Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему»
Книга пророка Иеремии. (6, 16)

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
20 марта 2005 года

Богородские староверы

О судьбе старообрядческого священника

В 1861 году в имении княгини Голицыной в деревне Заволенье в часовне местные старообрядцы установили «полотняную церковь» и «бывший крестьянин, а ныне вольноотпущенный Косма Алексеев Сорокин после литургии совершил чин водоосвящения».

Об этом факте среди других «противозаконных» деяниях старообрядцев московскому военному губернатору Павлу Алексеевичу Тучкову сообщил митрополит Филарет (Дроздов)*. Тогда же за Кузьмой Сорокиным был установлен полицейский надзор.

В 1903 году, когда Кузьме Сорокину исполнилось уже 80 лет и он состоял мещанином Павловского Посада, полицейский надзор еще не был снят**. Ходатайства о снятии надзора в 1904 году дошли до Священного синода. Заключения синода и митрополита московского гласили о «нежелательности освобождения Сорокина от полицейского надзора».

Черту подвел великий князь Сергей Александрович, тогдашний московский генерал-губернатор. В письме Министру внутренних дел он писал: «Я со СВОЕЙ стороны не настаиваю на снятии с Сорокина этого надзора»***.

Митрополит Филарет (Дроздов) бдительно следил за раскольниками и его переписка по вопросам раскола довольна обширна. В частности, в письме П. А. Тучкову от 23 декабря 1860 г. он просит военного губернатора произвести секретное дознание на предмет того, что: «… раскольнические лжесвященники совершают богослужения церемониально, имеют подвижные полотняные церкви, служат в старых и нововыстроенных часовнях и домах, делают публичные водосвятия…»****. Произвести дознание было возложено на чиновника особых поручений Скородумова. Его разыскания легли в основу донесения московскому военному губернатору от 7 мая 1861 г., благодаря чему мы можем восстановить состояние «раскола» в Гуслице в середине прошлого века: «… Гуслицкая волость, в которой проживает почти исключительно раскольническое население, заключает в себе до 40 селений и разделяется на 4 прихода по храмам: во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Святой Троицы и Воздвиженья Животворящего Креста Господня… по отношению к расколу Гуслица равным образом делится раскольниками на приходы, которых считается семь, с попом в каждом. Так, в казенной деревне Шувое богослужения отправляет проживающий там раскольник, купеческий сын Семен Епифанов, слывущий за благочинного; в Заволенье – поп Кузьма, в деревне Беливо – Иван Михайлов, в деревне Козловой – Демид Федоров и в деревне Слободищах – московский мещанин Александр…; в настоящее время в Гуслицкой волости находится 16 часовен без престолов из числа 38, считающихся дозволенными в Богородском уезде. Из них 6 часовен пришли уже в ветхость, а одна угрожает падением. В двух часовнях, находящихся в деревнях Куровской и Сенькиной, допущены самовольные починки; малочисленность православных, проживающих среди раскольников, сама по себе ставит их в затруднительное положение, а как притом в помещичьих имениях Гуслицкой волости почти все бургомистры из раскольников…, раскольники позволяют себе в отношении православных стеснительные действия и нередко угрозы и даже побои…; свободный переход раскольников в православие затрудняется неприязненным расположением оставшихся в расколе односеленцев, которые прекращая с отпадшими от раскола все отношения., преграждают им даже возможность к занятию промыслами…, ибо хозяева-раскольники отказывают им в работе… Часовни в Гуслицкой волости снабжены колоколами, повешенными вблизи или среди селений, под предлогом подачи сигнала на случай пожара. Подвижные полотняные церкви… находятся в деревне Шувой у раскольнического попа Семена во имя Святой Троицы, в деревне Абрамовке у купца Евдокима Егорова Морковкина во имя Святого чудотворца Николая, в деревне Ляховой у попа Ивана Ларионова в деревне Заволенье у мещанина Козьмы Алексеева… При таких условиях состояния раскола новообращенные в православие колеблются в своих убеждениях и случаи отпадения от Святой церкви чаще повторяются. Так церковь в селе Давыдова совсем почти не посещается, хотя у ней считается до 400 человек прихожан…»*****.

 

Примечания:

* ЦИАМ, ф. 16, оп. 110, д. 1336, лл. 8-9.

** Там же, лл. 29-36.

*** Там же, л. 36.

**** Там же, лл. 1-1об.

***** Тма же, лл. 3-6.

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы