«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

12 декабря 2012 года

Труды наших земляков

Поэзия, сближающая человеческие души…

К 120-летию со дня смерти А.А. Фета

К. Лихачев

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (23.11 (5.12) 1820 – 21.11 (3.12) 1892/, замечательного представителя золотого века русской поэзии, будет вызывать трепет человеческих душ до тех пор, пока будет живо высокое чувство любви и не угаснет очарование прекрасной русской природы, в полноте ее гармонии и постоянстве ее перемен. Понимая эти этические и эстетические потребности общества, издатели и в наше время печатают и произведения поэта и различные комментарии к его жизни и творческому наследию. Назову лишь некоторые публикации последнего периода: «Лирика: стихотвореия» в «Золотой серии поэзии» (М.: Эксмо, 2009-384 с.), «100 русских поэтов» (С.-Пб.: ООО «Золотой век», 2003-366 с.), «Большая литературная энциклопедия» (М.: Олма пресс, 2005 - 847 с.), «100 великих русских писателей» (М.: «Вече», 2010 - 430 с.).

Мастер стиха обрел бессмертие в замечательной энциклопедии – «Хронике человечества» (составитель Бодо Харнберг, М.: «Большая энциклопедия», 1996 - 1200 с., см. с. 845), где его сочинения рассматривается как предтеча серебряного века русской поэзии. Наверное, наиболее полную и объективную оценку всего созданного выдающимся орловцем с присущей ему проницательностью дал Л. Н. Толстой: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…»

А началось все в 1820 году, когда обуреваемый пылкой любовью, орловский дворянин А.Н.Шеншин за два месяца до рождения мальчика, увез из Германии его мать – Каролину – Шарлотту Фёт на свою родину, зарегистрировав свой брак по лютеранскому обычаю, а не по православному, как того требовали российские законы. Сыну Афанасию, вошедшему в русскую литературу по фамилии, несколько отличавшейся от материнской – Фет, пришлось более полувека исправлять юридические ошибки своего отца. Только по распоряжению императора Александра II ему была возвращена родовая фамилия – Шеншин и дворянское звание. (Замечу в скобках о том, что отечественная бюрократия могла сохранять неприступность занимаемых позиций во все времена!). Вплоть до долго ожидаемого воцарения справедливости поэт испытывал непомерные моральные страдания из-за своего юридически незаконнорожденного происхождения и неопределенности гражданского статуса. Утешение нравственным терзаниям молодой человек находил в поэзии.

Справедливости ради надо сказать, что орловская земля щедро одарила русскую литературу талантами, дав ей кроме А.А. Фета, Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, М.М. Пришвина и др. Да и наш великий гений – Л.Н. Толстой большую часть жизни провел недалеко от Орловщины – в Ясной Поляне.

Учеба будущего поэта проходила в немецком пансионе в городе Верро (ныне Выру в Эстонии), а затем в 1838-1844 гг. на словесном отделении Московского университета. Как вспоминал сам Афанасий Афанасьевич: «Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи». В студенческие годы А.А. Фет подружился с другим начинающим поэтом и будущим критиком Аполлоном Григорьевым, автором бессмертной «Цыганской венгерки» («Две гитары, зазвенев, жалобно заныли»). Оба входили в кружок любителей поэзии и философии, участниками которого были: Я.П. Полонский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, В.А. Черкасский и другие, ставшие известными в России людьми в литературе, науке, общественной жизни. Молодой орловец, находясь во власти поэтических грез, уже в 1840 году выпустил первый сборник стихов «Лирический пантеон». Помещенные в нем произведения были поиском собственного пути и постановкой голоса в безбрежном мире поэзии. После первой книги последовало регулярное печатание фетовских стихотворений в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».

Уже в самом начале своего литературного поприща поэт становится известен такими произведениями как: «Печальная береза», «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом», «Чудная картина», «Теплым ветром потянуло», «Я пришел к тебе с приветом» и другие. Вот строчки, знакомые со школьной скамьи:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь – но только песня зреет. (1843)

Эти стихи пронизаны солнечным светом, свежим воздухом, радостью бытия, очарованием родной природы, вызывающими творческий порыв и желанием поделиться переполняющим душу счастьем с любимым человеком.

