Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему»
Книга пророка Иеремии. (6, 16)

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
27 ноября 2007 года

У церковных стен / Симонов А. Ю. Встреча в селе Рогоже 29 октября 1666 года

 

Симонов А. Ю. (г. Ногинск)

 

ВСТРЕЧА В СЕЛЕ РОГОЖЕ 29 ОКТЯБРЯ 1666 ГОДА.

 

 

В "Истории Русской Церкви" митрополита Макария (1) имеется указание, что 29 октября 1666 года в селе Рогоже произошла торжественная встреча двух восточных патриархов - Антиохийского патриарха Макария (2) и Александрийского патриарха Паисия. О том, как и по какой причине, оказались патриархи в далёком предке нашего города селе Рогоже и будет наш сегодняшний рассказ.

Известно, что в конце 50-х годов ХУ11 века между ранее близкими друзьями патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем произошёл раскол. Это было связано с особым взглядом патриарха на назначение патриаршей власти. По мнению Никона, власть патриарха должна быть выше царской власти. Летом 1658 года царь писал патриарху, что он гневен на него за то, что тот пишется "Великим государем". В тот же день Никон торжественно заявил в церкви, что слагает с себя патриаршую власть. В феврале 1660 года в Москве был созван собор, который решил не только избрать нового патриарха, но и лишить Никона чести архиерейства и священства. Но мнения на этот счёт были неоднозначные и дело Никона затянулось на многие годы. В 1666 году было решено пригласить вселенских патриархов лично для суда над Никоном. Не все патриархи откликнулись на призыв, но миссия иеродиакона Мелетия, отправившегося к патриархам Антиохийскому и Александрийскому была вполне успешной. Сначала Мелетий прибыл в Египет и уговорил Александрийского патриарха Паисия ехать в Россию. В это время Антиохийский патриарх Макарий находился в Грузии, где собирал милостыню для своей бедствующей церкви. Мелетий прибыл в Грузию и убедил патриарха посетить Москву, где ему ранее было оказано столько гостеприимства. Надо отметить, что в 1656 году патриарх Макарий уже посещал Москву, где получил богатую царскую милостыню, но на обратном пути у него всё было отобрано турками. Это путешествие Макария описано его сыном архидиаконом Павлом Алеппским, который путешествовал вместе с ним. Сочинение Павла Алеппского неоднократно издавалось у нас в России(3).

В сопровождении иеродиакона Мелетия патриархи из Грузии добрались до Каспийского моря и далее на корабле до Астрахани, где им был оказан торжественный приём. Далее по Волге они доплыли до Симбирска, а оттуда уже добирались сухим путём.

Вторая почётная встреча патриархам была сделана за 500 вёрст от Москвы, не доезжая до Арзамаса. Дальнейший путь патриархов лежал в Муром, из Мурома во Владимир, из Владимира в Москву. За 40 вёрст до Москвы произошла третья торжественная встреча патриархов. Она состоялась "в селе имянуемо Рогоже…"(4).

Патриархи передвигались в сопровождении многочисленной прислуги, для чего требовалось много лошадей. Из Владимира их сопровождал полковник Артемон Матвеев (5), который в донесении царю Алексею Михайловичу докладывал: "Святейшие государь вселенские папа и патриархи, по твоему великого государя указу, из Володимеря пошли октября в 24 день, а будут на подхожей стан на Рогожу октября в 29 день. А по твоему великого государя указу велено мне холопу твоему, пришед на Рогожу, ждать твоего великого государя указу, а со вселенскими святейшими патриархи твоих великого государя и ямских и сошных подвод с пятьсот лошадей, а на Рогоже, государь, будет стоять и кормом твоим великого государя лошадям и ямским и сошным будет гораздо скудно…"(5)

На встречу патриархов от царя Алексея Михайловича в село Рогожу были отправлены думный дворянин Иван Богданович Хитрово (6) и архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Филарет. Как следует из документов Хитрово и Филарет прибыли в Рогожу 20 октября во втором часу дня, а патриархи приехали 29 октября в четвёртом часу дня. По приезду в Рогожу патриархам была выделена отдельная изба.

