Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
20 августа 2009 года

Богородские святыни. При слиянии рек Дубенки и Шерны

О церкви в Новосергиеве

Виталий Попов

В 20-ти километрах к востоку от Ногинска, на берегу старицы реки Шерны, между деревнями Боровково и Ново, расположено село Новосергиево, которое ныне входит в административную границу Мамонтовского сельского поселения. В селе 18 июля прошли торжества, связанные со 170-летием основания в этом месте каменной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского.

История этого поселения угодит в глубь веков. Ранее в этом месте находилась пустошь Погостище, которая известна со времен Ивана Калиты. Ногинские краеведы Петр Копышев и Николай Солонин предполагают, что, возможно, еще до 14 века, во времена господства речных путей, пустошь Погостище была местом сбора княжеской дани или оброка с жителей местных поселений. В церковной летописи соседнего села Филиповского записана легенда о том, что некогда в здешней окрестности произошла битва с монголо-татарскими завоевателями. При произведенных в начале 1900-х годов выборках грунта на месте старинного могильника археологи обнаружили человеческие кости. И местные крестьяне не единожды при вспашке земли находили фрагменты ратного оружия – наконечники копей, осколки древних мечей, кольца от старинных кольчуг и т.д.

В церковной летописи также сказано, что княгиня Московская Софья в 1444 году передала здешние земли, включая пустошь Погостище, Стромынскому мужскому монастырю, основанному в 1381 году. Монастырь являлся вотчиной Троице-Сергиевской лавры. Этому монастырю Погостище принадлежало до 1764 года.

Недалеко от селения Погостище проходил Стромынский тракт, соединявший Москву и Суздаль. По нему везли купцы в столицу из Владимира и Суздали различные ходовые товары и съестные явства. На них нередко нападали отряды татар и лихие люди, промышлявшие в здешних местах разбоем. Соседство с торговым трактом приводило к тому, что от нашествий татар и разбойных шаек страдали миряне окрестных селений, включая и пустошь Погостище. Позднее они стали страдать и от набегов польских войск, нередко оставлявших после себя разор и пепелища. Как правило, после пожаров местные селения быстро восстанавливались. Как свидетельствуют церковные акты и писцовые книги, в деревне Погостище в 1616-1617 годах находилось пять дворов с семью хозяйствами в них. После изгнания польских завоевателей и исхода Смутного времени, мелкие и малолюдные селения становились все более крупными и обжитыми.

Во времена реформ Петра I , радевшего за промышленное развитие России, стало ясно, что и сельское хозяйство влачит жалкое существование и не приносит доход в казну государства. Петр I понял, что России нужны коренные преобразования, чтобы она стала современным европейским государством. В своих преобразованиях он опирался не на боярскую знать, а на смекалистых и энергичных людей, одним из которых стал Никита Демидов-Ануфьев (1656-1725 гг.). Он имел небольшую кузницу на окраине Тулы и вместе с сыном Акинфием поставлял в казну оружие «лучше аглицкого». Петр I заметил этого предпринимателя, помог ему средствами, сделал его одним из своих сподвижником, создателем промышленных предприятий на Урале. Государь ввел Никиту Демидова в число придворной знати, одарил землями с приписанным к ним крепостными крестьянами.

Так история села Погостище стала связана с родом промышленников Демидовых.. Правнук Никиты Демидова Николай стал полноправным владельцем села Погостище. Он был весьма деятельным человеком. В 1812 году из своих крестьян снарядил и вооружил отряд и отправил его в Богородск для вооруженной борьбы с французскими войсками маршала Нея.

Сын Николая Демидова Анатолий (1812-1870) приобрел в Италии земли княжества Сан-Донато и женился на племяннице Наполеона Матильде. Тогда в селе Погостище стояли роскошные барские хоромы, окруженные деревьями и цветниками европейских газонов. В них текла насыщенная событиями жизнь. В барской усадьбе зародился домашний театр, из которого вышел крупный драматический актер Павел Молчанов. Его отец Степан был дворовым у Николая Демидова и являлся актером домашнего театра. Его сыну была уготована та же участь. Однако яркий талант Павла Молчанова позволил ему перешагнуть границы домашнего театра Демидовых. Он был передан Московскому Малому казенному театру. Драматическое дарование Павла Молчанова блестело на сцене этого театра, к сожалению, недолго. Во время очередных гастролей в 1848 году он простудился и умер в 28-летнем возрасте.

Тщанием зажиточных жителей в 1839 году в деревне Погосте была заложена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Село стало называться Ново-Сергиевским погостом. В 1845 году церковь была освящена. Ныне храм Сергия Радонежского является главной достопримечательностей села Новосергиево и, пожалуй, всего Богородского края.

Основным благотворителем и жертвователем церкви в то время был зажиточный крестьянин Федот Федотович Макин. В 1840 году он основал в селе ручное ткачество бархата. Он стал родоначальником развития ручного ткачества и в окрестных деревнях. Его правнук, Николай Петрович Федотов, в конце 19 века стал купцом 1-ой гильдии и крупным фабрикантом в Богородском уезде. Его дед, Герасим Федотов, когда-то имел пять шелкоткацких светелок. На их месте внук в 1898 году построил каменную двухэтажную механическую шелкоткацкую фабрику. Рядом возникла красильная фабрика с подсобными строениями. На фабриках Николая Федотова работали не только сельские ткачи, красильщики и сновальщики, вышедшие из местных крестьян, но и люди из ближних и дальних поселений Богородского уезда. В 1867 году в селе даже появилось «Народное училище» - земская трехклассная школа. В нее было записано 60 крестьянских детей. Однако из записавшихся трехлетний курс окончили всего два мальчика. Остальные крестьянские дети были забраны родителями с первого или второго года обучения…

В селе Ново-Сергиевский погост, по данным 1881 года, находилось 53 двора. Из них 13 безлошадных и 37 при одной лошади. В 19 дворах хозяйства были при одной корове, а в пяти хозяйствах вовсе не было никакой скотины. По переписи 1900 года в селе проживало 517 жителей и находилось 84 крестьянских двора.

Местные православные жители и меценаты с тщанием заботились о храме во имя преподробного Сергия Радонежского. В 1876 году в нем была расширена трапезная и устроены приделы Покрова Божией Матери и Святых апостолов Петра и Павла. После завершения этих работ четырехстолпный однокупольный храм в стиле классицизма с одной алтарной апсидой и трехъярусной колонной над западным притвором обрел окончательный архитектурный вид. Здание из кирпича было оштукатурено и украшено белокаменной отделкой и портиками на боковых фасадах. Его богатое внутреннее убранство украшали фрески и известный во всем Богородском уезде главный иконостас.

В советские времена в названии села исчезло слово «погост», и оно стало называться просто Ново-Сергиево. Во времена бесовского воинствующего атеизма храм в 1937 году был закрыт. Он, как и многие другие церкви в нашей стране, подвергся разорению и опустошению. Его здание постепенно ветшало и приобретало весьма запущенный и печальный бесхозный вид.

В годы сталинского Большего террора в селе появились и первые

жертвы богоборческой власти. Так, сторож храма, житель села Новосергиево Федор Константинович Быстров был арестован 9 августа 1937 года. Ему было инкриминировано «участие в контрреволюционной группе кулаков и церковников». По печально известной статье 58-10 УК РСФСР Тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила сторожа к высшей мере наказания. 26 февраля 1938 года он был расстрелян и погребен в одном из рвов Бутовского полигона НКВД. Реабилитирован Федор Быстров 20 июля 1989 года.

Староста храма Марфа Ивановна Кондратьева была обвинена в том, что она «проводила антисоветскую агитацию среди населения, распространяла клевету в отношении коммунистов и руководителей Советской власти» (сохранены орфография и синтаксис обвинительного заключения – В.П.). Она была арестована по доносу 6 декабря 1941 года и по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР приговорена к лишению свободы на 7 лет «с лишением прав на 5 лет и конфискацией лично ей принадлежащего имущества». Марфа Кондратьева умерла в возрасте 53 лет от пневмонии 12 ноября 1943 года в Мариинском концлагере, расположенном в Верхне-Чебулинском районе Новосибирской области. Реабилитирована она была 18 октября 1991 года.

В том же 1991 году храм преподобного Сергия Радонежского в сильно разрушенном виде был возвращен православной Церкви. Вместе с возобновлением богослужений в нем начались и кропотливые реставрационные работы, которые проводятся и в настоящее время. В 2004 году настоятелем храма был назначен иерей отец Виталий (Бабушин). При нем темпы и качество реставрационных работ повысилось. Возросло и число прихожан. Большинство из них - местных жители из села Новосергиево, деревень Боровково, Зубцово, Ново, Следово и других окрестных селений. На праздничные богослужения сюда нередко прибывают верующие люди из Ногинска, Электростали, Черноголовки и других городов Подмосковья. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского дорог сердцу православных людей как древняя святыня Богородского края. Находится в нем и вновь приобретенная святыня – икона преподобного Сергия с частицами мощей Радонежских святых.

Одними из активных прихожан храма является супружеская чета Лапшиных. Сергей Алексеевич Лапшин родился в 1946 году в селе Новосергиево и живет здесь и поныне. Он - член Союза художников России. Многие свои живописные произведения он создал в здешней чарующей взгляд округе. Сейчас художник работает над полотном, на котором изображен храм преподобного Сергия Радонежского, отражающийся в водах старицы реки Шерны. Эту работу он делает для настоятеля храма отца Виталия, который хочет подарить картину живописца одному их жертвователей.

Супруга художника, Надежда Андреевна, является директором Новосергиевского сельского клуба, который до сих пор ежедневно функционирует. В нем находится галерея живописных работ Сергея Лапшина. Дискотеки в клубе, правда, не проводятся, но в летнее время в нем наблюдается достаточно оживленная атмосфера. Вместе с сельской ребятней тут «тусуются» и дети дачников в возрасте от 7 до 15 лет. В клубе имеется зрительный зал и сцена, на которой проходят репетиции предстоящих концертов и спектаклей. Московская пятнадцатилетняя школьница Наталья Косяк и ее ровесница из Ногинска Алена Орлова поставили на сцене клуба спектакль «Красная шапочка». В настоящее время они репетируют с детьми музыкальный спектакль «Летучий корабль». Это их импровизация на избранную тему, включающая в себя танцевальные номера с элементами акробатики. Премьера спектакля состоится в августе.

Есть у супругов Лапшиных «мечта-идея» - организовать в сельском клубе краеведческий музей. Клуб находится в обветшалом каменном здании, которое построено в 1897 году. Ранее оно, очевидно, принадлежало фабриканту Николаю Федотову. Реставрацией здания на благотворительной основе занималась строительная фирма «Кельма» из Ногинска. После смерти в прошлом году директора фирмы Виктора Семина реставрационные работы тут, увы, застопорились. У администрации Мамонтовского сельского поселения средств на ремонт сельского клуба нет.

Между тем, история здешней округи славна и многомерна. Она может служить хорошим пособием для воспитания любви к малой родине и Отечеству юных граждан из идущих нам на смену поколений. Поэтому идея о создании на базе сельского клуба краеведческого музея кажется заманчивой и перспективной.


От автора. При написании данной статьи были использованы материалы краеведов Петра Копышева, Николая Солонина, а также публикация Николая Егорова «Село Новосергиево» в журнале «Мир Божий», №12, 2007 г .

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы