролетает…. Часть 47

« предыдущая следующая »

У церковных стен

Православная церковь в советское время

Былое пролетает… Собор

Собор

       28 мая 1971 года в Успенском храме в Новодевичьем монастыре в Москве состоялось подготовительное к Поместному Собору Архиерейское Совещание с участием всех иерархов - членов предстоящего Поместного Собора Русской Православной   Церкви.
       Иерархи собрались здесь с тем, чтобы подвести итог всему сделанному в плане подготовки Поместного Собора, решить ряд некоторых вопросов по процедуре и организации Собора, лицом к лицу высказать то, что до этого выражалось   письменно.
       Это    было    официальное    собрание всего   епископата   Московского   Патриархата,   на   котором  Предсоборная   Комиссия выступила с отчетным докладом о подготовке к Поместному Собору, были выработаны рекомендации в плане работы Поместного Собора. 
       Незадолго до этого "малого" Собора в этих же стенах проходило собрание духовенства и мирян Московской епархии   по обсуждению кандидата на пост Патриарха Московского и всея Руси и выборам членов Поместного Собора от Московской    епархии. Настроение   взаимного   согласия   и   единодушия определяло весь ход этого епархиального   собрания.
       По совершении молебна Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен приветствовал собравшихся Преосвященных и открыл Архиерейское Предсоборное Совещание вступительным словом:

       Высокочтимые   архипастыри!
       Все мы собрались на нашу архиерейскую встречу в канун начала работы Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви для того, чтобы в вашей среде обсудить некоторые важные Проблемы, связанные с проведением Поместного Собора.
       Почти год тому назад решением Священного Синода была образована Комиссия по подготовке Поместного Coбоpa, в которую вошли члены Священного Синода и ряд заслуженных и уважаемых архипастырей, клириков и мирян нашей Церкви. Предсоборная Комиссия из числа членов комиссии образовала рабочие труппы: 1) по подготовке материалов и проектов Собора; 2) процедурно-организационную; 3) хозяйственную и 4) группу приема гостей Поместного Собора. В рабочих группах разрабатывались все вопросы, связанные с проведением Собора. На пленарные заседания выносились для обсуждения и утверждения материалы, подготовленные рабочими  группами.
       Предсоборная Комиссия решила для организации Поместного Собора 1971 года руководствоваться опытом и практикой Поместного Собора 1945 года, который был проведен при непосредственном участии глубокоуважаемого всеми нами приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия, вложившего в его организацию свои опыт и мудрость. Как известно, этот Собор, на котором присутствовали Главы и представители ряда Православных Автокефальных Церквей, показал исключительную сплоченность и единодушие членов Поместного Собора.
       От себя лично могу сказать, что я считаю Поместный Собор 1945 года особенно духоносным и благословенным. Об этом свидетельствует благодатное долголетие избранного на нем Святейшего Патриарха Алексия, а также 25-летний срок возглавления им Русской Православной Церкви, не бывший ни у одного из Русских Патриархов.
       За обозреваемый нами межсоборный период Поместный Собор 1945 года явился образцом не только в единогласном избрании Святейшею Патриарха и принятии других решений, но и в проявлении высокого патриотизма всех его членов, что ярко выразилось в обращениях к пастве нашей Церкви и к христианам всего мира. Все это и послужило причиной того, что наша Предсоборная Комиссия решила воспользоваться  опытом   этого  Собора.
       18 июля 1961 года в Троице-Сергеевой Лавре состоялся Архиерейский Собор нашей Церкви. В его подготовке и проведении принимал самое активное участие Святейший Патриарх Алексий, под непосредственным руководством коего производилась разработка деяний этого Собора. Как известно, Собор рассмотрел и принял решения по следующим вопросам:
       1) об увеличении числа постоянных членов Священного Синода; 2) о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей; 3) об участии Русской Православной Церкви во Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира, имевшем место в Праге 13-18 июня 1961 года; 4) об изменениях в "Положении об управлении Русской Православной Церкви", касающихся раздела IV - "О приходах".
       Как известно, изменение раздела IV - "О приходах" было вызвано необходимостью привести этот раздел в соответствие с государственным законодательством о культах, так как Правительство обратило внимание Патриарха на многочисленные случаи нарушения советского законодательства и указало на необходимость внести надлежащий порядок в жизнь приходов в вопросе восстановления прав Исполнительных  органов  церковных  общин.
       Решения Архиерейского Собора действуют ныне в течение десяти лет и оправдали себя.
       За период подготовки к Поместному Собору в адрес Предсоборной Комиссии обратился целый ряд Преосвященных архипастырей с одобрением решений Архиерейского Собора 1961 года. Во многих епархиях на епархиальных собраниях, созванных для избрания членов Поместного Собора от клира и мирян, была высказана поддержка решениям Архиерейского Собора. От множества клириков нашей Церкви мы также получили аргументированные высказывания в поддержку решений Архиерейского Собора 1961 года. Во всех обращениях по этому поводу высказывается пожелание, чтобы решения Архиерейского Собора были утверждены Поместным Собором. Не скрою, есть, правда, единичные высказывания за возвращение к положению, существовавшему в приходах до 1961 года. Но для этого нет никаких оснований, ибо принятие подобных решений противоречит государственному законодательству и не будет служить  на пользу Святой Церкви.
       Нужно сказать, что в течение минувшего подготовительного года Предсоборная Комиссия и ее руководящие деятели имели встречи с епархиальными архиереями и из бесед с ними мы извлекли немало полезных мнений и пожеланий. Если говорить об их содержании, то в основном оно сводится к заботе о соблюдении единомыслия нашего епископата в принятии соборных решений, которые должны расцениваться с точки зрения церковной пользы.
       И все, кто выражал эту заботу, сходились на том, что Поместный Собор Русской Православной Церкви, созванный для избрания нового Предстоятеля Церкви, должен продемонстрировать перед православным и всем христианским миром подлинное духовное единство своих членов во исполнение двуединой воли: "Изволися Святому Духу и нам".
       Поместный Собор, по положению, проходит под председательством Местоблюстителя, однако, руководствуясь опытом и практикой Поместного Собора 1945 года, я прошу в помощь для ведения заседании избрать заместителя Председателя и предлагаю на этот пост одобрить кандидатуру Высокопреосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима.
       В рамках Поместного Собора должны быть образованы следующие соборные органы: секретариат, мандатная и редакционная комиссии.
Для возглавления и руководства я выдвигаю и прошу одобрить:
       Высокопреосвященного митрополита Таллинского и Эстонского Алексия - председателем секретариата Собора; Высокопреосвященного митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха Украины, Филарета - председателем редакционной комиссии и Высокопреосвященного митрополита Сурожского Антония, Экзарха Западной Европы, - председателем мандатной комиссии.
       На нашем заседании мы заслушаем отчетный доклад о работе, проделанной Предсоборной Комиссией. Могу свидетельствовать, что все члены Предсоборной Комиссии с усердием трудились в разработке вопросов, стоящих перед нами, и я позволю себе выразить искреннюю благодарность в первую очередь руководителям четырех рабочих групп Предсоборной Комиссии, а также всем членам Предсоборной Комиссии за их труды и высказать надежду, что все члены Предсоборной Комиссии и в период Поместного Собора продолжат свои труды для успешного проведения  Собора.
       В заключение я считаю необходимым обратиться ко всем Преосвященным архипастырям нашей Святой Церкви, присутствующим на данном Архиерейском Совещании, с призывом к единству и единомыслию в решении стоящих пред нами вопросов, а также к соблюдению должной дисциплины и церковного послушания, которого мы ожидаем от всех членов Собора и которое нам следует продемонстрировать пред теми, кто прибыл на наш Собор в качестве наших почетных гостей. Хочется верить, что предстоящий Поместный Собор пройдет в полном единстве, свидетельствуя сплоченность, нашу любовь к Святой Церкви Христовой, служителями которой мы являемся, и преданность нашей Отчизне, патриотами и гражданами которой мы также являемся.
       Разрешите на этом считать Архиерейское Совещание открытым и предоставить слово для доклада и последующего ведения Совещания Высокопреосвященному митрополиту   Никодиму.

       В своем выступлении митрополит Никодим сообщил о результатах работы Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви и о вопросах, подготовленных для обсуждения на Соборе.

       "Досточтимые братья архипастыри, - сказал в частности митрополит Никодим, - задачей нашего настоящего собрания является обсуждение предложений Подготовительной Комиссии, в том числе и о процедуре избрания предстоящим Поместным Собором Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского. Естественно нам сегодня обсудить и имя желательного для нас кандидата на Патриарший престол.
       Предсоборная Комиссия вынесла рекомендацию, чтобы для избрания на престол Патриарха Московского и всея Руси был предложен один кандидат. Осуществление этого предложения выразит братское единомыслие наше в очень важном для Русской Православной Церкви вопросе, тем более, что в отношении имени кандидата среди нас не может быть значительного разномыслия.   
       Подготовительная Комиссия рекомендует далее открытое голосование при избрании Патриарха. Эта же практика имела место на Поместном Соборе 1945 года. Если мы будем единодушны в отношении имени кандидата, за которого мы хотим голосовать, то разве нам не следует выразить и торжественно провозгласить это наше единомыслие не только друг перед другом, но и перед всем Поместным Собором, да и перед всем христианским миром, представители которого будут на нашем Соборе, как наши почетные гости? И это тем более, что, выступая открыто по вопросам нашей церковной жизни, мы можем столь же открыто поступить и в этом важном общецерковном деянии. Что же касается критики такового метода и способа, то мы все знаем из жизни, что критиковать при желании можно всегда и всё.
       Я уже отметил, что у нас имеется кандидат на Московский Патриарший престол, о чем заявили устно и письменно многие из нас. Совместно с Высокопреосвященными митрополитом Киевским Филаретом и митрополитом Таллинским Алексием мы написали свое мнение в Подготовительную Комиссию об этом имени. Это - Высокопреосвященный Пимен, Митрополит Крутицкий и Коломенский. Я полагаю, что нет нужды подробно говорить о жизни и деятельности Владыки Митрополита Пимена, которая всем нам хорошо известна. Я лишь отмечу, что от юности Владыка Митрополит Пимен посвятил себя служению Церкви Христовой. Семнадцати лет он принял монашеский постриг в пустыни "Параклит", близ Троице-Сергиевой Лавры. Уже более сорока лет он проходит служение в священном сане на различных степенях церковного послушания. Последние десять лет жизни Святейшего Патриарха Алексия Владыка Пимен был одним из его ближайших помощников.
       Мы знаем, что Святейший Патриарх ценил способности Владыки Пимена. Высокопреосвященный Митрополит Пимен был всегда особенно известен в православной Москве, близ которой он родился и с которой связаны долгие годы его церковного служения. Я знаю подавляющее желание церковной Москвы иметь Владыку Пимена своим непосредственным архипастырем, что связано с первосвятительством в нашей Поместной Церкви. Вот уже более года Владыка Митрополит Пимен является Местоблюстителем Московского Патриаршего престола и в силу этого Председателем Священного Синода. Думаю, что в согласии с моими собратьями - членами Священного Синода я выражу общее мнение об успешном исполнении Высокопреосвященным Митрополитом Пименом многообразных обязанностей, связанных с этой должностью, выпавших на его долю. Священный Синод Русской Православной Церкви во главе с Патриаршим Местоблюстителем Высокопреосвященным Митрополитом Пименом работал в спокойной и деловой обстановке, позволяющей иметь серьезные обсуждения вопросов и принимать решения. Я убежден, что Высокопреосвященный Митрополит Пимен будет на Московской кафедре достойным преемником Патриархов Всероссийских, славных своей непоколебимой преданностью Святому Православию  и  глубоким  патриотизмом".

       Митрополит Никодим выступил также с сообщением по вопросу о снятии клятв со старых обрядов и с придерживающихся  их.
       Затем следовали выступления иерархов. Выступавшие одобряли решения 1961 года о приходах и высказались за одного кандидата, "и не потому,- говорили докладчики,- что не имели другого кандидата, а потому, что нет у нас иного желания". Таким кандидатом единодушно был назван Патриарший Местоблюститель Высокопреосвященный Пимен, Митрополит Крутицкий и Коломенский. 
       Привычно спокойную атмосферу однотипных речей, которые лишь с большой натяжкой можно было назвать прениями, всколыхнули выступления некоторых архиереев зарубежных епархий. Выступая против предстоящего одобрения на Поместном Соборе решений Архиерейского Собора 1961 года, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин)1 сказал:

       "По постановлениям 1961 г. епископ совершенно отделен от всякого контроля над материально-хозяйственной стороной жизни приходов, также отстранены и настоятели приходов, представители и доверенные лица епископов... Я отнюдь не предлагаю вернуться к порядкам 1945 г. Там был перегиб в смысле предоставления слишком большой власти настоятелям и умаления участия мирян в управлении материальной стороной приходской жизни. Но в 1961 г. произошел перегиб в противоположную сторону: настоятели были совершенно отстранены, и все было передано мирянам. Нужно сейчас выработать нечто среднее. Устранить оба перегиба, так чтобы права мирян в хозяйственной жизни приходов были бы сохранены, а надзор епископов и настоятелей над всеми сторонами жизни приходов, духовной и материальной, восстановлен. Чтобы настоятели опять стали возглавителями приходов, а не наемниками"2.

       Архиепископ Василий возражал также против открытого голосования:

"Выборы Патриарха носят персональный характер, а в персональных вопросах тайное голосование обязательно для обеспечения свободы волеизъявления. Если Патриарх будет выбран открытым голосованием, это даст всем врагам нашей Церкви повод оспаривать свободу выборов. Это подорвет авторитет будущего Патриарха, затруднит дело воссоединения отпавших. Зачем давать врагам нашей Церкви повод нападать на нее? Я говорю это не потому, что я против кандидатуры митрополита Пимена. Я много ломал голову над календарем с портретами наших иерархов и никого, кроме владыки Пимена, подходящего не нашел. Один слишком молод, другой слишком стар, а третий недостаточно известен или авторитетен, я сам считаю, что кандидатура митрополита Пимена достойная и, что он может быть для Русской Церкви прекрасным Патриархом"3.

       В какой-то мере владыку Василия поддержал архиепископ Дюссельдорфский Алексий (Ван дер Менсбрюгге)4, бельгиец по национальности, ученый-литургист:

       "Признаюсь, что единая кандидатура меня тоже смутила. Сейчас я вижу, что единой кандидатуры нет, но все единодушно объединяются вокруг митрополита Пимена. Своими выступлениями митрополит Пимен убедил меня, что он является подходящей кандидатурой в Патриархи. Буду голосовать за него"5.

       Прения завершились. Ни один из архиереев живших в пределах Советского Союза не выступил ни против  открытого голосования, ни против постановления 1961 года. Молчали: митрополит Алма-атинский Иосиф (Чернов), архиепископы Иркутский Вениамин (Новицкий), Рижский Леонид (Поляков), Уфимский Иов (Кресович), Ивановский Феодосий (Погорский), Костромской Кассиан (Ярославский)6. На следующее утро архиепископ Василий (Кривошеин) встретил архиепископа Вениамина (Новицкого). "Мои выступления, вспоминает архиепископ Василий, - он одобрил и считает, что я говорил правильно. - Почему же Вы не выступили тогда на Совещании и не сказали всего этого? - спросил я архиепископа Вениамина… Архиепископ Вениамин посмотрел на меня и грустно произнес: - Знаете, я пробыл двенадцать лет на каторге на Колыме. Вновь начинать это в моем возрасте я не в силах. Простите!"7     
       30 мая - Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов Первого Вселенского Собора. В Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры Патриарший Местоблюститель, Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен совершил Божественную литургию. За литургией молились все члены Поместного Собора - архиереи, клирики и миряне. 
       По окончании литургии Митрополит Пимен обратился к членам Собора: 

       "Святители Церкви Божией, члены Поместного Собора и возлюбленные братья и  сестры!
       В настоящий знаменательный день открытия Поместного Собора Русской Православной Церкви мы собрались в Свято-Троицкой Лавре у гробницы Преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца, чтобы испросить у него небесное благословение и помощь Божию на предстоящие деяния Поместного Собора, на котором нам предстоят обсудить и решить вопросы, назревшие в настоящее время в нашей Церкви, и прежде всего избрать Патриарха Московского и всея Руси на вдовствующую Патриаршую кафедру. Преподобный Сергий в жизни Русской Церкви - явление величайшее. Святость жизни, его труды на благо Церкви, его вклад в объединение русских земель вокруг Москвы и защита мирной жизни нашей Родины имеют непреходящее значение. Всем своим обликом, делами евангельской любви, словом христианской мудрости и непрестанной молитвой Пресвятой Троице за Церковь и страну нашу Преподобный Сергий явил себя светильником веры Христовой, изрядным подвижником благочестия и миротворчества. Сила его христианского и патриотического подвига, его светлое, жизнеутверждающее мировосприятие воспламеняют наши сердца верой в Бога и любовью к Родине.
       Преподобный Сергий был удостоен явления Божией Матери, свет которого освещал его труды до самой кончины. Его образ стал одним из дорогих для наших православных людей, и каждый, приходя сюда, благоговеет пред его гробницей. Еще при жизни Преподобного Сергия множество людей приходило к нему за благословением, советом и помощью. В годину испытания для Руси у него испросил благословения на защиту Отечества князь Димитрий Донской. Его мудрыми советами пользовался святитель Алексий, Митрополит Московский к его благодатной помощи прибегали иноки и святители, знатные и простые люди. Преподобный Сергий по своему смирению хотя и отказался от предложенного ему святителем Московским Алексием митрополичьего престола, но, как великий рачитель Русской Церкви, восполнял свое служение непрестанным ходатайством пред Престолом Святой Троицы о ее благостоянии. К гробнице Преподобного Сергия в течение столетий и до настоящего времени со всех концов нашей необъятной Родины притекают православные люди со своими думами, молитвами и упованиями. И ныне пред началом нашего Поместного Собора, предстоя у мощей Преподобиого Сергия и молясь ему, мы взываем: Преподобие отче наш Сергие, имея дерзновение ко Всемилостивому Владыке, моли Его о благословении и преуспеянии предстоящего Поместного Собора во славу Святой нашей Церкви! Аминь".

       Затем Патриарший Местоблюститель совершил молебен перед ракой с честными мощами Преподобного Сергия.
       Во второй половине у входа в Лавру встречали почтенных гостей Собора. В арке Красной воротной башни, находились Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, постоянные члены Священного Синода. 
       В пять часов вечера все члены Собора прибыли в Успенский собор. Отсюда начиналось шествие в зал заседаний, в Сергиевскую трапезную церковь. Открывали шествие члены Поместного Собора от Московской, первенствующей по чести, епархии, Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ во главе с правящим архиереем Митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом, Патриаршим Местоблюстителем. За ними следовали делегаты от других епархий. Члены Собора шли по старшинству сана и хиротонии иерархов: в центре - архиерей, справа от него - клирик, слева - мирянин.
       Ровно в шесть часов из алтаря Сергиевского храма вышел Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, облаченный в голубую мантию, большой омофор и митру и обратился к отцам Собора с кратким словом:

       "Промыслом Божиим Русская Православная Церковь начинает ныне деяния Поместного Собора.
       Церковные Соборы ведут свое начало от времен апостольских и имеют своей задачей как догматические определения, так и церковно-каноническое благоустроение. В нашей Русской Православной Церкви Соборы созывались с древнейших времен ее бытия для решения важнейших церковных вопросов. Летописи упоминают о Соборе Русской Церкви, созванном в 1051 году для избрания Митрополита Илариона на Киевскую кафедру. Последний Собор состоялся у нас в 1945 году, на котором был избран Патриарх Алексий.
       Следуя апостольским преданиям и древней общецерковной практике, наша Церковь в настоящее время призвала вас, святителей, клириков и благочестивых мирян, чтобы соборно, в единомыслии и любви обсудить и решить важнейшие вопросы, назревшие у нас в Церкви, и главным образом избрать Патриарха Московского и всея Руси на вдовствующую Патриаршую кафедру.
       Патриаршее    возглавление    Поместной Церкви, в том числе и Русской, выражает православное сознание и отвечает каноническим нормам церковного управления. Главным, существенным и отличительным свойством церковного управления каждой Поместной Церкви является Собор. Управление Церковью осуществляется в единомыслии и обусловливается сочетанием в единении Патриарха и всего епископата (Ап. 34).
       Возлюбленные о Господе! Приступим к соборным деяниям в сознании нашей ответственности, как членов Собора, перед Богом и Церковью и по примеру наших предшественников и долгу нашего верующего сердца обратимся с горячей благоговейной молитвой ко Господу. Да просветит Он наши ум и сердце и ниспошлет Свое благословение и помощь, дабы нам соделаться сосудом благодати Святого Духа, в духе братской любви и общем согласии совершить соборные дела, еже изволися Духу Святому во благо Святой Церкви и спасения всех ее верных чад! Да споспешествует нам в наших молитвах дерзновенный ходатай Пресвятой Троицы - Преподобный Сергий, Радонежский чудотворец, в Лавре которого мы собрались для молитв и проведения Поместного Собора! Аминь".

       После совершенного им молебна Патриарший Местоблюститель прошел к столу президиума Собора. Вслед за ним заняли место в президиуме Собора постоянные члены Священного Синода. В президиуме Собора находился также председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедов.
       Патриарший Местоблюститель произносит  слово:

       "Ваши Святейшества, Ваши Блаженства, Преосвященные архипастыри, честные иноки, отцы и братия, члены и гости Освященного Собора Русской Православной Церкви!
       Сердечно приветствую всех собравшихся здесь, в Лавре преподобного Сергия, в этот торжественный и знаменательный день открытия   нашего   Освященного  Собора.
       Изволением Божиим, в союзе веры и любви, в духе мира и единомыслия мы собрались для соборного рассуждения о делах церковных, чтобы не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы принять решения во благо нашей Святой Церкви.
       Одним из основных признаков полноты церковной жизни является Собор. В Символе веры мы исповедуем: "Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Святая Православная Церковь чрез свои Соборы обращается к миру, свидетельствуя свою верность апостольскому и святоотеческому Преданию. Соборность является неотъемлемой частью нашего православного сознания.
       Основной целью деяний настоящего Поместного Собора является избрание Патриарха Московского и всея Руси после в Бозе почившего Святейшего Патриарха Алексия, которому выпал жребий 25-летнего окормлевия Русской Православной Церкви. Время его патриаршества было наполнено множеством важных церковных событий, проявлений патриотизма и миротворческой деятельности нашей Русской Православной Церкви. Исполняя заветы своего предшественника, блаженной памяти Святейшего Патриарха Сергия, Патриарх Алексий был в своих делах и начинаниях мудрым кормчим церковного корабля, великим патриотом и ревностным борцом за мир между народами и социальную справедливость.
       Нашему Собору предстоит обозреть деятельность Высшей Церковной Власти во главе с почившим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, осуществленную ею за период после Поместного Собора 1945 года и до настоящего времени. Высшая Церковная Власть проделала за этот период большую работу по собиранию рассеянной паствы, которая по разным причинам оказалась оторванной от Матери-Церкви, ликвидации различных расколов и устроению внутренней церковной жизни. В этот период совершилось воссоединение с Русской Православной Церковью в 1946 и 1949 годах отторгнутых от нее Брестской и Ужгородской униями православных чад Галиции и Закарпатья. Нам необходимо обозреть внутреннюю жизнь нашей Церкви, проследить развитие и упрочение братских отношений между Поместными Православными  Церквами.
       Мы живем в век экуменизма, когда христиане различных исповеданий осознают необходимость искать путей,  ведущих к единству разделенного христианства. Поместный Собор рассмотрит деятельность Русской Православной Церкви в области взаимоотношений с инославными Церквами и религиозными объединениями, а также экуменическую деятельность, преследующую цель приближения вероисповедного единства и содействующую усилению служения христиан миру и справедливости  на  земле.
       В области миротворческого служения наша Церковь за истекший период проявила исключительную активность и многогранную деятельность, ибо сохранение мира на земле является первостепенной задачей всего человечества, в том числе и христианских Церквей. Поместному Собору предстоит также ознакомиться с деятельностью Русской Православной Церкви в этой области ее служения. Наша Церковь была и есть неизменно с нашим народом на всех этапах его истории. И в годы тяжелых испытаний, и в дни мирного созидательного труда Русская Православная Церковь своими молитвами, благословениями, нравственным влиянием и различными формами участия поддерживает добрую волю и труд нашего народа, направленный на торжество справедливости  и мира на земле.
       Мы с радостью и любовью приветствуем находящихся среди нас Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, составляющих Полноту Православия.
       Мы рады, что на Поместный Собор нашей Церкви прибыли представители других христианских Церквей и международных христианских организаций, которых мы принимаем, как наших дорогих гостей.
       Мы благодарим Господа Бога за возможность обсуждать наши церковные дела в присутствии столь высокого собрания представителей  христианского  мира.
       Молим всеблагого Утешителя Духа, по неложному обетованию Господа нашего Иисуса Христа, падать нам Божественную помощь на предстоящие труды.
       Господу содействующу, объявляю Поместный Собор Русской Православной Церкви открытым! Пропоем Символ веры".

       Все встают и с воодушевлением едиными устами поют "Верую...". Собор начал свою работу. Были утверждены состав комиссий Поместного Собора, процедура и программа работы Собора. 
       С приветствием Поместному Собору от правительства СССР выступил председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедов.
       После выступления митрополита Никодима слово было предоставлено почетным гостям. В заключение работы первого заседания Собор принял Послание председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину от Поместного Собора Русской Православной Церкви.
       31 мая, после молитвы, в 10 часов началось второе заседание Собора. Патриарший Местоблюститель прочитал основной доклад "Жизнь и деятельность Русской Православной Церкви" за минувшую четверть века. Затем выступали гости.   
       Согласно программе Собора, по окончании второго заседания Патриарший Местоблюститель служил в Успенском соборе Лавры панихиду по всем прежде почившим Святейшим Патриархам Московским и всея Руси.
       Перед началом панихиды Митрополит Пимен произнес слово:

       "Святители Церкви Божией, члены Поместного Собора и все возлюбленные о Господе братия!
       В настоящий исторический день в жизни Русской Православной Церкви, когда нашему Поместному Собору предстоит избрание на вдовствующую Патриаршую кафедру нового Предстоятеля - Патриарха Московского и всея Руси, наши взоры и сердца обращаются ко всем в Бозе почившим Святейшим Патриархам, возглавлявшим Русскую Церковь: Иову, свящевномученику Гермогену, Филарету, Иоасафу I, Иосифу, Никону, Иоасафу II, Питириму, Иоакиму, Адриану, Тихону, Сергию и Алексию.
       Мы чтим приснопамятных Святейших Патриархов Московских и всея Руси, как избранников Божиих, хранителей апостольских преданий, догматов и канонов церковных.
       Богомудрые святейшие Патриархи, хотя и жили в различные времена истории нашей Церкви, требовавшие от каждого из них особых первосвятительских забот и трудов, однако всех их, преданных служителей Православной Церкви, адамантов веры и благочестия, объединяет святая ревность о благоустроении и благостоянии Русской Церкви, неустанное попечение о христианской вере и жизни во всяком благочестии и чистоте всероссийской паствы.
       Беспредельно любили они свое Отечество, свой народ и в меру сил своих служили им. Славу деятельной жизни Святейших Патриархов достойно запечатлели их современники.
       Последний из почивших - Патриарх Алексий, 25 лет возглавлявший Русскую Церковь, был благоговейным и ревностным Первосвятителем, много сделавшим для устроения церковной жизни, горячо любившим наше Отечество, неутомимым защитником  мира во  всем  мире.
       Непосредственные предшественники Патриарха Алексия - Патриархи Сергий и Тихон возглавляли нашу Церковь в период, следовавший за восстановлением патриаршей формы церковного управления, причем именно Патриарху Сергию выпало на долю руководство Церковью в тяжелое для нее и страны военное время. Нельзя не вспомнить великие заслуги перед Церковью ее Патриархов, живших в более отдаленные от нас времена, особенно великого Патриарха, священномученика Гермогена, отдавшего жизнь за свободу Родины и веры, а также Патриарха Никона, ревновавшего о чистоте веры и богослужения.
       Видя в жизни и деяниях почивших Святейших Патриархов дивный пример служения Святой Церкви и Отечеству, мы приносим им дань благоговения и благодарности поминовением их пред Богом  в   наших  молитвах.
       Мы верим в духовное соприсутствие и единение с нами в Бозе почивших Святейших Патриархов, которые сегодня в общецерковной молитве испросят нам благословение Божие на избрание нового, достойного их преемника - Патриарха Московского и всея Руси".

       В 16.00 третье заседание началось содокладом митрополита Никодима "Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви". Вслед за тем он прочитал также доклад "Об отмене клятв на старые обряды". После перерыва митрополит Алексий прочитал содоклад "О миротворческой деятельности Русской Православной Церкви". Перед завершением заседания митрополит Сурожский Антоний, председатель Мандатной комиссии Собора огласил данные о количестве и составе членов и гостей Собора.  
       1 июня, после совместной молитвы, в 10 часов началось четвертое заседание Поместного Собора. В программе Собора - прения по основному докладу и содокладам. 
       В 15.00 на пятом заседании продолжались прения по докладам. С заключительным словом после дискуссии по основному докладу и содокладам выступил Патриарший Местоблюститель:

       "Дорогие отцы и братия!
       Мы только что закончили прения по имевшим место докладам, и наш Собор, с помощью Божией, приближается к завершению своих деяний.
       Мне хотелось бы прежде всего поблагодарить всех участников дискуссии за проявленную ими активность. Как Председателю Собора мне выпадает честь поблагодарить их за высокую оценку, которую они в своих выступлениях дали деятельности нашего Церковного управления за обозреваемый период. Однако следует помнить, что судьбы Церкви находятся в воле Божией и нам, труженикам на ниве Христовой, дан лишь благодатный дар вносить больший или меньший вклад в созидание Тела Христова  (Рим. гл. 12).
       Конечно, ни основной доклад, ни доклады Высокопреосвященных митрополитов Никодима и Алексия, равно как и выступления в прениях не могут охватить жизнедеятельность нашей Церкви во всем ее многообразии. Это многообразие обусловлено и обширностью пределов нашей многонациональной и многоязычной Родины, а также тем, что многие чада нашей Церкви живут в рассеянии в различных странах мира, живут, разумеется, в различных условиях. Отсюда вытекает и многообразие как частных задач, которые стоят перед отдельными епархиями, даже отдельными общинами, так и многообразие условий, в которых они живут.
       Однако это многообразие не нарушает единства Церкви, о котором так богодухновенно богословствовал святой апостол Павел: "Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Который над всеми и через всех, и во всех нас" (Еф. 4, 5-6).
Члены нашей Церкви, где бы они ни жили и в каких внешних условиях ни находились, ощущают свое внутреннее единение с Основателем и Главой        Церкви Господом Иисусом Христом и чувствуют себя едиными со своими братьями и сестрами по  вере в  одной  общей духовной  семье.
       Другой важной стороной, характеризующей разносторонность и многообразие церковной жизни, является богатство духовных средств Церкви. В своем попечении о спасении душ человеческих Святая Церковь применяет разнообразные средства, данные от Господа через Его учеников и апостолов и неповрежденно сохраняемые в ней силою и действием Святого Духа. В самом деле, наряду с Божественной литургией, для участия в которой в стенах храмов и молитвенных домов собираются в разные дни и в разных местностях иногда многие тысячи, а иногда всего лишь единицы молящихся, наряду с такими общественными богослужениями православный человек испытывает духовную потребность в Святых Таинствах и частных богослужениях, которые совершаются для него или членов его семьи в индивидуальном порядке, как-то: крещение, миропомазание, исповедь, соборование, венчание, а также молитвенные чинопоследования молебнов, панихид, отпеваний  и пр.
       Необходимость в одних случаях возвещать слово Божие множеству верующих, равно как и объединять их в молитве, а в других - проявлять себя пастырем отдельных овец святого стада Христова представляет собой большую трудность пастырского служения и требует от каждого священника не только любви к Богу и своему святому призванию, но и великого внимания к приходящим к нему людям, большой сердечной чуткости с тем, чтобы, по слову апостола, "для всех быть всем, чтобы спасти хотя некоторых" (1  Кор. 9, 22).
       Обращаясь к внешней деятельности Церкви, все выступавшие ораторы подчеркивали, с одной стороны, ее миротворческий, а с другой -экуменический характер. Не следует усматривать в миротворчестве и экуменизме новое явление, чуждое Православной Церкви на прежних этапах ее исторического бытия. Церковь с самого начала своего существования, несмотря на отдельные ошибки и заблуждения церковных деятелей, всегда предпочитала мирные пути разрешения международных конфликтов, в принципе осуждала захватнические агрессивные войны. Призыв "Блаженны миротворцы" (Мф. 5, 9) звучит для всего мира со страниц самого Евангелия.
       Можно лишь сказать, что Церковь придает своей миротворческой деятельности  очень большое  значение  и  именно в связи с распространением оружия массового истребления, а также в связи с тревожной обстановкой, возникающей то в одном, то в другом пункте земного шара. Она вместе со своим народом активно участвует   в   миротворческом   служении.
       То же самое можно сказать и об экуменизме. Стремление христиан к единству не есть чья-то выдумка, не есть также преходящее явление, обусловленное временной ситуацией.
       Сознание недопустимости церковных разделений и убеждение в том, что разделения могут быть преодолены средствами взаимной молитвы, любви и братского диалога, - такое сознание всегда жило в Церкви. Слово Божие предостерегает нас от гнева (Иак. 1, 19-20), призывает нас стремиться к миру со всеми (Рим. 12, 18), а заблуждающихся исправлять в духе кротости и долготерпения. Единение всех верующих во Христа являлось содержанием Первосвященнической молитвы Спасителя (Ин. 17, 21) и излюбленным предметом попечения апостола Павла, постоянно сопоставляющего Церковь с живым человеческим организмом (Рим. 12, 4-5; 1 Кор. 12, 12; Еф. 4, 4-16). В наше время это экуменическое самосознание углубилось и укрепилось.
       Позвольте мне закончить мое краткое заключительное слово призывом, чтобы дух единения, завещанный нам Господом, не оставлял нас в наших трудах на благо Святой Церкви Христовой".

       В завершение работы пятого заседания был принят проект "Решений Поместного Собора.
       2 июня. Четвертый и последний день работы Поместного Собора. В 10 часов в Троицком соборе была совершена Божественная литургия. В 13. 45. под звон лаврских колоколов, иерархи, облаченные в мантии, из Успенского собора проследовали в Сергиевский трапезный храм. 
       Патриарший Местоблюститель открывает шестое, последнее заседание Собора.
       Собравшиеся поют тропарь праздника Вознесения Господня "Вознеслся еси во славе, Христе, Боже наш..." Затем  все  садятся.
       Митрополит Никодим огласил процедуру избрания Патриарха Московского и всея Руси: открытым голосованием, каковое предложило Архиерейское Совещание в Новодевичьем монастыре в Москве. Предложенная процедура голосования была утверждена  Собором.
       В своих воспоминаниях архиепископ Василий (Кривошеин) писал:

       "Каждый, теоретически (по крайней мере), мог голосовать за какого угодно кандидата. Имя митрополита Пимена ни разу не было названо митрополитом Никодимом, когда он говорил о процедуре голосования и о решениях Архиерейского Совещания. Да и Архиерейское Совещание формально не утвердило митрополита Пимена как единого кандидата, хотя все выступающие говорили в его пользу. Конечно, нравственно и морально это имело решающее влияние на мнение архиереев, это был этакий мягкий нажим, но юридически каждый на Соборе имел свой голос и почти свободный. В прениях на соборе, заранее в сильной степени предопределенных, мало говорилось о самом митрополите Пимене как о кандидате"8.

       Митрополит Никодим предоставил слово митрополиту Таллинскому  и   Эстонскому  Алексию.
       Наступает самый торжественный момент. Несколько мгновений тишины. И  вот  первый  вопрос:
       "Преосвященный епископ Самаркандский Платон, кого избираете Вы с клиром и паствой вверенной Вашему управлению Ташкентской епархии Патриархом Московским и всея Руси?" Епископ встает. Вместе с ним подымаются клирик и мирянин. Епископ возглашает: "Я, клир и паства Ташкентской епархии избираем Патриархом Московским и всея Руси Высокопреосвященного Пимена, Митрополита Крутицкого   и   Коломенского".
       Вопросы и ответы далее следуют один за другим. Со своих мест встают и выражают свое, клира и паствы своей  епархии   волеизъявление.
       Собор единогласно избрал на престол Святейших Патриархов Московских и всея Руси Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященного Пимена, Митрополита Крутицкого и Коломенского.
       Митрополит Никодим сообщил, что еще не проголосовала за своего Архипастыря и Святейшего Патриарха Всероссийского Московская епархия. От Московской епархии должен выступить ее правящий в междупатриаршество архиерей - Митоополит Крутицкий и Коломенский. Но поскольку весь епископат единогласно назвал его избранником на Первосвятительский Московский престол, то митрополит Никодим просит отцов Собора освободить Митрополита Пимена от голосования и слово от епископов, клира и мирян Московской епархии предоставить первому викарию Московской епархии Преосвященному епископу Волоколамскому   Питириму.   Отцы   Собора   выразили   полное   одобрение   этому   предложению.
       Преосвященный епископ Волоколамский Питирим также назвал Патриархом Московским и всея Руси Высокопреосвященного Пимена, Митрополита Крутицкого  и  Коломенского.
       Митрополит Никодим торжественно возгласил: "Возлюбленные о Господе Высокопреосвященные и Преосвященные братия архипастыри и все члены нашего Поместного Освященного Собора! Едиными устами и единым сердцем весь епископат от лица клира и паствы своей епархии назвал имя Высокопреосвященного Пимена, Митрополита Крутицкого и Коломенского, как нашего избранника на Московский Патриарший и всея Руси престол. Наше единогласие, наше единомыслие, наше полное единодушие свидетельствуют о братской любви, связующей всех нас. Это действие Божественного Утешителя Духа, а потому восстанем все сейчас от своих мест и пропоем гимн Святому Духу "Днесь благодать Святаго Духа нас собра..."
       Все встают. Под сводами огромного трапезного зала звучат проникновенные слова стихиры праздника Входа Господня в Иерусалим. 
       Митрополит Никодим вопросил Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Пимена: "Преосвященный Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и нсея Руси. Принимаешь ли ты это избрание?"
       Митрополит Пимен ответил: "Избрание меня Освященным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю".
       Новоизбранный Патриарх проходит на середину трапезного зала. Протодиакон Андрей Мазур возглашает: "Избранному и нареченному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие, спасение и во всем благое по-спешение и сохрани его немногая лета!" С воодушевлением поет хор и все собравшиеся многолетие новоизбранному Патриарху, осеняющему крестом на четыре стороны - на восток, на запад, на север и на юг - всех присутствующих, а вместе с ними - и   всю  паству  российскую.
       В наступившей глубокой тишине митрополит Никодим подходит к новоизбранному Патриарху, разгибает обтянутый кожей с оттиснутым на ней золотым восьмиконечным крестом фолиант - "Грамоту Поместного Собора Русской Православной Церкви" об избрании Патриарха Московского и всея Руси. Вслед за тем клирики подносили Грамоту каждому из иерархов - членов Собора, скреплявших текст Грамоты своими подписями.
       Митрополит Орловский и Брянский Палладий, старейший по хиротонии иерарх Русской Православной Церкви приветствует новоизбранного Предстоятеля,   обращаясь   к   нему  с  словом:

       "Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко Митрополит Пимен!
       Изволением Божиим совершилось ныне твое избрание, возлюбленный о Господе собрат наш, на первосвятительское служение твое Русской Православной Церкви. Священный Поместный Собор в единомыслии, Богу содействующу, выразил свою волю, назвав тебя, Владыко, наследником Первосвятителей Московских и преемником в Боэе почившего Отца нашего приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия.
Возблагодарим вместе с тобою, Владыко, и со всей Церковью Подателя всяческих благ и Промыслителя, в Троице славимого Бога, тако изволившего о нашей Святой Церкви и о всех нас.
       Избрание твое совершилось в священной Лавре Сергиевой, где многие века русские верующие люди находили и находят теперь радость и духовную помощь чрез молитвенное предстательство за них пред Богом преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца, и где зримо почивает благословение Самой Царицы Небесной.
       Ныне завершается, время нашего сиротства, наступившее с кончиной Святейшего Патриарха Алексия, более четверти века стоявшего  у кормила Русской  Церкви.
       В лице почившего Святейшего Патриарха мы видели пример ревностного служения Святой Церкви и преданности нашему Отечеству.
       Все мы возносим усердные молитвы о упокоении со святыми покойного Первосвятителя и верим, что его труды и начинания будут продолжены и преумножены в Церкви.
       От лица архипастырей мне, как старейшему по хиротонии епископу, выпала честь сказать, возлюбленный Владыко, это первое слово приветствия тебе, как вновь избранному Предстоятелю Русской Церкви.
       Вскоре ты по праву, как избранный Освященным Собором Церкви, станешь Патриархом Московским и всея Руси и начнется время твоего патриаршего служения. Высоко и ответственно это подвижническое служение, и многого требует оно  от  носителя  патриаршего сана.
       Вся Полнота Русской Церкви - архипастыри, пастыри, иноки, миряне ежедневно за богослужением отныне будут возносить молитвы Богу о тебе, своем Патриархе и Святейшем Отце. Все хотят видеть в тебе образ истинного пастыря, душу свою полагающего за овцы, следовать за тобою по пути ко Христу, веря тебе, твоей искренности в вере и любви, и преданности Церкви.
       Эта молитва всей Церкви будет всегда действенной поддержкой в нелегком твоем служении, а примеры и молитвы славных твоих предшественников - Московских Первосвятителей да вдохновят тебя на ревностное исполнение твоего долга перед Церковью и  Отечеством.
       Господь да дарует тебе, возлюбленный Владыко, дух ревности о деле Божием, о благе и мире Церкви и попечении о верных ее чадах и, умножив годы твоей жизни, преисполнит благих дел и свершений во славу Святой Православной Церкви, во благо мира на земле. Пусть в служении твоем "прославится имя Господа нашего Иисуса Христа"  (2 Фес.  1,  12).
       Наша общая молитва о благословении твоего нового служения Церкви Божией, верим, будет услышана и Господь дарует тебе, возлюбленнейший Владыко, сугубые силы, мудрость, терпение и любовь и ниспошлет Свои великие и богатые милости, дабы успешно совершалось дело спасения и прославлялся Бог всяческих во всех.
       Прими же, Владыко, братское приветствие наше в этот исторический день и наше целование, и нашу общую радость и любовь о Христе Иисусе, Господе нашем, и наше молитвенное пожелание "соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа" (1 Тим. 6, 14). Ис полла эти, деспота"!

       Новоизбранный Патриарх благодарит митрополита Палладия9. Хор поет хвалебный гимн святителя Медиоланского Амвросия "Тебе, Бога, хвалим..." Иерархи, начиная со старейших, со словами поздравлений подходят к новоизбранному Предстоятелю и троекратным лобзанием приветствуют его.
       Затем Собор продолжил свою работу. Отцы Собора приняли "Деяния Освященного Поместного Собора об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся  их", "Послание Поместного Собора Преосвященным архиереям, боголюбивым пастырям и честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви", "Обращения Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира". Все документы приняты были единогласно, кроме последнего. "Обращение к христианам всего мира" вызвало неприятие у архиепископа Василия (Кривошеина) и архиепископа Алексия (Ван дер Менсбрюгге) в его политической части. "Скажу прямо, - заявил архиепископ Василий, - этот документ тенденциозен и односторонен!... прошу письменно отметить в протоколе заседания мое личное мнение". С подобным заявлением выступил Н. В. Лосский, представлявший на Соборе Корсунскую епархию Западноевропейского Экзархата: "Текст этого обращения для меня неприемлем из-за своей политической односторонности"10
       Закрывая Собор, новоизбранный Патриарх произнес заключительное слово:

       "Всеблагим Промыслом Божиим, неизреченною милостию Господа нашего Иисуса Христа и изволением Святаго Духа собравшийся под сенью святой обители Преподобного отца нашего Сергия Поместный Собор Русской Православной Церкви ныне приблизился к своему завершению. Освященный Собор исполнил дело, возложенное на него нашей Святой Церковью. Он обсудил и вынес свои определения по вопросам внутренней церковной жизни, по экуменической и миротворческой деятельности нашей Церкви и избрал Патриарха Московского и всея Руси. Вы, Преосвященные архипастыри, возложили на меня, вашего собрата, нелегкое бремя патриаршего служения. Благодарю за оказанное мне высокое доверие. Сейчас, когда я первый раз обращаюсь к вам после пережитого мною душевного волнения, я не могу мыслить о чем-либо другом, как только о том, чтобы предстоящее служение мое было спасительным и плодотворным. Поэтому я прошу вас, возлюбленные архипастыри, отцы, братия и чада церковные, не оставлять меня вашими святыми молитвами. Исповедаю немощь свою пред высотой патриаршего звания и предъявляемых требований Предстоятелю Церкви. Но уповаю на всесильную десницу Божию, приведшую меня от иноческой кельи к Патриаршему престолу, и на вашу братскую действенную помощь. Благодарю всех вас за понесенные труды в дни заседаний Собора и в период подготовки его и призываю Божие благословение на ваше дальнейшее служение.
       Мы благодарим также наших высоких гостей - Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей и всех наших дорогих гостей, почтивших нас своим  присутствием.
       Поместный Собор Русской Православной Церкви объявляю закрытым. Возблагодарим Господа Бога за Его милости и благодатную помощь, дарованную нам в деяниях соборных. А сейчас пропоем великое  славословие
".

       Все встают и едиными устами и единым сердцем поют великое славословие,  принося  хвалу  Господу.
       В 16 часов 30 минут 2 июня 1971 года Поместный Собор Русской Православной Церкви закончил свою работу.
       В память о Поместном Соборе членам и гостям Собора были поднесены подарки: архиереям - ценные панагии, всем, имеющим священнический сан,- кресты с украшениями.
       Перед вручением креста с украшениями митрополит Никодим объявил, что этот крест, как память и как благословение Поместного Собора, участники Собора в пресвитерском достоинстве имеют право носить за богослужением и вне богослужений, независимо от последней полученной ими церковной  священнической   награды.
       Всем членам и гостям Собора, как архиереям, так и клирикам и мирянам, были вручены также памятные медали и красочно оформленные грампластинки с записью духовного концерта11.

     Работа Поместного собора и его решения были восприняты властями с удовлетворением. Сразу же по окончании интронизационных торжеств работники Совета по делам религий подали своему руководству подробный отчет о своих беседах  с участниками Собора, а чуть позднее тема Собора звучала уже в отчете самого Совета в ЦК КПСС.

Письмо уполномоченного Совета по делам религий
при Совете министров СССР по г. Москве А. Плеханова
председателю совета В. А. Куроедову
10 июня 1971 г.

       "Сообщаю Вам, что во время состоявшихся приемов по поводу избрания патриарха Р [усской] п [равославной] ц[еркви] у меня было несколько кратких встреч с архиереями и клириками, которые высказали свое мнение о прошедшем Поместном соборе и о новом патриархе.
       Архиепископ Феодосий (Иваново): собор прошел, как говорится, на высоком уровне, можно бы и поскромнее. Избрание Пимена патриархом фактически было единодушным, может, это потому, что другой кандидатуры не было. Один архиерей сказал мне, что он "перелистывал церковный календарь и не нашел кого-либо другого на этот пост"…
       Архиепископ Леонид (Рига): организация Собора была хорошо продумана. Но, по моему мнению, очень помпезна. Было бы лучше и то, если бы при избрании патриарха были две кандидатуры, а не одна. Из тактических соображений это надо бы сделать. Выдвинуть бы какого-нибудь еще архиерея-провинциала, а на Соборе он отказался бы, сославшись на то, что не знает условий жизни и характер работы в Москве, в патриархии и т. д. А то при одной кандидатуре получается, что заранее все было подготовлено. Зарубежные недруги могут истолковать это не в нашу пользу.
       Это мнение я высказывал на совещании архиереев и думаю, что прав был…
       Епископ Леонтий (Оренбург): все было на высшем уровне, нет слов, чтобы иначе охарактеризовать проведение Собора. Я очень доволен. Пимен - достойный избрания патриархом, и фактически все были за него. Чувствуется, что хорошо поработали организаторы этого дела, все до мелочей было предусмотрено: и организация, обслуживание и т. д."

Из информационного отчета Совета по делам религий
при Совете министров СССР в ЦК КПСС за 1971 г.
"Современное православие и государство"

1972 г.
 Секретно       ...Собор явился крупным мероприятием и для совета. Занимаясь его подготовкой, совет исходил из интересов государства, к решению больших и малых вопросов подходил с классовых, партийных позиций.
       Исходя из этого, совет составил план работы и на его основе развернул соответствующую политическую, идеологическую и организационную подготовку. Были  разработаны  мероприятия,  обеспечивающие  избрание  на  пост  патриарха митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена - лояльного деятеля Русской православной церкви, способного активно поддерживать политику советского государства. Вместе с тем предусматривалось использовать Собор для обсуждения актуальных задач усиления роли церкви в защиту мира, активизации экуменического движения для выступления за мир, социальную справедливость, против колониализма и неоколониализма, расизма, апартеида и т. п.
       Практическая подготовка к Собору проходила под руководством патриаршего местоблюстителя Пимена, возглавляемой им Предсоборной комиссии, состоящей из 30 деятелей Русской православной церкви. Вся ее работа осуществлялась под контролем совета. Проекты решений комиссии обычно поступали в совет. Здесь они корректировались, вносились поправки, рекомендации, обеспечивающие проведение нашей линии.
       И все же предсоборный период был очень сложен. Дело в том, что кандидатура митрополита Пимена на пост главы церкви на первых порах не встретила единодушного одобрения архиереев, которым, согласно канонических норм, принадлежит решающее слово при выборах патриарха. Многие иерархи хотели бы избрать на этот пост митрополита Ленинградского Никодима. Да и сам Никодим довольно долгое время питался этой иллюзией, чем, в какой-то степени, дезориентировал массы духовенства. Другая, хотя и небольшая часть епископата, хотела бы избрать главой церкви такого деятеля, который по своим взглядам был бы близок к взглядам патриарха Тихона, известного своими антисоветскими высказываниями и анафемами; имели место и нелегальные вылазки экстремистов. Так, в начале 1971 года появилось анонимное обращение к епископату и клиру с призывом "не избирать в качестве патриарха теперешних членов Священного Синода, продавшихся властям", а выдвинуть на этот пост архиерея, способного противостоять государству, атеизму и укрепить церковь, возродить ее былые позиции. В качестве кандидатов на патриарший пост в анонимке выдвигались 24 архиерея, а первым среди них назывался архиепископ Ермоген (быв. Калужский), которого даже иностранная пресса именовала идеологом всех церковных экстремистов.
       Следует отметить, что какая-то часть даже лояльных архиереев хотела бы выдвинуть на Соборе не одного, а трех кандидатов в патриархи. Некоторые епископы ратовали за то, чтобы избирать патриарха на основе закрытого (тайного) голосования.
       Все эти явления получали в совете соответствующую оценку, принимались меры. Пришлось использовать возможности Совета и уполномоченных для того, чтобы все архиереи письменно поддержали кандидатуру Пимена на патриарший пост. В результате очень тактичного воздействия все архиереи (за исключением иностранцев) дали письменные и частично устные заверения, что они будут голосовать за Пимена12.


1 ВАСИЛИЙ (Кривошеин Всеволод Александрович, 1900-28.09.1985), архиепископ. 1959 хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Экзарха Московского Патриархата в Западной Европе. С 1978 на Брюссельской кафедре. 1960 архиепископ.
2 Цыпин  Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. Кн. 9.  Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1997. С. 427.
3 Архиепископ Василий (Кривошеин). Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. М., "Сатис". 2004. С. 70. 
4 АЛЕКСИЙ (Ван-дер-Менсбрюгге Альберт Эмилиевич, 09.07.1899-26.05.1980), архиепископ. 1960 хиротонисан во епископа Медонского, викария Экзарха Московского Патриархата в Западной Европе. 1968 епископ Филадельфийский, викарий Нью-йоркской епархии. 1970 получил титул Северогерманского. С 1971 на Дюссельдорфской кафедре. 1970 архиепископ. 1979 на покое.
5 Архиепископ Василий (Кривошеин). Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. М., "Сатис". 2004. С. 72. 
6 КАССИАН (Ярославский Сергей Николаевич, 10.08.1899-20.03.1990), архиепископ. 1961 хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. С 1963 последовательно на Новосибирской и Костромской кафедрах. 1963 архиепископ. 1988 на покое
7 Архиепископ Василий (Кривошеин). Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. М., "Сатис". 2004. С. 77-78. 
8 Архиепископ Василий (Кривошеин). Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. М., "Сатис". 2004. С. 135-136. 
9 ПАЛЛАДИЙ (Шерстенников Павел Александрович, 05.04.1896-23.04.1976), митрополит. 1930 хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии. 1933 Ржевский, викарий Калининской епархии, затем последовательно на  Олонецкой, Калининской, Семипалатинской, Омской, Иркутской, Саратовской и  Орловской кафедрах. 1938 архиепископ. 1968 митрополит.
10 Василий (Кривошеин), архиепископ. Поместный Собор Русской Православной Церкви и избрание Патриарха Пимена. М., "Сатис". 2004. С. 140-142. 
11  Журнал  Московской Патриархии, 1971, № 8, С. 18. 
12 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 5. Д. 801. Л. 21-24. Машинописная копия.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.