Уже в 1843 году первые творческие успехи студента отметил В.Г. Белинский. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», - написал он в одном из своих литературных обзоров.

После окончания университета молодой словесник поступил на военную службу в Кирасирский полк, располагавшийся в Херсонской губернии. Именно через военную карьеру можно было быстрее всего восстановить свое доброе имя и дворянское звание…

Целых 8 лет забрала у А.А. Фета армия. В глухой херсонской провинции в отличие от Петербурга и Москвы трудно было отыскать людей, увлекающихся поэтическим творчеством. К тому же в связи с гибелью М.Ю.Лермонтова в русском обществе начал угасать интерес к поэзии, уступая место первоклассной прозе Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина... Да, что говорить: сам великий поэт Н.А. Некрасов стал писать романы.

В Херсонской губернии произошла встреча кирасира с дочерью небогатого помещика Марией Лазич. Возникла взаимная любовь… В 1853 году в Елисаветград приезжал с концертами великий венгерский пианист и композитор Ференц Лист. Находясь под впечатлением его необыкновенно задушевной музыке и проникновенного, виртуозного исполнения, поэт записал в альбом возлюбленной стихотворение:

 

Какие-то носятся звуки

И льнут к моему изголовью.

Полны они томной разлуки,

Дрожат небывалой любовью.

 

Казалось бы, что ж? Отзвучала

Последняя нежная ласка,

По улице пыль пробежала,

Почтовая скрылась коляска...

 

И только... Но песня разлуки

Несбыточной дразнит любовью,

И носятся светлые звуки

И льнут к моему изголовью.

 

Трепетная любовь, о которой говорилось в стихах, закончилась трагической разлукой, потому что молодой офицер посчитал, что счастливый брак невозможен из-за бедности возлюбленных. Поэт предпочел добиваться богатства в будущем, а не довольствоваться бедной семьей в настоящем. Вскоре Мария погибла от неосторожно брошенной спички. Но большинство историков литературы считают, что это было горестное самосожжение… А.А. Фет всю жизнь помнил об этой трагической судьбе и посвятил своей любимой прекрасные стихи: «Измучен жизнью, коварством надежды» (1864), «В тиши и мраке таинственной ночи (1864), «Напрасно, дивная, смешавшися с толпою» (1854), «Как много, Боже мой» (1850), «Следить твои шаги, молиться и любить» (1850) и др. Как несказанно обогатили русскую поэзию эти написанные кровью сердца строки!

В 1853 году А.А. Фету удалось перевестись из глухой провинции под Петербург в лейб- уланский полк. Это давало возможность бывать в столице и общаться с петербургскими литераторами. Особенно близко сошелся он с И.С. Тургеневым, ставшим его литературным советником. Автор «Отцов и детей» весьма высоко отзывался о произведениях своего подопечного и утверждал в 1855 году, обращаясь к нему: «Что вы мне пишите о Гейне? Вы выше Гейне, потому шире и свободнее его».

1854 – 1859 были для А.А. Фета годами большого творческого подъема и успеха у читательской публики. В 1856 г. вышло собрание его стихотворений, встреченное в печати одобрительными статьями. Вдохновленный удачей, он пытается стать профессиональным литератором, но безуспешно: демократические круги все более и более тяготились поэзией, лишенной какого-либо социального содержания и идеологии. Передовую общественность того периода волновали вопросы политические, она настойчиво искала в литературе ответы на вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?», «С чего начать?». В этих условиях офицер решает оставить поэзию. В 1857 году он женится на М.П. Боткиной, сестре известного литературного критика, взяв за невестой большое приданое. Таким образом, его мирская мысль о богатстве вроде бы начала сбываться. Через год последовала отставка из армии. А еще через два приобретается в родном Мценском уезде Орловской губернии 200 десятин земли, и хозяин их затворяется в своем помещичьем хозяйстве на целые 17 лет, лишь зимой наезжая в Москву. Теперь его перо посвящалось ведению сельского хозяйства, о чем орловский землевладелец рассказывал на страницах журнала «Русский вестник» в «Записках о вольнонаемном труде» и очерках «Из деревни».

Благодаря неимоверному труду и унаследованной по материнской линии немецкой аккуратности, дворянину из Мценского уезда удалось значительно увеличить свое материальное состояние, что позволило приобрести сначала дом в Москве, а затем в 1887 году – большое имение в Курской губернии, с роскошной усадьбой и прекрасным старинным парком. Богатство достигнуто, а здоровье оказалось расстроенным – он страдал тяжелым удушьем. Кроме того, его постоянно мучила возможность захворать душевным заболеванием, от которого страдала его мать, две родные сестры и два племянника. Понимая, что остатки здоровья надо беречь, А.А.Фет передает свое хозяйство управляющему и возвращается к литературным занятиям, хотя, по большому счету, он их и никогда и не бросал, а занимался переводами. С его помощью по-русски заговорили все сочинения Горация, а также избранные – Ювенала, Катулла, Табулла, Овидия, Проперция, Вергилия, Персия, Плавта, Шопенгауэра, Гете.

В 1883 году мастер слова выпускает новый сборник стихов «Вечерние огни». А затем с разрывом в два-три года еще три небольшие книжечки под тем же заголовком. В 1890 г. увидели свет его мемуары «Мои воспоминания», а в 1893 посмертно – «Ранние годы моей жизни».

21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1892 год после неудачной попытки самоубийства, не дожив 2 дней до своего 72-летия, поэт умер от разрыва сердца…

А.А. Фет – выдающийся мастер русской поэзии. Но его емкое слово в необычайно тонких деталях и нюансах передает мимолетность и изменчивость впечатлений от прекрасных, незабываемых картин русской природы, восторженность перед женской красотой, сложные, чаще пессимистические философские размышления о жизни и предназначении человека в условиях жестокого окружающего мира. В каждом времени года поэт находит свои краски и свою прелесть. А вот как волнующе изображена борьба зимы и весны:

 

Была пора, и лед потока

Лежал под снежной пеленой,

Недосягаемый для ока

Таился речки бег живой.

Пришла весна, ее дыханье

Над снежным пронеслось ковром,

И стали видны содроганья

Струи, бегущей подо льдом.

 

Фетовское умение зорко вглядываться в окружающий мир, способность передать поэтическими образами впечатление от различных состояний природы многие литературоведы сравнивают с творчеством французских импрессионистов. В любовной лирике для поэта характерны романтическое отношение к женщине, обаяние ее внешнего облика и ее духовного мира. А вот в одном из стихотворений природа и любовь соединились:

 

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря

И лобзания и слезы,

И заря, заря! (1850)

 

Названные направления творчества яркого представителя золотого века русской поэзии во многом были ориентиром для создателей последующего серебряного. По крайней мере, их поэтический мир включает и картины русской природы и переросшее в культ обожание Прекрасной Дамы.

Поэзия А.А. Фета обладает удивительной музыкальностью. Недаром на его стихи сочиняли романсы многие русские композиторы, среди которых: П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.Е. Варламов, П.П. Булахов, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев.

Признанный литературный мастер отчетливо понимал важную роль для человеческого общества, казалось бы, такого незатейливого занятия как умения «плести рифмы», разумеется, если оно выполнено талантливо. Вот как об этом он писал в воспоминаниях «Ранние годы моей жизни»: «…Ничего не сближает людей так, как искусство, вообще – поэзия в широком смысле слова. Люди становятся чутки и чувствуют, и понимают то, для полного объяснения чего никаких слов недостаточно».

Поэту принадлежит несколько произведений о назначении стихов, напомню самое значительное из них:

 

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

 

Какое глубокое стихотворение, состоящее всего из одного предложения.

Таким незабываемым талантом и вошел в русскую литературу А.А.Фет, умевший тонко и нежно преобразовать очарование окружающего мира в хрустальную музыку поэтических пейзажей, живописать извивы и высокую романтику человеческих отношений, обладать чудесными качествами - «чужое вмиг почувствовать своим» и «усилить бой бестрепетных сердец».

Нам, живущим в 21-м веке остается немногое: хотя бы иногда припадать, как к живительному источнику, к творчеству незабываемого таланта, чтобы очистить душу от налета «свинцовых мерзостей жизни», чем, к сожалению, полнится наша повседневная действительность.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.