Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
18 сентября 2013 года

Новое имя героя-земляка.

Рыбин Михаил Евгеньевич, г. Куровское, Подмосковье.

Занимаясь и изучая историю любого региона страны, открываешь для себя мало изученные и забытые имена и понимаешь, что эти людьми поправу можно городиться и ставить в пример молодому поколению. Не исключение и наш Орехово-Зуевский район. В моей статье пойдёт речь про одного из таких героев, которого хорошо помнят в Раменском районе, Московской области, в Калужской области, в Белоруссии, а у нас про его забыли, хотя здесь проживают его родственники и похоронены многие его предки. Но сначала я расскажу про тот край, от куда происходят так скажем его истоки. В юго-западной части нашего района находиться Соболевское сельское поселение. Это поселение граничит с Воскресенским, Раменским и Павлово-Посадским районами. А так же с Давыдовским и Ильинским поселениями. Главная река этого края – Нерская, впадающая в Москву реку. Основной приток реки Нерской – река Гуслица. От реки Гуслица прошло название старинного старообрядческого края, куда входят деревни этого поселения. Уроженцами этого этой части нашего района были два героя СССР. Это Дёмин Никита Семёнович из д. Молоково, а так же Банцекин Василий Николаевич из д.Лашино. С этим регионом близко связаны и мои корни. Мой прадед по отцовской линии Буслаков Петр Леонтьевич был уроженцем д.Лашино. А его супруга, моя прабабушка, которую звали Чурилина Анна Ивановна, была родом из д.Асташково. Занимаюсь исследованием рода Чурилиных собрал большой и интересный материал об истории этого рода. Этот род дал нашему государство много прославленных и просто умных людей, среди которых были и инженеры, и архитекторы, и лётчики, и просто служащие, рабочие. Среди внуков брата моего прапрадеда, крестьянина д.Асташково Чурилина Прохора Васильевича был Чурилин Арсений Павлович, родившейся 16 мая (но новому стилю) в 1912 году в д.Асташково (по другим данным в г. Рига) в семье Чурилина Павла Прохоровича и Екатерины Михайловны. Помимо Арсения у них была дочь Евгения.Его отец, и дед были приказчиками Рижского фарфорового завода товарищества Кузнецовых. После большёго пожара, которую уничтожил большую часть деревни и слободку, где они жили, Прохор Васильевич был вынужден перевести свою семью в Ригу, где по некоторым данным, и родился будущий герой. По другим источникам он родился в д.Асташково, но в маленьком возрасте перевезён родителям в Ригу. Это ещё простоит узнать, изучив метрические книги храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Карпово, в приход которого входила Асташково. Пока в деревне отстраивался новый дом, они жили в Риге, а уже ближе к 1917 году семья Прохора Васильевича окончательно переехала в деревню. Но его сын Павел Прохорович со своей семьей в это время жил в селе Песочня (ныне город Киров Калужской области), Калужской губернии, где работал на фаянсовой фабрике купцов Мальцевых. Здесь Арсений получил среднее образование, а так же закончил профтехшколу в 1926 году. После окончание этого учебного заведения он поступил работать на слесарем на фаянсовую фабрику этого села. В 1932 году был призван в советскую Армию, которая круто изменило его судьбу. Его направлен учиться в Одесскую военную школу лётчиков. С этого момента начинается его профессиональная карьера и именно с авиацией он свяжет свою дальнейшую жизнь.

 

Прошло несколько лет после окончания лётной школы.12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из 6 человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над советским побережьем Северного Ледовитого океана. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях. Больше о судьбе самолёта и экипажа ничего не известно, кроме одной неподтверждённой радиограммы, принятой одним радиолюбителем на советском Крайнем Севере. Арсений Павлович принимал участвуя в розысках потерпевшего катастрофу самолета С.А.Леваневского и был вторым летчиком ТБ-3 в экипаже А.А. Курбана. В 1939 году учувствовал в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол, Монголия. За Халкин-Гол он получил «Орден Красного знамени» (указ Верховного совета СССР от 08.XI.1939 года).

Началась ВОВ. К этому времени он опытный и уважаемый лётчик в звании старшего лейтенанта. В это время он служит на авиационной базе Монино. 29.06.1941 года их командующий полковник В.И.Лебедев получил указание И.В.Сталина о формирование полка особого назначения. Полк формируется в период 03.07. по 19.07.1941 года в Монино. Здесь проходит теоретическая и тренировочная подготовка в барокамерах. А в Казани они получили материальную часть и в течение месяца осваивали ТБ-7. Полк был назван 412 тбап и вошёл в состав 81 бад 3 ад дд. Основу его составляла 2-ой аэ 14 тбап. Вскоре нумерацию полка изменили и с конца июля 1941 г. он стал называться 432 ап дд. Затем полк базировался на аэродроме г. Ковров, Ивановской области. Утром 10.08.1941 г. 8 ТБ-7 (с дизелями М-40Ф) полка перелетели на аэродром Пушкино и вечером взяли курс на Берлин. Семь из восьми кораблей бомбардировали военные объекты противника и сбросили листовки. Один ТБ-7 потерпел катастрофу на взлете, еще четыре были потеряны вследствие повреждений от зенитной артиллерии. Вернулись только три ТБ-7. В авиационном рейде на Берлин вторым пилотом в экипаже А. А. Курбана (штурман Г. Молчанов) был Чурилин Арсений Павлович.За первый вылет на Берлин он был награжден орденом «Красное знамя», после чего совершил 63 боевых вылета, большинство из них в экипаже майора А. С. Додонова. В период наступления немецких войск на Москву, с 07.09 по 29.10.1941 г он в составе своей эскадрилий наносил удары по коммуникациям и ж.д. узлам Орша, Псков, Старая Русса, Новгород, Рославль, Смоленск, по войскам и технике противника на Калининском направлении, бомбил мосты через Волгу в районе Калинина. Осуществлял рейды на Кенигсберг (5 вылетов), Данциг (1 вылет), Бухарест (1 вылет), Варшава (2 вылета).03.12.1941 г. его полк переименован в 746 ап дд. Основной состав базировался на Ивановском аэроузле, а в качестве промежуточной посадочной площадки использовался аэродром ЛИИ в Кратово. С 20.04.1942 г. он стал основным аэродромом базирования до 30.05.1944 года. В феврале 1943 года во время полёта со штурманов Владимировым Арсений Павлович виде, что противодействие за противником слабое снизился до 1200 метров вместо заданной 3200 метров и своим бомбометанием вызвал два сильных взрыва. В марте 1943 году Чурилину было присвоено воинское звание капитана, и он был назначен командиром корабля.28.04.1943 года совершил вылет по спец. заданию в Венгрию, где был выброшен десант с грузом. В этом полете, он снизился до минимальной высоты для того, что бы как можно лучше и точно высадить десант в указанное место. В ночь на 13 апреля 1943 года во время бомбардировки Кенигсберга прямым попаданием был поврежден мотор на самолете Чурилина. В следствии мотор заклинил, второй мотор был повреждён и на пол пути к аэродрому так же отказал. Но Арсений Павлович не растерялся. Резко теряя высоту в районе цели из-за отказа мотора всё же успешно бомбардировал цель, о чём подтверждали другие экипажи и благополучно привёл корабль на свой аэродром на двух моторах. Этим он спас жизнь экипажа и сам самолёт.К концу октября 1943 года Чурилину присвоили звание майора. В это время он совершил 146 ночных боевых вылетов с налётом 630 часов 20 минут на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу Германии. Он был отличным лётчиком, летал в любых метеоусловиях днём и ночью. Благодаря его мастерству, мужества и выдержки он не раз спасал жизнь экипажа. Трижды садился на свой аэродром с бомбами при отказе одного из моторов по вине матчасти. Экипаж гвардии майора Чурилина имел много успешных выполненных боевых заданий, в частности по бомбометанию. Так например при бомбардировании ж.д. узла ст. Льгов в Курской области 04.02.1943 года экипаж Арсения Павловича снизил высоту бомбардирования до позволяющей калибрами бомб, отлично поразил цель, применил бортовое оружие и в результате возникло много пожаров и взрывов. Аналогичные случаи были при бомбардировании ж.д. узла ст. Невель в Псковской области 16.01.1943 года. После сброса бомб с корабля Чурилина возник взрыв большой силы и пожар. Несколько раз экипаж Чурилина ходил осведомителем цели и благодаря хорошему подсвету другие экипажи поражали свои цели.

Полк, где служил майор Чурилин А.П., преобразован приказом Наркома обороны СССР от 18.09.1943 г. в 25 гап дд..Гвардейское знамя вручено 02.11.43 г. Приказом НКО СССР от 27.05.1944 г. полку присвоено почетное наименование Орловский. В марте-апреле 1945 г. личный состав полка занимался восстановлением перегонкой севших на вынужденные посадки в Венгрии, Югославии и Польше американских бомбардировщиков B-17 и B-24. За боевую работу в годы войны полк шесть раз удостаивался благодарности Верховного Главнокомандующего. С 02.01.1946 г. полк носит номер 203 и существует по настоящий день.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии майору Чурилину Арсению Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3342). Так же он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени (не считая одного ордена за Халхин-Гол), орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды и дугами медалями

С 1947 года подполковник Чурилин находился в запасе.

Во дислокации его авиационного полка в п.Кратово, Московской области в начале 1943 года его свела судьба с местной жительницей Вороцковой Софью Александровной. У неё рос маленький сын Лев, а муж Вороцков Арсений Александрович умер от ран в госпитале. Они полюбили друг друга с первого взгляда и вскоре они поженились. Здесь Арсений Павлович и осел после ВОВ. До своей смерти в 1957 году он занимал должность председателя местного поселкового совета и при этом проводил большую общественную работу. После его смерти увековечиванием его памяти занялась вдова Софья Александровича, благодаря которой честь в честь её мужа Арсения Павловича Чурилина были названы улицы в п. Кратово и в Белорусском г.Барановичи. Кировский индустриально-педагогический колледж в г.Киров, Калужской области тоже получил имя героя. Там же был открыт мемориальной музей. В 2010 году в Кратовской школе №28 состоялось открытие мемориальной доски, посвященной Герою. На площади Победы в городе Раменское у Вечного огня установлена гранитная плита, на которой высеченного его имя. Сам герой похоронен на мемориальном кладбище г. Жуковский.

 

Я считаю имя этого человека и на нашей земля тоже должно быть увековечено. Предлагаю создать место его памяти в д.Асташково.

 

При написании статью использованы материала наградных листов ГЕРОЯ СССР Чурилина Арсения Павловича, хранящиеся в ЦАМО (г. Подольск). А так же другие различные документы этого архива.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы