«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

22 января 2012 года

Новости краеведения Люди Богородского края Орехово-Зуево

Первопроходец космических дорог

Евгений Голоднов, краевед

18 января исполнилось бы 95 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Василия Павловича Мишина (1917-2001 гг.) – первого заместителя главного конструктора ОКБ ракетно-космической техники № 1, известного учёного в области механики, процессов управления и физико-технических проблем энергетики, академика АН СССР, Героя Социалистического Труда, заслуженного изобретателя РСФСР.

Василий Павлович родился 18 января 1917 года в г. Орехово-Зуево в семье рабочего-мастерового. Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, одновременно окончил сельскую школу-семилетку в 1932 г. В 1935 г. окончил ФЗУ при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Работал слесарем в цехе особых заданий ЦАГИ. В 1941 году окончил МАИ (факультет вооружения). Во время учебы в институте занимался в аэроклубе института, получил квалификацию инструктора-планериста.

В 1970-е гг., когда Центральным конструкторским бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) вместо С.П. Королёва руководил В.П. Мишин, конструкторы Орехово-Зуевского Конструкторского бюро кислородного оборудования во главе с П.И. Зимой разработали изделия, входившие в состав бортовой системы жизнеобеспечения экипажа космических кораблей. Разработчики: А.Н. Терентьев, В.Я. Терещенко и Г.Н. Шувалов. Комплект изделий после заводских испытаний был передан заказчику для проведения летных испытаний в составе объекта. В СКБ г. Орехово-Зуево также создали комплект агрегатов бортовой кислородной системы скафандра по программе «Луна» (разработчики А.Н. Терентьев и В.Я. Терещенко). Комплект изделий успешно прошел все виды заводских испытаний и был передан заказчику для проведения летных испытаний. Однако, дальнейшие работы были приостановлены в связи с закрытием работ по теме «Луна» в 1974 г.

После окончания в 1941г. Московского авиационного института В.П. Мишин работал в научно-исследовательских и конструкторских организациях. С 1959 г. он — профессор МАИ. Основные его труды посвящены вопросам прикладной механики.

В годы Великой Отечественной войны работал в ОКБ № 293, которое возглавлял талантливый авиаконструктор В.Ф. Болховитинов. Наиболее удачная разработка В.П. Мишина в военные годы — дистанционно управляемые двухпулеметные авиационные установки, высоко оцененные специалистами. Установки Мишина устанавливались сразу на нескольких серийных бомбардировщиках конструкций А.Н. Туполева, С.В.Ильюшина и некоторых других.
В конце войны ОКБ Болховитинова было поручено создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. Мишин был подключен к работе над жидкостно-ракетной установкой самолета. Когда после появления на фронте в 1944 году немецких реактивных истребителей был спешно создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1). Там Мишин разработал проект высотной исследовательской ракеты на основе двигателя самолета БИ. В 1945 году В.П. Мишин, был включен в состав бригады инженеров, направленных в Германию на поиски ракетной техники и документации. Там Мишин познакомился с С.П. Королёвым, нашел часть технической документации ракеты Фау-2, возглавил опытное расчетно-теоретическое бюро, в котором был восстановлен полный комплект этой документации.


В.П. Мишин с Королёвым,
Курчатовым и Келдышем

С 1946 года в течение 20 лет В.П. Мишин был бессменным первым заместителем С.П.Королева и его ближайшим соратником-единомышленником. Первоначально они работали в НИИ-88, где В.П.Мишин был руководителем проектного бюро в 3-м отделе. Затем — первый заместитель главного конструктора ОКБ-1. Один из ведущих разработчиков первой советской ракеты Р-1 (дальность полета 270 км, запущена в 1948), Р-2А (с дальностью полета 590 км, запущена в 1950), ракеты Р-3 дальностью полёта до 3000 км, первая стратегической ракеты Р-5 с дальностью полета 1200 км и отделяющейся боевой частью (разработана в 1953), межконтинентальной ракеты Р-7, принципиально новую межконтинентальную ракету Р-9А, предопределившую в процессе разработки революцию в криогенной технике, оперативно-тактической ракеты Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полета 270 км (принята на вооружение в 1955 г.).

В 1955 году Мишин участвовал в разработке ракеты Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке и несущая ядерный заряд. В 1956 году прошла успешные испытания ракета Р-5М с ядерным зарядом. За выдающиеся заслуги в создании баллистической межконтинентальной ракеты Р-5 Василию Павловичу Мишину присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Затем В.П. Мишин создавал проекты ракет-носителей «Восток», «Союз» и «Молния». Велики заслуги Мишина и в успешных запусках первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957 г., по выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., в организации первого полёта человека в космос 12 апреля 1961 г.

В.П. Мишин играл огромную роль и в иных разработках: в запусках межпланетных станций «Луна» (1959); автоматической межпланетной станции «Венера-1» (1960); создание космического автоматического спутника-разведчика «Зенит» (1962); выведение на орбиту первого спутника связи «Молния-1» (1965); облёт Луны и возвращение на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме (1968).

После внезапной смерти С.П. Королева в январе 1966 года В.П. Мишин назначен Главным конструктором ОКБ, получившего наименование Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). На этом посту Мишин не смог полностью заменить С.П. Королёва, в результате чего в 1966—1968 годах были существенно снижены темпы работ. В ЦКБЭМ при Мишине создан пилотируемый корабль «Союз» и первая советская орбитальная станция «Салют», разработана и доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1. В отличие от Королёва, Мишин не мог сопротивляться диктату партийного руководства и был вынужден производить запуски недоработанных космических аппаратов к юбилейным датам. Следствием стали такие трагедии, как гибель «Союза-1» с космонавтом В.Комаровым в 1967 г., гибель «Салюта» летом 1971 г. с экипажем (космонавты Г.Добровольский, В.Волков, В.Пацаев), четыре неудачных пуска ракеты Н-1. Высадка американских астронавтов на Луну означала проигрыш Советского Союза в «лунной гонке», после чего руководство КПСС и СССР потеряло интерес к этой теме.


Открытие мемориальной доски
Мишину в Москве 24.11.2010

Обладая выдающимся талантом конструктора, Мишин имел достаточно сложный характер. Существуют различные точки зрения на деятельность академика Мишина на посту Главного конструктора ЦКБЭМ, вплоть до самых полярных. В 1974 г. В.П. Мишин был освобожден от руководства ЦКБЭМ. Однако он не пал духом и развернул преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в Московском авиационном институте, где он ещё в 1959 году организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов. На посту руководителя этой кафедры он проработал до последних дней своей жизни. Он — автор многочисленных передовых научно-технических разработок, научных трудов и учебников, в том числе — «Дневников ракетчика», уникального «документа эпохи», представляющего особый интерес для профессионалов.

Жил в Москве. Скончался 10 октября 2001 г. Похоронен на Троекуровском кладбище.

В Москве и городе Королёв Московской области на домах, в которых жил академик, а также на здании МАИ, установлены мемориальные доски.

Источники:

1. БСЭ (Большая советская энциклопедия).

2. Архивы ОЗКБКО (ныне – ОАО «КАМПО»).

3.Официальный сайт «Роскосмоса»

4. «Василий Павлович Мишин: Ракетчик и его эпоха». О.М. Алифанов, член-корреспондент РАН, декан Аэрокосмического факультета Московского авиационного института Д.Б. Пайсон, к.т.н., ЦНИИ машино-строения.

5.Патриотический Интернет проект «Герои Страны»

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.