«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

28 сентября 2017 года

Павловский Посад

 

Хроника старообрядческой жизни Павловопосадской округи в журнале «Церковь»

(орфография сохранена)

Виктор Ситнов

1908 г. №2, стр. 61. Приходские вести.

Крестный ход на иордан. (Кузнецы)

6-го января в деревне Кузнецах Моск. губ., из домовой старообрядческой церкви, что при отделении фабрики Богородско-Глуховской мануфактуры, в первый раз, по даровании свободы вероисповедания, был совершен торжественный крестный ход на иордан, где было совершено по чину древле-православной Церкви освящение воды.

1908 г. №8, стр. 293. Приходские вести.

Павловский посад. Моск. губ. (От нашего корреспондента).

Местный священник-раздорник о. Сергий Бадаев, при поддержке двух-трех горластых крикунов, не признает разрешенную правительством Свято-Димитриевскую общину и совет ее и не желает вести метрических книг, которые получены советом в декабре прошлого года. Нуждающиеся в метрических записях, обращаются по-прежнему в волостное правление или полицейское управление, но там им отказывают, говоря: «В вашем приходе есть метрические книги, вы и обращайтесь туда». Просители отправляются к о. Сергию, но последний снова отказывает...

Таков наш пастырь!

1908 г. №14, стр. 520. Открытие общины. (Большой Двор)

(От нашего корреспондента).

23 марта 1908 года в деревне Большой-Двор, Богородского уезда, Московской губ. состоялось открытие старообрядческой общины при местном храме во имя Рождества Христова. (Зарегистрирована 7.02.1908 г. – В.С.) Открытие началось молебствием, после которого присутствовавший А.И. Морозов обратился к собравшимся с речью о значении для старообрядцев Высочайшего Указа 17 октября 1906 года, просил не смущаться словом «община» и понимать его в смысле прихода и разъяснил, какое большое значение община будет иметь для старообрядцев. Затем было открыто собрание, на котором настоятелем храма выбран священник о. Василий Кириллович Кириллов. Для управления же делами общины избран совет из 10 лиц: А.Е. Баранов, А.И. Морозов, И.С. Баранов, А.С. Ильин, Н.И. Кочанов, Т.И. Баранов, Ф.Е. Баранов, И.А. Драгунов, Н.К. Еремин. В.И. Мошков. В ревизионную комиссию избраны: Т.Н. Кочанов и С.И. Оранжереев.

Старообрядческий Христорождественский храм в д. Большой Двор

На снимке начала ХХ века – старообрядческий Христорождественский храм в д. Большой Двор, построенный на средства фабрикантов Барановых и Морозова. Разрушен в 1940-х годах (снимок из фондов МВК «Княжий Двор»).

Вид Христорождественской церкви в Большом Дворе в 1930-е годы.

Вид Христорождественской церкви в Большом Дворе в 1930-е годы. Постройка не сохранилась, нимок М.Б. Топольского.

1908 г. № 24, стр. 852. Ходатайство общины (П-Посад).

(От нашего корреспондента).

Святодмитровская община обратилась в управление Павловским посадом с просьбой о выдаче средств из запасного городского капитала на постройку старообрядческой церкви.

1908 г. №28, стр. 979. Старообрядческая жизнь.

Деревня Андроново и Большой Двор, Богородского уезда.

(От нашего корреспондента).

Местные старообрядцы окружники и неокружники 5 июня 1906 года пришли к миру, а часть иовцев мириться не желает. В деревне Андронове священником служит о. Петр – неокружник, а в Большом дворе о. Василий – окружник. О. Василий послал к о. Петру для переговоров о мире Н.И. Кочанова, которого просил передать о. Петру, что он, как священник приезжий, уступает свое место о. Петру. Когда посланный о. Василия прибыл в дом о.Петра, то последний, поняв, кто и зачем к нему пришел, заявил Кочанову, что ему очень нездоровится, и просил оставить его в покое. Так-то иовцы следуют заветам Христа. Говорить о раздоре они согласны сколько угодно, а о мире – нет!

1908 г. №33, стр. 1141. Перечень зарегистрированных старообрядческих общин. (П-Посад)

1910 г. №29, стр. 738-739. (Кузнецы и Большой Двор)

Дер. Кузнецы, Богородского уез. (От нашего корреспондента).

На память преподобного Сергия в храме благоверной инокини княгини Анны Кашинской совершены были всенощная и литургия преосвященным Кириллом, епископом одесским и временно петроградским, в сослужении трех священников, двух диаконов и четырех стихарных. При пении всенощной местным хором принимало участие второе отделение морозовского хора. Литургию же пропело первое отделение морозовского хора. Особенно хорошо были пропеты: «Херувимская» знаменного распева и путевое «Достойно». После литургии владыка посетил храм Рождества в д. Большой Двор, где сказал приличествующее месту слово, затронув в нем раздорников колантаевцев, и по просьбе слушателей объяснил, что такое раздор и кто такой Колантаев. Слушатели остались довольны объяснением владыки и по отъезде его долго не расходились, рассуждая по поводу речи преосвященного.

Местный священник о. Петр Плохов очень скорбит о существовании раздора и искренно желает церковного мира, но, не имея достаточно мужества, не может порвать общения с раздорствующим еп. Даниилом.

В Павловском посаде владыка посетил последователей Иова, где принял хлеб-соль. Арсений Морозов.

1911 г. №29, стр. 708. Из Богородского уезда. (Кузнецы)

(От нашего корреспондента).

16 июня с.г. в храме святыя благоверныя княгини Анны Кашинской была совершена московским архиепископом Иоанном, прибывшим на торжество святителя Тихона Амафусийского, литургия в сослужении 3-х диаконов, во время коей был посвящен в сан священника для г. Богородска диакон о. Никифор Васильевич Чистобаев, состоящий законоучителем глуховских, министерства народной просвещения, училищ. Архиерейскую службу пропел очень стройно местный хор под управлением г. Осетрова.

1916 г. Журнал «Слово церкви» №27 стр. 589

Деревня Кузнецы, Богородского уезда (от нашего корр.)

12 нюня с. г. местный старообрядческий храм торжественно отпраздновал свой храмовый праздник во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской. Случайно проездом из Москвы, принял участие в торжестве диакон Иоанн Сидоров, который своей красивой и истовой службой дополнил прекрасный женский хор, присланный на это торжество почетным членом общины А.И. Морозовым.

Дивное сочетание – даровитый диакон и прекрасно организованный хор – оставило у посетивших это торжество весьма трогательное впечатление, которое надолго останется в памяти.

Уездная газета «Богородская Речь» (1912 г.)

Лавы

У лав через р. Вохонку за собором совершенно нет перил. Некоторые, особенно женщины, дойдя до лав, возвращаются обратно и идут другой, более дальней дорогой. Немудрено, тем более, что доски ходуном ходят, а держаться не за что. Тут же берег Вохны осыпается и ближе подходит к заборам владельцев на Нижней улице. Если так дело будет продолжаться и дальше, то здесь совсем скоро не будет прохода. Кстати, с осыпающимися берегами сползают в Вохну и надгробные памятники и плиты бывшего когда-то здесь кладбища. Хороша память к праотцам, которые когда-то трудились, создали посад, а теперь валятся в речку.

на месте древнего павловского кладбища на правом берегу р. Вохонки

Автор – на месте древнего павловского кладбища на правом берегу р. Вохонки (территориально напротив ЦРБ). Несмотря на открытие нового городского кладбища в 1860 году (у монастыря), прежнее вплоть до 1917 года изредка продолжало использоваться коренным местным населением преимущественно из числа приверженцев старой веры (поэтому в народе называлось «бедняцким» или «староверским»). Ныне от места многовекового упокоения десятков поколений павловских жителей практически не осталось никаких следов, кроме отметок на старинных картах города. Симптоматичный для эпохи безвременья момент, что 600-летняя священная память о предках не увековечена никаким знаком…

Место старинного павловского кладбища на карте 1914 года

Место старинного павловского кладбища на карте 1914 года, составленной учителем-краеведом Д.В.Розановым.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.