Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
24 ноября 2010 года

Протоколы частного собрания старообрядцев VI Всероссийского съезда старообрядцев 2-5 августа 1905 года в Нижнем Новгороде (Приложения).

Дынникова И.В..  Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала ХХ века

Из диссертации ой И.В. «Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала ХХ века».

§13. Граммофонные пластинки

И.Дынникова

Среди многочисленных новаторских шагов, которыми богата история Морозовского хора, особое место занимает еще одна инициатива Арсения Ивановича Морозова – запись песнопений знаменного роспева на граммофонные пластинки. Как и большинство его начинаний, связанных с церковным пением, запись граммофонных пластинок была предпринята в истории старообрядчества впервые. Она осуществлялась в 1907, 1909, 1910 гг. фирмами Beka Grand и Gramophone на средства Арсения Ивановича, а также при поддержке еще одного известного старообрядческого деятеля – Никифора Дмитриевича Зенина 1).

Знаменитый начетчик, писатель, полемист, высоко образованный человек Н. Д. Зенин являлся одним из самых активных участников церковно-общественной жизни русского старообрядчества рубежа XIX–XX веков. Круг его интересов был необычайно широк. Никифор Дмитриевич исполнял обязанности казначея Союза старообрядческих начетчиков, занимался издательской деятельностью, сотрудничал со старообрядческими журналами (часто под псевдонимом Гостиловский), являлся владельцем книжного магазина и обладателем замечательной библиотеки. Известен он и как старообрядческий фотограф. Член Русского фотографического общества в Москве, хозяин светописной мастерской в г. Егорьевске, Зенин оставил потомкам многочисленные фотосвидетельства жизни старообрядчества той поры. Именно им были сделаны снимки представителей старообрядческого духовенства, церковно-общественных деятелей.

Никифор Дмитриевич Зенин

Никифор Дмитриевич Зенин

Никифор Дмитриевич первым запечатлел вид алтарей храмов Рогожского кладбища в момент их распечатания 16 апреля 1905 года. Состоял Зенин также в Московском и Международном обществах эсперантистов – Moskva sosieto esperantista и Universala esperantista asocio . На языке эсперанто он вел обширную переписку. Среди его корреспондентов был в том числе и старообрядческий епископ Рязанский Александр (Богатенко) 2).

В вопросах развития и пропаганды старообрядческой культуры Н. Д. Зенин явился единомышленником Арсения Ивановича Морозова. Сотрудничая с вышеупомянутыми звукозаписывающими фирмами, он содействовал не только выпуску граммофонных пластинок с пением Морозовского хора, но и их распространению.

Как и многие нововведения морозовцев, появление пластинок с записями хора вызвало неоднозначную реакцию у старообрядцев, разделившихся на два лагеря – сторонников и противников «славления Бога на бездушном предмете» 3). По традиции, бурная дискуссия между ними развернулась на страницах старообрядческой прессы. Главными противниками выпуска граммофонных пластинок стали представители старообрядческой иерархии. Наиболее категорично прозвучало мнение старообрядческого священника Евфимия (Карнышева), который в открытом письме Зенину писал:

«Нет, прославлять Бога мы должны только одушевленным человеческим организмом (см. толкование на 150-й псалом св. Исидора Пелусиота)… Тогда незачем и в церковь ходить: поставь каждый христианин граммофон в доме, а монах в келье и слушай прекрасное пение Морозовского хора, которого, конечно, в церкви не услышишь, кроме г. Богородска» 4).

Многие старообрядцы возражали против использования граммофона, так как на нем же после церковного пения могла проигрываться и светская музыка.

Однако пластинки быстро разошлись по всей России и во многих приходах использовались в качестве своего рода учебного пособия. Именно этот факт послужил сторонникам выпуска пластинок основным аргументом в пользу последних. Например, Н. Д. Зенин, отвечая в одной из своих статей на цитированное нами открытое письмо Е. Карнышева, рассказывает о том, как в г. Бежецке Тверской губернии дети одного крестьяниина выучили песнопения по пластинкам 5). В одном номере со статьей Зенина помещена заметка о лекции с «прослушиванием пластинок хора А. И. Морозова», состоявшейся в Просветительском старообрядческом обществе г. Риги 6).

Весь репертуар песнопений, записанных на пластинки, установить на сегодня невозможно. Личный архив Н. Д. Зенина погиб после революции . Доступ к архивам фирм Beka Grand и Gramophone затруднен. Частично составить список зафиксированных на фонограммы песнопений возможно по имеющимся в нашем распоряжении записям и сведениям в старообрядческих периодических изданиях 7).

Согласно этим источникам, в 1907 году фирмой Gramophon е были выпущены следующие пластинки:

•  М0 24750. «Отче нашъ», демеством, (пластинка «Гигант»). – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24950. «Пасха». – Gramophone, Москва, 1907.

•  C 24951. «Блаженъ мужъ», знаменного напева. – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24952. «С нами Богъ». – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24953. «Хвалите имя Господне», знаменного напева. – Gramophone Москва, 1907.

•  C 24954. «Волною морскою», знаменного напева. – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24955. «На реце Вавилонстей», знаменного напева, 1-я статья. – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24956. «Благослови душе моя Господа». – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24957. «Яко о душевнемъ». – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24958. «Плотию уснувъ», знаменного напева. – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24959. «Святъ, святъ», болгарского роспева. – Gramophone, Москва, 1907.

•  C 24960. «На реце Вавилонстей», 3-я статья. – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24961. «Кровь и огнь», в неделю Богоотец. – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24962. «Слыши отроковице», 4 гл. – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24963. «Отче нашъ», 6 гл. – Gramophone , Москва, 1907.

•  C 24964. «Се тьма и рано», 7 гл. Стихира евангельская. – Gramophone, Москва, 1907.

 

Пластинки, вышедшие в 1909 году в фирме Beka Grand :

•  C 45703. «Господи воззвахъ к тебе», 1 гл. (сокращенно), знаменного роспева. – Beka Grand, Москва, 1909.

•  C 45704. «Господи воззвахъ», 3 гл. (сокращенно), знаменного роспева. – Beka Grand, Москва, 1909.

•  C 45705. «Два антифона», 4 гл. (антифонно). – Beka Grand, Москва, 1909.

•  C 45706. «Хвалите имя Господне» (сокращенно), Московского напева. – Beka Grand, Москва, 1909.

•  C 45707. Стихира 1 гласа, подобен «Небеснымъ чиномъ», с канонархом А. С. Цеповой, знаменного роспева, введению. – Beka Grand, Москва, 1909.

•  C 45708. «Венчание»: а) Господи помилуй; б) Положил еси, в) Святии мученицы, г) Слава тебе, Христе Боже. – Beka Grand, Москва, 1909.

•  C 45709. «Днесь вернии ликовствуемъ», 1 гл., знаменного роспева (на венчании для встречи невесты). – Beka Grand, Москва, 1909.

•  C 45711. «Гласъ Господень», 8 глас. – Beka Grand, Москва, 1909.

•  C 45712. «Воскресение твое, Христе Спасе», 6 глас, на стиховне знаменного роспева. – Beka Grand, Москва, 1909.

•  C 45713. «Поемъ тя», демественного роспева. – Beka Grand, Москва, 1909.

•  C 56710. «Радуйся и веселися», 8 глас, знаменного роспева (на венчании для встречи жениха). – Beka Grand, Москва, 1909.

 

Достаточно полная информация о записях, сделанных в 1910 году, содержится в журнале «Старообрядческая мысль». В статье «Новая граммофонная запись церковных песнопений» приводятся следующие сведения:

«В октябре 1910 года дирекция московского общества «Патефон» предложила Цветкову записать новые пластинки, «играюшие бе c шумно, без иголок, камнем сапфиром». 27 октября сего года часть хора отправилась и напела: « Херувимскую» – знаменного роспева, Аминь, Яко до Царя, Ектению – знаменного роспева, Святъ, святъ – зн.р., Поем тя – зн.р., Отца и сына, Милость Мира, И со духомъ твоимъ, Имамы ко Господу, Достойно и праведно – зн.р., В чермнемъ море – догматик 8-го гласа зн.р., Стихира 8-го гласа подобен «О преславное чудо» (канонарх А. С. Цепова), Достойно – путевого, Символ веры – по членам, На гору ученикомъ – 1-го гласа хомового роспева (напевам московского Преображенского кладбища), На реце Вавилонстей – хомового р. (напевом московского Преображенского кладбища), запев И. М. Цепов – бас» 8).

Одной из главных задач последующих исследований является розыск уцелевших фонограмм в фоноархивах и частных коллекциях. Процесс этот сопряжен с определенными трудностями, так как часть записей была вывезена после 1917 года владельцами звукозаписывающих компаний за рубеж 9).

Ценность сохранившихся фонограмм Морозовского хора бесспорна. На сегоднящний день – это самый ранний источник, дающий представление о реальном звучании песнопений знаменного роспева 10).

Реклама. Журнал «Старообрядческая мысль». 1915 г.(в номерах 1,4,5,6)

Реклама. Журнал «Старообрядческая мысль». 1915 г.(в номерах 1,4,5,6)

О значении записей Морозовского хора для современного исследователя писал И. А. Гарднер в уже упоминавшемся в настоящей главе труде «Богослужебное пение Русской Православной Церкви»: «Граммофонные пластинки с богослужебным пением старообрядцев (речь идет о Морозовском хоре. – И. Д.) представляют для историка богослужебного пения русской Православной Церкви громадную ценность: по ним можно проследить, как исполнялись песнопения, фиксированные безлинейной (столповой или демественной) нотацией, конечно, если знать, по каким безлинейным записям исполнялось фиксированное на пластинке пение. Но именно это представляется теперь, после всех бывших с 1910 г. политических бурь, почти что совершенно безнадежным»11).

Идея, высказанная замечательным русским ученым, осуществима, т. к. доподлинно известно, что «безлинейными записями», по которым исполнялись зафиксированные на пластинках песнопения, были шесть томов «Круга Церковнаго Древняго Знаменнаго Пения».

В следующей главе, основываясь на перечисленных письменных и аудиоисточниках, мы предпринимаем попытку анализа интерпретации песнопений знаменного роспева в исполнении Морозовского хора.

 

1) Никифор Дмитриевич Зенин – уроженец деревни Гостилово (сейчаc Воскресенский р-н, Московская обл.), жил в г. Егорьевске (ныне Московская обл.). Автор книг, в т. ч. «Егорьевская Георгиевская старообрядческая община», «К братьям нашим беспоповцам об антихристе», «Ответ на клевету» и др. Способствовал публикации (посмертной) трудов молодого талантливого начетчика В. Т. Зеленкова. См. о нем: [353. С. 111]; [404. С. 115]; [44. С. 140-142].

2) На именном бланке Зенина указано, что «корреспонденция может быть присылаема, кроме русского языка, также и на международном эсперанто, немецком, французском, польском, на всех славянских наречиях вообще и на латышском» . [419].

3) [144. С. 204].

4) Там же. С. 210.

5) [127].

6) [53].

7) Источники: Тысячелетие Крещения Руси. 988-1988. Старообрядческое церковное пение. Альбом пластинок. – Старообрядческая Архиепископия Московская и всея Руси, 1988; Старообрядческий Церковный календарь. – М., 1910. – С. 107; [101. С. 126]; [199].

8) [231].

9) Некоторые записи хранятся в фоноархиве английской фирмы EMI в Лондоне.

10) До середины XX века он был еще и единственным.

11) [84]. Т. 2. С. 473.

 

Биографические и архивные материалы собрал, обработал и предоставил для публикации правнучатый племянник Зенина Никифора Дмитриевича - Зенин Вячеслав Николаевич, г. Воскресенск.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы