«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

22 марта 2008 года

Богородские староверы

Икона Священномученик протопоп Аввакум, священномученик Павел епископ Коломенский, священномученик диакон Феодор, преподобномученик инок Епифаний и священномученик иерей Лазарь

 

Икона Священномученик протопоп Аввакум, священномученик Павел епископ Коломенский, священномученик диакон Феодор, преподобномученик инок Епифаний и священномученик иерей Лазарь. Гуслицы. Конец XIX в. Из Покровского собора на Рогожском кладбище

Священномученик протопоп Аввакум, священномученик Павел епископ Коломенский, священномученик диакон Феодор, преподобномученик инок Епифаний и священномученик иерей Лазарь. Гуслицы. Конец XIX в. Из Покровского собора на Рогожском кладбище

Дерево, левкас, темпера. 11,3х10,7 см.

Происходит из семьи егорьевских купцов-старообрядцев Кутаковых, затем — в собрании егорьевского коллекционера Г.Г. Юдина. В марте 1971 г. передана собирателем в Покровский собор.

На иконе представлены выдающиеся деятели старообрядческой церкви. В центре, фронтально — протопоп Аввакум, который правой рукой, в жесте благословения, держит крест, а левой — развернутый свиток и книгу. По сторонам от него стоят диакон Феодор с кадилом в правой руке и ладаницей в левой и инок Епифаний, благословляющий правой рукой, с книгой в левой руке, покрытой мантией. По краям, на одном пространственном плане с протопопом Аввакумом, в более сильном повороте к нему — Павел епископ Коломенский и иерей Лазарь, оба с крестом в благословляющей деснице и книгой в левой руке. Вверху, в клубящихся серых облаках — полуфигура благословляющего Христа. Фон и нимбы — золотые. Небеса над Христом очерчены полукругом с цированными лучами. На полях — цированный орнамент. На одеяниях моделировка исполнена твореным золотом. Личное письмо с сильно выбеленным охрением и подрумянками. На обороте иконы, в рамке арочной формы — надпись полууставом: «Даждь намъ / Б(о)же Отче и С(ы)не единородный / Ис(у)се Хр(и)сте и С(вя)тыи Д(у)ше, подвигомъ / добрымъ подвизатися и течение доко/нчати и веру соблюдати и венецъ / oт вседержительныя ти руки прияти. / И по многихъ мученияхъ / изгнании и заточении въ Пустоозерскомъ / остроге и паки второе языки отрезаша / священномученику Лазарю и Епифанию отцу / и с(вя)щеннодиякону Феодору страдальцу и / исповеднику и руки имъ отсекли: Лазарю / по завой, Епифанию и Феодору персты отсекоша. / И паки глаголали и слово Б(о)жие исповедали. / И о истинней вере православной многь на/родъ божественнымъ писаниемъ утвердиша и / проповедаша. Нечестивыхъ же и отступниковъ / и еретиковъ в конецъ обличиша. Последи же / со отцемъ Аввакумомъ протопопомъ постра/даша от нeчестивыхъ еретиковъ никониянъ, / огню предани быша. И тако скончашася о Христе / И(су)се Г(оспо)де нашемъ, ему же слава во веки. Аминь». Ниже приписка скорописью: «См. материялы для истории раскола Субботина». Данную приписку следует, видимо, рассматривать как общую отсылку к известному изданию (Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н.И. Субботина. М., 1875—1895. 9 т.), а не как указание на конкретный источник текста. Рисунок фигур, трактовка условного объема, формы орнамента и краски иконы свидетельствуют о том, что она возникла в конце XIX в.

 

Источник: http://kotlovka.ru/pgalery/thumbnails.php?album=72&page=12

 

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.