«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

6 мая 2007 года

Орехово-Зуево

Из истории связей Егорьевского уезда Рязанской губернии и Гуслиц

С.С. Михайлов

Гуслицы - самобытный старообрядческий край на востоке Подмосковья, расположенный ныне в основном в южной половине Орехово-Зуевского района. Со времён Ивана Калиты до административной реформы Екатерины Второй существовала волость Гуслица («Гуселецкие волости»). В XVIII в.. согласно данным Н Ордынского, волость включала 44 населенных пункта [1]. Затем, после упразднения волости, ее земли вошли в состав Богородского уезда Московской губернии. Ее название сохранилось благодаря местному старообрядческому населению, создавшему здесь уникальную культуру. Впоследствии в состав Гуслиц вошли и некоторые соседние земли к северу и западу от древней волости: Заход (Давыдове, Ляхово. Барская, Гора, Костино, Елизарове), Молоково, Соболево, Коротково и др . На всей этой территории сформировалась и бытовала самобытная культура старообрядцев-гусляков Последние вплоть до середины XX столетия имели четкое самосознание, отличное от соседей, даже близких им территориально о и культурно. Понятно, что Гуслицы, даже оказавшись в составе одного уезда, были перекроены административно По состоянию на вторую половину XIX в. собственно Гуслицкая волость представляла территорию Ильинской, Беззубовской и Дорховской волостей, некоторые селения прежней Гуслицы (Беливо, Заволенье, Куровская, Анцифсрово) вошли в состав Запонорской волости, которая в свою очередь включала деревни уже новых Гуслиц. Частично Гуслицы (Молоково, Смолево, Соболево и др) входили в состав Карповской волости. Практически во всех населенных пунктах Гуслиц население именовало себя «гусляками», что значительно облегчает определение границ края. Под этим именем они также были известны соседям и жителям многих других регионов.

Одной из проблем изучения Гуслиц является определение точных границ этого региона. Если с прежней волостью Гуслица все ясно - входившие в её состав населенные пункты известны, то Гуслицы XIX - начала XX вв в литературе определить нелегко. Многие исследователи-краеведы, к примеру В И. Смирнов из Егорьевска, по старинке признают только прежнюю волость Другой крайностью является причисление к Гуслицам всего старообрядческого востока современного Подмосковья. Эта традиция восходит еще к дореволюционным сочинениям авторов, которые фактически не были знакомы с Гуслицким краем, его особенностями. К примеру, в Новом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона начала XX в читаем: «Гуслицы - местность в юго-восточной части Богородского уезда Московской губ., отчасти заходящая и в соседние уезды: Покровский (Владимирской губ), Егорьевский (Рязанской губ) и Бронницкий (Московской губ)» [2]. Автор неплохого путевого материала, опубликованного в нижегородском журнале «Старообрядец» в 1906 г.. посвященного поездке в мае 1905 г. в Егорьевск и Гуслицы, некто Ив Захаров, в самом начале повествования пишет, что ему довелось побывать «в Егорьевске и в знаменитой у старообрядцев Гуслице», но дальше он определяет Гуслицы как некий треугольник, «который образуегся на карте Российской Империи тремя пунктами Богородск, Орехово-Зуево и Егорьевск» [3]. Подобных примеров можно привести немало. Одними из немногих дореволюционных авторов, кто пытается дать точную информацию о размерах Гуслиц, являются сотрудники миссионерских «противораскольнических» изданий, типа «Братского слова», которые в силу специфики своей деятельности обязаны были знать край, в котором им предстояло осуществлять свою деятельность. Не менее точное определение состава поздних Гуслиц дают и авторы заметок газеты «Московский листок», писавшие под рубрикой «От нашего корреспондента». Просматривающаяся в этих материалах идентификация гуслицких населенных пунктов совпадает с распространением самоназвания «гусляк» и особенностей гуслицкой культуры и её локальных вариантов. В этих материалах рассказывается и о локальных частях Гуслиц, типа «Захода» и «Запонорья», которые имели свои особенности, хотя у миссионеров «Братского слова» оба утих края слиты в единое целое и раздуты до размеров всей административной Залонорской волости 4. Границы, к примеру, гуслицкого Захода, являющегося одной из интереснейших частей Гуслиц ХIХ-ХХ вв, представляемые корреспондентами «Московского листка», почти полностью, за исключением деревни Яковлевская, совпадают с теми, что в ходе полевых исследований установлены автором по опросам старожилов.

Что же относительно старообрядческого востока современного Подмосковья, куда входят и некоторые земли Егорьевского уезда Рязанской губернии, то он включает в себя наряду с собственно Гуслицами, ряд других, не менее самобытных регионов: Гжель, Вохну (Павлово-Посад и окрестности), Загарье (между Гуслицами и Вохной), Патриаршину (до начала XX в. - Кудыкинская волость Покровского уезда Владимирской губернии, ныне земли городов Орехово-Зуево, Ликино-Дулево и их окрестностями, а также и один из старообрядческих углов Егорьевского уезда, располагавшийся вокруг уездного центра, в непосредственной близости от Гуслиц. Все эти территории находились рядом, имели немало общего, но в то же самое время каждый из них являлся самобытным регионом, со своими экономическими, культурными и прочими особенностями, требующими отдельного исследования и подхода. Поэтому включать их скопом в состав Гуслиц было бы неверно.

В данной рабою нам хотелось бы вкратце коснуться одной из интересных и практически не исследованных тем: связи Гуслиц и соседнего г. Егорьевска Рязанской губернии. Разумеется, взаимные контакты этих двух регионов были значительным по всем направлениям. Здесь мы только расскажем о некоторых связях гуслицкого и егорьевского старообрядчества, а также о взаимодействии на «темном» гуслицком поприще - криминальной культуре.

В результате административной реформы императрицы Екатерины Великой Гуслицкий край оказался в дальнем юго-восточном углу Богородского уезда - самого крупною в Московской губернии. Гуслицы изобиловали глухими лесами и болотами, находились фактически в противоположной части уезда от Богородска. Ближайшим к Гуслицам, особенно к их южной части, городом вплоть до 1917 г. был Егорьевск Рязанской губернии, преобразованный из с. Высокого (Егорий Высокий) в результате той же екатерининской реформы в 1778 г. К тому же Егорьевск располагался в северо-западном углу своего обширного уезда и до ближайшего селения Гуслиц от него был не более10 верст. Разумеется, население Гуслиц не могло не поддерживать с Егорьевском тесных связей, особенно в период его промышленного роста с середины XIX в. Гуслицы также были в этот период краем промышленно развитым, местные фабриканты поддерживали тесные связи с Нижегородской ярмаркой и тем более не могли не обращать внимания на соседний город, где также регулярно проводились ярмарки и базары, на которых можно было сбыть свой товар, завести новые торговые связи и т п. В самих Гуслицах, где в значительной части селений ко второй половине того же столетия появляется немалое число предприятий, прежде всего текстильных, основными экономическими центрами были села Ильинский Погост (село Гуслицы - древний центр волости) и Рудня. В них регулярно устраивались ярмарки и базары, привлекавшие производителей и покупателей не только со всех Гуслиц, но и из ближайших регионов, прежде всего из того же Егорьевска и селений его уезда. Описывая Ильинский Погост и Рудню этого времени, авторы заметок «Московского листка» отмечают, что в торговые дни они были более похожи на уездные города, нежели на сельские населенные пункты [5].

Понятно, что из гуслицких селений в соседний Егорьевск проходила и миграция населения. Немалая часть егорьевцсв, особенно выходцев из старообрядческих семей, имеет гуслицкие корни Этот процесс продолжается до сих пор. За исключением нескольких селений, которые мы укажем ниже, Гуслицы ныне административно входят в состав Орехово-Зуевского района Подмосковья, составляя значительную долю его южной части. Гуслякам неудобно поддерживать связь с расположенным далеко от них райцентром, вследстве с чего всегда имело место тяготение к Егорьевску, который значительно ближе и имеет с южной частью Гуслиц прекрасную автобусную связь. На протяжении многих десятилетий гуслицкая молодежь поступала на учебу в средние и средние специальные учебные заведения Егорьевска, после чего многие и оседают в городе. Установить даже примерный процент егорьевцев, имеющих гуслицкие корни, на данный момент не пытался никто.

В мае 1922 г. г. Егорьевск и его уезд были переведены из состава Рязанской губернии в Московскую. За этим последовали и некоторые перекройки административных границ, в результате которых Ильинская волость, в составе которой оказались прежние е гуслицкие Ильинская и Беззубовская волости, включавшие немалое число гуслицких селений, в 1922-1929 гг. находилась в составе Егорьевского уезда. Впоследствии она была переведена в новообразованный Куровской район, вошедший в свою очередь в 1959 г. в состав Орехово-Зуевского. В Егорьевском районе осталось шесть населённых пунктов Гуслиц: Челохово, Горшково, Панкратовская, Гридино, Шувое и Нареево ( в настоящее время слилось с Шувое).

Гуслицы - это прежде всего край старообрядческий. Несмотря на то, что часть жителей местных селений принадлежала к православной церкви, «гусляк» означало прежде всего старообрядец и гуслицкая культура - чисто старообрядческая. Представители новой веры в её создании участия не принимали. Егорьевский уезд в прошлом был одним из самых «старообрядческих» в Рязанской губернии. В самом Егорьевске также существовала крепкая старообрядческая община белокриницкой иерархии. О миграции гуслицких старообрядцев в Егорьевск мы уже упоминали. Но хотелось бы узнать, не связано ли возникновение компактного староверческого массива вокруг Егорьевска именно с расположением города и окрестных селений возле Гуслиц? Если смотреть по карте, то и Гуслицы, и селения располагавшейся рядом с Егорьвском Нечаевской волости, где проживало немало староверов, являются частью одного «массива», включавшего старообрядческие селения Гуслиц, Гжели, Патриаршины, смежных территорий Бронницкого и Коломенского уездов. В ряде селений Егорьевского уезда до сих пор можно услышать предания старожилов, что их предки-старообрядцы пришли из Гуслиц. Об этом, к примеру, помнят потомки староверов д. Соколово. Поэтому можно предполагатъ, что егорьевское старообрядчество в прошлом именно гуслицкого происхождения. В опубликованном в 1914 г некрологе одного из виднейших егорьсвских старообрядцев, Истра Григорьевича Брехова, отмечаем: «Егорьевское старообрядчество весьма древнее, как и вообще старообрядчество лежащей обок Егорьевска известной Гуслицы». Правда далее автор пишет, что город считается «столицей» Гуслицы, хотя берет слово «столица» в кавычки [6]. Это единственное, найденное в дореволюционной периодике и литературе наименование Егорьевска «Гуслицкой столицей». Этого не писали даже авторы, которые упорно пытались включить в состав Гуслиц земли Егорьевского уезда Даже процитированный выше «Брокгауз и Эфрон» центром Гуслиц справедливо называет древний волостной центр - с Ильинский Погост [7].

16 июля 1912 г в Егорьевске состоялся старообрядческий благочиннический съезд Московской епархии, куда входили в том числе и гуслицкие приходы. [8]

Но все же в духовном плане Гуслицы были, в отличие от старообрядческого мира Егорьевска и его уезда, мощным центром всероссийского значения и если Егорьевск и притягивал гусляков, то только в экономическом и криминальном, о чем мы ещё расскажем, планах. В Гуслицах были развиты книжность, иконопись, литейное дело. В гуслицких селениях, где соседствовали старообрядцы-неокружники и приверженцы официальной «Рогожки», развивалась полемическая литература. Гуслицы имели важные, по местным меркам, духовные центры, вроде селения Беливо и находившихся прежде вблизи него знаменитых беливских скитов и монастырей. Егорьевское старообрядчество этого не имело. До середины XX в Егорьевск и окрестные селения не играли какой-либо важной роли в духовной жизни староверческих Гуслиц. В 1947 ситуация несколько изменилась В этот год в с. Алешине Егорьевского района (прежде Нечаевской волости), был открыт, в ответ на просьбы верующих Георгиевский храм в сам| городе, как старообрядческий бывший храм господствующего исповедания. Он стал важнейшим духовным центром белокринниких старообрядцев Егорьевска, Егорьевского, Воскресенского, Коломенского районов, значительной части Куровского района, в который входила большая часть Гуслиц. На алёшинский приход многие гусляки были ориентированы вплоть до 1996 г., когда был открыт старообрядческий храм в самом Егорьевске. С этого момента Алешино, оставшееся без ушедшего в Егорьевск священника и последовавших за ним прихожан, начинает переживать период упадка, который закончился в конце октября 2004 г.. когда решением Освященного Собора старообрядческой Митрополии Московской и веся Руси при храме в Алешине был открыт мужской старообрядческий монастырь. Пока новая обитель находится в начальной стадии своего существования и практически на данный момент не известна гуслякам, но предполагается, что в дальнейшем она станет играть важную роль в духовной жизни всего региона, включающего Егорьевский и Орехово-Зуевский районы.

