«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

15 ноября 2016 года

Наша библиотека


Благодарим автора за внимание к высказанным рецензентом соображениям  и за трезвое, четкое понимание многих проблем, в связи с усадьбой Алмазово возникающих.

М. Дроздов

«Село Сергиевское, Алмазово тож»

Ответ на отзыв М.Дроздова на книгу И.Аксеновой «Село Сергиевское, Алмазово тож», опубликованный на сайте 21 марта 2016 г.

И.В.Аксенова

Уважаемый Михаил Сергеевич!

 

Благодарю Вас за ценные замечания, прозвучавшие в отзыве на мою книгу. Часть из них принимается, безусловно, и безоговорочно, а часть требует разъяснений с моей стороны.

Прежде всего, хочу обратить Ваше внимание на аннотацию заместителя председателя ОИРУ Перфильевой Л.А., которая очень точно уловила суть книги: «Книга явилась ответом на коллективный запрос прихожан храма и порождением духовной атмосферы возобновленного в Алмазове прихода. Наряду с видимыми результатами практической деятельности – заново отреставрированным храмом – книга выступает равноправной частью общего «духовного делания».

Это объясняет направленность книги – история храма, храмостроители, усадьба Демидовых, личный интерес к которой обусловлен моей профессией. Первоначально книга задумывалась только как брошюра для прихожан с краткой информации по истории храма. Однако большое количество текстовых и графических документов, которые были обнаружены за четыре года работы над текстом, повлияли на изменение формата издания. Сложившаяся книга-альбом адресована не только к уже воцерковленным читателям, но и просто к согражданам, интересующимся историей своей страны. Именно прикосновение к истокам и корням, а также знакомство с чудом восстановления храма (без помощи государства), по моему мнению, может помочь еще сомневающимся людям приблизиться к Православию. Приведенное во 2-й главе «сухое» описание памятников усадьбы позволит читателям беспристрастно оценить значение этих объектов в культуре страны, а прихожанам – более уважительно относится к тому, что окружает их в привычной уже церковной жизни.

В справочниках по архитектурным памятникам советского периода информация о подмосковной вотчине уральских горнозаводчиков Демидовых была немногословна. В связи с занятостью на основной работе поиск архивных материалов я проводила только в РГАДА, где хранятся основные документы Московской конторы Демидовых. Название книги «Село Сергиевское, Алмазово тож» взято из документов Демидовского периода (к.XVIII – н. XIX вв.) и поэтому стоит в кавычках. В это время село состояло собственно из усадьбы и содержание книги отражает, в основном, ее историю. Думаю, что такое объяснение убедительно.

Краткая информация о Демидовых, приведенная в 3?й части книги, должна хотя бы в какой-то мере заинтересовать и взрослых читателей, и тем более молодежь. Это позволит более правильно молодому поколению относиться к истории страны и к людям, сделавшим большой вклад в процветание России. Если спросить у молодых людей, живущих в  европейской части России, кто такие Демидовы, может быть только один из десятерых сможет сказать что-то внятное (за Уралом – да, смогут). Пробовала много раз. Демидовы не святые, но знать о них только «плохое» (как вбивали в головы моему поколению), согласитесь, не очень правильно.

О возможной принадлежности Демидовых к масонству я написала в статье «Подмосковная усадьба Демидовых Алмазово-Сергиевское» (Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы: Вып.18 (34) / колл. Авторов. Научный ред.-сост. М.В.Нащокина. – Санкт-Петербург: Коло, 2013 с. 397-436). Так как книга издавалась Приходским советом Алмазовского храма, я учла пожелания первого настоятеля храма Андрея Ковальчука и не внесла в книгу эту информацию.

 

История богадельни, личность Чихачева, деяния Человеколюбивого общества – это отдельная тема, это планы дальнейших поисков, в необходимости которых я с Вами солидарна.

Теперь относительно некоторых конкретных замечаний.

С.8 Так как книга предназначалась не для краеведов, а для прихожан храма, то примечания были необходимы. Отсутствие их во второй части книги в более сложных случаях – мое упущение.

С. 13 Единственным подъездом к Сергиевскому была дорога со стороны Никольско-Трубецкого (со стороны современного г. Балашиха). О намерении Демидова пробить новую дорогу от Стромынки можно прочитать на с. 24. В 1826 г. Демидов в предписании Московской конторе пишет о «предполагаемой дороге к городу», которая должна «пройти через сад севернее старого господского дома на острове». Именно по этой дороге сегодня осуществляется въезд в Алмазово.

С.18 О Щитниково. «Уже в первой половине XVI века к востоку от Москвы в Щитниково … находилась вотчина князя Б.И.Палецкого» (Бугров А.В. Между Владимиркой и Стромынкой. М.обл.: Изд. дом «Московия», 2008. С. 13).

С. 91-93 А что же делать? В формате данного издания вряд ли я могла написать больше, чем «остается найти энтузиастов и спонсоров».

 

В книге нашел отражение материал, собранный на момент ее написания. Но работа не останавливается, и, когда макет был уже сверстан, появились новые сведения. Изданная книга – это первый подход к теме, который как раз и должен спровоцировать появление нового материала, новых свидетелей и новых источников.

Ваши замечания были обсуждены с издательской группой и Приходским советом. Ваши пожелания, которые во многом совпадают и с нашими грядущими намерениями, будут реализованы в следующем издании, для которого появляется новый материал. Но это будет уже другая книга – и по построению, и по качеству и количеству помещаемой информации.

Сожалею, что после прочтения книги, у Вас сложилось впечатление об отсутствии объективности в моей оценке Советского периода.

 

Еще раз благодарю, уважаемый Михаил Сергеевич, за ценные замечания, которые, несомненно, помогут мне в дальнейшей работе.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.