«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

15 февраля 2017 года

У церковных стен

Паломничество по дороге святителя Николая Зарайского

Протоиерей Михаил Герасимов

В августе 2016 года Святейший Патриарх Кирилл посетил подмосковный город Зарайск. Визит был приурочен к 870-летию города и празднованию в честь чудотворного образа святителя Николая, именуемого Зарайским. Сейчас древний образ пребывает в Иоанно-Предтеченском храме Зарайского кремля, а прибыл в Зарайск в 1225 году из далекого крымского Херсонеса (Корсуня).

История перенесения образа святителя Николая из Корсуня в Рязанскую землю (в древности Зарайский край принадлежал Рязанскому княжеству) излагается в первой части литературного памятника XVI века Повести о Николе Заразском [1]. Святитель Николай явился в городе Херсонесе «в привидении» священнику Евстафию и внушил ему взять чудотворный образ и идти из Корсуня в Рязанскую землю. По указанию святителя Евстафий идет в устье Днепра, садится на корабль и добирается из моря Черного до «моря Варяжского» (Балтийского), далее сразу попадает «в Немецкия области» город Кесь. Мало пребыв в нем, Евстафий по предписанию святителя Николая «сухим путем» отправляется в Новгород через города Изборск и Псков.

Известно, что в Великом Новгороде икона стояла в Софийском Соборе, где перед ней молились великий князь Новгородский Ярослав Всеволодович и его малолетний сын – будущий святой Александр Невский [2]. Сотворив в Новгороде «великие чудеса», икона ведет далее Евстафия в Рязанскую землю. Видением является святитель Николай во сне князю Федору Юрьевичу Рязанскому, веля ему идти «во сретение» корсунского образа. Князь Федор поспешил навстречу образу и перенес икону в «область свою», где в селении на месте нынешнего Зарайска в 1225 году для нее был построен Никольский храм.

В 1510 году князь Василий III построил собор для очень почитаемой иконы на месте прежнего храма. В 1560 году одним из священнослужителей собора, потомком корсунского священника Евстафия и была написана повесть о Николе Зарайском. На протяжении последующих столетий повесть дополнялась описанием новых чудес от чудотворной иконы.

Прославленный чудотворный образ святителя Николая привлекал к себе множество почитателей со всей России с древности до последнего времени. Истории принесения чудотворной иконы посвящено немало публикаций исследователей, однако конкретный маршрут путешествия священника Евстафия подробно не описан.

А одной из новых форм древней традиции почитания святого образа могло бы быть паломничество по пути принесения иконы в Зарайск – по «пути святителя Николая». На основании опубликованных исторических источников можно предложить маршрут паломничества от берега Балтийского моря: Рига – Кесь (ныне город Цесис в Латвии) – Изборск – Псков – Новгород. От Новгорода до Торжка маршрут примерно совпадает с участком автомобильной дороги Санкт-Петербург – Москва [3] и проходит через города Крестцы, Валдай, Вышний Волочек. От Торжка путь иконы проходил на Старицу, Ржев, Волоколамск и по Волоколамскому шоссе на Москву (рис. 1).

 

Входя на территорию нынешней Москвы в районе Тушино, дорога форсировала Москву-реку у древнего Чертольского брода (рядом с современным Большим Каменным мостом). Далее маршрут паломничества проходит по древней Котельнической дороге, а затем выходит на трассу современного Коломенского шоссе и приводит в Коломну. В Коломне «путь святителя Николая» переходит Оку и направляется в Зарайск, конечной цели путешествия (рис. 2).

На маршруте путешествия расположено несколько населенных пунктов с древнейшей историей и множеством святынь и святых. Отметим, что истинное паломничество и православный туризм без изучения и знания истории Церкви и России, истории святых икон и житий святых не могут существовать.

Существует множество маршрутов путешествия и паломничества по сухопутным дорогам, путям и тропам, по которым перемещалось русское воинство на важнейшие в истории Церкви и России сражения, реально ходили святые подвижники, переносились чудотворные иконы. Такие путешествия по «святым путям» по опыту нашего прихода – удобный способ изучения истории, в котором древняя история объединяется с современной географией.

Для популяризации и развития исторического и православного туризма, реализации лозунга «узнаешь историю – полюбишь край», требуется объединить усилия священников, краеведов, сотрудников музеев, педагогов, исторических туристов, паломников и представителей власти на местах.

Список литературы:

  1. Зарайск. Т.1: Историчесие реалии и легенды/ сб. статей. М.:Древлехранилище, 2002. 290 с.
  2. Полянчева О. Чудотворный образ Николы Зарайского. Краткий исторический очерк. // Московские епархиальные ведомости №7-8
  3. Фролов А. А. О маршруте «мирного похода» царя Ивана III на Новгород «Новгород и Новгородская земля. История и археология.» Материалы научной конференции. №11/97

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.