Рассказывая о Гуслицах, нельзя не упомянуть о «веселой» славе этого края. В отличие от большинства других регионов, Гуслицы в прошлом имели свою «тёмную» специфику. Расположенный в глухом «углу», среди лесов и болот край, находившийся рядом с границами двух соседних губерний, где легко было скрываться от своей полиции иты в XIX в становится своеобразным «криминальным отстойником», где были развиты разбой, конокрадство, фальшивомонестчество, сбор «на погорелое» и т п Это отмечают многие авторы той поры и корреспонденты выходивших в то время газет. «Криминальная культура» Гуслиц отражена и в исторической памяти, и в фольклоре и самого края, соседних местностей. Для жителей многих регионов, куда гусляки наведывались собиря «на погорелое», сбывать фальшивки и т п, «гусляк» означало «человек без совести и чести». Гиляровский, упоминая о местных фальшиводелателях, даже цитирует типичную для этих мест фразу, которую можно услышать от заходящих друг к другу соседей: «Дайка купонной машинки, попечатать надо. на базар еду» [9].

Если на сборный промысел гусляки уходили либо в Москву, либо в относительно дальние губернии, то со сбытом фальшивок, разбоем и конокрадством был также тесно связан Егорьевск. Фальшивки сбывали на ярмарках и базарах в Ильинском Погосте, на Рудне, хотя это было довольно опасно. Егорьевск же был расположен хотя и рядом с Гуслицами, но все же в соседней губернии, где московская полиция не имела права хозяйничать. По словам старожилов многих гуслицких деревень, где прежде изготавливались фальшивки, к примеру прекрасного знатока истории родного края Н.С. Самошина из Анцнферово, 1921 г. р., его земляки в прошлом сбывали в Егорьевске фальшивки довольно часто. Причем в городе были свои подельники-перекупщики, которые помогали это делать. Информатор не уточнил, были ли эти перекупщики из осевших в городе гусляков, или же местные обыватели. Но все же чаще изготовители фальшивок на свой страх и риск лично пытались всучить деньги собственного монетного двора лвочнику или крестьянину, торгующему на базаре.

Для гуслицких конокрадов, которыми особенно славился в прошлом Заход (Костино, Елизарово), Егорьевск был основным местом сбыта угнанных лошадей. На ярмарке в относительно крупном соседнем городе это было сделать намного легче, чем гнать коней в Москву, Богородск и др места. В гуслицких деревнях до сих пор немало старожилов, помнящих о существовании этого «промысла» и его деталях. Как и у части фальшивомонетчиков, у конокрадов в Егорьевске были свои гюдельники, которые помогали избавиться от угнанной лошади, а в случае обнаружения и провала - убежать от полиции. Существование конокрадства в Гуслицах имело и свое «этнокультурное» влияние на соседние земли Егорьевского уезда. В одном из номеров «Московского листка» за 1884 г. имеется любопытный материал о конокрадах Нечаевской волости Егорьевского уезда, расположенной в непосредственной близости и от города, и от гуслицких селений. Кстати, к этой волости, как уже говорилось, и относились многие селения уезда по р. Гуслица с значительным старообрядческим населением. Автор заметки пишет, что у нечаевскнх «лошеводов» были тесные отношения с «соседними гуслицкими лошеводами; у них шла взаимная передача краденых лошадей» [10]. Следует заметить, что корреспондент не причисляет нечаевцев к гуслякам, для него это совершенно разные люди, не взирая на общий криминальный бизнес, но о проблеме попыток идентификации Егорьевского края ках части Гуслиц скажем ниже.

Играл важную роль Егорьевск и в еще одном из ключевых криминальных гуслицких промыслов - разбое Одна из спсцифик гуслицкого разбоя заключается в том. что его представители, как правило, вели себя довольно деликатно в самих Гуслицах и на сопредельных территориях. Малоимущую часть населения старались не грабить, своих, местных | фабрикантов не грабили, а подвергали тому, что мы сейчас называем рэкетом, да и то весьма умеренной форме. Именно поэтому все рассказы в гуслицких селениях о разбойниках, начиная с знаменитого Василия Чуркина и оканчивая вожаками банд 1920-1930-х гг. Кабане, Смирнове и др., записанные мною начиная с 2001 г., более напоминают легенды о Робин Гуде, нежели повествования о жестоких грабителях: бедных не грабят, а наоборот им помогают, богатых облагают регулярной данью, но не непомерной и т. п Сюжеты местного фольклора о гуслицком разбое это отдельная тема. Главными же жертвами на «большой дороге» становились, согласно рассказам старожилов, проезжие торговцы, направлявшиеся с товаром или большими суммами денег на ярмарки в Егорьевск. В последнем у разбойников также были свои люди, своя «разведка». Последняя через болтливых приказчиков и слуг выясняла, кто, когда и с чем должен ехать из города или в город. В глухом, безлюдном месте на дороге обоз уже поджидали.

