«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

31 мая 2005 года

Богородские староверы Власть и общество

К взаимоотношениям православных и старообрядцев в гуслицких селениях в середине XIX века (из фондов центральных архивов)

Публикация Е.Маслова

Господину Московскому Военному генерал-губернатору. Секретно. 7 мая 1861 г.

… Признав необходимым иметь более подробные и обстоятельные сведения о состоянии раскола в Богородском уезде и степени влиянии его на православное население действительный статский советник Корнилов поручил чиновнику по особым поручениям Скородумову произвести тщательное секретное дознание… Оказывается: 1) Гуслицкая волость, в которой проживает почти исключительно раскольническое население, заключает в себе до 40 селений и разделена на 4 прихода по храмам: во имя Рождества Пресвятой Богородицы; Воскресения Христова, Святой Троицы и Воздвиженья Животворящего Креста Господня. 2) по отношению к расколу Гуслицкая волость ровным образом делится раскольниками на приходы, которых считается семь, с попом в каждом. Так в казенной деревне Шувое богослужение осуществляет открыто проживающий там раскольник, купеческий сын Семен Епифанов, слывущий за благочинного; в деревне Заволенье – поп Кузьма; в деревне Беливе – Иван Михайлов; в деревне Козловой – Демид Федоров и в деревне Слободищах – московский мещанин Александр, ныне отправившийся на Кавказ для исправления раскольничьих обрядов. 3) В настоящее время в Гуслицкой волости находится 16 часовен без престолов из числа 38, считающихся дозволенными в Богородском уезде. Из них 6 часовен пришли уже в ветхость, а одна угрожает падением. В двух часовнях, находящихся в деревнях Куровской и Сенькиной, допущены самовольные починки. 4) Малочисленность православных, проживающих среди раскольников, сама по себе ставит их в затруднительное положение, а как при том в помещичьих имениях Гуслицкой волости почти все бурмистры из раскольников, то, при отсутствии помещиков и личных их распоряжений в имениях, раскольники позволяют себе в отношении православных стеснительные действия и нередко угрозы и даже побои. В последнее время было обнаружено в отношении единственного при 400 дворах православного семейства в деревне Слободищах – крестьянина Максима Каштанкина, который приносил Высокопреосвященнейшему Митрополиту жалобу на бурмистра Герасима Парфенова, стеснявшего Каштанкина в перестройке дома и грозившего ссылкою в Сибирь. Хотя бурмистр Парфенов и был устранен помещиком, по предложению губернского начальства, от управления имением и заменен на православного, но влияние его, как дознал господин Скородумов, и по ныне не прекратилось. 5) Вместе с этим свободный переход раскольников в православие затрудняется неприязненным расположением оставшихся в расколе односеленцев, которые прекращая с отпадшим от раскола все отношения, преграждают им даже возможность к занятию промыслами и пользованию другими выгодами по принадлежности их к крестьянскому обществу, ибо хозяева-раскольники отказывают им в работе. Иногда же новообращенные терпят еще большие стеснения, прикрываемые формой законности. 6) Не менее вредное влияние на православное население имеет свободное и главное открытое исполнение раскольниками своих обрядов и богослужений. Для убеждения народа в позволительности этого порядка раскольники ложно основываются на разрешении Правительства… Часовни в Гуслицкой волости снабжены колоколами, повешенными вблизи, или среди селений, под предлогом подачи сигнала на случай пожара. Подвижные полотняные церкви действительно существуют и, по собранным господином Скородумовым сведениям, находятся в в д. Шувой у раскольничьего попа Семена во имя Святой Троицы, в деревне Абрамовке у купца Евдокима Егорова Морковкина во имя Святителя чудотворца Николая, в деревне Ляховой у попа Ивана Ларионова и в деревне Заволенье у мещанина Кузьмы Алексеева. В прошлом году в Духов день одна из таких церквей была раскинута для богослужения в перелеске за деревней Шувой с колоколами на деревьях, при значительном стечении народа.

При таких условиях состояния раскола новообращенные в православие колеблются в своих убеждениях и случаи отпадения от Святой церкви чаще повторяются. Так церковь села Давыдова совсем почти не посещается, хотя у ней считается до 400 человек прихожан. По приходу Воскресения Христова насчитывается до 150 человек перешедших в раскол.

Письмо №295 от 7 мая 1861 года на бланке Министерства внутренних дел, начальника Московской губернии.

ЦИАМ, ф. 16, оп. 110, д. 1337. Дело о противозаконных действиях раскольников сел: Гуслиц, Слободищи, деревень Поминовой, Беливой и Сенькиной. Начато 28 декабря 1860 года. Л. 3 – 6.

 

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.