«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

9 июня 2005 года

У церковных стен

К 400-летию Николо-Берлюковской пустыни Богородского уезда

В 2003 году исполнилось 175 лет обретения чудотворной иконы «Лобзание Христа Иудою», весьма почитавшейся в своё время в Богородском уезде святыни Николо-Берлюковской пустыни. Как известно, эта икона была явлена в те времена слепой крестьянке с.Кудиново Татьяне Ивановне Кузнецовой, о чём с тех пор было написано много статей вплоть до наших дней. Сегодня эта икона находится в церкви с.Воскресенское. Ну а Николо-Берлюковской пустыни, этому единственному на сегодняшний день в Богородском благочинии и Ногинском районе монастырю, в 2006 году исполнится 400 лет.

Как-то в одной из телепередач сообщалось о Николо-Берлюковской пустыни, о его истории и современном положении. Прошло уже более 80 лет, как этот монастырь был закрыт. С тех пор он так и остаётся многострадальной поруганной православной святыней. Он всё ещё находится в плену и до сих пор в действительности не передан верующим. Сейчас там, как и в годы гонений на Церковь, располагается московская специализированная психиатрическая больница со всеми вытекающими из этого последствиями. И то, что в последние дни в одном из храмов обители начались православные службы, не отменяет необходимости решить наконец судьбу монастыря как исторического и церковного памятника русского народа.

В упомянутой выше передаче было рассказано и о сравнительно недавнем надругательстве - о киносъёмках кинокомпанией "Таркфильм" в 1993 году фильма "Пистолет с глушителем" (автор проекта Арсен Ходанулиев, автор сценария и режиссёр Валентин Ховенко, актёры С.Юрский, Г.Винокур, А.Джигарханян и т.д.). Господами от "высокой культуры" со всеми натуралистическими подробностями были отсняты, а затем продемонстрированы на кино- и телеэкранах глумительные эпизоды с голыми женщинами в одном из храмов и на колокольне монастыря.

Вскоре после этих съёмок с колокольни на землю рухнул крест, который затем был перенесён верующими в близлежащую церковь села Воскресенское. Многие и не только верующие усмотрели в этом знак свыше, чтобы, наконец, вспомнить об этом монастыре, куда раньше шли паломники со всех краёв, и обратить на него свои взоры. И вопросы, которые они поставили, действительно, справедливые: можно ли и дальше обманывать себя, равнодушно взирать на творящееся глумление и благодушествовать, что всё хорошо?

А раньше в Николо-Берлюковскую пустынь регулярно совершались массовые паломнические крестные ходы, которые всей душой любил православный народ. Причина же этой любви заключалась в том, что в крестных ходах выражалась жизненная и совершенно естественная потребность русского человека открыто просить, благодарить и славить Бога. Ведь любой крестный ход заставля ет каждого христианина испытывать необыкновенный душевный подъ ё м и трепет во время его совершения. Крестными ходами встречали и провожали другие крестные ходы чаще с чудотворными иконами из различных церквей и монастырей Москвы и губернии. Монашествующие и паломники обносили чудотворными образами сёла, деревни, города и веси.

И, к счастью, о б этой необычайно большой любви предыдущих поколений д о нашего времени дошли свидетельства. В одном из протоколов Московской духовной консистории 1893 года о совершении крестных ходов в Московской губернии сообщалось следующее : "... кроме обхождений с крестным ходом селений издавна заведены крестные ходы для встречи и провожания святых чудотворных икон... каковые принимаются прихожанами с особенным усердием и благоговением ».

Крестные ходы были покаянные, благодарственные, оградительные (оборонительные), праздничные, соборные (объединенные). Их продолжительность составляла от нескольких часов до нескольких дней и более. Крестными ходами сопровождались престольные и другие большие религиозные праздники , освящения колодцев . Они совершались по случаю бездожди я , засухи, пожаров, эпидеми й, неурожая, градобития, порчи посевов, нашествия саранчи и червя, падежа скота, нападения врага и так далее. Народ считал все эти напасти , угрожавшие существованию людей , карой Божьей за их грехи . Поэтому крестные ходы являлись прежде всего общенародным покаянием, во время которого народ стремился искупить свою вину перед Богом, и в них всегда принимало очень большое число людей. Непременными участниками крестных ходов были дети – от мала до велика. Для них крестные ходы имели огромное духовное и воспитательное значение. Во время крестных ходов они быстрее воцерковлялись и на практике получали наглядные уроки истинного патриотизма. Участвовали даже беременные женщины, чтобы благополучно разрешились роды, что потом и происходило.

С иконами и хоругвями вс ё население обходило стон авш ие от жажды поля и пораж ё нные какой-либо болезнью и напастью селения. Продолжались они от нескольких часов до нескольких дней. Для этого часто испрашивали чудотворные иконы из известных монастырей и храмов . Так в восточной части Московской губернии это были иконы «Лобзание Христа Иудою» из известной Николо-Берлюковской пустыни, Преподобного Саввы Сторожевского из Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, Преподобного Сергия Радонежского из Московской Сергиевской церкви в Рогоже, Иерусалимская икон а Божией Матери из Бронниц, Коневская ("Голубица" ) и Казанская икона Божией Матери из с. Кудинова, а также Тихвинская икона Божией Матери и Преподобного Стефана Махрищского из Стефано-Махрищского монастыря, Кипрская икона Божией Матери из Стромыни (последние пять икон из Богородского уезда).

Пред иконами совершались молебны, обносили ими деревни, поля и крестьянские дворы, у которых заранее разбирали изгороди. Огромные иконы несли на больших деревянных специальн о сделанных станках- носилках на плечах по несколько мужчин. Болящие и все желающие обязательно проходили под чудотворной иконой с горячей молитвой , чтобы получить через святыни просимые у Бога исцеление и благодать. Встречать иконы и крестный ход выходили задолго до его появления в праздничных одеждах, с горящими свечами, цветами, берёзовыми ветвями целыми семьями, с детьми и болящими. Под ноги крестоходцам (идущим крестным ходом) кидали живые цветы, ветви деревьев и скошенную траву. Возле каждого дома в деревне ставили стол с самой красивой скатертью, на который устанавливали икону, свечу или лампаду и угощение. Жизнь сама показывала, как примешь крестный ход или Божьего странника, так и Господь тебе воздаст. Молитва же о своих домочадцах и близких такого большого числа участников крестного хода да ещё пред чудотворным образом очень многого стоила, поэтому на угощение не скупились. Выкладывали припасенные соленья и варенья, сушёные грибы и пироги, фрукты и овощи, испеченный хлеб, вяленую рыбу и многое другое. Крестоходцам всегда и обязательно предоставлялся ночлег. Если крестный ход приходил на источник, колодец или водоём, то там после молебствия обязательно совершалось омовение. Во время совершения крестного хода на церквах, где он шёл, не смолкал колокольный звон.

Благочестивый народ хранил в своей памяти события, в честь которых совершались крестные ходы, и чтил давние традиции, передавая их следующим поколениям. Некоторые крестные ходы становились памятными, традиционными.

Одной из замечательных православных традиций наших мест, к сожалению, прерванной после 1917 года и не восстановленной до сих пор , и являлись многолюдные паломнические крестные ходы в Николо-Берлюковскую пустынь . Один из них был совершён 14 и 15 августа (ст. ст.) 1912 года на Успение Пресвятой Богородицы . Его описал московский священник Фёдор Введенский из Никитской церкви, что в Татарской слободе, в « Московских церковных ведомостях » №39 за 1912 год:

«14 и 15 августа прихожане церкви села Каменки (ныне г.Электроугли – прим. автора) Богородского уезда совершили паломничество в Николаевскую Берлюковскую пустынь с благословения Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Московского и с разрешения господина губернатора.

14 августа близ обширного села Каменки в 5 часов утра была совершена литургия, а затем молебен напутственный. Литургию и молебен совершал настоятель храма, организатор паломничества и руководитель священник о.В.В. Крылов, пел местный хор певчих. В храме собралось много прихожан, которые приготовились к паломничеству в Берлюковскую пустынь, отстоящую в 25 верстах от с.Каменки. Паломники вышли в 8 часов утра из храма с хоругвями и иконами; священник шел в облачении с крестом в руках, украшенным живыми цветами; паломники пели церковные песнопения.

В 4-х верстах от села Каменки паломников встретили жители села Кудинова с крестным ходом, во главе которого был настоятель храма священник села Кудинова о. Иоанн Покровский. Паломники вошли в храм села Кудинова, где был отслужен торжественный молебен. По выходе из храма к паломникам присоединились прихожане села Кудинова. Соединенные двух приходов паломники прибыли в обширное торговое село Купавну, где также были встречены с крестным ходом, во главе с настоятелем, священником о. Дмитрием Богоявленским. Здесь для паломников был сделан небольшой отдых. После отдыха паломники уже трех приходов: сел Каменки, Кудинова и Купавны, отправились в Берлюковскую пустынь, причем от каждого прихода они несли свои хоругви и иконы, так что всего было 12 пар хоругвей и много икон. На пути паломников встречали прихожане села Лосиный завод (ныне г. Лосино-Петровский - прим. автора ) с крестным ходом во главе с настоятелем, священником о. Николаем Ансеровым. В попутных селах, лежавших в стороне от следования паломников, производился торжественный колокольный звон.

В 6 часов вечера паломники в количестве свыше 2000 человек прибыли в Берлюковскую обитель, где их встретила братия монастыря с крестным ходом при торжественном колокольном звоне; навстречу выходил настоятель монастыря иеромонах о. Петр. Подкрепившись немного, паломники отправились в храм ко всенощной, которую совершала старшая братия обители в сослужении пришедшего с паломниками священника села Каменки о. В. В. Крылова. За ранней литургией многие паломники приобщились святых Христовых Тайн. Позднюю литургию совершал настоятель обители о. Петр с братией и священник о. Василий, который вместо причастного стиха произнес назидательное слово.

После литургии паломники отдохнули и в 1 час с крестным ходом выбыли обратно, причем из обители взята была чудотворная икона «Лобзание Иуды» (или «Лобзание Христа Иудою» — прим. автора ) , которую в этот день обычно приносят для служения молебнов в село Купавну. Крестный ход провожал свыше 5 верст настоятель обители о. Пётр. Сопровождавшие крестный ход священнослужители всю дорогу читали акафист Спасителю, а паломники с захватывающим религиозным энтузиазмом пели припевы и тропари. В лежащих попутно селах духовенство и жители встречали паломников с крестным ходом; в селениях служились молебны под открытым небом, при общенародном пении.

Паломники вернулись в село Каменку в 9 часов вечера, пришли в храм, где был совершен благодарственный молебен. Во все время туда и обратно паломники пели церковные песнопения. Картина шествия паломников была величественная.

В Берлюковской пустыне по распоряжению о. Петра паломникам был радушно предложен ночлег, чай и трапеза».

Спустя 4 года в те же числа жители тех же сёл и деревень повторили этот замечательный крестный ход.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.