Таким образом Егорьевск как ближайший городской центр занимал далеко не последнее место в жизни гусляков - носителей элементов местной «криминальной» субкультуры. Вот здесь скорее всего и кроется одна из причин наименования автором некролога П. Г. Брехова Егорьевска «столицей» неспокойных Гуслиц. Работа по выявлению материалов по этой интересной и почти неизученной связи начата не так давно и хочется надеяться, что дальнейшая работа с полевыми, архивными магериалами дореволюционной региональной периодикой даст в этом плане еще немало интереса информации.

В последнее время среди части егорьевской интеллигенции, прежде всего свшязанной с местным музеем, сложилась точка зрения, что Егорьевск является частью Гуслиц и, мало того, этот город является и их центром. Это мотивируется прежде всего тем, что Гуслицы и Егорьевск имеют тесные соседские связи, многие егорьевцы корнями происходят из гуслицких деревень и тем, что Егорьевск расположен на берегах р. Гуслицы (по-егорьсвски - Гуслянки) «Гуслицей в древности называли протянувшуюся вдоль р Гуслицы (притока р. Нерской, впадающей в Москву-реку) местность на юго-востоке Московской области, охватывающую территорию современных Орехово-Зуевского и Егорьевскою районов» [11]. Но Гуслицы, хотя и обязаны происхождением своего названия р. Гуслица, со времен древней волости занимали не все пространство по ее течению, а только нижнюю его часть. Мало того, немало исконных гуслицких село располагается вдали от реки. В культуре и самосознании гусляков река не играла никой роли. В 2002 г. мне пришлось собирать полевой материал в старообрядческих селах прежнего «угла» Егорьевскою уезда, которые расположены вблизи берегов Гуслицы и в непосредственной близости (несколько километров) от селений Гуслицкого края. Старожилы, несмотря на то, что идентичны гуслякам по вере и территориально близки, не только не отождествляли себя с ними, но даже наоборот, противопоставляли себя им. Представляется, что относить их к гуслякам не имеет смысла. Давнее наличие в Егорьевске значительной гуслицкой диаспоры также не дает основания считать город частью самобытной местности, откуда эта диаспора происходит. Тем более что нынешнее «присвоение» частью городской интеллигенции «гуслицкого наследства» имеет чисто коммерческие мотивы испольювание элементов материальной культуры гусляков прежде всего применявшуюся прежде при оформлении заставок рукописных певческих книг «гуслицкую роспись».

И Гуслицы, и Егорьевский край, несмотря на соседство и обилие схожих черт культуре, историческом, экономическом развитии, являются двумя разными самобытными регионами, каждый со своей спецификой. При детальном изучении это очень хорошо просматривается. Исследование такого интересного вопроса, как связь Гуслиц и Егорьевска, Гуслиц и остальной территории Рязанского края, только начинается. Можно надеяться, что оно в дальнейшем принесет немало интересных результатов.

Примечания

[1] Ордынский Н. О народных названиях местностей Московской губернии // Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии - М , 1864. - С. 41-42

[2] Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., б. г. - Т. XV. - С.316.

[3] Захаров И. Егорьевск Гуслица // Старообрядец. - Н. Новгород, 1906. - № I. - С. 91-99.

[4] См. например, Братское слово - М., 1888. - №4. - С. 287; Московский листок 1883.-.№278.-8окт.; 1886. -№ 212.-2 авг.; 1884.-№ 177. - 29 июня и др.

[5] Московский листок. - 1883. - №301. - 31 окт; 1884. -№ 190. - 12 июля; 1883 № 270. - 30 авг.

[6] Петр Григорьевич Брехов (+) // Старообрядческая мысль - М., 1914 - № 3 - С. 286-286

[7] Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, там же

[8] Благочинничсский съезд в Егорьевске // Церковь. - М.. 1912. - № 32. - С. 778

[9] См например, Гиляровский В. А. Москва газетная // Собр соч в 4-х т. - М., 1999. - С. 105-108.

[10] Московский листок. - 1884. - № 266. 26 сент

[11] Артёмова Н.Н. Жизнь Гуслицкой волости на страницах церковно-приходской летописи // Краеведческие исследования (краеведение и местные общества). Вып. 2. Рязань, 2004. - С. 29

 

Вестник Российского Фольклорного Союза. №3 (14). 2005. Стр. 12-17

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.