«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

17 августа 2013 года

Новости краеведения

К первому упоминанию названия Рогожъ

 

Сейчас намереваются «праздновать» 625 лет первому упоминанию села Рогожъ, в связи с чем следует еще раз вспомнить некоторые исторические документы и исследования их  учеными историками.

«Духовная грамота Великого Князя Дмитрия Ивановича (вторая): о разделе, по смерти его, все движимого и недвижимого имения сынам своим Князю Василию, Князю Юрию, Князю Андрею, Князю Петру, Князю Ивану, и Княгине своей Евдокии Дмитриевне. – Писана 1389 года.

Во имя Отца и сына и святого Духа. Се язъ грешный худый раб Божий ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ пишу грамоту душевную целым своим умом. Даю ряд сыном своим и своей Княгине; приказываю дети свои своей Княгине; а вы дети мои живите за один, а матери своей слушайте во всем… Князю Петру: Дмитров со всеми волостми и с селы и со всеми пошлинами и с тамгою и с мыты и зъ бортью; А из Московских волостий Князю Петру: … Вори, Корзенево, Рогожъ, Загарье, Вохна, Селна, Гуслица, Шерна Городок… А писал есмъ сю грамоту перед своими отцами, перед Игуменом перед Сергием, перед Игуменом перед Савастьяном; а тут были бояре наши… , а писал Внук.  К сей грамоте, писанной на пергамине, привешена серебряная позолоченая печать» (Перепечатано из С. Г. Г. и Д., т. I, №34, стр. 58- 62). (Цитируется по изданию «Духовные и договорные грамоты Князей Великих и Удельных. Под редакцией С. В. Бахрушина. Издание Н. Н. Клочкова. – М. 1909. С.  19, 20, 23).

Исследователь географии древних документов  В. Н. Дебольский  пишет о  географии  некоторых, упомянутых в  Грамоте В. К. Дмитрия Ивановича, мест: «… Рогожъ, Загарье, … указаны быть не могут»  (Духовные и договорные Грамоты Московских Князей, как историко-географический источник/исследование В. Н. Дебольского. – СПб. 1901. С. 32).

Наш современник К. А. Аверьянов пишет «… Село Рогожъ  расположилось на Клязьме, позднее стало центром одноименной волости, а уже в XVIII веке превратилось в г. Богородск (ныне Ногинск)…» Он имеет в виду Грамоту Великого Князя  ИВАНА ДАНИЛОВИЧА КАЛИТЫ (1328 г.) (Аверьянов К. А. Московское княжество Ивана Калиты. Введение. Историческая география завещания Ивана Калиты. – М. 1993. С. 36). Автор как бы расшифровывает местоположение сел,  упомянутых в  Духовной Грамоте Великого Князя ИВАНА ДАНИЛОВИЧА КАЛИТЫ (первая) (1328 г.) «… А се даю Княгини своей с меншими детьми: … село Тыловское, Ротожъ, село Протасьевское…» (Духовные и договорные грамоты Князей Великих и Удельных. Под редакцией С. В. Бахрушина. Издание Н. Н. Клочкова. – М. 1909. С. 12)  и  произвольно под словом  «село» перед «Тыловское»  подразумевает   «села», а «Ротожъ» превращает  в «Рогожъ».   Надо признать, что до него наименование «Ротожъ» превратило в «Ро[гожъ»  издание Института истории Академии наук СССР: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей  XIV-XVI вв. – Москва-Ленинград. 1950. С. 8.  Известно, что состояние Грамоты Ивана Калиты  довольно ветхое, а  в  интересующем нас месте потертость не дает разобрать буквы. Как видим,  ученые института истории  отделили не различимый текст за буквой «о»  квадратной скобкой; «Ро[» и  приписали то, что им показалось наиболее достоверным.

Здесь надо бы сказать и о датировке Грамоты Ивана Калиты. Бахрушин, в частности,  пишет: «писана 1328 года» (с. 12), Дебольский пишет: «Князь Иван Данилович оставил нам после себя две духовные грамоты, причем обе они помечены 1328 годом, т. е. годом вступления его на великокняжеский престол» (с. 1). В работе Института истории Академии наук СССР стоит следующая дата: «/около 1339 г./» (с. 7). А вот, что пишет Аверьянов: «Чрезвычайно широка их (Духовных грамот В. К. Ивана Калиты)  датировка в литературе – от 1327 по 1341 г. …их составление следует отнести ко времени после 1328 г.» (с. 11).

После смерти князя Петра Дмитриевича Рогожский стан во владении Юрия Дмитриевича Галицкого, им в 1434 г. передан сыну – Василию  Косому. С 1504 г. – дворцовый, с 1506 г. по грамоте В. К. Василия Ш, подтвержденной царем Иваном Васильевичем Грозным,  Старый Рогожский Ям причислен к Московской Рогожской слободе. Предание гласит, что именно Иван Грозный повелел перенести церковь Св. Николая с левого на правый берег Клязьмы (о ней сообщают Писцовые книги 1628 г.) и Рогожския Ям с этого времени становится селом.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.