Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
24 ноября 2006 года

Храм Казанской Божией Матери в Павловском Посаде

 

Церковь Казанская или, как ее еще называют, Манаевская находится в центре Павловского посада на Павловской улице вблизи городской площади. Площадь до революции называлась Воскресенской, Базарной, Торговой, в советское время – Площадью революции и, кажется, последнего названия никто не менял. Но всякому понятно, что речь идет о нашей главной площади, от которой и начинается Павловская улица, в начале которой под номером 28 находится Казанская церковь. В самые последние дни, в октябре 2006 года, над храмом были установлены купола.

В предыдущие годы церковь сильно пострадала, была снесена вся верхняя часть здания, уничтожена колокольня. В 1996 году по заданию Комитета по культуре Московской области проводилось обследование памятников истории и культуры Павловского Посада. В заключении о здании церкви Казанской Божией Матери было, между прочим, сказано: «В настоящее время здание используется научно-техническим центром «Каскад» и другими местными городскими организациями, арендующими помещения бывшей церкви у Павловопосадской администрации. Соответственно и характер использования бывшего храма чрезвычайно далек от изначального предназначения. Кроме того, натурные исследования показали, что храм сильно перестроен, исторические интерьеры и завершения утрачены, на южном фасаде устроена современная эстакада с лестницей и высокая кирпичная труба, полностью перечеркивающие исторический облик храма, внешнее упоминание о котором сохранило лишь полукружие апсиды».

Действительно, постарались над церковным зданием немало, в течение многих лет разные владельцы переделывали здание всяк на свой лад. Здесь располагались и столовая для рабочих, и производственное помещение, и Дом пионеров, и Управлению по борьбе с организованной преступностью, и что-то еще. Трудно было узнать в перестроенном здании церковь.

 

Но обратимся к истории многострадального храма, построенного в самом начале двадцатого века.

Для Павловского Посада это было время расцвета промышленности и торговли. В центре города у речки Вохонки возвышался собор Воскресения Христова, построенный на том холме, где когда-то московский князь Дмитрий Донской построил деревянную церковь, посвященную святому Дмитрию Солуньскому. Славились павловские ярмарки, проходившие девять раз в году на Воскресенской площади в дни церковных праздников, а главной считалась Дмитровская ярмарка, проходившая на Дмитров день и всю последующую неделю. В это время в Павлово съезжался народ со всей округи, звонили на престольный праздник колокола Воскресенского собора. К началу двадцатого века павловский храм был приходской церковью для жителей всего города и множества окрестных деревень. Между тем население города увеличивалось, потому что на павловские фабрики постоянно прибывали рабочие из других губерний. В воскресные и праздничные дни единственная приходская церковь города не вмещала всех прихожан. В огромном храме помещалось около четырех с половиной тысяч человек, и сотни пришедших на богослужение оставались стоять на улице даже зимой с непокрытыми головами в продолжение всей службы.

В 1902 году жители города обращались к московскому губернатору: «ПОМОГИТЕ, ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО, в устроении храма, нужда крайняя в другом храме, что наблюдалось в Светлое Воскресенье и Святую Пасху, теснота страшная, многие не вмещаются в церковь и стояли снаружи». Павловские прихожане отправили и в Епархиальное ведомство прошение, в котором было изложено, что церковь предполагается строить за их, прихожан счет, в случае недостаточности средств они просят разрешения на сбор пособий от христолюбивых жертвователей для сооружения и постройки приходской церкви, сбор средств и все дела доверяют вести Ф.П. Манаеву, что и подтверждают «свои рукоприкладством».

Купец Федор Порфирьевич Манаев – был городским старостой и, безусловно, известным в городе человеком. Ф.П. Манаев состояла почетным старшиной Ведомства учреждений Императрицы Марии и директором Павловского детского приюта, который содержал на собственные средства. Приютские дети в количестве ста человек едва могли попасть на церковную службу в переполненный храм, Манаев задумывался о строительстве собственной домовой церкви для приюта. Но где взять такие деньги? Его доходов от свечной торговли едва хватало на содержание приюта, а все свои средства, дом, землю Ф.П. Манаев отдал на содержание бедных детей и сирот. Это трудно воспринимается современным сознанием, но это правда. Манаев совсем не был богатым человеком, его собственный сын содержался при приюте и хлопотами Московского совета детских приютов был определен на бесплатное обучение в московское училище именно по причине недостаточной состоятельности семьи.

А между тем произошло событие, поразившее даже сознание современников, об этом писали в газетах. Директор фабрики Лялина в городе Дмитрове Петр Дмитриевич Долгов перед смертью своей огромные суммы завещал на благотворительность. Он был родом из крестьян деревни Игнатьево. В юности ушел из деревни и много лет работал в Москве сначала приказчиком, потом доверенным разных солидных фирм, а последние тридцать лет был директором крупной фабрики. П.Д. Долгов нажил крупное состояние, но жил скромно, отказывая себе в самом необходимом, а после смерти оставил в банке Павловского Посада капитал в 300 000 рублей. Жене Долгов назначил пожизненную ренту, некоторые суммы родственникам, а остальные деньги отказал церквам, монастырям на помин души, а также завещал значительные суммы на устройство благотворительных учреждений Павловского Посада и Дмитрова. Для того, чтобы нам понятно было, что такое триста тысяч рублей в России в начале двадцатого века, поясним, что пять тысяч рублей – это примерная стоимость двухэтажного каменного дома в Павловском Посаде, такого, как дом купца Широкова.

Именно такая сумма – пять тысяч рублей – в завещании Петра Дмитриевича Долгова предназначалась для строительства приютской церкви.

 

Из духовного завещания Петра Дмитриевича Долгова

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь. Я, нижеподписавшийся крестьянин Московской губернии Богородскаго уезда деревни Игнатьевой Петр Дмитриевич Долгов, будучи в здравом уме и твердой памяти за благо разсудил учинить духовное завещание в следующем:

Когда Всемогущим Богом назначено будет пресечь дни моей жизни, принадлежащий мне капитал я определяю и завещаю так:

(…) На вечное поминовение раба Петра церквам Богородскаго уезда: в селе Казанском тысячу рублей, погоста Троице-Чижи тысячу рублей, погоста Никиты-Мученика тысячу рублей, погоста Рождества Богородицы тысячу рублей, погоста Рождества Христова тысячу рублей и погоста Иоанна Богослова тысячу рублей.

(…) Для построения домовой церкви во имя Петра Александрийскаго Московской губернии в Павловском Посаде при Павловском детском приюте Ведомства Учреждений Императрицы Марии пять тысяч рублей с тем, что во время каждой литургии поминать раба Петра.

 

На средства П.Д. Долгова при содействии других благотворителей в Павловском Посаде на Павловской улице была выстроена каменная двухэтажная пятиглавая церковь с тремя престолами: во имя Казанской Божией Матери, Всех Святых, Святого Петра, Епископа Александрийского. 25 мая 1906 года в день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны состоялся чин закладки и освящения престола.

Новую церковь стали называлась в народе «Манаевской» – по имени строителя Федора Порфирьевича Манаева.

После революции Казанская церковь просуществовала совсем недолго: уже в начале тридцатых годов ее закрыли.

В настоящее время после многих лет забвения полуразрушенный храм восстанавливается. Идут значительные строительные работы, ведутся историко-архивные исследования, позволяющие восстановить облик святыни.

В городе известны имена многих посадских храмоздателей: основателей Покровско-Васильевского монастыря купцов Лабзиных и Грязновых, «болярыни» Екатерины Ермаковой, пожертвовавшей деньги на Екатерининскую церковь деревни Рахманово, помещика Николая Гавриловича Рюмина построившего Христорождественскую церковь в Заозерье, крестьян братьев Кудиных, силами и средствами которых была возведена Вознесенская церковь на Городке.

Но случай с Ф.П. Манаевым какой-то особенный, его имя прочно закрепилось за церковью; были еще манаевская чайная, манаевский синематограф и манаевский пруд.

Родственники Федора Порфирьевича Манаева предположительно проживают в городе Орехово-Зуево, где он также в начале ХХ века основал и содержал детский приют. Может быть, кто-то из них сможет дать нам какие-то сведения об этой замечательной личности.

Храм Казанской Божией Матери в Павловском Посаде при детском приюте Ведомства учреждений Императрицы Марии. Нач ХХ в.

Храм Казанской Божией Матери в Павловском Посаде при детском приюте Ведомства учреждений Императрицы Марии. Нач ХХ в.

 

Храм Казанской Божией Матери осенью 2005 года

Храм Казанской Божией Матери осенью 2005 года

 

Храм Казанской Божией Матери весной 2006 года

Храм Казанской Божией Матери весной 2006 года

 

Храм Казанской Божией Матери весной 2006 года

Храм Казанской Божией Матери весной 2006 года

 

Проект восстановления храма Казанской Божией Матери

Проект восстановления храма Казанской Божией Матери

 

Е.В. Жукова Павловский Посад

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы