«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

31 марта 2010 года

Новости краеведения

Богородск-Константиново. Куприяновы и Есенины

Для нас это была новость совершенно неожиданная, даже потрясающая. А сообщил нам её Сергей Иванович Якушев из Москвы. Думаем, что для посетителей нашего сайта это будет приятная неожиданность. Ибо чувствовать свою «богородскую» сопричастность с гениями Пушкиным, Лермонтовым, Есениным - всегда нормальному человеку приятно, хоть он, нормальный человек, в этом и не «виноват», а «виноваты», вот в данном конкретном случае, давнишние наши богородские купцы – фабриканты, благотворители, общественные деятели Куприяновы… Сергей Иванович Якушев – представитель этого славного рода.

Не будем водить долго читателя за нос. Говорим сразу: на сайте Рязанской епархии появился следующий материал (даем его в сокращении, конечно, и с некоторыми поправками).

История села Константиново

Местные жители рассказывают следующую легенду о происхождении названия села. Как-то в давние времена плыл по Оке корабль. Правил им не кто иной, как князь Олег, и плыли на том корабле воины его. У села Белоомут (ныне Московская область, а в те времена территория Рязанских земель) корабль попал в омут, и в это время на него напала мещера. Произошло страшное сражение. Многие были и с той, и с другой стороны перебиты, но всё же Олегу удалось освободиться и поплыть дальше. Среди прочей команды на корабле были три воина, которые особо пострадали в этой битве. Жизнь их постепенно угасала. Проплыв ещё какое-то время, увидел Олег на берегу хижину отшельника (волхва). Причалил князь к берегу и обратился к отшельнику с просьбой оставить у него этих воинов: даст Бог, они исцелятся. Согласился волхв и принялся за молитву по исцелению трёх воинов. Через какое-то время они действительно пошли на поправку, а ещё спустя несколько месяцев исцелились. А когда совсем выздоровели, обзавелись семьями и расселились вдоль Оки. И там, где они поставили свои избы, в скором времени образовались сёла. А звали тех воинов Федяк (отсюда Федякино), Вак (отсюда Вакино) и Костак (отсюда Константиново).

К началу XVII в. с. Константиново принадлежало царской семье… Первому русскому царю из Романовых Михаилу Федоровичу рязанские земли присягнули на верность одними из первых… Позже селом владели Морозов, Протасов, Дворяшенов, Бегичев, Засецкий, которые в XVI и XVII столетиях служили стряпчими, стольниками, воеводами, управляли или владели землями в Рязанском уезде. Затем большая часть села с церковью пожалованы Мышецким и Волконским… В качестве приданного часть села была передана князем Яковом Ефимовичем Мышецким дочери Анастасии Яковлевне, вышедшей замуж за приближенного Петра I - Кирилла Алексеевича Нарышкина, бывшего в свое время стольником, воеводой, комендантом Санкт-Петербурга и губернатором Москвы.

В 1728 г. с. Константиново перешло во владение одного из семерых детей Нарышкиных - генерал-аншефа и обер-егермейстера Семена Кирилловича, который был женат на Марии Павловне Балк-Полевой. Их дети Кирилл и Екатерина умерли в отроческом возрасте. Не имея прямых наследников в 1775 г. С.К. Нарышкин завещал село сыну своей сестры Татьяны Кирилловны – Александру Михайловичу Голицыну.

В 1808 г. со смертью А.М. Голицына имение в с. Константиново по завещанию было передано его дочери Екатерине Александровне, ставшей женой князя Александра Николаевича Долгорукова (1757–1844 гг.). В 1843 г. владельцами с. Константиново становятся племянники Екатерины Александровны – Александр Дмитриевич и Владимир Дмитриевич Олсуфьевы, с 1853 г. - Владимир Александрович Олсуфьев.

 

Ну вот, друзья, дождались – теперь самое интересное для нас, богородских. Хотя фамилии Нарышкины, Голицыны, Долгоруковы и Балк-Полевые для Богородского края тоже не чужие.

 

Во владении Олсуфьевых село находилось до 1879 г., когда право на него (не на село, конечно, которое с 1861 года не было уже помещичьим, а на какие-то земли и постройки при нем - Редакторы) приобрели купцы братья Куприяновы из г. Богородска. Известно, что Куприяновы имели в своем владении различные заводы и фабрики, в том числе и кирпичные. Возможно, именно ими разрабатывалось это производство в Константиново и близлежащих селах.

К заслугам старшего из братьев – Сергея Григорьевича Куприянова относится постройка земской школы. С.Г. Куприянов (1843?–1923 гг.) – богородский купец, ткацкий и кирпичный фабрикант, потомственный ктитор Тихвинского храма в Богородске, в 1900-е гг. – председатель Богородского сиротского суда. Видимо немало он сделал и для благоустройства Казанской церкви, ведь один из приделов, посвящен святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, а жену и старшую дочь Сергея Григорьевича звали Надеждами. В 1891 г. в Храме поставили духовые печи, пол выложили дорогими тарускими плитами.

К 1897 г. братья Куприяновы поссорились между собой и усадьба была продана (не так и здесь: Около этого времени у семьи Куприяновых начались, скажем так, экономические сложности, окончившиеся вскоре разорением их текстильного дела. А о каких поссорившихся братьях говорится, не ясно – Редакторы). Хозяином в Константинове стал московский миллионер Иван Петрович Кулаков, Он был владельцем доходных домов на Хитровом рынке (знаменитая «Кулаковка»).

 

Здесь остановимся. И далее уже полностью наш текст.

Как вы поняли, уважаемые читатели нашего сайта, Сергей Есенин, родившийся в Константинове в 1895 г., не мог помнить С.Г. Куприянова и его многочисленных детей, но учился в школе, основанной С.Г. Куприяновым, и ходил в церковь, скорее всего, Куприяновым обустроенную. В творчестве, переписке Есенина мы не найдем упоминаний о наших земляках, 18 лет владевших усадьбой в его родном селе. Зато все слышали, если даже сами и не читали, о поэме «Анна Снегина». Она посвящена дочери Кулакова - Лидии Ивановне Кашиной. И.П. Кулаков продолжил благотворительные дела Куприяновых, став попечителем сельской школы (он выстроил и новое здание для нее) и старостой местной церкви, у стен которой и похоронен в 1911г. Хозяйкой усадьбы стала дочь, приезжавшая с детьми каждое лето в свое имение, после революции работавшая переводчицей и машинисткой и похороненная в советское время на Ваганьковском кладбище, где лежит и незабвенный великий Константиновец.

Ну а наш Сергей Григорьевич нашел последнее свое упокоение не в Богородске, где он столь много сделал и по церковной части тоже, не в Константинове, где о добрых делах его мы узнали через 130 лет, не в Кучине, где его кирпичный заводик производил высококачественный строительный материал для Москвы, а в Троицком-Кайнарджи (г. Железнодорожный), впрочем от Кучино недалеком. Там и его дети. Там и его внучка - замечательная русская женщина Надежда Ивановна Якушева, инициировавшая знаменитый исторический труд «Сорок сороков», написавшая интереснейшую книгу «Жили-былм москвичи» и очень любившая Богородск.

Редакторы

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.