«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

2 мая 2008 года

Великая Отечественная Павловский Посад

Труженики тыла. Завод Металлист

Е.В. Жукова 

Чугуно-медно-литейно-механический завод П.А. Титова – так называлось до революции предприятие, изготовлявшее топочное оборудование для шахт, детали для текстильных машин.

В первую мировую войну при заводе был организован снаряжательный комитет по изготовлению трехдюймовых артиллерийских снарядов. Кроме того на заводе отливались и обрабатывались ручные гранаты «лимонки».

В двадцатые годы на «Металлисте», как теперь назывался завод, плавили колокола, на складах образовывался неприкосновенный запас металла. А когда началась Отечественная война, «Металлист», словно старый ратник, вместе с другими заводами, абриками, артелями города и страны встал на защиту Родины и ковал победу. Противотанковые заграждения и ручные гранаты вывозили теперь на военных машинах, грузили в вагоны поездов и отправляли на фронт.

В 1941 году началась подготовка оборудования для выполнения спецзадания. Готовились формы, модели, инструменты, нужно было создать химическую лабораторию, химические реактивы, подготовить специалистов. Директор завода Тимаков, главный инженер Травкин, инженер Колосов прикладывали все силы для выполнения заводом спецзадания. Металл доставлялся бесперебойно, но не хватало рабочей силы. «Плохо с кадрами, – докладывал директор завода на заседании райсовета в октябре 1942 года, – прислали из ремесленного училища, они работать не могут ввиду того, что малы ростом».

В сентябре 1943 года, выступая на партийном собрании И.А.Тимаков сказал: «План выполняется на 141 процент, впереди коллектив механического цеха (начальник тов. Коростелев). Наши стахановцы Афонин, Ненашев, Гашионова, Маслов, Кузьмичев дорожат каждой минутой». Токарь К.В. Толкалин до войны работал художником, на новой работе с первых же дней стал выполнять норму на пятьсот процентов. Освоили токарное дело и его пятнадцатилетние ученики Рябов, Первов, Лысов.

Для работы в литейном цеху отобрали крепких девчонок. Формовка – тяжелая мужская работа. Шура Максимова, Рая Минофьева, Тамара Мишина, Катя Фролова приходили на завод из деревень Грибово, Прокунино. Начальником в литейном цеху работал Константин Соловьев, мастером – Александр Печкин. Девушки копали землю, укладывая в ней деревянные формы гранат («колосники»), а потом заливали их горячим чугуном. Более двух норм ежедневно выполняли формовщицы Галыгина, Аллахова, Максимова.

«Лили день и ночь», – вспоминает Е.И. Пащенко. За ночь чугун остывал, гранаты доставали и отправляли в обрубный цех, где их очищали на наждачке.

«Гранаты как картошка, а мины большие, как ракетки, рассказывает Е.И. Потапова, – когда плавят чугун – красиво, звездочки летят. Вагранку откроют, начнут чугун выливать, а от него искры и радуга».

Противотанковые «ежи», похожие на большие рельсы, складывали на дворе завода и вывозили на фронт. Завод работал без выходных день и ночь.

На помощь истощенному городу приходили военные, стоявшие в казармах Павловского Посада, на «Металлисте» работали раненые и выздоравливающие бойцы из госпиталей. Они приносили с собой и отдавали девушкам хлеб, картошку, кусок мыла также был дорогим подарком.

Мужчины, работавшие на «Металлисте», имели бронь, но добровольцы уходили воевать. Погибли Подковкин В.И., Знаменский Л.Г., Кирюшин Н.К., Гольцов С.П., Удалов В.Г., многие другие.

И.В. Должиков служил на авиационной базе, расположенной в Геленджике. Наша авиация топила корабли противника в Черном море. «Я работал на борту радистом, – рассказывает Иван Васильевич. – Наш самолет-бомбардировщик ИЛ-4, вариант миноносца на море. Торпеда, длинная, в четыре метра, закрепляется под живот самолета. Нажимаешь кнопку – раз – упала, два – упала. Оказавшись в воде на заданной глубине торпеда сама пойдет на цель. Немцы базировались в Болгарии, действовали по всему Дунаю, а мы ночью летали, минировали. Как сработали, не сразу бывало ясно, мы не сразу узнали, что «Король» потоплен. Как взлетаешь в Геленджике, берег кончается, под тобой море. Два самолета-охотника обычно выходили на дело. У Щелковского шоссе был аэродром, сюда мы прилетали за самолетами, случалось сгонять на «Металлист», домой за картошкой».

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.