Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
03 февраля 2011 года

Дроздов М.С. Конференция в ГИМе. Глазами не совсем постороннего

Конференция в ГИМе

Глазами не совсем постороннего

 

 

Предисловие типа послесловия

Вот, закончил всю эту писанину и подумал, – а может и зря писал? Надо было привести, наверное, голую программу – и всё. Кому эти мои отзывы, кратенькие и, естественно, не могущие быть объективными, и на особую меткость не претендующие, нужны? Но потом подумал еще, – а ведь «просто программа» такой конференции на Богородском сайте тоже не совсем уж так нужна, из-за одной-то Берлюковской колокольни, - а тут знакомые хотя бы мои прочитают, немножко, может, и атмосферу этого ученого собрания почувствуют. И решил оставить, как есть…

 

Предисловие как предисловие

Конференция с длинным названием «Образы времени в архитектуре Москвы второй половины XIX века. Архитектор А.С. Каминский (1829-1897 гг.)» была организована Государственным Историческим музеем совместно с Московским Архитектурным институтом и Главным архивным управлением Москвы и проходила в ГИМе 20-21 января. Примечательно, что чуть ли не впервые для подобных мероприятий была достаточно четко указана цель конференции: «Объединить исследователей истории, предпринимательства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, философии эпохи второй половины XIX века, а также актуализировать наследие А.С. Каминского, в архитектуре которого запечатлен образ перемен, происходивших в пореформенную эпоху, отражены вкусы заказчиков-предпринимателей, тенденции развития общественных институтов, образ времени» . Не знаю, кто формулировал, но мне формулировка понравилась.

В о ргкомитет конференции вошли и «большие люди», от кого зависели средства, издания, помещение и т.п., и те, на чьих плечах лежала непосредственная оргработа, а ее, скажем прямо, хватало. Организацией на разных уровнях занимались: директор ГИМ А.К. Левыкин, ректор Московского архитектурного института Д.О Швидковский, начальник Главного архивного управления г. Москвы В.А. Маныкин, руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы А.В. Кибовский, Е.В. Агеева, Т.М. Булавкина, О.М. Замжицкая, Е.И. Кириченко, И.А. Корноухова (координатор), А.П. Потапкина, С.Е. Солнцева, Е.М. Юхименко. Из них я лично знаю Евгению Ивановну, Анну Петровну, Елену Михайловну, узнал – Ирину Анатольевну. Весь оргкомитет надо поблагодарить за очень удачную, сразу скажу, конференцию, но особо, мне кажется, надо бы отметить тихую, скромную Анну Петровну Потапкину из МАРХИ. От нескольких знающих людей пришлось слышать, что она и была инициатором (или, по крайней мере, одним из главных инициаторов) этого научного сбора в ГИМе, не умаляя, конечно, роли нашего уважаемого Музея и его замечательных сотрудников.

Ну а теперь перейдем к программе – кто выступал и о чем? Можно привести ее отдельно, а потом остановиться на наиболее интересных (или наоборот) докладах. Но чтобы не повторяться, сделаем, пожалуй, так: попробуем совместить то и другое и дать отчет о конференции в виде комментированной ее программы. Комментарий, как и предисловие, печатаем курсивом, так что, кому этот курсив мой не нравится, тот прочитает только обычный шрифт – и уже какое-то представление получит.

 

Итак , 20 января, четверг

Световой холл. 9.30 - 10.00. Регистрация участников конференции.

Около половины 10-го я и приехал, зарегистрировался, получил пакет с книгами (главное – толстый альбом Москомнаследия, в котором зафиксированы многие постройки Каминского в Москве). Уже вижу знакомых. Нахожу место в дальних рядах. Осматриваю (пока бегло) выставку, устроенную Архивным управлением. На экране непрерывно идет слайд-шоу, это работы известного, изумительного, на мой взгляд, фотографа архитектуры Маргариты Фединой. Мелькнула решетка знакомого мне рисунка. Да это ведь то, что мы с Е.Н. Масловым видели на Берлюковской колокольне и сомневались еще – родная она или новодел?! Теперь ясно – его работа, Каминского...

Лекторий. 10.00-10.20. Открытие конференции. Объявлено так : Вступительное слово А.К. Левыкина, приветствия А.В. Кибовского, Д.О. Швидковского, В.А. Маныкина.

Реально же выступал, приветствовал и подарил Е.И. Кириченко (у нее славный жизненный юбилей! И мы поздравляем!) огромный букет цветов Президент ГИМа, недавний его директор Александр Иванович Шкурко. Были приветствия и от других учреждений-организаторов конференции. Директор Института российской истории РАН Ю.А. Петров, сам когда-то работавший в ГИМе, предложил Музею сотрудничать с Институтом по нескольким направлениям исследований.

Утреннее заседание «А.С. Каминский – художник, архитектор, педагог». Ведущая Е.М. Юхименко, д.ф.н., и.о. зам. директора Государственного исторического музея по научной работе.

10.20-11.00. Кириченко Евгения Ивановна, д. искусствоведения, действительный член РАХ А.С.Каминский – архитектор пореформенной Москвы.

Евгения Ивановна, родоначальница нового этапа в нашем искусствознании, сделала обстоятельный доклад, ставший вводным ко всей последующей работе конференции .

11.00-11.20. Скорнякова Наталья Николаевна, зав. отделом изобразительных материалов Государственного исторического музея «Альбомы А.С.Каминского» в Государственном историческом музее.

На самом деле Наталья Николаевна представила эти бесценные альбомы перед докладом Евгении Ивановны, но мы следуем здесь опубликованной программе и только немножко комментируем ее. В ГИМе хранятся 12 старинных, больших, тяжелых фолиантов с акварелями, рисунками и чертежами А.С. (конец 1850-х – 1895-96гг.) на 421 листе суммарно, всего в них 595 «предметов». Они поступили в Исторический музей в 30-е годы, а когда-то были в Библиотеке Московского художественного общества (видимо – МОЛХ). Пока просканировано 2 альбома, остальные – в работе.

11.20-11.40 Клещова Нелли Борисовна, директор Центрального архива научно-технической документации Москвы Материалы о А.С. Каминском в ЦАНТД Москвы.

В этом архиве, где все больше и больше дел становится недоступными для исследователей, только недавно специально занялись выявлением документов Каминского, Шехтеля, Шухова. И выявили уже 36 комплектов чертежей А.С., несколько – Каминского-1-го (брата старшего, значит).

11.40-12.00. Кафтанова Татьяна Ивановна, зав. Отделом рукописей Государственной Третьяковской

галереи. Документальные материалы о А.С.Каминском в Отделе рукописей Третьяковской галереи.

Татьяна Ивановна сообщила об имеющихся у них документах, где упоминается А.С., в целом – довольно немногочисленных. В основном это письма и записи Веры Николаевны Третьяковой. А вот еще интересная деталь: С.М. Третьяков в свое время был против брака сестры Софьи и Каминского, они, действительно, потом и разъехались, но, тем не менее, Сергей Михайлович в 1890г. велит выдать Архитектору безвозмездно тысячу рублей на задуманное тем издание...

12.00-12.20. Иванова Людмила Николаевна, Российский государственный исторический архив (РГИА). Жизнь и творчество А.С. Каминского в документах из фондов РГИА.

Ивановой не было, была вместо нее Черненко (если не ошибаюсь, фамилия, имя, отчество нечетко прозвучали.), а речь шла в основном о дате рождения Каминского. По вновь найденным документам это 28 декабря (старого, конечно, стиля) 1829 года.

12.20-12.40. Сайгина Людмила Владимировна, руководитель сектора отдела истории отечественной архитектуры Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева А.С.Каминский – редактор «Художественного сборника работ русских архитекторов и инженеров» 1890-1893 гг.

Несомненно, это один из лучших докладов всей конференции. Людмила Владимировна – не просто знает (причем очень глубоко) архитектуру рубежа 19 - 20 вв., она как будто живет в ней, чувствуя все движения архитектурной мысли, потребности общества, связи архитекторов и заказчиков . И сейчас она изложила все так внятно, строго, документированно, что я ( говорю везде только о себе) получил ясное представление об этих сборниках. Что не документировано, то и не излагалось. Это творческий почерк Л.В. В перерыве она сказала, что значительная часть Сборников сейчас записана на С D и продается, например, в магазинчике у Исторички. Обязательно куплю.

12.40-13.00. Игумен Иоанн (Рубин), ректор Николо-Угрешской Духовной семинарии История строительства и восстановления Спасо-Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря.

Очень четкий рассказ о том и о другом. Об авторстве часовни у собора у них, похоже, нет документальных доказательств.

 

13.00-14.00. Перерыв

В перерыв удается поговорить с рядом лиц. А некоторые подходят и напоминают сами: «А помните - на Рогожском кладбище... В каком году на самом деле родился Савва Морозов?» Вспоминаю, конечно, этих хороших, ищущих истину людей. Обсуждаем, обмениваемся электронными адресами ...

В этот или в следующий перерыв у стола издательства «Русский импульс», выпустившего нашу коллективную книгу про Шехтеля, купил книжку про окружение Бунина и книгу о купцах и меценатах Зубовых. Последнюю, насыщенную информацией, текстовой и видовой, мне подписала ее составительница и комментатор Мария Васильевна Зубова. А.Д. Коншин сказал, что они в своем Обществе устроят презентацию этого фундаментального труда.

Вечернее заседание «Роль А.С. Каминского в формировании архитектурного образа Москвы пореформенной эпохи». Ведущие: Е.И. Кириченко, д. искусствоведения, действительный член РАХ, О.М. Замжицкая, советник Департамента культурного наследия города Москвы.

14.00-14.20. Замжицкая Ольга Михайловна. Неумирающий классицизм.

Классика она и есть классика, и никогда не умрет, хоть и будет видоизменяться. И в эпоху эклектики то отказывались, то вновь возвращались к ордерной системе...

14.20-14.40 Бирюков Юрий Борисович, сотрудник Департамента культурного наследия города Москвы Роль А.С.Каминского в сложении художественно-архитектурного образа Китай-города.

Отличные планы и трехмерные виды Китай-города. Ну а Александр Степанович, конечно, здесь особо постарался... Одна Пантелеймоновская часовня на Никольской чего стоит?!

14.40-14.55. Пиховкина Тамара Александровна, с.н.с. Московского архитектурного института. Царский павильон выставочного комплекса Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве.

Он сохранился, находится на территории бывшего Стадиона юных пионеров, но уже в частных руках. Ничего, хорошего, это, как я думаю, не обещает. Но сейчас и то, что к федеральной или муниципальной собственности относится, не гарантировано от разбоя и полного уничтожения...

14.55-15.10 Локтев Вячеслав Иванович, профессор Московского архитектурного института А.С.Каминский и Ф.О.Шехтель: учитель и ученик.

Этого доклада не было. А многих, сидящих в зале, интересовало, появилось ли что-то новенькое, что-то конкретное в этой связи? Но...

15.10-15.25 Печенкин Илья Евгеньевич, к. искусствоведения, ст. н.с. Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства Российской Академии архитектуры и строительных наук. Проект памятника Александру II в Кремле.

Сначала Илья Евгеньньевич коснулся вообще эстетики того времени в приложении к памятникам, а потом рассказал о проекте Каминского, что явилось действительно неожиданной гранью его творчества. Реализован, правда, был проект Султанова...

15.25-15.40. Слюнькова Инесса Николаевна, д. искусствоведения, Научно-исследовательский институт РАХ. О реконструкции архитектурного наследия второй половины XIX век.

Мне лично показались очень интересными рассуждения Инессы Николаевны о нынешнем термине «артефакт», все чаще заменяющем слова «произведение искусства», и слова, и само произведение... А еще о том, что Каминский, занимавшийся многочисленными перестройками и переделками, и был одним из тех, кто запустил механизм модернизации, который позднее фактически уничтожит всю старую архитектуру. И все же, эклектика - это традиционное еще искусство, отражающее внутренний мир человека, еще богатый мир. А что отражает современная архитектура?

 

15.40-16.15. Презентация выставки Главного архивного управления города Москвы «Московские истории. Архитектор А.С. Каминский». Елена Валерьевна Агеева, директор Выставочного центра Главархива города Москвы, Татьяна Михайловна Булавкина, заместитель директора Выставочного центра Главархива города Москвы. Презентация книги «Архитектурное наследие А.С.Каминского в Москве». Ирина Анатольевна Савина, первый заместитель председателя Департамента культурного наследия города Москвы, Кристина Алексеевна Руденцова, генеральный директор Издательского дома Руденцовых, Евгения Ивановна Кириченко, д. искусствоведения, действительный член РАХ.

Уже и не помню точно, когда это все было. Было, но, похоже, еще с утра.

16.00-16.30- перерыв.

Какая-то спешка: и поговорить надо, и на экскурсию хочется...

16.30-18.00. экскурсии по Государственному историческому музею. Емельянова Екатерина Юрьевна, н.с. ГИМ «Здание Исторического музея и его архитектурное убранство» Горшкова Галина Ивановна, главный методист ГИМ «Интерьеры Исторического музея».

Не знаю, кто водил другие группы, а мою – в составе, правда, всего двух человек – повела по залам первого этажа Татьяна Владимировна Муравьева, и провела эту экскурсию так здорово, толково, динамично, что мне захотелось в субботу же приехать сюда с детьми и внуками. Но в субботу было 40 дней другу, краеведу Володе Лизунову...

 

21 января, пятница

Утреннее заседание «Российское купечество и новый облик городской архитектуры». Ведущие: Елена Валерьевна Агеева, директор Выставочного центра Главархива Москвы, Татьяна Михайловна Булавкина, зам. директора Выставочного центра Главархива Москвы.

Неожиданно появился Евгений Пажитнов, еще один громкий и радостный голос зазвучал в зале заседаний. А потом и Сережа Кузаков, известный цветкововед (отличать от цветаеведов!), предстал пред публикой. Чем и хороши конференции, что встречаешься со старыми друзьями! Да и правда, вот и Елена Александровна степенно движется...

10.00-10.20 Петров Юрий Александрович, д.и.н., директор Института российской истории РАН. Пореформенный путь России: от купца к предпринимателю.

Юрий Александрович произнес спич во славу московского купечества, но с очень западническим, если не просто, откровенно, с западным, оттенком. Новый директор хвалил московских купцов за то, за что в прежние времена ругали питерскую буржуазию, полагая москвичей все же патриотами. Ну что ж, либералы берут последние крепости... После выступления Юрия Александровича его соученики стали первым делом ссылаться на него. А мне показалось, после такого спича, что вектор развития ИРИ определился, и о никакой объективности в истории опять речи не идет...

10.20-10.40 Поткина Ирина Викторовна, д.и.н., вед. н.с. Института всеобщей истории РАН. Архитектор и заказчик (из истории строительства зданий промышленных компаний в пореформенной России).

Интересный доклад, но о другом. О питерском прекрасном архитекторе графе Сюзоре, и как он мучился с фирмой Зингер, когда строил свой самый знаменитый дом на Невском...

10.40-10.55 Савинова Елена Николаевна, к.и.н., вед. н. с. Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские». Купцы Барановы и А.С.Каминский.

Тоже интересный доклад, но пока что слишком мало известно о работе Каминского на фабриках. Вот кто знает, не был ли он привлечен к восстановлению Фряновской, например, фабрики после пожара?...

10.55-11.10. Ева Мария Варга, руководитель Архивного института Культурного, научного и информационного центра Венгерской Республики, Датиева Наталья Сахановна, искусствовед, Союз архитекторов России. Из истории особняка купца А.И. Носенкова.

Много лет слушаю выступления Наталии Сахановны, и всегда они производят самое лучшее впечатление. Тем более, речь шла о доме, который позднее стал принадлежать Балиным, с которыми дружила семья И.В. Морозова...

А ее венгерская коллега имеет прямое отношение к недавней выставке Каминского в этой его постройке. А состоялся этот доклад еще в четверг.

11.10 -11.25. Хохлова Екатерина Сергеевна, праправнучка П.М.Третьякова, директор библиотеки киноискусства имени С.M.Эйзенштейна. А.С.Каминский и семья Третьяковых.

Несмотря на сложности семейной жизни и разъезд супругов Каминских, отношения А.С. с Третьяковыми были вполне нормальными, он проектировал для них до самого последнего времени. О судьбе дочери Каминского мало что известно, в том числе и о первом ее браке с знаменитым архитектором Эрихсоном.. Мы с Екатериной Сергеевной договорились обменяться информацией, если узнаем что-то существенное об Александре Александровне. А возможность узнать, похоже, имеется...

11.25-11.40. Коншин Александр Дмитриевич, председатель Московского купеческого общества. А.С.Каминский – архитектор Московского купеческого общества.

Общества здесь заявленные, конечно, разные, и возможности их несоизмеримы, но Александр Дмитриевич с присущей ему серьезностью поведал и о той, и о другой Организациях, и о доме Коншиных тоже. Интересные сведения поведал!

11.40-11.55. Датиева Наталья Сахановна, искусствовед, Союз архитекторов России. Торговый дом Третьяковых на Кузнецком мосту.

Уже говорил о работах Наташи и повторяться не буду...

11.55-12.10. Студеникин Александр Дмитриевич, ФГУП НИИ «Спецпроектреставрация». Вопросы реставрации торгового дома братьев Третьяковых на Кузнецком мосту.

Обои заказывали во Франции на единственной в мире фабрике!

12.10-12.25. Агеева Елена Александровна, МГУ им. М.В.Ломоносова, Музей истории МГУ им. М.В.Ломоносова. Лоскутная гостиница в воспоминаниях современников.

Мне понравилось про «Красный флот», пулеметы, Ларису Рейснер. Да, были и авантюристы, и романтики, и руссоненавистники. А народу война на самом деле надоела, и народ о земле действительно мечтал...

12.25-12.40 Нечаева Лидия Константиновна, Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ. Дом Александры Михайловны Балашовой (1887–1979) на Пречистенке. Архитектор А.С.Каминский.

Мы знаем этот дом как Смирновых-Ушковых, а более узнаваемыми, конечно, для москвичей являются имена Айседоры Дункан и Сергея Есенина...

 

12.40 – 13.45 перерыв

Подошел Лев Николаевич Краснопевцев, создатель Музея купцов-меценатов. Я перед ним немножко виноват, он строго смотрит, сообщает о планах своего Музея, записывает новый номер моего телефона. «Теперь,- говорю,- не скрыться!» Смеемся…

Еще говорим с Еленой Александровной Агеевой, одной из виднейших специалисток по старообрядчеству, как раз на эту тему, вспоминаем Боровск, Витю Осипова, первые «староверские» конференции. Хорошо бы, думаем, в ГИМе что-то такое устроить: самый Центр, зал хороший, специалисты толковые и учреждение светское, научное, не конфессиональное. Расстались, а через короткое время снова вижу ее, она и говорит: договорилась! Успела, оказывается, побеседовать с Еленой Михайловной Юхименко, тоже крупнейшим спецом по этому вопросу. Я с ней, Еленой Михайловной, потом перебросился парой слов. Да, вполне возможно, что Исторический наш музей примет и исследователей «феномена старой веры»….

Е.А. Агеева знакомит меня с потомками семьи Поповых, выпустивших недавно одноименную, можно сказать, книгу о Поповых-суконщиках, отличную, надо сказать, книгу. «Лоскутная» тоже им принадлежала... А книгу презентируют, как теперь все чаще выражаются, в Солженицынском центре 4-го числа...

 

Дневное заседание «Декоративно-прикладное искусство пореформенной России». Ведущие: Инна Ивановна Сергиенко, зав. отделом керамики Государственного исторического музея, Ирина Анатольевна Корноухова, н. с. Государственного исторического музея.

13.45 -14.00 Сергиенко Инна Ивановна, зав. отделом керамики Государственного исторического музея. Столовая в русском стиле М.С.Кузнецова.

Столовую эту мы знаем, хотя бы по книге Галкиной и Мусиной, да нет, еще по снимкам у Ларина. Я думал, что это шехтелевская работа. А теперь и непонятно – Каминского, Шехтеля или кого. Подошел потом к Евгении Ивановне. Евгения Ивановна сказала, что пространство организовано не по-шехтелевски...

14.00-14.15. Баранова Светлана Измайловна, к. искусствоведения, зав. отделом керамики музея Московского государственного объединенного художественного архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино. Печи и камины в русском интерьере: к вопросу об авторстве.

Много интересных картинок печей и каминов было показано. И сам я вспомнил шикарную печь с орлами в доме А.В. Кузнецова.

14.15-14.30 Лукьянов Евгений Александрович, н. с. отдела изобразительных источников Государственного исторического музея А.С.Каминский и ювелирные фирмы России второй половины XIX века.

Евгений пишет диссертацию по Сазиковской фирме, а хорошо ориентируется и во многих других. Приятно было потом с ним поговорить, ссылки дал, спасибо ему. Сазиковы, между прочим, из Павловского Посада, стоит и нашим краеведам тут «копнуть»…

Самое главное на конференциях не выступления, а кулуары. Подойдешь, поговоришь, узнаешь. Последнее время, правда, как-то настороженнее люди стали. Ведь все это знание теперь и товар еще, а на благодарственную ссылку сейчас особо не надейся. Или поблагодарят совсем не за то, что взяли у тебя, а про то, что взяли – промолчат...

14.30-14.45. Полякова Екатерина Васильевна, к. искусствоведения, н. с. Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Декоративные ткани А.С.Каминского и его сотрудничество с фабрикой Сапожниковых.

Сапожниковы, мы помним, породнились с Мамонтовыми, а Мамонтовы – с Третьяковыми. Фабрика Сапожниковых располагалась в Куракино, где и дача Третьяковых. А потому ничего удивительного, что А.С. с ними сотрудничал. И, как показала Екатерина Васильевна, весьма продуктивно.

14.45-15.00 Стругова Ольга Борисовна. Жилой интерьер в контексте эпохи.

Был ли?

 

15.00-15.30 перерыв.

Пажитнов исчез. И не только он…

Вечернее заседание «Храмовая архитектура А.С.Каминского». Ведущий: Анна Петровна Потапкина, доцент Московского архитектурного института, Илья Евгеньевич Путятин, доцент Московского архитектурного института.

15.30-15.45. Щеболева Елена Геннадиевна, вед. н.с. Государственного Института искусствознания. Постройки А.С. Каминского в Ивановской области.

Речь шла о Преображенской Церкви в Иваново-Вознесенске и дворце Павлова в Шуе. В храме этом не был, а во дворце я был, что-то мне напоминало даже Эрмитаж!

15.45-16.00. Дроздов Михаил Сергеевич, к. физ.-мат. наук, с.н.с., Институт энергетических проблем химической физики Российской Академии Наук. Последнее творение архитектора А.С. Каминского. Колокольня Берлюковской пустыни

Для богородских краеведов конференция эта важна еще и потому, что Александр Степанович был автором самого высокого в бывшем Богородском уезде и, видимо, во всей Московской области и Москве сооружения – колокольни Берлюковского монастыря. Свой доклад, а на самом деле - слайд-рассказ, я назвал несколько по-другому: Берлюковская колокольня – последний шедевр Каминского? Знак вопроса здесь стоит, поскольку надо было все доказывать – и относительно последнего, и шедевра и автора (Каминский работал вместе с Бориным). К сожалению, мне не удалось довести доказательства до конца. Обидно несколько за Берлюки, ибо другим давали выступать и по 40 минут вместо 15. Зал же, по-моему, был заинтересован и даже отчасти зачарован красотой этого монастыря и всей местности.

16.00-16.15. Перфильева Людмила Александровна, ведущий специалист ФГУП НИИ "Спецпроектреставрация". Работы А.С. Каминского в Николо-Угрешском монастыре.

Л.А. сказала, что настоятеля монастыря Пимена надо причислить к соавторам многих построек, такое близкое участие во всем он принимал…Пимен и у нас в Берлюках бывал…А в создании знаменитой «палестинской стены» принял участие знаменитый художник Федор Солнцев. Вот я и думаю, а не за его ли родственником (у него самого детей не было), племянником, например, была замужем вторым браком дочка Каминского?..

16.15-16.30. Путятин Илья Евгеньевич, доцент Московского архитектурного института. Постнеклассицистические представления о символике христианского искусства.

В реальной программе этот доклад стал заключительным. Касался он интересной, малоизученной темы, но рассчитанной, видимо, на другую аудиторию.
.

16.30-16.45 о. Андрей, священник храма Большое Вознесение. О восстановлении храма св. Софии и Татианы в Филатовской больнице.

Имеется единственный пока фотоснимок, на котором изображена церковь (вторая в Москве во имя святой Татьяны) до революции. В разговоре со мной батюшка поведал, что старостой храма был сын коньячного фабриканта Шустов. И что фотографии соседнего с Софийской детской больницей дома С.Т.Морозова у них тоже нет…

16.45-17.00 Якубени Владимир Игнатьевич, Центральные научно-реставрационные проектные мастерские Министерства культуры РФ. Храм в усадьбе Беклемешевых Алексеевых «Неразстанное» в Чеховском районе Московской области.

Много лет об усадьбе ничего не было известно. Современное название места «Нерасстанное», храм находится на территории воинской части, в интернете обычно полагают Нерасстанное усадьбой М.Ф. Орлова, декабриста .

17.00-17.15 о. Александр (Берташ), священник, настоятель Воскресенской артиллерийской церкви, вед. н. с. Государственного музея истории Санкт-Петербурга Монастырь в Вышнем Волочке.

По-моему, этого доклада не было...

17.15-17.30 Ивлев Денис Михайлович, член Совета Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова. Храмовая архитектура А.С. Каминского в Вышневолоцком уезде.

А этот доклад был, говорил Денис о двух постройках Каминского в их краях в поселке Спирово и в Вышнем Волочке.

17.30-17.45 Позднякова Ирина Юрьевна, аспирантка МАРХИ. Собор во имя св. Серафима Саровского в Саровской пустыни.

Неожиданно и интересно было сравнение Саровской пустыни с Киевской лаврой. Со мной рядом сидел Алексей Михайлович, краевед из Сарова, который в своих публикациях немало касался истории местного монастыря. Хотя прямой ссылки на него не прозвучало, он был доволен тем, что опосредствованно его труд был востребован.

17.45-18.00 Подведение итогов конференции.

Елена Михайловна Юхименко зачитала проект постановления (или, лучше сказать, предложения конференции, дельные предложения, может, и будут где-то опубликованы). Все приняли и принялись сочинять письмо в защиту деревянной постройки Каминского в Вышнем Волочке. Кто не сочинял, те общались друг с другом, я тоже, расходиться не хотелось. С.В Кузаков вдруг стремительно откуда-то снова появился и потащил знакомить («непременно надо!») меня с Т.В. Юденковой из Третьяковской галереи, но Татьяны Витальевны в ГИМе уже не было. Зато освободился Алексей. Добрый человек сфотографировал нас вдвоем, и мы вышли на улицу, на Красную, точнее, площадь… Создание Померанцева (нет, нет, Каминский совсем не был одинок!) эффектно светилось гирляндами лампочек по всему контуру…

 

22 января, суббота

В этот день у конференции было некое дополнение, или, лучше сказать, приятное продолжение: состоялись еще и экскурсии по зданиям, построенным Архитектором...

Итак, конференция в ГИМе закончилась. Хорошо началась и хорошо закончилась. Что хотелось бы сказать в качестве пожелания? А.С. Каминский, конечно, один из самых видных зо дчих Москвы последней трети 19-го века. Но активно работали тогда и другие, и тоже известные, и тоже сделавшие для Москвы очень много – Чичаговы, Шервуды, А.Е. Вебер, например. А за ними череда замечательных мастеров модерна, из которых на слуху чаще всего имя Шехтеля, а были их десятки - вспомним книги М.В. Нащокиной (почему-то, кстати, в этот раз отсутствовавшей). Так вот хорошо бы, если Москомнаследия, МАРХИ, музеи наши, а также учреждения, занимающие ныне шедевры московской архитектуры, поддержали, продолжили бы складывающуюся традицию конференций, посвященных большим московским архитекторам! Дай Бог!

М.Дроздов

P . S .На следующей неделе дозвонился до Натальи Николаевны Скорняковой, зав. отделом изобразительных материалов ГИМа. Она сказала: в альбомах Каминского чертеж Берлюковской колокольни есть!

Фото Е.Пажитнова

Фото Е.Пажитнова Фото Е.Пажитнова Фото Е.Пажитнова

Фото Е.Пажитнова Фото Е.Пажитнова

Фото Е.Пажитнова Фото Е.Пажитнова Фото Е.Пажитнова

Фото Е.Пажитнова

 

Фото Е.Пажитнова

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы