«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

20 октября 2008 года

Наши путешествия

Первая осенняя. По северу Богородского края и еще севернее

(Письма самим себе или Книга глаголемая Ксенос сиречь Странник рабов Божиих Михаила и Евгения о путях и погостах подмосковных)

Е.Н. Маслов. М.С. Дроздов

Е.Н. Маслов. М.С. Дроздов. Первая осенняя

На дворе 2008 год. С его отвратительным летом и непонятной осенью. Сегодня - Воздвиженье, большой праздник. Неужели нам не повезет? У нас сегодня первая после лета поездка по церквям, погостам и монастырям. Наш проект «Подмосковный некрополь» продолжает действовать…

Из Черноголовки выехали пол-10. Моросит. Прем на север. За рулем Сережа и мы действительно прем, а то даже, временами, и летим.

 

ДУШОНОВО

В Душонове уже не моросит, здесь откровенный дождь. Лазаем по новому кладбищу, ищем главную его достопримечательность – могилу человека с известной всем советским школьникам фамилией Гапон. Может и родственник? В принципе, в Полтавской губернии была чуть ли не целая деревня Гапонов. Откуда этот? Кем был? Как попал в неближнее село нынешнего Щелковского района? Дождь. На кладбище ни души, спросить не у кого. Ни про Гапона, ни про похожие на старообрядческие кресты…

Так и не узнав ответов на эти вопросы, переходим на старое кладбище около храма. Старое-то оно старое, но хоронят здесь, похоже, не меньше, чем на новом. Еще не так давно стояли здесь две церкви. Но вот деревянная сгорела (на ее месте теперь памятный крест), осталась одна каменная – Тихвинской Божией Матери, 19-го века. Рядом с ней шикарное современное трехэтажное здание воскресной школы. Но возвращаемся в старые времена. Душоново сейчас на отшибе находится, даже в тупике, а много веков стояло на оживленной и несколько необычной дороге, которую когда-то называли Большой Молельной. Шли по ней странники, богомольцы, просто путники из Богородска (а туда народ попадал с Владимирки, Егорьевского и Коломенского трактов) в Лавру, к святому Сергию, к Троице. И через каждый десяток, наверное, верст вдоль всего этого молельного пути стояли церкви, церковки, часовенки. Поначалу деревянные. Вот и была Душоновская церковь последней деревянной, сохранявшейся на дороге. Нет теперь ни храма, ни дороги…

Захоронения некоторые старинные сохранились. На саркофагах надписи не прочитать, но есть еще несколько памятников начала 20-го века. На одном четкая надпись: Бибикова. Судя по всему богатенькая («капиталистая») крестьянка здешняя. А фамилия громкая, благородная. Дворяне Бибиковы владели когда-то селом Громково рядом с нынешним наукоградом Фрязино. Хоть и не совсем близко, но и не очень далеко, чтобы не подумать, что фамилия к бывшим крепостным перешла от бывших помещиков.

В хорошем состоянии могилы священников вблизи, как полагается, алтаря…

 

Справка. В самой-самой середине 19-го столетия в Душонове 51 двор, 156 душ мужского пола и 184 женского. Крестьяне были государственные, как в Огудневе (34 двора), Стромыни (74 двора), «помещичьего гнета» не знали, но насколько им было легче – вопрос интересный. На рубеже веков где-то попечителем местной школы (земской) был здесь Секретарев, что тоже любопытно… 26 верст по указанной дороге от уездного центра. Сейчас до Ногинска заметно больше, .но теперь это и район не Ногинский, а Щелковский.

 

ПЕТРОВСКОЕ.

Дорога в Лавру до конца, видимо, 1920-х –начала 30-х гг проходила далее через Огуднево?, Петровское…

В начале 20-го века Ивановской волости, 5-го стана. На Троицком тракте, 30 верст до Богородска, 17 верст до ближ жд станции Щелково. Земская школа. Храм. Указана также усадьба купца Эмилия Юльевича Мориц (Инна Мориц не из тех ли будет?), а промышленность представлена его же химическим заводом (32 рабочих, а управляет Вюртембергский, конечно, подданный Ганн) и 4-мя бумажно-ткацкими фабриками Якшиных (у Александра Семеновича и вообще 110 рабочих, для такого села – огромная численность). В середине 19 века в селе у помещика Мильгунова Алексея Степановича 105 дворов (455 плюс 462) и уже значится фабричка холстинки у крестьянина Василия Максимовича Якшина. Для сравнения в Ивановском у помещика Яниша Ник Ник тогда же всего 27 дворов, а в 1890 году самая большая местная фабричка у наследников Ивана Мих Капустина – с 24 рабочими, ни в какое сравнение на самом деле с Петровским не идет.

В 1905 в списке передприятий значатся таковые у Александра и Козьмы Семеновичей, а также что-то от Торгового дома Анисима Тюляева с с-ми (из Обуховской аж слободы, как их сюда занесло, прикупили что-то у тех же Якшиных?), химический завод уже числится за Гегреве Егором Христиановичем…

Как тепло и намолено, старый поп бубнит, понять уже ничего нельзя , и все равно – тепло, благообразно…

Целый выводок (не меньше 6-ти!) саркофагов Якшиных, на одном надпись расчищена: ….

Есть несколько крестов, очень напоминающих классические староверские. Может, это потомки их, уже обычные православные продолжают ставить такие? Когда-то нас с Лешей … священник водил на край кладбища и показывал за оградой заросшие совершенно буйной растительностью кресты (обычной, кстати, формы), говорил, что это староверы. А у меня же почему-то такое сначала было впечатление, что это наложившие на себя руку…Сейчас все то же…

И еще буквально несколько слов об этих местах. И Душоновская и Петровская церкви не закрывались. Из Петровского происходил родом наш, макаровско-черноголовский краевед А.П. Мельников, вечная ему память. И около этого села в августе устраивают …

Петровское. Старый дом. Когда-то типичный.

Петровское. Старый дом. Когда-то типичный. 

РЯПОЛОВО.

Была такая деревня (до революции в Дмитровском уезде уже, хоть и всего-то версты три от Петровского) и как рассказывали – старообрядческая, что для этих мест – редкость (еще где-то невдалеке на Воре немножко староверов проживало) и конечно же нас сильно интересует. Никакого Ряполова теперь нет. Но по разбитой дороге мы все же в Ряполово едем, точнее – на месте предполагаемого его нахождения. Мерзкая погода, не можем исследовать местность. Возможно, оно было чуть далее…Придется еще вернуться когда-нибудь и в Петровском место усадьбы тоже поискать…

Интерес наш к староверам не просто блажь. Именно староверы в середине 19-го века начинали у нас промышленную революцию, и составляли наиболее активную и богатую часть московского купечества. И только потом сменил их еврейско-немецкий капитал, правительству казавшийся видимо менее опасным , ну и что получилось, мы знаем…

Странный санаторий Космос. Был ли он, есть ли он? Или это на самом деле садовое товарищество?

Птицефабрика огромных размеров, теперь несуществующая, частью заброшенная, частью проданная под склады или что-то такое сомнительное, а совсем еще недавно если не кормившая пол-Москвы, то уж точно дававшая работу всему Петровскому. С какой-то горки грустью смотрим на все это…Проезжаем в лес. Вот и неплохая дорога, бетонный многокилометровый забор справа со спиралью Бруно поверху. Знакомо, знакомо…

Где-то здесь было Ряполово...

Где-то здесь было Ряполово... 

КРАСНОАРМЕЙСК.

Вначале20-го века Дмитровского уезда, в нескольких верстах от границы Богородсого уезда

Первое что нас встречает на окраине города Геодезия. Вот она знаменитая, к геодезии никакого отношения не имеющая, как и многочисленные наши Геофизики, Астрофизики. Посмотрим что про сие заведение в Интернете сказано. И речено там, буквально на днях, вот что: «Завершается подготовка полигона ФКП "НИИ "Геодезия"(Красноармейск) к демонстрационной программе вооружения и военной техники. Демонстрационный показ в динамике тактико-технических, эксплуатационных и боевых характеристик вооружения и военной техники в рамках выставки будет проводиться на базе ФКП «НИИ «Геодезия», г. Красноармейск, Московской обл.

Участниками демонстрационного показа будут предоставлены в действии новые разработки вооружения и военной техники.

Для этого готовятся:

-пробеговая трасса для демонстрации ходовых характеристик автомобильной и бронетанковой техники;

-приемные вертолетные площадки;

-огневые позиции для стрельбы танковой, противотанковой, самоходной и полевой артиллерии, реактивных систем залпового огня, минометов, гранатометов, стрелкового, спортивного и охотничьего оружия.

-мишенная обстановка (натурные образцы «танк», «БМП», «автомобиль», «бронекарточки» от 7 до 300 мм ., «железно - бетонные блоки» от 20 до 1500 мм ., «кирпичная стенка», «дот», мишени «ростовые», «грудные»;

-возможность минирования, разминирования, подрыва и расчистки завалов».

 

Городское кладбище, вроде без старостей, сказал мужик..

Сейчас в городе тысяч 25 жителей. А был когда-то поселок при Вознесенской мануфактуре Лепешкиных (Семен Логинович, будущий МГГ, основал в 1820-е гг.при с.Муромцеве Дмитровского уезда, сын его Дмитрий в конце концов продал Кнопам, дочь его Елизавета Семеновна была замужем за И.А.Ляминым, владельцем с 1858г. Покровской Яхромской мануфактуры, основанной, между прочим, нашим земляком Каулиным). Лепешкины люди в Москве очень известные… им принадлежала и мануфактура в …, основанная нашим земляком Каулиным…А Вознесенскую мануфактуру стали контролировать Кнопы, главным был Миндер? В богородском уезде этому предприятию принадлежало некое имение в Воре-Богородском. А что там было конкретно еще предстоит выяснить.

Город Красноармейск расположен в 50 км к северо-востоку от Москвы и в 20 км от Ярославского шоссе

На автомобиле добраться до Красноармейска очень просто: по Ярославскому шоссе в сторону Москвы до поворота на Ногинск, а дальше просто следите за указателями.

Можно также добраться на электричке с пересадкой в Софрино.

В XVI веке на территории будущего города Красноармейска стояло село Муромцево. В начале 30-х годов XIX века здесь было основано хлопчатобумажное предприятие, впоследствии названное Вознесенская мануфактура. В 1927 году текстильная фабрика получила название фабрики имениКрасной Армии и Флота (КРАФ).

В 1928 году вокруг фабрики был сформирован поселок Красный, который в 1929 году стал именоваться Красноармейским. Резко изменилась судьба поселка после того, как в 1933-1934 годах в лесном массиве севернее поселка Красноармейского была вырублена трасса для проведения артиллерийских испытаний.

19 мая 1934 года первый выстрел на этой трассе ознаменовал ввод в строй и начало функционирования Софринского артиллерийского полигона. Уже через год здесь состоялся смотр артиллерии.

15 - 17 июля 1941 года на полигоне были продемонстрированы новые образцы стрелкового и авиационного вооружения, танки Т-34 и КВ-1, проведены первые показательные стрельбы 'Катюши'.

Всего за 60 лет своего существования Софринский полигон, а ныне НИИ 'Геодезия' отработал и сдал на вооружение тысячи новейших видов артиллерийского и ракетного вооружения, боеприпасов, военной и космической техники.

Сейчас город занимает площадь 715 га . Население 27 тыс. человек. Основные градообразующие предприятия - НИИ 'Геодезия', Красноармейский НИИ механизации, Красноармейский филиал НПО 'Базальт', текстильная фабрика КРАФ.

 

ЦАРЕВО

Про Царево мы мало что знаем, а церковь-ротонда там с удивительными замараевскими барельефами не просто оригинальная, а оригинальнейшая, как угодно называйте, непохожая на русские церкви и очень даже в масонском духе, а посвящена «самому русскому святому» Николаю Чудотворцу. Дурасовы построили в 1812-15 гг. (странно, если строили во время войны). У Серкова в масонах значится Н.Ф.Дурасов, уже умерший к этому времени, про сына его ничего не сказано…

Вначале20-го века село в Дмитровском уезда, в нескольких верстах от границы Богородского. А в конце 18-го века все это было в Богородском уезде. И кладбище при церкви, тогда деревянной. Сейчас оно совсем небольшое, причем внутри церковной ограды только два надгробия, остальные могилы оказались вне ограды. А у алтаря лежат женщина, ……, и священник о.Михаил Кречетов, прослуживший здесь 20 лет. Внук, между прочим, Арсения Ивановича Морозова…

В храме купили очередную книжку о.Олега Пенэжко о храмах Пушкинского района. Странно, но в ней говорится много о старообрядческих пристрастиях хозяйки села А.Ф.Закревской, о том что она весьма любила молодых людей, а вот о строительстве храма – почти ничего!

В Царево тоже была своя мануфактурка. Следов ее не нашли, да и не искали, впереди еще была большая программа. Выскакиваем на Второе кольцо, через несколько минут мы уже на Ярославке. Ярославка работает без выходных, такое впечатление, что навстречу нам несутся только треллеры, слегка разбавленные автобусами и легковыми…

Царево. Никольская церковь. Троица

Царево. Никольская церковь. Троица 

Царево. Никольская церковь. Ступени

Царево. Никольская церковь. Ступени 

СЕРГИЕВ ПОСАД

Проскакиваем Сергиев Посад по объездной. Сегодня он в нашей программе не значится. Туда снова поедем, специально. Там таинственный и любимый наш «Сергиев вне стен Лавры», Сергиев и Загорск то ли генерала, то ли капитана Красюка, редактора и поэта Анатолия Александрова, великих русских мыслителей, философов и писателей Тихомирова, Розанова, Флоренского, Пришвина, художников Соколова, Денисова, Фаворского, Дервизов, Ломакиной и множества других интереснейших, а то и оригинальнейших лиц нашей истории и культуры, оставшихся вне стен, а то и вне, к сожалению, упоминания экскурсоводов… Тут еще нам предстоит если не найти, то установить места захоронения многих-многих. И чудо-символиста Денисова и все еще малоизвестного Александрова, и …

 

АРСАКИ. ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ

Зосимова пустынь. Монастырей с таким названием было несколько, в Клинском уезде, например. И Зосимы разные были. И инок - основатель Соловецкого монастыря, преподобный, и поборник ереси жидовствующих, митрополит даже. Так что и митрополиты бывают разные. А наш Зосима основал этот монастырь в конце 17 века.…

Полное название ее Смоленско-Зосимова пустынь. Мужской монастырь. Возрождение началось с того, что в 1848 фабрикант Зубов поставил часовню над могилой Зосимы. При игумене Германе пусть переживает свой расцвет, это рубеж веков. Тогда выстроили над могилой большой Смоленский собор, еще храмы и многое другое. Сейчас почти все это цело, но в таком состоянии, что …

Из этой обители происходил известный в нашей церковной истории старец Алексей Зосимовский, вынувший на Соборе 1917 года жребий с именем первого послесинодального Патриарха Тихона. Были здесь похоже и цари? Или кто? Во всяком случае духовной дочерью Зосимы была сестра Петра Первого Наталья…. И была здесь да и есть воинская часть, которая, слава Богу, пропускает желающих попасть в монастырь. Мы проехали, попали, осмотрели, поговорили, попробовали даже монастырского яблочка…

Зосимова пустынь. Въезд

Зосимова пустынь. Въезд 

В Зосимовой пустыни.

В Зосимовой пустыни.  

СТРУНИНО

Соколово. Струнино. Соколовская мануфактура Асафа Баранова. Где жил Асаф?

Небольшая историческая справочка: Александровский купец Иван Федорович Баранов построил в 1845-46 гг. текстильную фабрику в Карабанове, в 10 верстах от Александрова. С 1863-го года ею заведывали его сыновья Александр и Асаф. Последний в 1880 основал свою единоличную фирму - Товарищество Соколовской мануфакткры Асафа Баранова, а сам позднее стал мануфактур-советником. Прядильно-ткацкая, набивная и красильная фабрики появились здесь у Асафа, крутого спеца по кумачу, еще в 1874г., Ближайшее к фабрикам село было это самое Соколово, почему мануфакткра и называлась Соколовской. А Струнино наверное была ж/д станция или платформа. Строил ветку эту, на Иваново-Вознесенск, как известно, Казимир Лубны-Герцык, а огромное, самое современное когда-то здание фабрики строил его брат Иосиф Надо только выяснить в каком году). Братья были женаты (Казимир вторым браком) на сестрах Вокач, те впрямую были связаны с Янишами (фамилии-то все наши – имеющие самое прямое отношение к селу Ивановскому и даже прямо к Черноголовке). Сами братья землю прикупили или досталось через жен от Вокачей и Янишей, но были у них здесь приличные участки. По семейному преданию даже фабрики местные или часть их построена на их земле, что позволило, в частности, Иосифу стать членом правления мануфактуры. Тут еще со многим предстоит разбираться, но замечательный Александровский краевед Виктория Боравская это подтверждает. А о связях богородской усадьбы Ивановское и здешних, александровских мест писал в своих воспоминаниях еще сын К.А.Лубны-Герцыка Владимир Казимирович (по матери брат известных теперь Аделаиды и Евгении Герцык)…

Вот мы уже поднялись на переход над этой станцией, оттуда вид на фабрику, церковь справа в парчке. Может там и Асаф живал где-то рядом, как его друг Арсений Морозов рядом с фабриками в Глуховском парке? Кого спрашивали, никто не знает… Но зато узнали от них, что отбельная фабрика работала до весны этого года! Продержались герои! Глухова, Орехова-Зуева и многих других знаменитых когда-то чуть ли не на весь мир фабрик уже нет с десяток лет!...

Женат на Мастридии Журавлевой, жене председателя Рыбинской биржи. Он был большим боаготоворителем, деятелем местного образования и пр., по словам мемуариста Н.А. Варенцова он умер небогатым человеком… Главную роль играл уже Журавлев.

Мы прилично отъехали от Ногинска и Черноголовки, но в общем-то мы все еще находимся не так уж далеко от Москвы. Это знаменитый «101-й км»…

На 101 км здесь жили многие известные поселенцы. Какие-то имена вертятся в памяти. Надя Мандельштам не была ли здесь?

Струнино. Железнодорожная станция

Струнино. Железнодорожная станция

Струнино. Фабрика.

Струнино. Фабрика

Струнино. Фабрика вблизи.

Струнино. Фабрика вблизи.  

АЛЕКСАНДРОВ

Сегодня Александров наш любимый, купеческо-цветаевско-герцыковский, мы просто проезжаем, до вокзала и с вокзала на выезд в сторону Карабанова. Вокзал у них тот, который видимо строился при …Герцыке, немного если перестроен… Едем, пытаемся вспомнить купцов александровских и московских, тут фабриканствующих: Зубовы, Барановы, Первушины?, Беляевы……

В конце самом 19-го века в нем жило всего 7 тыс человек (это сколько в Павловском Посаде нашем), в уезде - до 100 тысяч. Напомним: В Богородске нашем - 11,5 тыс. В уезде Богородском было 460 фабрик, одних рабочих больше 30 тысяч, годовое производство на более 30 млн руб. В 1915 г . Одна Глуховская мануфактура производила товаров уже на 22 млн руб. Арсений Иванович своих строго в Глухове держал, а вот в Александрове молодой фабрикант Сергей Николаевич Баранов в 1905 году встал во главе «Александровской республики» (этакий местный Шмит), а фабрику дедовскую совсем запустил, и в конце концов ею завладел Н.Ф.Беляев с московской Треггорки…

 

КАРАБАНОВО

Здесь была когда-то первая большая мануфактура Барановых…

День города сегодня, оказывается, отмечают 70-летие его. Комбинат стоит с 2002 года. Чем и как живут карабановцы - остается загадкой. Но церковь новую строят, на старом месте и опять Троицкую. Как раз сегодня купол освящает Евлогий Владимирский…

Да, за счет чего живут бывшие ткачи и красильщики – трудно сказать. Но идут вот они нам навстречу прямо по проезжей части улицы, праздничные, веселые, точнее – навеселе. Карусели вон кружат специально привезенные ради даты такой. Всюду люди и всюду жизнь! Не смотря ни на что…

Соколовскую фабрику, уже нами увиденную и запечатленную, так сказать, основал, напомним, Асаф Баранов, а здесь, на Троицко-Александровской мануфактуре, он начинал, вместе с братом Александром, потом отделился в свое Струнино. Здесь же, пожалуй, было постабильнее дело-то с Барановским кумачом-то, хоть и фабрики не такие модерновые как в Струнино ( а вообще, надо бы сравнить, понять роль Первушина, Зотова, Прове). Александр Александрович Баранов главенствовал здесь перед революцией. Ну а фактически, наверное, «молодые» Кнопы контролировали ситуацию…

Барановы, кстати, и с Третьяковыми связаны, в родстве были, пусть и дальнем (через Мамонтовых)…

 

МАХРА

 

Как правильно пишется и что означает это название? Махра, а слышали мы и - Махрищи. Вот и пойми…

Стефан Махрищский не местный, он пришел из Киева, из первого русского монастыря, он стал не только основателем (в 1353г.) этой обители в лесах за Киржачем, он стал духовником Дмитрия Донского и преподобного Кирилла Белозерского, и самое главное - он стал другом и желанным собеседником святого Сергия. Его на иконах и изображают даже похожим на Сергия Радонежского…

Как и многие другие древние обители, как и наша Берлюковская пустынь, фактически возвращена она к активной жизни при митрополите Платоне на рубеже 18-19 вв. В богоборческие времена сильно пострадал монастырь, два храма и колокольня вообще были разобраны. А вот с 1993-го года здесь женская обитель, с 2004 года – ставропигиальная, т.е. подчиняющаяся непосредственно Патриарху.

Монастырь за те годы, что мы здесь не были, изумительно преобразился! Газпром помогает существенно, и это видно. В церкви чудесная, редкой красоты люстра-паникадило. И сказочное пение. Хор пел как ангелы на небесах. Да и монашек тут много миловидных. Удивительны дела твои, Господи! Подали мы записки о здравии родных и близких… Помолятся за них и нас симпатичные монашки…

От инокини, и непростой, узнали некоторые подробности. В том числе про приют для девочек при монастыре. Хорошее и очень трудное дело.

В монастырских прудах плавали утки и прекрасные лебеди. Колокол звал на службу. Светило склонявшееся к заходу солнышко… Мы еще побывали на восстанавливаемой колокольне, осмотрели окрестности, живописные, что и говорить… Кстати о солнышке и погоде. Что было утром?! А теперь погода изумительная. Все вокруг преобразилось. Повезло нам. А как же? Ведь - Воздвиженье!!!

Махра. Окрестности.

Махра. Окрестности

Росписи при входе в Махрищский монастырь

Росписи при входе в Махрищский монастырь 

Махрищский монастырь сверху

Махрищский монастырь сверху 

Махра. Храм в обители

Махра. Храм в обители 

Махра. Восстанавливается церковь, бывшая приходская

Махра. Восстанавливается церковь, бывшая приходская 

КИРЖАЧ

Через речку не проезжали, вывернули уже сравнительно недалеко от автостанции. Параллельно идет улица, на которой жил когда-то известный диссидент Подрабинек?…. Наши черноголовские диссиденты к нему ездили или наоборот он к ним, что-то было… Где-то эти все диссиденты теперь? Как смотрят на нынешний режим? Защищают чеченцев, ненавидят, как всегда, русский народ?.. Эта ненависть у многих из них единственное что-то в них постоянное, в физике называется ….. Остальное все суперизменчивое. Были комиссарами в пыльных шлемах, антоновцев душили по лесам, потом вдруг все разом, ну, которые не смылись еще, борцы за общечеловеческие ценности и строители светлого капиталистического будущего. Может, Подрабинек и не такой, дай-то Бог. А вот теперь в истории Киржача и окрестностей значится…

 

СТРОМЫНЬ.

Закрыта, похоже, церковь-то… Закрыта как и всегда почти, кроме утра воскресения и вечера субботы… А стоит на таком большаке. Прут люди, прут, без царя в голове, без Бога…Большая дорога, непрерывный поток машин… Бьются, калечатся, ломаются люди… Людям бы заехать, зайти в храм, лоб перекрестить, свечку поставить, душой согреться, а умом охладиться. И лучше всем будет… И почему у них на западе все церкви эти католические и протестантские всегда практически открыты?! А наши такие правильные, такие верные, практически всегда закрыты… Конечно, в бандитское время живем, конечно, страшно…. И все же, все же…И не про одну Стромынскую церковь говорим, про все…

Мы тоже прем мимо. Но мы сегодня припали, как говорит мой друг, припали неоднократно к живительному источнику Православия, Веры нашей русской…И нам сегодня благодати Божией немножко да перепало. Спаси, Боже!

Да и Веру-то у нас отнимают. А мы и не постоим за Веру, как и за Родину не постояли, как за Царя не постояли…

***

Вернулись мы начале 8-го, были в пути больше 10 часов. Немалый круг очертили: Черноголовка-Красноармейск-Загорск-Александров-Киржач-Черноголовка. И немалый «улов» поимели - информации, впечатлений, фотографий. И просто общения, ведь не всегда получается поговорить по душам даже с близким человеком, даже когда он близко…

Вначале была мерзкая погода, дождище, унылая природа. Потом выглянуло солнышко и все преобразилось. Во многих храмах были, на нескольких кладбищах, в Зосимой пустыни и в Махрищском монастыре, на обеих мануфактурах Барановых. Поднимались на колокольню (голова кружилась от высоты и красоты), говорили со строителями - с узбеками и с нашими чувашами, с солдатами из православной воинской части, с бабками, с монашками, со священниками, с бомжами и бывшими ткачихами, с каким-то бандитом образца 92-го года, в общем - с нашим русским народом. Неотъемлемой частью которого являемся и мы – странники и калики перехожие, хоть и ездим теперь на «Волге». Но во-первых на «Волге», во-вторых - старой к тому же модели, а в третьих, и самое важное, главное ощущение этого дня, что везде на длинном нашем пути чувствовали мы какую-то общую связь встречавшихся нам людей - родственную, бытовую, производственную, духовную. Везде живут люди и несмотря ни на что остаются людьми. Да, все еще это ощущается и дай Бог чтобы подольше ощущалось. Не раз чувствовали мы и связи разных местностей с нашим Богородским краем. Ну, это-то было сознательной целью нашего путешествия …

И все это было в Воздвиженье, 27-го сентября.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.