«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

13 мая 2005 года

Новости краеведения Воспоминания, дневники Великая Отечественная Электросталь

Краеведческий конкурс в Электроуглях

Нам нить вручили предки.

(Сурова наша нить)

Не оборвите, детки!

Ее не заменить.

Не оброните, детки!

В ней скрыта наша суть.

А то нам ветры ветки

Обломят да снесут.

Придут Наполеоны…

Стенанья не спасут!

И всех нас оголенных

Постигнет Страшный Суд.

 

Е.Морозкина

 

В конце апреля в г. Электроугли завершился 2-й Городской краеведческий конкурс среди школьников "Бессмертие Великого Подвига", посвящённый 60-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Он был объявлен год назад Администрацией города, Городским историко-краеведческим музеем им. Н.И.Брунова и ЦКИ. Инициатором 2-го конкурса, так же как и 1-го, стал создатель и руководитель этого музея Любавин Александр Николаевич. В конкурсе приняли участие школы №№ 28, 30, 33 и Кудиновский колледж. На заключительный этап конкурса они представили 38 работ (5 работ из них коллективные) по двум возрастным группам. Хотя работы и не были равнозначны, но оказались одинаково дороги, т.к. в них содержались свидетельства очевидцев о самой жестокой войне.

Ребята со слов своих родственников и знакомых, участников войны и тружеников тыла, писали о неизвестных эпизодах войны, боях, подвигах, труде и жизни в тылу, о плене. Каждый эпизод того времени, каждый мельчайший штрих теперь благодаря конкурсу стали бесценным вкладом в дело по сохранению памяти о том героическом времени, о людях, приближавших Великую Победу. К сожалению, этих людей с каждым годом становится меньше. Они уходят, но память о них должна быть вечна. Именно это было одной из целей данного конкурса. Все работы по заверению А.Н.Любавина после конкурса поступят в городской Музей и займут достойное место в разделе Великой отечественной войны.

Далее Александр Николаевич сообщил: « Несмотря на все встретившиеся трудности во время организации конкурса, его итоги можно считать положительными. Дети поработали, хотя и с ленцой. Они лично соприкоснулись с историей, потом, когда вырастут, будут вспоминать об этом времени, о своём участии в конкурсе... Конкурс раскрыл в очередной раз, что в школах есть большой, ещё незатронутый потенциал, способный вывести краеведение в школах даже своими силами на должную высоту. Надо только иметь волю и желание у руководителей учебных учреждений сделать это» .

Коснувшись вопроса воспитания патриотизма у молодежи, он продолжил: « В дореволюционное и даже в советское время, несмотря на все его черные стороны, военно-патриотическое воспитание молодежи и нравственность были на должном уровне. На это работали государство, Церковь, армия, пресса, книжные издательства, кино, театр, телевидение, музыкальное и изобразительное искусство, школа, семья и т.д. Теперь почти всё это не только молчит, но в большей части работает как раз против воспитания патриотичности. Даже в США, которые нам везде и всюду выставляют как образец наивысшей демократии, нет такого гонения на патриотизм, на любовь к Родине. Там чтут любую мелочь, связанную с историей страны. Сейчас, пожалуй, только Православие, семья и школа остались последним "опорным пунктом", который способен и должен давать наглядные уроки патриотизма, зарождать в детях любовь к своей Родине, отеческой истории, православной вере, национальной культуре и традициям.

Организуя эти краеведческие конкурсы, нам очень хотелось, чтобы они служили именно этим целям, чтобы они стали традиционными и даже ежегодными. А не от одной великой даты до другой. Детей к этому надо кропотливо приучать, а не формально заорганизовывать, как это зачастую и происходит. Конкурсы должны стать связующей нитью времен » .

О том, как была организована работа конкурсной комиссии, Александр Николаевич рассказал: « Над определением оценочных баллов работам пришлось поломать голову, это ведь не диктант оценивать. Все работы на этот раз были поделены не на три, как на 1-м конкурсе, а на две возрастные группы, а также на индивидуальные и коллективные, в том числе семейные. Был также учтён опыт 1-го краеведческого конкурса, проведённого в мае 2001 года. В результате была разработана система определения оценок по 9 критериям. В ней по 5-ти балльной шкале с некоторыми нюансами оценивались глубина раскрытия темы, самостоятельность выполнения, способность анализировать и делать выводы, новизна материала, работа с документальными источниками, художественный стиль изложения, наличие соответствующих иллюстраций, качество оформления. За последнее мы пока строго не судили, как и на 1-м конкурсе, но впоследствии и за оформление также будем давать баллы. Оценки были разбиты на две группы, как в фигурном катании, чтобы иметь комплексное представление о значимости работы среди всего их множества. Это значительно облегчило работу конкурсной комиссии и помогло более объективно и обоснованно распределить кандидатов по призовым местам » .

Администрация города позаботилась о ценных подарках (прекрасных книгах по истории России) и грамотах победителям и участникам заключительного тура конкурса. Они были вручены на итоговой конференции 25 апреля в ДК ЦКИ. В этот день никто из участников, даже не занявших места, не ушел без подарка и благодарственного письма. Были зачитаны отрывки из работ победителей, которые с большим вниманием слушали школьники, учителя, ветераны войны и жители города, присутствовавшие в зале. Они чутко реагировали на зачитываемые фрагменты. На конференции с приветственными словами выступили организаторы конкурса: С.В.Мурашова от городской Администрации, А.Н.Любавин от Городского историко-краеведческого музея им. Н.И.Брунова, Т.Г.Степнова от ЦКИ, а также В.П.Черных от Совета ветеранов, капитан 2-го ранга в отставке В.Д.Огурцов от гостей-краеведов из Москвы, ветеран-труженик тыла Н.П.Будаева. Свои трогательные театрализованные номера-приветствия показали учащиеся школ. Конференция стала достойным оригинальным и очень интересным заключительным аккордом всего конкурса. Вот его победители.

В 1-й возрастной группе в категории индивидуальных работ 1-е место у Задонского Алёши (8 "А" шк. №33), 2-е у Макаровой Лены (6 "Б" шк.№30), 3-е у Бутылкиной Оксаны (8 "А" шк. №33). Приз самой юной участнице присуждён Каревой Гале (5 "А" шк. №33). В категории коллективных работ в 1-й группе места не присуждались, а поощрительный приз у 6 "Б" класса шк. №33. Во 2-й (старшей) возрастной группе в категории индивидуальных работ 1-е место сразу у двух участников – Гельмановой Даши (11 кл., шк. №28) и Львовой Иры (11 "А" шк. №33), 2-е место у Алиева Жени (11 кл., шк. №28), 3-е место у Сидоровой Оли (11 кл., шк. №28), Могачёва Саши (10 "Б" шк. №33), Беляевой Светы (11 "Б" шк. №33). Поощрительного приза удостоились Солопов Саша (11 "А" шк. №33), Воронова Маша (11 "А" шк. №33), Никанорова Маша (11 "А" шк. №33), Балбекова Валя (11 "Б" шк. №30). Победитель в категории коллективных (семейных) работ этой группы – Иван Иванович Железогло и его внучка Диана из 11 класса шк. №28. Поощрительный приз у Беловой Лены (10 "А" шк. №33), попробовавшей свои силы в качестве составителя разрозненных работ 11 "Б" той же школы. Наградами и грамотами была отмечена работа по популяризации краеведения в школах учителей Н.Ю.Бакулевой (шк. №33), Т.И.Ступиной (шк. №28), а также членов общественного совета музея З.Н.Синебрюховой и Т.Д.Широбоковой.

В заключение Александр Николаевич пожелал участникам конкурса: « Не останавливаться, не прекращать искать и находить. Не терять своего патриотического накала и интереса в данном случае к поисковой работе на тему о Великой отечественной войне, чтобы можно было каждый год ждать интересных сообщений на наших конференциях. В этом отношении наш Городской историко-краеведческий музей им. Н.И.Брунова готов всегда к взаимному сотрудничеству » .

 

Отрывки из работ участников-победителей конкурса

 

6 "Б" шк. №33

« Люди, живущие рядом с нами » . Воспоминания участника Великой отечественной войны Василия Кирилловича Забияко

(поощрительный приз 1-я группа)

Живет в нашем городе замечательный человек. Его знают все жители, хотя многие лично и не знакомы. Летом его можно увидеть на стадионе, где он зачастую играет в футбол с мальчишками, а зимой - на лыжне, ведущей в лес. Ему 84 года, но, несмотря на возраст, он полон энергии, и еще в прошлом году преподавал уроки ОБЖ в средней школе № 33. Прошел лишь год, как он вышел на пенсию, но и по сей день он не прекращает своей кипучей деятельности: заседает в Совете ветеранов, посещает общественные собрания, встречи с руководителями города и района, пишет стихи... Да мало ли дел у человека большой души и огромной жизненной энергии, у нашего Василия Кирилловича Забияко ! Он всегда желанный гость в школе, он всегда готов рассказать ребятам о своем участии в Великой Отечественной войне...

«...Тогда, в 41-м фашисты нагло себя вели. Нам дали команду прочесать лес. Мы захватили в плен несколько солдат и офицера. «Поговори с ним», - сказал мне командир роты. А как разговорить пленного врага? Я попросил принести по стакану чая, вынул сигареты. Предложил ему закурить. Немец посмотрел на меня с недоверием, но от угощения не отказался. Я спросил его: «Зачем вас сюда послали, с какой целью?» Он ответил с высокомерием: «Немецкие солдаты имеют задачу всех русских расстрелять». Я задавал ему еще вопросы. Он отвечал неохотно, сквозь зубы. Но когда я закончил расспрашивать, он неожиданно спросил: «Русские нас расстреляют?» - «Нет». Действительно, этих пленных отправили в лагерь, но жизнь им сохранили. А в 1943 году немцы были уже другие, все повторяли: «Гитлер капут!» А уж в Кенигсберге, в 1945 году, я их увидел совершенно униженными. Они, все грязные, оборванные, выходили из подвалов с поднятыми руками, жалобно смотрели нам в глаза и произносили только одно: «Не расстреливайте!». А 9 мая 1945 года день был солнечный, ясный. Как радовались мы долгожданной Победе! »

 

Бутылкина Оксана 8 "А" шк. №33

« Моя семья в годы Великой отечественной войны »

(3-е место 1-я группа)

Летом сорок первого казалось, что всё погибло, что нет такой силы, которая остановит эту лязгающую гусеницами громаду. Нашлась. Выстояла. Одолела.

Из нашей семьи ушли на фронт сапером мой прадедушка Акимов Павел Степанович, его сын Акимов Иван Павлович (взвод пешей разведки), бабушкины дяди пехотинцем Ромадин Андрей Трофимович, танкистом Ромадин Фёдор Трофимович.

Андрей и Фёдор остались живые, но были ранены, а прадедушка и его сын погибли под Смоленском в 1942 году.

В нашей семье мы в дни памяти читаем их треугольные письма, из жесткой бумаги и открытки, с военными штемпелями. Но эти треугольники дышат оптимизмом. Прадедушка писал сыну: «Будь смелым, храбрым и дерись с фашистами до полного их уничтожения, потому что они разбили всю нашу семейную жизнь». А в открытке дяди Вани такие строчки: «Мы сейчас находимся на учении, осваиваем тактику, чтобы быстрее разбить немецких оккупантов».

Имена моих погибших родственников есть в книге Памяти, которую нам подарили к 50-летию Победы. Это самый дорогой подарок живущим. Страна помнит тех, кому мы обязаны жизнью.

Наша семья гордится солдатами, которые ушли на фронт из нашего рода.

 

Макарова Елена 6"Б" шк. №30

«Война глазами детей». Из воспоминаний Татьяны Алексеевны Кобяшовой

(2-е место 1-я группа)

Детские воспоминания... Они не связаны с датами, годами. Некоторые из них слишком яркие, другие расплывчаты. Особые воспоминания сохранили дети военного времени, им так много пришлось пережить.

Танюше было пять лет, когда началась война. В 1941 году мобилизовали её отца, а в ноябре начался голод. ...фронт был уже близко. Началась эвакуация. В один холодный осенний день она и мама сели в грузовик, который вывозил женщин и детей. Они выехали из города. Неожиданно начался авиационный налёт. Машины двигались в колонне и не могли свернуть в сторону. Несколько грузовиков было сразу взорвано. Авиационные бомбы летели с особым свистом, их взрывы оглушали. После каждого взрыва водитель кричал: "Бабы! Держитесь, не прыгайте!" Некоторые не выдерживали, другие не слышали – и прыгали из грузовика с детьми... Когда авианалёт прекратился и уставшие дети уснули в грузовиках, их мамы ещё долго плакали.

Из Воронежа они приехали в деревню Вишняково. Продуктов не было, и зимой они с мамой очень голодали. Мама бралась за любую работу, но еды в доме не хватало. Так жили многие семьи, и особенно тяжело было в тех семьях, где было много детей. Старшим детям приходилось работать. На работе они были внимательны и молчаливы, боялись, что они не понадобятся.

 

Задонский Алёша 8 "А" шк. №33

Воспоминание о Благодаревой Екатерине Константиновне

(1-е место 1-я группа)

Она пришла к нам в школу 20 лет назад, чтобы рассказывать о том, как война «прошла» по ее родному Исакову. Так началась дружба с нашей школой, длившаяся до последних дней ее жизни, до февраля 2004 года.

...все своё свободное время она отдавала поиску документов Великой Отечественной войны, свидетельств народного подвига. В её записях обжигающе близкая правда тех лет, сохраненная в сердцах односельчан. Эти записи опубликовывались в «Комсомольской правде», в ногинской газете «Знамя коммунизма» в советское время, а в постсоветское – в ногинских газетах «Волхонка» и «Богородские вести» и в электроуглинской газете «Город».

Екатерина Константиновна Благодарева (Вдовина) родилась 19 сентября 1925 года в деревне Исакове, которая сейчас входит в состав города Электроугли Ногинского района Московской области в семье Вдовина Константина Георгиевича, председателя Исаковского колхоза имени Кирова.

Улица ее детства - деревня Исакове, где до войны было 120 домов.

Екатерина Константиновна собирала свидетельства военного прошлого не только в своем родном Исакове, но и в местах, связанных с военными судьбами ее родственников и знакомых, находившихся далеко отсюда. Она ездила в Брест, чтобы найти следы погибшей в этих местах своей старшей сестры Вдовиной Марии Константиновны, отправившейся вместе со своим маленьким сыном Валерием 25 апреля 1940 года туда, к месту службы своего мужа Тараканова Павла Семеновича. Эта поездка так сильно подействовала на душу Екатерины Константиновны, что она стала еще более глубоко заниматься поисками документов, говорящих о войне, о судьбе ее близких и знакомых во время войны.

Война оставила тяжелый след в семье Благодаревой (Вдовиной) Екатерины Константиновны и во многих семьях ее односельчан. Она стала собирать документы - свидетельства военного прошлого и писать об этом статьи в газетах.

Мы никогда не встречались с более ответственными людьми, чем она. Живя в Москве, она приезжала к началу занятий, чтобы провести уроки мужества. Как она умела говорить, убеждать ребят! Слушая ее, ребята понимали слово «патриотизм». Екатерина Константиновна могла бы спокойно жить, выйдя на пенсию. У неё давно болело сердце. Но тогда бы это не была Екатерина Константиновна.

В день, когда ее провожали на пенсию, в родной газете «Комсомольская правда», в рубрике «Люди, которые нас удивили» появились строки: «Наша Катенька ушла на пенсию». Да, в это было трудно поверить ее товарищам по работе, знавшим ее людям. Но все эти годы она посвятила тому, чтобы «помнили», а значит, продолжали жить.

 

Солопов Саша 11 "А" шк. №33

« Прошлое » . Воспоминания Огаревой Натальи Николаевны

(поощрительный приз 2-я группа)

Наталья Николаевна Огарёва родилась в нашем городе, раньше это называлось: станция Кудиново, поселок Горка. Вся жизнь была сосредоточена около станции. Здесь был рынок, кое-какие палатки, две пивнушки - одна Южная, другая Северная, станционный буфет. На привокзальной площади, замощенной булыжником, проходили митинги. От нее шла липовая аллея к бабушкиному дому и бане. Там, где теперь НИИ Электроугольных изделий, был луг с чередой прудов. Летом ребятишки играли в траве в прятки, трава была высокая и очень жесткая, так что все руки и ноги были поцарапаны. Ее дом назывался итээровским, т.к. предназначался для инженерно-технических работников (ИТР). Он полукруглый, с тремя подъездами стоит и сейчас.

Рядом с ее домом, по другую сторону аллеи, стоял стандартный дом. Эти дома двухэтажные. А единственный в то время дом в четыре этажа был в Каменке. Он до сих пор так и называется: «старый четырехэтажный». От станции главная дорога шла через Большое Васильево, пос. Горки, по ул. Центральной в Каменку. Мир детей, живших там, был сосредоточен вокруг станции. На Центральной улице располагались аптека, сельмаг, подвальный магазин, фотография, парикмахерская, пекарня, а над ней «Читалка» - местный клуб.

Основным местом работы был завод «Электроугли», во время войны п/я 701. Здесь работало почти все взрослое население нашего поселка.

С сентября 1941 года начались бомбили. Фашистские самолеты прорывались к Электростали. Бабушка помнит, как ее мама выходила с детьми во двор, ставила на стол и они смотрели, как над Москвой мелькали прожектора.

Рядом с баней на поле было вырыто бомбоубежище, а попросту яма с перекрытием. А настоящее бомбоубежище было рядом с заводоуправлением или, как они говорили, конторой. Но туда они не ходили.

Бомбили тогда очень часто. Один раз бомбы упали в районе станции, от этого в их окнах были выбиты все стёкла.

...Основной проблемой детишек дома № 67 была, где достать еду? Хлеб тогда давали по карточкам и за ним приходилось долго стоять. Хлебная палатка стояла напротив заводской проходной. По талонам выдавали масло, сахар, муку.

...Ранней весной 42-43 гг. все переходили на подножный корм. Ели растение-«лепешечки», клевер, зеленые листочки от липы. Словом все, что не очень горько. Но даже в эти очень голодные годы ребятишки никогда не лазили по огородам, а они были рядом с домом около пруда. Только когда уберут с полей все овощи, дети собирали остатки гороха, моркови, зелени.

Детей в их дворе было много и жили они все одной дружной компанией. Играли в лапту, казаки разбойники, прятки и конечно, в войну. Возраст игравших был от 2 до 16 лет. Вместе ходили в лес на «Бочевинку» за ягодами и щавелем.

...В те годы съедали почти все, что растет: крапиву, лебеду, конский щавель. Уже в 42-43 гг. всем дали участки под картошку на «Камчатке». Это, где теперь Керамблоки. А под капусту - где теперь институт. Одеть и обуть тоже было нечего. Ходили - кто в чём. Но тогда на это не обращали внимание. А уж босиком бегали, лишь только сойдет снег.

Где-то в 1943 году за прудом (около дома) расквартировали девушек зенитчиц. Детвора быстро выбрала себе любимиц. Ходили за ними по пятам, дарили цветы. Но они вскоре уехали.

От той войны остались следы бомбежки недалеко от Исакова в виде небольших ям, заполненных водой, которые быстро заросли. Бомбоубежище обвалилось. Остался сон, который бабушке снился еще лет 20, из-за леса, со стороны Москвы, летят самолеты бомбить нас. Это очень страшно.

  

Воронова Маша 11 "А" шк. №33

Рассказ Курской Марии Никифоровны

(поощрительный приз 2-я группа)

С сентября 1941 Калужская область, изо дня в день, испытывала на себе мощь фашистских снарядов. Было страшное время. А в марте 43-его немецкие войска погнали местное население пешком до Белоруссии. На ночь людей загоняли в сараи, где они постоянно находились под охраной.

Мария Никифоровна Курская рассказала такой случай. Людей распределили в 2 сарая, в одном из которых была непрочная крыша, и узники попытались совершить побег. Не удалось. Немцы закрыли сарай и подожгли его. Все сгорели заживо. На протяжении всего пути одолевал страшный голод. Люди падали, но поднимались и шли дальше. Многие, но не все. По обе стороны дороги росла свекла, вот только мало кому удавалось до неё добраться и быть незамеченным. Если замечали, стреляли, а если свеклу всё-таки проносили, то делились со всеми...

И вот, они в Германии. Со всех сторон возвышенности, похожие на горы. Неизвестный город, или не город совсем. Где-то вдалеке возвышается труба. Позже узники узнали, что это труба крематория. Туда отправляли больных и слабых, родных и близких, незнакомых. Оставшихся посадили в вагон и повезли через Германию в город Латрин (Франция), который находился в 30 км от Парижа. Здесь пленные находились до конца ВОВ. Недалеко от лагеря стоял металлургический завод. Каждый день туда людей как скот гнали на работу.

Эти полтора года заключения - худшие в жизни девушки, а теперь пожилой женщины, бабушки. На её глазах клеймили людей ... В 1945 г. заключённых этого и других близлежащих лагерей и городов освобождали американцы. Был дан приказ идти в одном направлении-к реке Эльба.

...В 1953 г. Мария Никифоровна переехала в Электроугли Московской области. Работала на заводе Керамблоки, жила в общежитии. Работа тяжёлая - носила блоки, в день по 4 тонны. В 1960 году сменила работу на заводе стройкой. Принимала участие в строительстве большинства блочных домов.

 

Никанорова Маша 11 "А" шк. №33

Как война коснулась моей семьи

(поощрительный приз 2-я группа)

Прошло почти 60 лет со Дня Победы над фашистской Германией, но люди до сих пор помнят всё, что произошло в годы войны, как будто это было только вчера. Моя бабушка, Михеева Валентина Александровна, родилась в 1934 году. Она часто рассказывала мне о войне. В 1942 году в село Гнездилово Мосальского района Калужской области вошли немцы. Всех жителей села загнали в самые плохие хаты, а сами расположились в хороших домах. Людей держали в страхе, угрожали, наказывали за малейшие провинности.

Когда русские войска стали наступать, немцы погнали людей к границе. С собой они могли взять только то, что могли унести на себе. Но наша семья взяла мало, потому что пришлось нести на руках мою бабушку, маленькую Валю, которая 10 дней была без сознания от увиденных зверств фашистов.

...После освобождения Русские солдаты собрали всех пленных и стали распределять их, кто из какой деревни. Потом погрузили в машины и стали развозить по деревням. Когда приехали в родную деревню, то просто не узнали её. Из 150 семей осталось только 22. Всё было разрушено, не было ни родного дома, ни скота, вся земля была покрыта пеплом. После войны жили в блиндажах. Нашли блиндаж, который остался от немцев. Он был большой, и, первое время, жили там. Чтобы не умереть с голоду, собирали растения, траву, корни, которые можно было есть.

...Война нанесла большие потери не только нашей семье, но и всем людям, недаром её назвали Мировой. Но единство людей помогло её выиграть и преодолеть все трудности, которые встали на пути. Никто и никогда не забудет то, что пришлось пережить. И эти события навсегда останутся в памяти людей!

 

Балбекова Валя 11 "Б" шк. №30

Воспоминания о войне Михаила Сергеевича и Антонины Федоровны Грушиных

(поощрительный приз 2-я группа)

Всех людей того времени можно по праву назвать героями. В каждом городе, деревне, посёлке есть свои участники войны и труженики тыла. В нашем городе Электроугли тоже есть ветераны, которых осталось очень мало. С каждым годом их становится всё меньше, но память о них остаётся в наших сердцах.

Каждая история человека прошедшего войну, достойна внимания.

...... в 42-м году, когда ему исполнилось 17 лет, он пошёл в армию учиться военному делу. И уже в 43-м воевал на Степном фронте в армии Чуйкова. Свой первый бой Михаил Сергеевич Грушин встретил в Красном Иване Донецкой области.

...Армию, где был Михаил Сергеевич, перевели на третий Украинский фронт. Там он участвовал во взятии Одессы, Днестра, Кишинева. Потом армию перевели на первый Белорусский фронт, которая дошла до Берлина. Михаил Сергеевич участвовал во взятии столицы Германии. Тогда он был в разведроте, в ней было не больше 30 человек. Они шли первые, при взятии Берлина, и сообщали по рации войскам, где скрывается противник. Победу Михаил Сергеевич встретил в Берлине. Для него война закончилась в ночь с 30 апреля на 1 мая. Утром устроили салют, стреляли из всех орудий.

 

Беляева Света 11 "Б" шк. №33

Рассказ об участнике Курской битве Иване Петровиче Беляеве

(3-е место 2-я группа)

«Танки шли лавиной. Сколько их было, не считали»,- рассказывал Иван Петрович Беляев, ветеран Великой Отечественной войны, участник Курской битвы, художник и удивительный человек.- «Машины двигались по полю, меняя направление, Чтобы сбить нас с толку. Осколки сыпались, как свинцовый дождь. Столько было снарядов в воздухе, что над нашими головами два столкнулись и взорвались... Не думал, что земля может трещать. Рвутся бомбы. Так тяжело, что не знаешь жив ты или мёртв».

Беляев Иван Петрович родился 17 мая 1920г на Тамбовщине. В конце 30-х годов был принят в Пензенское художественное училище без вступительных экзаменов. Но учиться не пришлось - не отпустили из дома, где он был старшим сыном в многодетной крестьянской семье. Приехал в Москву, с трудом устроился работать на железную дорогу в качестве звенщика, потом стал старшим кондуктором.

19 апреля 1941г. был призван в Красную Армию. Служил в Виннице на Украине. Впоследствии участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Киев, Житомир, Львов. Форсировал Десну, Днепр, Одер и Вислу.

9-го мая 1945г. встретил в Берлине, с мая 1945 по 1948г. служил в Германии в должности офицера - экономиста. 6 раз был ранен, и имел две контузии, награждён боевыми наградами. В 1948г. демобилизовался из армии в звании лейтенанта.

Работал преподавателем немецкого языка, рисования и черчения. В 1954г. переехал в посёлок Кудиново. Работал на заводе «Керамблоки» в должности начальника цеха готовых изделий. 2 сентября 1963г. открылась школа №33. Первым учителем рисования и черчения стал Иван Петрович. Потом он перешёл на работу во ВНИИЭИ художником оформителем. В 1957г. закончил факультет рисунка и живописи Всесоюзного заочного педагогического института. 20 лет жизни он посвятил патриотическому воспитанию учащихся шк. № 33.

Ребята и Иван Петрович подружились сразу. Иван Петрович часто рассказывал им о местах боёв, о дорогах войны, которыми он прошел. Навсегда в его душе осталась «Курская Дуга». Он очень хотел показать ребятам эти памятные места. Хотя мы не мало путешествовали, исколесили почти всю Россию, но эта поездка стала особенной. Организовал её Иван Петрович.

На встречах он не только вспоминал годы войны, но и поведал нам о своей мечте - закончить писать картину, которую задумал и начал почти сразу после окончания войны. Эта картина называется «Поле под Курском».

 

Сидорова Оля 11 кл., шк. №28

Воспоминания участника Великой отечественной войны учителя Вишняковской школы №28 Ивана Федоровича Андронова

(3-е место 2-я группа)

Здесь на военных полях Подмосковья, он написал «Завещание» с которым прошел всю фронтовую дорогу, держа его в кармане гимнастерки:

 

Кто бы ни был ты на поле брани,

Услышав мой предсмертный стон,

Приди. Возьми в грудном кармане

Ужасный вестник - медальон.

 

Открой его. В нем есть записка.

Её на родину мою отправь

Старушке, сердцу близкой.

Та весть страшна, но я молю –

 

Как тяжело - но пусть узнает.

Ей будет легче - знаю я.

Неведом труп мой обрыдает

Слезой горячею она.

 

Неведом, где-то на чужбине:

Зарытый кем? В какой глуши?

На память о погибшем сыне

Мой новый адрес отошли.

Декабрь 1941 год

 

Андронов Иван Фёдорович, родился 17 апреля 1923 года в деревне Аббакумово Петушинского района Владимирской области. Перед войной окончил среднюю школу в поселке Костерево того же района.

Был призван на войну в 1941 году Петушинским горвоенкоматом в первых числах октября в возрасте 18 лет.

С декабря 1941 года принимал участие в Московской битве в должности связиста-телефониста 113 С.Д. 33 Армии. Освобождал г. Боровск (4 января 1942 года), Верею (19 января 1942 года), Изноский, Шанский завод и Вязьму. Под Вязьмой 4 марта 1942 года получил два пулевых ранения. В политдонесении штабу Западного фронта за №778 от 22 марта 1942 года от политотдела 33 армии говорится: «... к деревне Кузнецовка, не зная, что там немцы, ехали подполковник Сташевский и инструктор политотдела 113 СД Брыскин. Фашисты не стреляли, старясь подпустить их ближе. Это заметил сержант товарищ Шемяков. Рискуя жизнью, он бросился навстречу предупредить об опасности.

Очередью из немецкого автомата Шемяков был убит. Товарищ Шемяков погиб смертью героя: он честно выполнил свой долг - спас своих командиров.

Красноармеец - телефонист Андронов, раненый в обе ноги, не бросил телефонного аппарата, отстреливаясь до последнего патрона, вышел к своим, сдал аппарат своему командиру, после чего был направлен в госпиталь.

...За бой под Вязьмой (4 марта 1942 года) был награжден орденом Красной звезды на Курской дуге

...После демобилизации окончил с отличием литературный факультет Орехово-Зуевского педагогическоо института и был направлен на работу в Вишняковскую восьмилетнюю школу №38. Работая, закончил Московский областной педагогический институт им. Крупской. Ушел на пенсию по достижению пенсионного возраста. Умер в 2003 году.

 

Могачёв Саша 10 "Б" шк. №33

« Военный госпиталь в Электроуглях »

(3-е место 2-я группа)

На улице Школьной г.Электроугли на стене у входа в школу №32 прикреплена табличка с надписью: «В этом здании в годы Великой Отечественной войны помещался госпиталь». Мало кто из жителей города, да и в школе знают об этом госпитале больше того, что написано на табличке.

В январе 1943г. из Ногинска пришло распоряжение о размещении в поселке военного госпиталя. Под госпиталь было отведено самое лучшее тогда здание новой школы. Учеников перевели в другие школы и бараки. Классы, в которых расставили по 25-30 коек, стали называться палатами. Начальник госпиталя, врачи, старшие медсестры были из Москвы, а весь остальной обслуживающий персонаж был подобран из местных жителей.

...Поступление раненых началось в конце февраля 1943г. Привозили их небольшими партиями днем и ночью на станцию Кудиново, откуда на лошадях или машиной доставляли в госпиталь. Весь персонал заботливо встречал и ухаживал за ранеными. Многие часы и дни санитарки проводили у постелей больных, слушали их рассказы о боевых действиях на фронте, о своих семьях, о детях. Иные показывали фотокарточки любимых девушек.

...Большую радость доставлял раненым местный самодеятельный хор, руководимый Натальей Богатыревой. Как вспоминают, участники хора - 25 молодых женщин, приходили в госпиталь, больные располагались кто на скамейке, а кто и на полу. С восторгом слушали народные песни, шуточные частушки. Особой любовью пользовался десятилетний баянист-Володя Могачёв.

Из воспоминаний Могачёва Владимира Федоровича, впоследствии ставшего директором местной музыкальной школы: " Мне было около 10 лет, когда началась война. У меня и моих друзей она не вызвала страха. Мы были уверены, что фашистов быстро разобьют, ведь наша армия самая сильная! Так нас воспитали.

Но скоро события заставили усомниться в скорой победе, но мы твердо верили, что все равно победим.

...Выступали мы в госпитале довольно часто. Раненые солдаты принимали нас с огромной радостью, просили приходить чаще. Слушая наши выступления они наверное, вспоминали свои семьи, своих детей, потому что иногда на их глазах мы видели слезы.

После концертов девочки уходили одни, а меня солдаты просили поиграть им еще. Я никогда не отказывал раненым - играл и играл. Видя, с каким интересом и благодарностью меня слушали, не замечал усталости. Исполнял в основном народные песни и песни народных композиторов, а раненые часто пели под эту музыку.

Мы всегда с удовольствием ходили в госпиталь, потому что считали свои выступления лекарством, помогающим выздоравливать нашим зрителям.

А сколько радости приносили раненым выступление школьниц Нины Калинцевой и Клары Кузьминой. Нередко в госпитале показывали и кинокартины.

 

Алиев Женя 11 кл., шк. №28

Рассказ о разведчике Юрии Гейро.

(2-е место 2-я группа)

Командир группы Юрий Гейро распахнул дверь. Угрожая гранатами, которые держал в руках, крикнул: "Хенде хох, гады!" Немцы подняли руки. Один за другим с поднятыми руками 20 фрицев вылезли наружу. Захватив 25 пленных, вся группа без потерь вернулась в свое подразделение. В траншейных схватках 10 разведчиков уничтожили более 40 немцев.

...Юрий Гейро наш соотечественник. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 г. командовал группой разведчиков 63-й Гвардейской дивизии. Человек отчаянной храбрости, мастер ночных вылазок... Участник боёв под Ленинградом и Нарвой. Родился Юра в 1923 году в Донбассе. Когда гитлеровцы напали на нашу страну, ему исполнилось 18 лет. Он заканчивал десятый класс Кудиновской школы №32 в Каменке, а проживал в пос. Вишняковские дачи. Учился все годы хорошо, любил математику, общественные дисциплины, радиотехнику, много читал.

Ещё примерно с четырнадцати лет Юра стал «готовить себя в красноармейцы» и этому посвящал всё своё свободное время. Он изучал азбуку Морзе по радио, поднимаясь для этого в пять часов утра (тогда по радио рано занимались азбукой Морзе). Зимой и летом занимался гимнастикой, на брусьях и турнике, не взирая на сильный мороз. Выходил во двор легко одетым, а иногда и без рубашки, вытаскивал воду из колодца и делал обтирание ледяной водой. Катался на лыжах, проходя по 6-7 километров. Иногда делал «голодные» походы на лыжах. Катался на велосипеде, колол дрова, заготавливая их к зиме, и многое другое.

Всё это ему очень пригодилось на фронте. В одном из своих первых писем он писал: «Я сейчас спокойно могу ходить с промокшими ногами и не простуживаюсь».

...А когда под Ельней он попал в окружение и ему пришлось выбираться из окружения к своим, то закалка спасла ему жизнь. Юра писал, что девять дней он питался только воздухом...

Дивизию не раз посылали в бой: гвардейцы сражались под Арбузовской и на Синявинских высотах.

Газета «Ленинградская правда» в статье «Отвага и мастерство» в те дни писала: "Разведчики уничтожили 40 немцев и захватили 25 пленных".

В 1944 году Юрий командовал ротой автоматчиков 188 полка. Не раз, и не два ходили в разведку, темными ночами проникали в траншеи врага, притаскивали «языков», добывали сведения. Погиб Юрий Гейро в 1944 году под Нарвой.

 

Гельманова Даша 11 кл. шк. №28

Воспоминания участника Великой отечественной войны Ивана Федоровича Русинова

(1-е место 2-я группа)

Однажды командир батальона приказал роте, которой командовал Иван, при поддержке минометчиков уничтожить фашистский дзот. Бойцов в роте осталось не больше двух десятков, но приказ есть приказ. Когда ворвались в дзот, один из фашистов метнул Ивану под ноги гранату. Он хотел отбросить её ногой, но не успел.

«Почувствовал, что лечу в бездну»,- вспоминал впоследствии Иван Фёдорович Русинов. Лишь мелькнула мысль: «Ну всё, это конец!» Когда после захвата дзота подбирали убитых, юная медсестра вдруг определила, что Иван жив. Его отправили в госпиталь.

Как только он поправился, его назначили командиром саперного батальона - и на фронт! Много путей-дорог ему пришлось прошагать.

 

Сорок третий горечью полынной

На меня пахнул издалека -

Черною, обугленной равниной

Видится мне Курская дуга.

 

«Тигры» прут по-дикому упрямы,

Но со мною в трудный миг

Прямо к окуляру панорамы

Весь мой полк уверенно приник.

 

Громыхнуло сразу на полсвета.

Танки, словно факелы, горят...

Нет, не зря во мне живет все это

Три десятилетия подряд!

 

Те бои - как мера нашей силы.

Потому она и дорога,

Насмерть прикипевшая к России

Курская великая дуга...

 

Иван Фёдорович Русинов воевал на Орловско-Курской дуге, возводил переправы через Десну, Днепр, Южиый Буг, Днестр, Тиссу, Дунай... Войну он закончил в Вене. Грудь в орденах: за оборону Москвы - орден Красной Звезды, за оборону Сталинграда - медаль, а за последующие бои - еще два ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени.

После демобилизации Иван Федорович вернулся в Москву. Трудился в родном институте на кафедре мелиорации старшим научным сотрудником, защитил диссертацию, а затем работал ученым секретарем в ВАСХНИЛе.

В Тюмени организовывал научный Центр мелиорации. После этого он трудился в поселке Старая Купавна и лишь в восемьдесят пять ушел на пенсию.

...Но сидеть без дела Иван Федорович не может. Каждый день после интенсивной зарядки - в делах, заботах. Он справедливо замечает, что жизнь - это движение. И не зря. И хотя в поселке Вишняковские Дачи он проживает не так давно, но знает его тут и стар и млад. Потому что полковник в отставке Иван Федорович Русинов - председатель местного совета ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, труда и правоохранительных органов. Он делает все от него зависящее, чтобы землякам жилось лучше.

И еще одна особенность Ивана Федоровича - в свои девяносто шесть он совершает часовую пробежку по лесу, потом обливается ледяной водой. Он читает газеты без очков, прекрасно слышит и... пишет стихи. Многие из них посвящены друзьям – однополчанам.

  

Львова Ира 11 "А" шк. №33

« Моя семья в годы войны »

(1-е место 2-я группа)

Моя бабушка, Львова Нина Егоровна, встретила войну в деревне Булгаково 13-летним подростком. Она хорошо помнит, как немцы бомбили станцию Кудиново, как прятались от бомбежки в погребе. Всю войну бабушка проработала в колхозе наравне с взрослыми женщинами и сейчас ей присвоено звание «Труженик тыла». Дедушка Львов Иван Иванович в годы войны из-за школьной парты пересел на трактор — 14-летний подросток, он заменил мужчин-трактористов.

...Бабушка до сих пор со слезами на глазах вспоминает, как тяжело они жили, как ее мама никогда не чистила картошку - варила в кожуре, а потом терла на терке и заправляла растительным маслом. Как они рвали молодую лебеду, чтобы, смешав с мукой, напечь лепешек. Так мало было муки!

...Спустя несколько месяцев, прабабушка, Александра Максимовна Нартова, получила извещение о том, что ее муж пропал без вести. До сих пор мы ничего не знаем о смерти прадедушки.

Не знаем даже места, где он погиб и где захоронен. Осенью 1943 года моему дедушке Козлову Алексею Самсоновичу исполнилось 18 лет, и сразу же он был призван в армию.

..Осенью 1942 года советские войска шли на соединение к стенам Сталинграда, где бушевала Сталинградская битва. В одном из батальонов пехоты шагал в строю и мой прадедушка - Нартов Фёдор Максимович.

...Эхо войны слышится в нашей семье до сих пор, и в наших руках сделать так, чтобы не повторилась такая беда, чтобы мы и наши дети мирно трудились и прославляли нашу Родину не громом пушек и бряцаньем оружия, а достижениями в науке, технике и искусстве

 

Железогло Иван Иванович и внучка Диана 11 кл. шк. №28

«Его атакующий стиль». Рассказ ветерана крылатой гвардии летчика-истребителя.

(1-е место 2-я группа семейная работа)

Немцы уже подходят к Москве, Ленинград - в кольце блокады, общее настроение - ужасное. И вдруг, в ночь на 6 декабря - боевая тревога! Мы поднимаемся, и командир эскадрильи Победоносцев говорит: "Под Москвой произошел прорыв!" Столько-то танков уничтожено, столько-то солдат взято в плен: Гарнизон просто воскрес! Мы воспаряли, стали совсем другие люди! Весь Союз за Москву дрался!

...Козлов вводил нас в историю полка, как и какие летчики воевали. Потом изучали район действия, изучали материальную часть. Вновь прибывшие обязательно сдавали зачет по знанию материальной части, по штурманской подготовке. Делалось это так: подробно изучали район по карте. Потом карту убирали, давали чистый лист бумаги, и требовалось нарисовать, что ты видел. В первый раз можно было подсматривать, а во второй - уже карту совсем убирали, и рисовать надо было целиком по памяти. Истребитель не имеет штурмана, он сам себе штурман, радист, стрелок, летчик, и когда он просматривает карту, он должен ее запоминать. Карту клали или в планшеты, или, что было лучше всего, в сапог. Это что касается подготовки.

...Бой длился 40 минут. Было 20 штурмовиков и 18 "Мессершмиттов". Атаки справа и слева. Решетов с атаки сбивает одного, я - другого. Я чувствуют, меня бьют, я маневрирую. Решетов - изумруд-истребитель, меня выводит. Я железно стал и, как положено ведомому, за ним кручусь, а он, потому что положено спасать ведомого, как только меня атакуют, он выводит, я – за ним. И вот 40 минут ковырялись. 2 самолёта сбил он, один – я. Это под Сальником было, в Венгрии.

...В каком учебнике можно написать, как воспитывать в людях уверенность в себе? - А у нас после победы было очень хорошее моральное состояние, такие были у нас мудрые командиры.

 

Карева Галя 5 "А" шк. №33

Мой дедушка и война

(приз "Самой юной участнице")

Мой дедушка Савин Геннадий Пантелеймонович рассказал мне такую историю из своего детства, которую ему рассказала его мама: "Мне было всего три года, когда мама вместе со мной и моими сёстрами собрались ехать к отцу, в Белоруссию, где он служил военным на аэродроме. Но 22 июня 41-го года началась война. Когда мы ехали в поезде, белорусскую землю вовсю бомбили немецкие самолёты. Наш поезд попал под обстрел. Много людей погибло, а нас взяли в плен. Жили мы где попало. Однажды всех пленных собрали и повели на расстрел. Когда нас туда вели, моя мама с нами незаметно выбежали из строя и спрятались за плетень. Но домой вернуться мы не могли – все железные дороги были разбиты...

История, рассказанная дедушкой, потрясла меня. Мне стало страшно за дедушку. Сколько всего он пережил. Я хочу, чтобы у всех детей было нормальное и счастливое детство!

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.