Узнав о приезде патриархов, Иван Богданович и архимандрит Филарет немедленно послали объявить о себе главу московских стрельцов полковника Артемона Матвеева. Получив разрешение видеть их, они поехали верхом ко двору, где стояли патриархи. Подъехав к воротам, они слезли с лошадей и пешком пошли ко двору, На середине двора их встретил Матвеев с полуголовами (7) Пазухиным и Изъединовым, а на крыльце архидиакон патриарха Александрийского Анастасий со старцами. Патриархи ожидали их в комнате и при входе их встали. Иван Богданович, помолясь образам, говорил патриархам приветственные речи, они же отвечали через переводчика архидиакона Анастасия. Благословив всех, патриархи сели, и подле Макария сел Иван Богданович. Посидев немного, Иван Богданович Хитрово и все бывшие с ним испросили благословения. А затем убыли из села в Москву.(8) Необходимо отметить, что по должности, которую занимал И.Б. Хитрово в приказе Большого дворца, ему приходилось во время царских обедов сидеть за патриаршими или посольскими поставцами, сопровождать иконы в крестных ходах и ездить по монастырям с царским кормом и милостынею.

Пребывание патриархов в Рогоже было недолгим, так как в царской грамоте Артемону Матвееву говорилось: "из Володимеря пошли октября в 24 день, а будут на подхожей стан на Рогожу октября в 29 день; и как к тебе ся наша грамота придет, и ты бы со святейшими вселенскими патриархи шел к нам великому государю к Москве не мешкав, чтоб тебе поспеть на подхожей стан в село Ивановское ноября к первому числу."

Что представляло собой село Рогожи в середине 17 века? Из материалов Холмогоровых мы знаем, что в 1646 году в селе было : " у церкви Николая Чудотворца во дворе поп Герасим, во дворе дьячок Ивашко Андреев, во дворе пономарь Алферко Кириллов, двор просвирницы, да за попом Герасимом на церковной земле 6 дворов бобыльских, да в селе ж ямщиков 44 двора."(9) Неудивительно, что Артемон Матвеев докладывал о скудости корма. Вероятно, для встречи патриархов могли быть привлечены жители близлежащих окрестностей. Интересным представляется тот факт, что ближайшим от Рогож селом Благовещенским (одноимённый посёлок входит в настоящее время в черту города) владел в это время родственник Ивана Богдановича Хитрово, также видный сановник стольник Михаил Григорьевич Хитрово.

Сейчас достаточно трудно определить, где конкретно в Рогоже происходила встреча патриархов. Известно, что самой древней улицей нашего города является Рогожская. Когда-то она была первой и единственной улицей села. На месте Богоявленского собора в 17 веке располагался деревянный храм Николая Чудотворца. Вероятно, храм тяготел к центру села. Изба для отдыха патриархов была, естественно, выбрана самая богатая и обширная. Это мог быть дом священника, где-то недалеко от церкви или где-то в районе пересечения нынешних улиц Рогожская и Соборная. Это могла быть и дворянская усадьба в Благовещенском в версте от Рогожи, где был "двор вотченников с деловыми людьми"

Из истории предка нашего города села Рогожи известно не много. Это в основном сухие строки архивных документов. Лично для меня это пока первое и единственное историческое событие 17 века связанное с селом Рогожи. Будем надеяться, что со временем таинственная муза истории Клио откроет нам новые страницы древней истории нашего города.

 

 

Алексей Симонов, краевед.

г. Ногинск.

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Книга седьмая. М., 1996. С. 260.

2. Макарий - Антиохийский патриарх, по происхождению араб. Возведён в сан патриарха в 1648 году. Известен в литературе благодаря произведениям своего сына Павла Алеппского.

3. Павел Алеппский. Путешествия Антиохийского патриарха Макария в половине XV 11 века. Перевод Г.А. Муркос. М., 1896-1900. 5 вып.

4. Дело о патриархе Никоне. Спб., 1897. С. 268.

5. Н. Гиббенет. Историческое исследование дела патриарха Никона. Спб., 1884. С.990.

6.Русский биографический словарь. Фабер-Цявловский. Спб., 1901. С.332.

7. Полуголовами или пятисотными в древней Руси назывались подчинённые голове или полковнику начальники в полках.

8. Родословная книга рода Хитрово. Спб., 1866. С. 110.

9. В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и сёлах XV 1- XV 111 ст.

Вып. 6. Вохонская десятина. М., 1868. С.12.

 

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы